Урок «На ТВ складывают и вычитают положительные и отрицательные числа »"
материал по алгебре (6 класс) по теме

Чернаускас Светлана Владимировна

Урок в 6 классе. Тип урок: технология игра-путешествие с использованием мультимедии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon na_tv.doc88 КБ
Office presentation icon 12marta.ppt1.76 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:

«На ТВ складывают и вычитают

положительные и отрицательные числа »

Тип урока: обобщающий с применением технологии игра - экскурсия

Дидактическая цель:  закрепление и отработка у учащихся навыков сложения отрицательных чисел, чисел в разными знаками и вычитание.

Обучающая цель: закрепить правила сложение и вычитание чисел с разными знаками, добиться глубокого и сознательного усвоения правил сложения и вычитание чисел с разными знаниями, совершенствовать вычислительные навыки учащихся.

Воспитательная: привить трудолюбие, самостоятельность, воспитывать коммуникативные способности учащихся при совместной работе, при обсуждении изученного материала; культуру умственного труда; создать на уроке доброжелательную психологическую обстановку в отношении “учитель-ученик”.

Развивающая: расширение кругозора учащихся, формировать эмоционально - ценностное отношение учащихся к предмету, к процессу познания путём разнообразных методов и приёмов.

Оборудование: 

  1. карточки и график к диктанту;
  2. ноутбук и проектор, названия и заставки к телепередачам;
  3. карточки-задания к выбранным программам
  4. учебник Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. Математика. М.: Мнемозина,2001.

На доске эпиграф:

Незнающие пусть научатся,
а знающие - вспомнят ещё раз.

Античный афоризм


План урока

Этапы урока

Время

Учитель

Ученики

1. Организационный момент

3 мин

Вступительное слово

2. «Прогноз погоды»

5 мин

Математический диктант

Выполняют задание – отвечают на вопросы

3. «Умники и умницы»

7 мин

Проверяет правильность выполнения упражнений

Отвечает у доски

4. Ваш выбор

а) «Лабиринт форта Боярд»

б) «Спортивное обозрение»

в) «Слабое звено»

7 мин

Раздает задание – карточки каждому учащемуся по результатам выбора программы. Проверяет правильность выполнения заданий

Выполняют самостоятельно задание на карточках. Комментируют выполнение.

5. Спецвыпуск «История в деталях»

3 мин

На экране демонстрирует историю развития положительных и отрицательных чисел.

Слушают и отвечают на вопросы учителя о ученых математиках

7.  Физкультминутка

6. . Вести недели

5 мин

Демонстрация кроссворда и его заполнение

Отвечают на вопросы устного счета

7. «Что? Где? Когда?»

2 мин

Подведение итогов. Выставление оценок.


Ход урока

I. Организационный момент. 

  1. Подготовка учащихся к уроку (необходимые принадлежности).
  2. Объяснение учителем целей и плана урока.

1. Вступительное слово учителя.

Мы все любим смотреть телевизор и нам нравятся разные программы. Вот сегодня я и предлагаю вам на время урока перенестись в телецентр.

- Кто знает, что это такое?

Вы сегодня будите выступать в необычной для вас роли, в качестве зрителей,  в качестве игроков, участников, режиссёров различных программ. Право главного режиссёра я оставляю за собой. Только я буду строгий начальник, буду наказывать за любую провинность в работе - шум, крики, подсказки, неверные ответы

2. Первая программа, как и положено с утра, это “Прогноз погоды” ваших ошибок на 12.03.07. (графический диктант)

                согласен

                

не согласен

1 Я считаю, что для того чтобы сложить два отрицательных числа надо сложить их модули и перед полученным результатом поставить знак «минус».

2. Я думаю, что для того  чтобы найти длину отрезка на координатной прямой, надо к координате его правого конца прибавить координату его левого конца.

3. Температура воздуха утром была – 5˚С, а к вечеру она стала равной 2˚С. Температура воздуха изменилась за день на - 7˚С.

4. Чтобы из данного числа вычесть другое, надо к уменьшаемому прибавить число, противоположное вычитаемому.

5. Точка А(-7), В (5), тогда длина отрезка АВ равна12.

В графическом диктанте не должно быть ни каких исправлений.  Итак внимание на экран:

Нормативы оценок

“5” - нет ошибок

“4” - 1ошибки

“3” - 2 ошибки

“2” - 3 и более ошибок.

Самостоятельно проверили и поднимите руки у кого оценка «5», «4». Отлично.

2.  Прогноз нам известен, и мы отправляемся на съемки программы «Умники и умницы». Нам предстоит быть режиссерами этой программы. Итак, внимание на экран.

Вычислите (ученик по карточке работает у доски  с комментариями, все остальные самостоятельно)

Эксперты все остальные.

Задание.

А) -2,36+ 0,49 =  (-1, 87)  

Б) -17+ (-45)=  -62

В)

Г)

Д)

Мы хорошо отредактировали программу, вспомнили правила сложения и вычитания чисел с разными знаками.

Дома, смотря телевизор, вы выбираете любимые программы. И я предлагаю сейчас сделать свой выбор.


