Обобщающий урок по теме «Действия с положительными и отрицательными числами»
план-конспект урока по алгебре (6 класс) по теме
Обобщающий урок по теме «Действия с положительными и отрицательными числами» с презентацией и приложениями к уроку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_afanaseva_n.s.docx | 52.06 КБ |
prezentatsiya_k_uroku_afanaseva_n.s.pptx | 2.02 МБ |
prilozhenie_k_uroku_afanaseva_n.s.docx | 43.56 КБ |
Предварительный просмотр:
6 класс. Обобщающий урок по теме
«Действия с положительными и отрицательными числами»
Учитель: Афанасьева Н.С.
Цели:
Образовательные: обобщить знания учащихся о правилах действий над положительными и отрицательными числами; закрепить полученные навыки;
Воспитательные: воспитание познавательного интереса к предмету; воспитывать культуру труда, математической речи, активность, самостоятельность, культуру общения.
Оборудование: компьютер; проектор; мультимедийная презентация; оценочные листы; бланки для ответов.
Ход урока:
Ребята, мы с вами долго и упорно изучали арифметику положительных и отрицательных чисел, и вот, пришло время подвести итоги. Так чему же вы научились?
Ученики отвечают: «Мы научились выполнять сложение и вычитание, умножение и деление положительных и отрицательных чисел и т.п.»
А к какой группе чисел можно отнести все положительные и отрицательные числа?
Ученики отвечают: «К рациональным числам!»
Совершенно верно! Ну, тогда начнем наш урок! Сегодня вы узнаете много интересного и закрепите ранее изученный материал. Каждому из вас выдан бланк ответов, который вы будете заполнять в ходе урока. В последующем, вы сможете использоваться его как подсказку. А для начала пройдите блиц-опрос.
Блиц-опрос
- Сумма противоположных чисел равна…
- Какое из чисел больше: отрицательное или 0?
- Какое число больше: -15 или -9?
- Чему равна сумма чисел от -18 до 17?
- Если перемножить 5 положительных и 8 отрицательных чисел, то с каким знаком мы получим результат?
- При каких значениях x и y верно соотношение: ?
Вы можете сравнить свои ответы с ответами на экране. (Приложение 1)
Теперь вам нужно заполнить бланки-подсказки, затем сравнить свои ответы с ответами на экране (обучающиеся заполняют бланки):
Бланк-подсказка
1. Число, отличающееся от данного только знаком, называется
2. Сумма противоположных чисел равна
3. Сумма положительных чисел
4. Сумма отрицательных чисел
5. Сумма чисел с разными знаками имеет знак числа
6. Вычитание можно заменить действием сложения с числом
7. Произведение положительных чисел
8. Произведение четного числа отрицательных множителей
9. Произведение нечетного числа отрицательных множителей
10. a(bc) =
11. a : (bc) =
12. (a ± b)с = или ас ± bc =
13. (a ± b) : с = или а : с ± b : c =
В оценочном листе отметьте, какие знания вы приобрели в ходе изучения действий над рациональными числами и оцените их по пятибалльной шкале:
Оценочный лист
1. Я знаю правила сложения и вычитания рациональных чисел |
|
2. Я знаю правила умножения и деления рациональных чисел |
|
3. Я знаю свойства рациональных чисел |
|
4. Я умею складывать рациональные числа |
|
5. Я умею вычитать рациональные числа |
|
6. Я умею умножать и делить рациональные числа |
|
7. Я умею находить рациональные способы решения, используя свойства рациональных чисел |
А теперь давайте обратимся к истории. Первые понятия об отрицательных величинах сложились примерно к I веку до нашей эры.
Примерно во II веке до н.э. с ними столкнулись китайские ученые, но император Ши Хуан Ди, разгневанный на ученых, повелел сжечь все научные книги, а их авторов казнить. Поэтому, до нас дошли лишь обрывки, откуда известно, что китайцы не знали правила знаков при умножении положительных и отрицательных чисел.
Одними из первых дали весьма естественное истолкование этим числам индийские ученые. Они истолковывали их как «имущество» и «долг». Например, математик и астроном Брахмагупта в книге «Брама- спутта –сидданта», состоящей из 20 книг, написанных в 628 году сформулировал математические действия так:
Правила сложения:
- Сумма двух имуществ есть имущество: ;
- Двух долгов – долг: ;
- Имущества и долга – их разность:
- Если они равны – нуль:
- Сумма нуля и долга – долг:
- Имущества и нуля – имущество:
Правила вычитания:
- Долг, вычтенный из нуля, становится имуществом:
- Имущество, вычтенное из нуля – долгом:
- Чтобы вычесть долг из имущества или имущество из долга, нужно составить их сумму: .
