табличный способ решения логических задач
методическая разработка по информатике и икт (8 класс)
В презентации разобраны разные логические задачи, решение которых можно представить одной и более таблицами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1.45 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В авиационном подразделении служат Потапов, Щедрин, Семенов, Коновалов и Самойлов. Их специальности (они перечислены не в том же порядке, что и фамилии): пилот, штурман, бортмеханик, радист и синоптик. Об этих людях известно следующее: Щедрин и Коновалов не умеют управлять самолетом. Потапов и Коновалов готовятся стать штурманами. Щедрин и Самойлов живут в одном доме с радистом. Семенов был в доме отдыха вместе со Щедриным и сыном синоптика. Потапов и Щедрин в свободное время любят играть в шахматы с бортмехаником. Коновалов, Семенов и синоптик увлекаются боксом. Радист боксом не увлекается. Кто есть кто? Пример логической задачи №1
Начнем решение задачи с построения логического квадрата. Элементы первого множества (фамилии) записываем в строках, а элементы второго множества (профессии) расположим по колонкам. И вот что у нас получается: Решение: Пилот Штурман Бортмеханик Радист Синоптик Потапов Щедрин Семенов Коновалов Самойлов Ключевые условия: Щедрин и Коновалов не умеют управлять самолетом. Потапов и Коновалов готовятся стать штурманами. Щедрин и Самойлов живут в одном доме с радистом. Семенов был в доме отдыха вместе со Щедриным и сыном синоптика. Потапов и Щедрин в свободное время любят играть в шахматы с бортмехаником. Коновалов, Семенов и синоптик увлекаются боксом. Радист боксом не увлекается. Ответ: Потапов – радист, Щедрин – штурман, Семенов – пилот, Коновалов – бортмеханик, Самойлов – синоптик. - - - - - - - - - - - - - + - - - + - - - + - - +
Пример логической задачи №2 В школе учатся 4 талантливых мальчика: Иванов, Петров, Сидоров и Андреев. Один из них – будущий музыкант, другой преуспел в бальных танцах, третий – солист хора мальчиков, четвертый подает надежды как художник. О них известно следующее: 1. Иванов и Сидоров присутствовали в зале консерватории, когда там солировал в хоре мальчиков певец. 2. Петров и музыкант вместе позировали художнику. 3. Музыкант раньше дружил с Андреевым, а теперь хочет познакомиться с Ивановым. 4. Иванов не знаком с Сидоровым, т.к. они учатся в разных классах и в разные смены. Кто чем увлекается?
1. Иванов и Сидоров присутствовали в зале консерватории, когда там солировал в хоре мальчиков певец → Иванов и Сидоров не певцы Танцор Художник Солист Музыкант Иванов - Петров Сидоров - Андреев
2. Петров и музыкант вместе позировали художнику → Петров – не художник и не музыкант Танцор Художник Солист Музыкант Иванов - Петров - - Сидоров - Андреев
3. Музыкант раньше дружил с Андреевым, а теперь хочет познакомиться с Ивановым → Андреев и Иванов – не музыканты → Музыкант – Сидоров. Танцор Художник Солист Музыкант Иванов - - Петров - - Сидоров - + Андреев -
4. Так как Сидоров – музыкант, он не может быть ни солистом, ни танцором, ни художником. Танцор Художник Солист Музыкант Иванов - - Петров - - Сидоров - - - + Андреев -
5. Петров и Сидоров вместе позировали художнику, но Иванов не знает Сидорова, значит художник – не Иванов → художник – Андреев Танцор Художник Солист Музыкант Иванов - - - Петров - - Сидоров - - - + Андреев - + - -
6. Теперь определился солист – это Петров → танцор – Иванов. Танцор Художник Солист Музыкант Иванов + - - - Петров - - + - Сидоров - - - + Андреев - + - -
Пример логической задачи №3 Света, Марина, Андрей, Кирилл и Юра держат домашних животных. У каждого либо кошка, либо собака, либо попугай. Девочки не держат собак, а мальчики попугаев. У Светы нет кошки. У Светы и Марины разные животные. У Марины и Андрея – одинаковые. У Андрея и Кирилла – разные. У Кирилла и Юры – одинаковые. Какие животные у каждого.
1. Девочки не держат собак Света Марина Андрей Кирилл Юра Кошка Собака - - Попугай
2. Мальчики не держат попугаев Света Марина Андрей Кирилл Юра Кошка Собака - - Попугай - - -
3. У Светы нет кошки → у Светы попугай Света Марина Андрей Кирилл Юра Кошка - Собака - - Попугай + - - -
5. У Марины и Андрея - одинаковые Света Марина Андрей Кирилл Юра Кошка - + + Собака - - - Попугай + - - - -
6. У Андрея и Кирилла – разные Света Марина Андрей Кирилл Юра Кошка - + + - Собака - - - + Попугай + - - - -
7. У Кирилла и Юры - одинаковые Света Марина Андрей Кирилл Юра Кошка - + + - - Собака - - - + + Попугай + - - - -
Самостоятельная работа
Задача 1 Маша, Оля, Лена и Валя – замечательные девочки. Каждая из них играет на каком-нибудь музыкальном инструменте и говорит на одном из иностранных языков. Инструменты и языки у них разные. Маша играет на рояле. Девочка, которая говорит по-французски, играет на скрипке. Оля играет на виолончели. Маша не знает итальянского языка, а Оля не владеет английским. Лена не играет на арфе, а виолончелистка не говорит по-итальянски. Нужно определить, на каком инструменте играет каждая из девочек и каким иностранным языком она владеет.