«Лабиринт форта Боярд»

 «Спортивное обозрение»

 «Чрезвычайное происшествие»

Задача:

Про число известно, что

  1. оно больше -15 и меньше 13
  2. число, ему противоположное, больше 8 и меньше 12
  3. модуль этого числа – число не четное
  4. расстояние от точки, соответствующей этому числу на числовой оси,  до начало отчета больше 10.

Найдите это число.  (-11)

Участвуя в кубке «УЕФА» футбольные команды получают баллы за игры. Каждый забитый мяч в ворота противника, приносят 2 балла, каждый пропущенный вычитается по 1 баллу. Определите, сколько баллов получили команды в этом сезоне.

команды

Забитые мячи

Пропущенные

мячи

«Зенит»

18

7

«Спартак»

4

12

«ЦСКА»

7

14

ЗЕНИТ 29

СПАРТАК -4 ЦСКА 0

Финансовый директор компьютерного магазина «РИМ» считая прибыль фирмы (в тыс. рублей) по формуле n=a-b+c-d, не может определить в каких кварталах фирма действительно имела прибыль, а в каких убытки. Узнайте размеры прибыли и убытков (значения a, b, c, d  указаны в таблице)

a

b

c

d

I полугодие

152

-23

-45

109

II  полугодие

400

682

209

-11

1 ПОЛУГОДИЕ + 21

2 ПОЛУГОДИЕ -62


Устали?

ФИЗКУЛЬТМИНУТИКА

 Отдохнем и вместе посмотрим спецвыпуск «История в деталях»  

(сообщение о истории отрицательных и положительных чисел).

Отправляемся дальше. На следующей программе нам надо быть предельно внимательными. Проверим вашу готовность (игра на внимательность).

В Сочи готовятся к проведению олимпиады в 2014 году. А звери местных лесов решили провести свои соревнования по фигурному катанию. Во результаты голосования зрителей.

 Отрицательные числа – проголосовали против

Положительные числа – отдали голос за партию

Итоговое количество голосов отданных за участника соревнования считаются по формуле:

«За»+ «Против»

Участники соревнований

Проголосовали «Против»

Проголосовали «За»

Лиса

- 67

3456

Волк

- 98

3567

Заяц

- 45

878

Медведь

-56

763

Белка

-87

997

Необходимо узнать, сколько ….

  1. Сколько голосов против Зайца, Медведя, Белку (-188)
  2. Сколько голосов за Белку, Медведя (1760)
  3. Итоговое количество голосов за Волка (3469)
  4. Сколько голосов против Лисы и Волка (- 165)
  5. Сколько голосов за Зайца и  Медведя (1641)
  6. Сколько голосов за Волка и Медведь (4330)

1

-

1

8

8

2

1

7

6

0

3

3

4

6

9

4

-

1

6

5

5

1

6

4

1

6

4

3

3

0

7

9

1

0

  1. Итоговое количество голосов Белку (910)

Записали домашнее задание. И последняя наша программа – ночная интеллектуальная, которую мы не могли не посетить. «Что? Где? Когда?»

Что мы сегодня повторили?

Где можно применить наши правила?

Когда необходимо выполнить домашнее задание

Спасибо. Оценки за урок…

Дополнительное Задание (на карточке для ученика на экране для жюри и учеников)

Даны четыре числа -4,5; -2; -3,7; -4,9 и даны задания:

  1. Из модуля суммы первых двух чисел вычесть разность третьего и четвертого чисел.
  2. К разности первого и четвертого прибавить сумму второго и третьего числа.
  3. Из первого числа вычесть сумму остальных чисел
  4. из суммы модулей первых двух чисел вычесть модуль разности последних.

                 

ответ

  1. |-4,5+(-2)|-(-3,7-(-4,9))=6,5-(-8,6)=15,1
  2. (-4,5-(-4,9))+(-2+(-3,7))=0,4+(-5,7)=-5,3
  3. -4,5-(-2+(-3,7)+(-4,9))=-4,5-(-10,6)=6,1
  4.  (|-4,5|+|-2|)-|-3,7-(-4,9)| =6,5- 1,2=3,3

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

12.03.2007 На ТВ складывают и вычитают положительные и отрицательные числа Незнающие пусть научатся, а знающие - вспомнят ещё раз. Античный афоризм

Слайд 2

план экскурсии 1. «Прогноз погоды» 2. «Умники и умницы» 3. Ваш выбор 4. Физкультминутка 5. Спецвыпуск «Истории в деталях» 6. «Вести недели» 7. «Что? Где? Когда?»

Слайд 3

"ПРОГНОЗ ПОГОДЫ" ВАШИХ ОШИБОК НА 12 МАРТА 2007 ГОДЫ согласен не согласен 1.Я считаю, что для того чтобы сложить два отрицательных числа, надо 1) сложить их модули 2) перед полученным результатом поставить знак «минус». 2. Я думаю, что для того чтобы найти длину отрезка на координатной прямой, надо к координате его правого конца прибавить координату его левого конца. 3.Температура воздуха утром была – 5˚С, а к вечеру она стала равной 2˚С. Температура воздуха изменилась за день на - 7˚С. 4. Чтобы из данного числа вычесть другое, надо к уменьшаемому прибавить число, противоположное вычитаемому. 5. Точка А(-7), В (5), тогда длина отрезка АВ равна 12

Слайд 4

"ПРОГНОЗ ПОГОДЫ" ВАШИХ ОТВЕТОВ НА 12 МАРТА 2007 ГОДЫ Нормативы оценок “ 5” - нет ошибок “ 4” - 1ошибка “ 3” - 2 ошибки “ 2” - 3 и более ошибок.