Попробуйте сами сформулировать правила умножения и деления положительных и отрицательных чисел на «языке Брахмагупты».
А сейчас давайте познакомимся еще с одним приемом действий с рациональными числами.
Таблица умножения положительных и отрицательных чисел:
+ | * | + | = | + |
+ | * | - | = | - |
- | * | - | = | + |
Друг это "+", враг это "", моего это "=", мне - это знак "*"
А теперь решите примеры, использовав полученные приемы.
Вариант 1 | Вариант 2 |
И на последок, решите следующую задачу:
Бережливый хозяин должен хорошо знать как размер своего имущества, так и свои долги. И вот однажды ростовщик решил посчитать, с прибылью для себя или с убытком он прожил этот месяц? Если:
- Первый человек отдал ему 32,4 лиры своего долга;
- второму он дал в долг 50% этих денег;
- На строительство башни он пожертвовал 30,8;
- Третий вернул 17,6 лиры;
- И последняя сделка принесла ему доход 10 лир.
Ребята, вот наш урок подошел к концу. Что мы с вами повторили? Что вы узнали нового? Как вы думаете, вы справитесь с контрольной работой?
Сдайте, пожалуйста, ваши оценочные листы и запишите домашнее задание. Спасибо за урок! До завтра!
Домашнее задание: №1257(а,г), №1222.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Блиц – опрос 1.Сумма противоположных чисел равна … Ответ : 0 2. Какое из чисел больше: отрицательное или 0? Ответ : 0 3. Какое число больше: -15 или -9? Ответ : -9 4. Чему равна сумма чисел от -18 до 17 ? Ответ : -18
Блиц – опрос 5 . Если перемножить 5 положительных и 8 отрицательных чисел, то с каким знаком мы получим результат? Ответ : «+» 6. При каких значениях x и y верно соотношение ?: Ответ : при х > у, х > 0, у > 0. 7. Ответ: -1
Бланк – подсказка Число, отличающееся от данного только знаком, называется противоположным . Сумма противоположных чисел равна нулю . Сумма положительных чисел равна положительному числу. Сумма отрицательных чисел равна отрицательному числу. 5. Сумма чисел с разными знаками имеет знак числа большего по модулю . 6.Произведение нечетного числа отрицательных множителей отрицательно .
Бланк – подсказка 7. Произведение положительных чисел положительно. 8. Произведение четного числа отрицательных множителей положительно 9.Вычитание можно заменить действием сложения с числом противоположным вычитаемому . 10. а ( bc ) = ( ab )c 11 . a : ( bc ) = a:b:c 12 . ( a ± b)c = ac ± bc 13 . ( a ± b) : c = a:c ±b:c
Оценочный лист В оценочном листе отметьте, какие знания вы приобрели в ходе изучения действий над рациональными числами и оцените их по пятибалльной шкале.
Первые сведения об отрицательных числах встречаются у китайских математиков во втором веке до нашей эры. Впервые отрицательные числа были узаконены в Китае в III веке, но использовались лишь для исключительных случаев. Чуть позднее отрицательные числа стали использоваться в Индии для обозначения долгов или признавались как промежуточный этап, полезный для вычисления окончательного, положительного результата. Это интересно
Это интересно Древнегреческий математик Диофант в III веке уже знал правило знаков и умел умножать отрицательные числа . Индийский математик Брахмагупта ( VII век) уже рассматривал их наравне с положительными. Вот как он излагал правила сложения и вычитания: «Сумма двух имуществ есть имущество». «Сумма двух долгов есть долг». «Сумма имущества и долга равна их разности ».
В Европе отрицательные числа появились благодаря Леонардо Пизанскому (Фибоначчи) , который тоже ввёл их для решения финансовых задач с долгами. В 1202 году он впервые использовал отрицательные числа для подсчёта своих убытков. Полная и вполне строгая теория отрицательных чисел была создана только в XIX веке ( Уильям Гамильтон и Герман Грассман ). Это интересно
Таблица умножения положительных и отрицательных чисел Друг – это «+», враг – это «-», моего – это «=» , мне – это знак «*»
Проверочная работа Вариант 1 Вариант 2 -0,42 -10 -17,76 -7,2 -37 -6,75
Решите задачу Бережливый хозяин должен хорошо знать как размер своего имущества, так и свои долги. И вот однажды ростовщик решил посчитать, с прибылью для себя или с убытком он прожил этот месяц? Если: Первый человек отдал ему 32,4 лиры своего долга; Второму он дал в долг 50% этих денег; На строительство башни он пожертвовал 30,8; Третий вернул 17,6 лиры; И последняя сделка принесла ему доход 10 лир .
