Развитие учащихся с помощью метапредметности в области"Математика"
статья по алгебре (10 класс) по теме
Метапредметное обучение в общеобразовательном процессе на уроках математики, связь с практической деятельностью людей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ostrovskaya_statya.docx | 20.14 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ УЧАЩИХСЯ
С ПОМОЩЬЮ МЕТАПРЕДМЕТНОСТИ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ОБЛАСТИ «МАТЕМАТИКА»
Т.А.Островская, учитель математики
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения лицея №15 г.Ставрополя
Мы слишком часто даём детям ответы,
Которые надо выучить,
А не ставим перед ними проблемы,
Которые надо решить.
Роджер Левин.
Обучение математике, как правило, сводится к тому, что школьник должен выучить определения, правила и формулировки. Он решает типовые задачи, суть которых в том, чтобы в нужном месте применить нужный алгоритм. При таком подходе развитие мышления происходит только у небольшой части ребят, обладающих склонностью к логическому мышлению, т.е. смотивированных на точные науки.
Большая же часть учащихся, на мой взгляд, применяет репродуктивный способ. При этом развивается память, но не мышление. Использование метаспособа даёт возможность развивать мышление у всех учащихся. Суть применения его заключается в создании особых условий, когда дети могут самостоятельно, или с помощью руководителя (тьютора), увидеть проблему и найти её решение.
Моя задача заключается в том, чтобы довести до всех учащихся ключевые моменты, на которых и строится эффективная модель решения такой проблемы (задачи). Они могут выдвигать свои способы решения методом проб и ошибок. Содержание метаспособа позволяет формировать варианты постановки и решения задач, которые пригодятся как на уроках математики, так и за пределами академических программ. Таким образом, выстраивается модель подхода к решению задач нестандартным способом. Если ученик приобретает опыт работы с моделями, опыт самостоятельного порождения способа действия при решении математических задач, то он может, опираясь на него, осознанно изучать другие предметы: физика, химия, информатика, биология. Приёмы работы с моделями наверняка будут востребованы во многих профессиях нашей жизни. Учёные это называют приобретением универсальных учебных действий (УУД).
Мой опыт работы показывает, что дети катастрофически теряют интерес к обучению уже в 7- 8 классах. Чем старше ребёнок, тем меньше мотивация к обучению. Отдельное изучение предметов не даёт возможности детям увидеть смысл обучения вообще. Между тем, только целостное восприятие общеобразовательных программ, даёт полное представление о значимости обучения. Ученики становятся мобильными, способными применять знания на практике, учатся нестандартно мыслить. В современном мире происходит быстрое устаревание информации, а поэтому на первый план выходит обучение способам работы с информацией.
На метапредметном уроке происходит формирование ключевых компетенций: информационной (способ получения и обработки информации на самом высоком уровне), коммуникативной (работа в группе по извлечению информации) и компетенции личностного самосовершенствования (самомененджмент). Сценарий урока я составляю таким образом, чтобы поставить учащихся на порог открытия, создать ситуацию неустойчивости, которая заставит учащихся сделать первый шаг в направлении открытия, и дать инструментарий для анализа своих шагов.
Приведу лишь несколько примеров из своей практики. При изучении темы «Проценты» включаю в обязательные задания правила начисления банковских процентов. Тема, даже для маленьких детей, знакомая из жизни семьи. Делаю акцент на инфляцию этого года или месяца. Учащиеся, в процессе работы, сами «вкладывают» деньги в «банк» и рассчитывают свой реальный доход от вложенного капитала. А «банк» им показывает номинальный доход. У детей возникает законный вопрос - в чём причина? И заинтересованно ищут ответ на него. Уроки такого типа развивают у школьников базовые способности, вырабатывает знания на примере реальных расчетов и показателей «банка». Это ситуация, отработанная на уроке, обязательно найдёт у них применение в собственной жизни. И знания становятся необходимостью для всех участников образовательного процесса.
Ещё пример. Существует много видов доказательства теоремы Пифагора - больше сотни, и на уроке я предлагаю ребятам попробовать свои силы в поиске альтернативного варианта. При изучении темы «Производная» я предлагаю задачи на законы прямолинейного движения тела, где производная выражает мгновенную скорость в момент времени t. Удивляясь их нестандартному взгляду, говорю себе, что буду работать с ними отдельно, над новым проектом или исследованием.
«Целью метапредметного урока является умение учиться, то есть способствовать саморазвитию ребёнка, самосавершенствованию, создание условий для активизации мыслительной деятельности и проведение анализа составляющих этого процесса» (Н.В.Громыко кандидат философских наук, заместитель директора НИИ ИСРОО).
На моих уроках происходит интеграция различных профилей обучения в единую систему знаний о мире. Происходит не только межпредметное взаимодействие, но и понимание детьми взаимосвязи и взаимозависимости всех жизненных процессов, систем, законов, передача деятельностных способов работы со знаниями.
«Не мыслям следует учить, а учить мыслить» (Иммануил Кант).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие образно-логического мышления учащихся с помощью решения нестандартных задач . 5-6 классы.
Методическая разработка. Можно использовать при работе кружка по математике в 5-6 классах....
Устные задачи на развитие метапредметных умений учащихся 5-го класса на уроках математики
В презентации подобраны задачи на развитие метапредметных умений пятиклассников на уроках математики. Презентация составлена с учётом внешнего контроля знаний МЦКО....
Обобщение опыта по теме "Развитие памяти и творческих способностей учащихся с помощью приёмов мнемотехники на уроках математики и во внеурочной деятельности"
Обобщение опыта по по теме "Развитие памяти и творческих способностей учащихся"...
Аналитическая справка по итогам выполнения комплексной работы в 6 классах для оценки сформированности у учащихся метапредметных результатов в области «Математика»
По итогам выполнения комплексной работы для оценки сформированности у учащихся метапредметных результатов в 6 классах в области "Математика" составляется аналитическая справка, отражающая результаты д...
Разноуровневые метапредметные задания по иностранному языку для обеспечения индивидуализации обучения и развития учащихся
На уроке английского языка учащиеся овладевают многими метапредметными умениями. Они учатся самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и...
Обобщение опыта "Индивидуальный итоговый проект как оценка сформироанности метапредметных и личностных результатов в среднем общем обазовании на примере предметной области "Математика"
Статья содержит материал выступления на районных педагогических чтениях "Управление качеством образования и эффективность образовательной организации" в секции "Поектирование как ...
Развитие учащихся с помощью технического вида творчества
В 2021 году численность детей и подростков в Санкт-Петербурге составила более 860 тысяч человек. Количество учреждений дополнительного образования, спортивных школ, клубов сократилось до 132, по...