Урок математики "Сложение обыкновенных дробей"
методическая разработка по алгебре (5 класс) на тему

Информатизация образовательного пространства школы включает в себя оснащение их современной техникой, позволяющей в полной мере реализовывать информационно-коммуникационные технологии обучения. Интерактивная доска (ИД) SMART Board (ПО Notebook 10) стала замечательным подспорьем в моей педагогической деятельности, помогая делать процесс обучения более ярким и динамичным, варьировать частные решения с опорой на имеющиеся готовые «шаблоны», более эффективно осуществлять «обратную связь».  

С целью наглядной демонстрации возможностей использования интерактивной доски на уроках математики Вашему вниманию предлагаю методическую разработку  урока с опорой на дидактический материал «Обыкновенные дроби», выполненный мной с помощью ПО  Smart  Notebook 10.6. 

Благодаря наглядности и интерактивности, класс вовлекается в активную работу. Обостряется восприятие. Повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала. Всю проведенную в ходе работу, со всеми сделанными на доске записями и пометками, можно сохранить для последующего просмотра и анализа. В случае возникновения вопросов по ранее решенным задачам можно быстро к ним вернуться, следовательно, нет необходимости восстанавливать условие или решение 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_matematiki_5_klass_obyknovennye_drobi.doc483 КБ

Предварительный просмотр:

Урок математики в 5 классе.

Автор: учитель математики Герасимова Татьяна Николаевна.

Образовательное учреждение: ГБОУ СОШ № 294 Центрального района Санкт-Петербурга.

Тема: Сложение обыкновенных дробей.

Тип урока: урок изучения нового материала.

УМК: любой.

Цели урока: 

  1. закрепление навыков безошибочного распознавания правильных и неправильных дробей, практическое применение основного свойства дроби и умение сравнивать дроби, познакомить учащихся с алгоритмом сложения обыкновенных дробей;
  2. развивать творчество, сообразительность, познавательную активность,  осуществлять метапредметную связь;
  3. воспитывать умение воспринимать информацию, анализировать её, отрабатывать правильную математическую речь.  

Оборудование: интерактивная доска SMART Board, ПК, диск 1С «Нескучная математика с Мудрым Вороном. Учим дроби. 5-7 классы», раздаточный материал.

На уроке использован дидактический материал «Обыкновенные дроби», выполненный мной с помощью программного обеспечения  Smart  Notebook 10.6 (Приложение 1)

Продолжительность учебного занятия: 45 мин.

Авторский комментарий: Данный образовательный ресурс можно использовать при изучении и  закреплении опорных знаний по теме «Обыкновенные дроби».

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний (5-7 мин.) 

С целью закрепления навыков безошибочного распознавания правильных и неправильных дробей, практического применения основного свойства дроби, умения сравнивать дроби на  странице № 1 настроены  ссылки для перехода к заданиям в виде персонажей героев сказок. (Учащиеся нажимают на героев и попадают на страницы персонажей, где им предложено выполнить различные задания по теме «Обыкновенные дроби»).

После выполнения  задания, нажав на значок  возврата, попадаем на 1 страницу и переходим к следующему персонажу.

Дети всегда с удовольствием выполняют такого рода задания.

Для закрепления навыков безошибочного распознавания правильных и неправильных дробей необходимо переместить дроби в соответствующие прямоугольники.

    

Учащимся предлагается вспомнить основное свойство дроби и проговорить его. С целью практического применения данного свойства один из учащихся на доске записывает заданную дробь с новыми знаменателями. Свою работу учащийся комментирует.

Вообще, на всех этапах урока необходимо, чтобы дети отрабатывали правильную математическую речь, используя терминологию.

Детям предложено расположить числа в порядке возрастания. (Проверка умения сравнивать дроби).

После правильного выполнения задания, убираем затемнение ячеек и дети «получают» похвалу от персонажа.

 Задание выполняется учащимися письменно в тетрадях и на доске.

На этом этапе урока детям предложено сложить различные части торта. После этого учащиеся  делают вывод, как сложить дроби с одинаковыми знаменателями. Используется инструмент «Перетаскивание».

  1. Постановка проблемы. Сложить дроби .

На данном уроке для постановки проблемы была применена проблемная ситуация с явным затруднением (учащиеся не знали, как выполнить сложение дробей с разными знаменателями), и противоречие проявлялось между необходимостью и невозможностью выполнить требование учителя.

Вопросы учителя:

Чем это задание не похоже на предыдущее?