Увлечение Девочка Маша Оля Лена Валя Музыкальный инструмент Рояль + - - - Скрипка Виолончель Арфа Иностранный язык Французский Немецкий Английский Итальянский 1. Маша играет на рояле
Увлечение Девочка Маша Оля Лена Валя Музыкальный инструмент Рояль + - - - Скрипка Виолончель - + - - Арфа Иностранный язык Французский Немецкий Английский Итальянский 2. Оля играет на виолончели
Увлечение Девочка Маша Оля Лена Валя Музыкальный инструмент Рояль + - - - Скрипка Виолончель - + - - Арфа Иностранный язык Французский Немецкий Английский - Итальянский - 3. Маша не знает итальянского языка, а Оля не владеет английским
Увлечение Девочка Маша Оля Лена Валя Музыкальный инструмент Рояль + - - - Скрипка - - + - Виолончель - + - - Арфа - - - + Иностранный язык Французский Немецкий Английский - Итальянский - - 4. Лена не играет на арфе → на арфе играет Валя , а на скрипке – Лена. Виолончелистка не говорит по-итальянски
Увлечение Девочка Маша Оля Лена Валя Музыкальный инструмент Рояль + - - - Скрипка - - + - Виолончель - + - - Арфа - - - + Иностранный язык Французский - - + - Немецкий Английский - Итальянский - - - + 5. Девочка, которая говорит по-французски, играет на скрипке → по-французски говорит Лена → по-итальянски – Валя.
Увлечение Девочка Маша Оля Лена Валя Музыкальный инструмент Рояль + - - - Скрипка - - + - Виолончель - + - - Арфа - - - + Иностранный язык Французский - - + - Немецкий - + - - Английский + - - - Итальянский - - - + 6. Т. к. Оля не знает английский → она говорит по-немецки → по-английски говорит Маша.
Задача № 2 Жили три молодых человека – Андрей, Бронислав и Борис. Один из них – аптекарь, другой – бухгалтер, третий – агроном. Один живет в Бобруйске, другой – в Архангельске, третий – в Белгороде. Требуется выяснить, кто где живет и у кого какая профессия. Известно лишь что: 1. Борис бывает в Бобруйске наездами и то весьма редко, хотя все его родственники живут в этом городе. 2. У двоих из этих людей названия профессий и городов, в которых они живут, начинаются с той же буквы, что и имена. 3. Жена аптекаря приходится Борису младшей сестрой.
1. Борис бывает в Бобруйске наездами и то весьма редко, хотя все его родственники живут в этом городе → Борис живет не в Бобруйске аптекарь бухгал- тер агроном Бобруйск Архан- гельск Белгород Андрей Бронислав Борис -
2. Жена аптекаря приходится Борису младшей сестрой → аптекарь живет в Бобруйске → Борис не аптекарь аптекарь бухгал- тер агроном Бобруйск Архан- гельск Белгород Андрей Бронислав Борис - -
3. У двоих из этих людей названия профессий и городов, в которых они живут, начинаются с той же буквы, что и имена Аптекарь Бухгалтер Агроном Бобруйск Архан- гельск Белгород Андрей - - + - + - Бронислав + - - + - - Борис - + - - - +
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Табличный способ решения логических задач.
7 класс. Информационные модели....
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/26/picture-270255-1372190548.jpg)
Табличный способ решения логических задач.
В данном уроке рассматриваются основные принципы решения логических задач табличным способом. Используется презентация Л.Л. Босовой ЦОР. Организована работа в парах. В заключении предлагае...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/07/picture-334377-1383770302.jpg)
Табличный способ решения логических задач.
Представлен план урока "Табличный способ решения логических задач"....
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/12/picture-563005-1421080503.png)
УРОК Решение логических задач табличным способом. Решение логических задач графическим способом
На уроке используется технология обучения в сторудничестве - работа обучающихся в мини-группах. Презентация к уроку....
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/12/picture-563005-1421080503.png)
ПРЕЗЕНТАЦИЯ Решение логических задач табличным способом. Решение логических задач графическим способом
Презентация к уроку "Решение логических задач табличным способом. Решение логических задач графическим способом"...
Табличный способ решения логических задач
На уроке учащиеся знакомятся с методами решения логических задач. Материал содержит конспект урока и презентацию.Урок закрепления изучаемого материала и выработки практических умений...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/10/picture-175457-1357811269.gif)
Методическая разработка (презентация) на тему: "Табличный способ решения логических задач"
Презентация создана в помощь при разборе темы "Табличный способ решения логических задач". Содержит пример разбора решения задач и задачи для самостоятельного решения учениками....