Урок по теме "Фракталы"
план-конспект урока по алгебре (10 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Открытый урок.
Тип: Развивающий урок - презентация
Тема «На наших глазах творится история»
Дата проведения: 11.02.09, 13.02.09
Цели:
Познакомить учащихся с новым направлением в математике – фрактальной геометрией, научиться распознавать фракталы в окружающей среде.
Осуществление межпредметной связи геометрии с алгеброй, физикой, информатикой, географией, историей, биологией, литературой, музыкой.
Ход урока.
Вступительное слово учителя.
Учащиеся 10 класса представляют проекты:
- Бенуа Мандельброт «Фрактальная геометрия природы».
- Что такое фракталы.
- Фракталы в геометрии.
- Фрактальная теория хаоса.
- Фрактальное сжатие.
- Практическое применение фракталов.
- Фракталы в музыке.
- Хаос-Музыка Форекса.
- Фракталы в литературе.
10.Фракталы в архитектуре города.
11.Фракталы вокруг нас.
12.Красота фракталов.
13.Фракталы в природе.
Подведение итогов.
На уроке учащиеся узнали, что:
▲ Фрактал (лат. fractus — дробленый) — термин, означающий геометрическую фигуру, обладающую свойством самоподобия, то есть составленную из нескольких частей, каждая из которых подобна всей фигуре целиком. В более широком смысле под фракталами понимают множества точек в евклидовом пространстве, имеющие дробную метрическую размерность (в смысле Минковского или Хаусдорфа), либо метрическую размерность, строго большую топологической.
▲ Понятия фрактал и фрактальная геометрия, появившиеся в конце 70-х, с середины 80-х прочно вошли в обиход математиков и программистов. Слово фрактал предложено Бенуа Мандельбротом в 1975 году для обозначения нерегулярных, но самоподобных структур, которыми он занимался.
▲ Фракталы — это прежде всего язык геометрии. Однако их главные элементы недоступны непосредственному наблюдению. В этом отношении они принципиально отличаются от привычных объектов евклидовой геометрии, таких, как прямая линия или окружность. Фракталы выражаются не в первичных геометрических формах, а в алгоритмах, наборах математических процедур.
▲ Слово «фрактал» не является математическим термином и не имеет общепринятого строгого математического определения. Оно может употребляться, когда рассматриваемая фигура обладает какими-либо из перечисленных ниже свойств:
- Обладает нетривиальной структурой на всех шкалах. В этом отличие от регулярных фигур (таких, как окружность, эллипс, график гладкой функции): если мы рассмотрим небольшой фрагмент регулярной фигуры в очень крупном масштабе, он будет похож на фрагмент прямой. Для фрактала увеличение масштаба не ведёт к упрощению структуры, на всех шкалах мы увидим одинаково сложную картину.
- Является самоподобной или приближённо самоподобной.
- Обладает дробной метрической размерностью или метрической размерностью, превосходящей топологическую.
- Может быть построена при помощи рекурсивной процедуры.
▲ Многие объекты в природе обладают фрактальными свойствами, например побережья, облака, кроны деревьев, кровеносная система и система альвеол человека или животных.
▲ Фракталы, особенно на плоскости, популярны благодаря сочетанию красоты с простотой построения при помощи компьютера.
На уроке учащиеся познакомились с историей фракталов, фракталами в природе и их практическим применением.
Узнали, что:
Природа зачастую создаёт удивительные и прекрасные фракталы, с идеальной геометрией и такой гармонией, что просто замираешь от восхищения.
От гигантских гор, до того, что мы кушаем за обедом, везде можно увидеть идеальную гармонию.
Nautilus является одним из наиболее известных примеров фрактала в природе. Прекрасная иллюстрация последовательности Фибоначчи
(ракушки).
Молнии ужасают и пугают и одновременно восхищают своей красотой. Фракталы созданные молнией не произвольны и не регулярны.
Особый вид брокколи, крестоцветный и вкусный двоюродный брат капусты - является особенно симметричным фракталом. Можете его приготовить для своего любимого учителя по математике.
Папоротник является хорошим примером фрактала среди флоры.
Павлины всем известны своим красочным опереньем, в котором спрятаны сплошные фракталы.
Ананас - необычный плод это есть, фактически, фрактал.
Посмотрите сейчас в окно. Практически в любой момент вы можете увидеть фракталы на небе.
Лёд, морозные узоры на окнах это тоже фракталы.
Горные расщелины, береговые линии хоть и произвольны по линиям, но так же фрактальны.
От увеличенного изображения листочка, до ветвей дерева - во всём можно обнаружить фракталы.
Отдельные фрагменты побережья создают фрактальность.
Прошло всего несколько десятилетий с тех пор, как Бенуа Мандельброта заявил: «Геометрия природы фрактальна!», на сегодняшний день мы уже можем предположить намного больше, а именно, что фрактальность – это первоочередной принцип построения всех без исключения природных объектов.
Учитель Гуреева И. Л.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.
При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке....
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)
Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у...
Урок изобразительного искусства в 5-ом классе.Тема урока: « Деревья как люди». Вид работы: рисование по представлению Тип урока: комбинированный, урок – сказка
Тема урока: « Деревья как люди».Вид работы: рисование по представлениюТип урока: комбинированный, урок – сказка Цель урока:ü Средствами изобразительного языка ...
Класс 9 Урок №24. Тема урока: Системы счисления. Перевод чисел Тип урока; Урок «построения » системы знания.
Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п...
Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.
Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...