Как вы считаете, какова тема сегодняшнего урока?

  1. Открытие нового знания. На своих уроках при  изучении раздела «Обыкновенные дроби» в 5 классе я активно использую диск 1С «Нескучная математика с Мудрым Вороном. Учим дроби. 5-7 классы», который включают в себя весь материал школьной программы по обыкновенным дробям.

 Новый материал «Сложение дробей с разными знаменателями» объясняется с использованием интерактивных анимаций, а затем в игровой форме проверяется качество его усвоения. Дети с удовольствием ждут встречи с анимированными героями.

  1. Первичное закрепление.

В игровой форме при помощи тренажёров (представленных на диске или разработанных самостоятельно) проверяется качество усвоения первичных знаний. Занимательная форма упражнений способствуют качественному усвоению знаний.

Поочередно приглашаем учащихся к доске для выполнения заданий. Нежелательно приглашать к доске сильных учеников. Для них приготовлены «Тренажеры» в виде раздаточных материалов, которые они сдают по мере выполнения заданий.

  1. Физминутка.

Учащиеся закрывают глаза.  Учитель произносит различные дроби и просит детей поднять руку в зависимости оттого, что они слышат:

левая рука –  несократимая дробь, правая – сократимая. Или, например, левая рука –  правильная дробь, правая – неправильная.

  1.  Самостоятельная работа с самопроверкой в классе.

Ребята, теперь вы самостоятельно выполняете сложение дробей:

                                                                 

Для проверки правильности выполнения задания можно использовать «Шторку» или «Волшебную лупу» (для этого необходимо навести  «Волшебную лупу» на место ответа и увидеть его).

  1. Дополнительное задание (задание для тех, кто выполнит работу быстрее): 

Сравни суммы дробей  и       ()

  1. Включение в систему знаний и повторение.

Учитель предлагает учащимся ответить на следующие вопросы:

Какие новые примеры научились решать?

Кто сформулирует алгоритм сложения и вычитания дробей с разными знаменателями?

  1. Историческая справка. Формы подачи исторического материала могут быть различными. Материал может быть представлен в виде  красочных иллюстраций, с использованием флэш-объектов и т.д.

                  

Комментарий учителя: слово «дробь» происходит от слова «дробить, разбивать, ломать на части». В первых учебниках дроби назывались «ломанные числа». Название «числитель» и «знаменатель» ввёл в употребление греческий монах Максим Плануд. Действия над дробями в средние века считались самой сложной областью математики. До сих пор немцы говорят про человека, попавшего в затруднительное положение, что он «попал в дроби».

  1. Итог урока.

На данном этапе осуществляется самооценка учеником своей деятельности на уроке. Каждый ученик фиксирует, что нового он узнал на уроке и успешность выполненных шагов. Учитель соотносит самооценку учеников с целевыми требованиями и фиксирует успешность деятельности ученика на уроке (оценка, похвала, замечание и т. д.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока «Доли. Обыкновенные дроби».

Конспект урока «Доли. Обыкновенные дроби»....

Урок "Деление обыкновенных дробей" 6 класс

Тип урока: Обобщение и систематизация знаний...

Урок математики "Обыкновенные дроби" 5 класс КРО

Урок- закрепление. Учащимся в игровой форме предлагается закрепить понятие обыкновенной доби, правильной и неправильной дроби. Применить навыки сравнения, сложения и вычитания дробей с одинаковыми зна...

Конспект урока "Умножение обыкновенных дробей", математика, 6 кл.

Урок обобщения и систематизации знаний в 6-м классе по теме "Умножение обыкновенных дробей" (учебник Н.Я. Виленкина "Математика 6"). Учащиеся должны знать правила умножения: дроби на дробь, обыкновенн...

Разработка урока - сказки "Обыкновенные дроби"

В течение всего урока идёт работа с обыкновенными дробями, учащиеся вспоминают все правила вычисления. Для этого учитель приглашает ребят в волшебный мир сказок. Но вот какая сказка – они должны догад...

Презентация к уроку "Доли. Обыкновенные дроби"

Презентация к уроку "Доли. Обыкновенные дроби" (начало)...

Технологическая карта урока. Тема урока. Деление обыкновенных дробей. 6 класс, часть I

Тип урока: урок открытия нового знания. Формы организации взаимодействия на уроке: коллективная, индивидуальная, групповая.Цели урока:Дидактическая цель: сформировать представление о делени...