Слайд 5

умники и умницы Давыдова Юля А) -2,36+ 0,49 Б) -17+ (-45) Д) В) Г) = -1,87 = -62

Слайд 6

Задача: Про число известно, что оно больше -15 и меньше 13 2) число, ему противо- положное, больше 8 и меньше 12 3)модуль этого числа – число не четное 4)расстояние от точки, соответствующей этому числу на числовой оси, до начало отчета больше 10. Найдите это число. Участвуя в кубке «УЕФА» футбольные команды получают баллы за игры. Каждый забитый мяч в ворота противника, приносят 2 балла, каждый пропущенный вычитается по 1 баллу. Определите, сколько баллов получили команды в этом сезоне. Финансовый директор компьютерного магазина «РИМ», считая прибыль фирмы (в тыс. рублей) по формуле n = a - b + c - d , не может определить в каких кварталах фирма действительно имела прибыль, а в каких убытки. Узнайте размеры прибыли и Убытков (значения a , b , c , d указаны в таблице) a b c d I 152 -23 -45 109 II 400 682 209 -11 команды Забитые мячи Пропущенные мячи «Зенит» 18 7 «Спартак» 4 12 «ЦСКА» 7 14 лабиринт форт Боярд спортивное обозрение слабое звено

Слайд 7

ОТВЕТЫ -11 «ЗЕНИТ» 29 баллов «СПАРТАК» -4 балла «ЦСКА» - 0 баллов I полугодие +21 II полугодие -62

Слайд 8

ФИЗКУЛЬТ МИНУТКА

Слайд 9

Отрицательные числа появились значительно позже натуральных чисел и обыкновенных дробей. Первые сведения об отрицательных числах встречаются у китайских математиков во II в. до н.э. Положительные числа тогда толковались как имущество, а отрицательные – как долг, недостача. Но ни египтяне, ни вавилоняне, ни древние греки отрицательных чисел не знали. Лишь в VII в. индийские математики начали широко использовать отрицательные числа, но относились к ним с некоторым недоверием. В Европе отрицательными числами начали пользоваться с XII – XIII вв. но до XVI в., как и в древности, они понимались как долги, большинство ученных считали их «ложными» в отличие от положительных чисел – «истинных». Признанию отрицательных чисел способствовали работы французского математика, физика и философа РЕНЕ ДЕКАРТА (1596 - 1650). Он предложил геометрическое истолкование положительных и отрицательных чисел – ввел координатную прямую (1637) спецвыпуск

Слайд 10

Участники соревнований Проголосовали «Против» Проголосовали «За» Лиса - 67 3456 Волк - 98 3567 Заяц - 45 878 Медведь -56 763 Белка -87 997 ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ

Слайд 11

вести недели 1 2 3 4 5 6 7 - 1 8 8 1 7 6 0 3 4 6 9 - 1 6 5 1 6 4 1 4 3 3 0 9 1 0 Сколько голосов против Зайца, Медведя, Белки? 2.Сколько голосов за Белку Медведя? 3. Итоговое количество голосов за Волка? 4. Сколько голосов против Лисы и Волка ? 5. Сколько голосов за Зайца и Медведя? 6. Сколько голосов за Волка и Медведя? 7. Итоговое количество голосов Белку?

Слайд 12

Что? Где? Когда?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока математики в 6классе по "Положительные и отрицательные числа"

Урок проведен в игровой форме с красочной презентацией и интересными заданиями....

Урок математики в 6 классе «Положительные и отрицательные числа»

Урок математики в 6 классе «Положительные и отрицательные числа»...

Обобщающий урок по теме «Действия с положительными и отрицательными числами»

Обобщающий урок по теме «Действия с положительными и отрицательными числами» с презентацией и приложениями к уроку....

Конспект урока с УУД по теме "Положительные и отрицательные числа. Координатная прямая." , 6 класс

Конспект урока с УУД по теме " Положительные и отрицательные числа. Координатная прямая." , 6 класс....

Мастер-класс урока математики в 6 классе "Положительные и отрицательные числа"

Пример конспекта урока математики в 6 классе (автор учебника Истомина Н.Б.) с использованием различных приемов на всех этапах урока.     ...

Конспект урока по теме "Действия с положительными и отрицательными числами" 6 класс

Цели:Образовательные: обобщить знания учащихся о правилах действий над положительными и отрицательными числами; закрепить полученные навыки;Воспитательные: воспитание познавательного интерес...

Урок математики "Все действия с положительными и отрицательными числами"

Цель: обобщить ранее изученный материал, систематизировать знания, умения и навыки при решении различных заданий. 1) Образовательные: обобщение и систематизация знаний и умений обучающихся по тем...