Решение задачи Хозяину вернули долг 32,4 лиры, значит он в плюсе. От имеющейся суммы половину хозяин занял , т.е. 32,4 - 32,4 0,5 . 3) От оставшейся суммы хозяин пожертвовал 30,8 лиры, т.е. 32,4 - 32,4 0,5-30,8 . 4) Хозяину вернули долг 17,6 лиры, т.е. 32,4 - 32,4 0,5-30,8+17,6 . 5) Последняя сделка принесла 10 лир, т.е. 32,4 - 32,4 0,5-30,8+17,6+10 . 6) В итоге получаем: 32,4 – 32,4 ∙ 0,5 – 30,8 + 17,6 + 10 = 13
ЭТО ВАЖНО! СПАСИБО ЗА УРОК! Сдайте оценочные листы , запишите домашнее задание : № 1257( а,г ), № 1222
Предварительный просмотр:
Приложение
Блиц-опрос
- Сумма противоположных чисел равна …
- Какое из чисел больше: отрицательное или 0?
- Какое число больше: -15 или -9?
- Чему равна сумма чисел от -18 до 17?)
- Если перемножить 5 положительных и 8 отрицательных чисел, то с каким знаком мы получим результат?
- При каких значениях x и y верно соотношение: ?
Бланк-подсказка
1. Число, отличающееся от данного только знаком, называется
2. Сумма противоположных чисел равна
3. Сумма положительных чисел
4. Сумма отрицательных чисел
5. Сумма чисел с разными знаками имеет знак числа
6. Вычитание можно заменить действием сложения с числом
7. Произведение положительных чисел
8. Произведение четного числа отрицательных множителей
9. Произведение нечетного числа отрицательных множителей
10. a(bc) =
11. a : (bc) =
12. (a ± b)с = или ас ± bc =
13. (a ± b) : с = или а : с ± b : c =
Оценочный лист
1. Я знаю правила сложения и вычитания рациональных чисел |
|
2. Я знаю правила умножения и деления рациональных чисел |
|
3. Я знаю свойства рациональных чисел |
|
4. Я умею складывать рациональные числа |
|
5. Я умею вычитать рациональные числа |
|
6. Я умею умножать и делить рациональные числа |
|
7. Я умею находить рациональные способы решения, используя свойства рациональных чисел |
Проверочная работа
Вариант 1 | Вариант 2 |
Задача
Бережливый хозяин должен хорошо знать как размерсвоего имущества, так и свои долги. И вот однажды ростовщик решил посчитать, с прибылью для себя или с убытком он прожил этот месяц? Если:
- Первый человек отдал ему 32,4 лиры своего долга;
- второму он дал в долг 50% этих денег;
- На строительство башни он пожертвовал 30,8;
- Третий вернул 17,6 лиры;
- И последняя сделка принесла ему доход 10 лир.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока математики в 6классе по "Положительные и отрицательные числа"
Урок проведен в игровой форме с красочной презентацией и интересными заданиями....
Урок математики в 6 классе «Положительные и отрицательные числа»
Урок математики в 6 классе «Положительные и отрицательные числа»...
Урок математики в 5-м классе "Мы обретаем ту силу,что преодолели" (обобщающий урок по теме "Действия с натуральными числами"
Цель урока: дать Ребенку радость умственного труда от того,что он сумел преодолеть трудности, проявить себя, увидеть красоту мысли при решении интересных задач....
Конспект урока с УУД по теме "Положительные и отрицательные числа. Координатная прямая." , 6 класс
Конспект урока с УУД по теме " Положительные и отрицательные числа. Координатная прямая." , 6 класс....
Мастер-класс урока математики в 6 классе "Положительные и отрицательные числа"
Пример конспекта урока математики в 6 классе (автор учебника Истомина Н.Б.) с использованием различных приемов на всех этапах урока. ...
Урок математики "Все действия с положительными и отрицательными числами"
Цель: обобщить ранее изученный материал, систематизировать знания, умения и навыки при решении различных заданий. 1) Образовательные: обобщение и систематизация знаний и умений обучающихся по тем...
Конспект урока в классе по теме "Положительные и отрицательные числа"
Конспект урока математики в 6 классе по теме «Положительные и отрицательные числа», разработанный с использованием проектной технологии.Урок обобщения и систематизации знаний. 6 клас...