Программа и содержание урока на основе технологии модерации
методическая разработка по алгебре (5 класс) на тему
Материалы электронного курса "Технологии интерактивного обучения". Методическая разработка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 202.58 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОДРОБНАЯ ПРОГРАММА И СОДЕРЖАНИЕ УРОКА на основе технологии модерации | |||||||||||||||||
Предмет, по которому проводится урок | Математика. Урок – экскурсия. «История космонавтики».
Обобщающий урок по теме: «Умножение десятичных дробей». | ||||||||||||||||
Класс | 5 класс | ||||||||||||||||
Этап | Время, продолжительность этапа | Активный метод обучения (прием, способ, техника) | Подробное описание АМО (приема, способа, техники) | ||||||||||||||
Инициация | 5-7 мин | Упражнение «Узнай название первого космического корабля». Ученики имеют карточки:
| Цель: организация учащихся к проведению урока, создание доброжелательного отношения к друг к другу. Группы: все учащиеся (30 человек). Проведение: Учащиеся рассаживаются полукругом в два ряда. Рефлексию положительного настроения и эмоционального состояния можно провести и в начале урока, например, сообщить девиз урока «Через знания к звездам»! Обговорить с учащимися, как они понимают эти слова? Это позволит наладить контакт с учениками. На интерактивной доске предложены следующие задания: Узнаем название первого космического корабля, решив устно примеры: 2,7 – 0,6; 3,5 + 2,3; 0,84 – 0,22; 0,57 + 0,3; 2 – 0,6; 5,8 – 1,9; 3,6 + 0,8; 0,67 – 0,48. Из имеющихся карточек необходимо составить правильно слово «ВОСТОК» ( урок сопровождается презентацией). На слайдах ученики проверяют свои результаты, имеется исторический экскурс. Портреты Ю.А. Гагарин | ||||||||||||||
Вхождение или погружение в тему Формирование ожиданий учеников | 2-3 мин | Метод «Я хочу научиться». Материалы: песочные часы. Фломастеры, лист формата А4 | Цель: выяснить ожидания учащихся на данном уроке. Проведение: ученикам предлагается разделиться на 4 группы, каждой группе необходимо самостоятельно выбрать и сформулировать цели урока. Например, а) закрепить вычислительные навыки умножения десятичных дробей; б) уметь выполнять действия сложения, вычитания, умножения с десятичными дробями; в) вызвать интерес к занятию, показать связь изучаемого материала с жизнью; г) узнать как можно больше информации о первом полете человека в космос. И т. д. Записные цели каждой группы вывешиваются на информационную доску. | ||||||||||||||
Интерактивная лекция | 10 – 12 мин | Метод «Инфо-угадайка». Каждая команда имеет цветной лист бумаги А3, на нем выполняется задание, фломастеры, карандаши цветные. Решение, по желанию учащихся, можно сопровождать рисунками. | Цель: оживление внимания; структурирование материала. Проведение: каждая группа получает по заданию: 1.Узнаем, в каком году был совершен этот легендарный полет. Для этого найдем значение выражения. ( (12 – 1,1) × 18 – 0,1 ) × 10 2. Найдем теперь массу корабля в килограммах. (212,5 × 3,2 + 193) : 910 + 3755 ; 3.Определим, на какой высоте над землей пролетел Восток. Для этого найдем корень уравнения. 8х + 2х + 5х – 14х – 46 = 281; 4.Сколько же минут длился этот полет? Решите уравнение, найденный корень умножьте на 100. 5х – 3х = 2,16; Учитель предлагает ребятам побыть немного художниками и на обратной стороне листа изобразить рисунок по теме задания. По окончанию работы каждая группа представляет свои результаты (ответ) и картинку на информационной доске. | ||||||||||||||
Эмоциональная разрядка | 8 мин | Метод «Галерея». Рисунки детей.
| Цель: активизировать процесс мышления у учащихся, прийти в бодрое настроение. Проведение: представитель от каждой группы по очереди предлагает решение упражнений с объяснениями. Правильность выполнения заданий проверяется по слайдам презентации. Работы учеников и слайды презентации позволяют учащимся получить эмоциональную разрядку.
| ||||||||||||||
Проработка содержания темы | 10 мин | Метод «мини- презентация». Листы формата А4 разных цветов: красные, желтые, зеленые, синие. | Цель: проверка знаний и умений учащихся. Проведение: самостоятельную работу все учащиеся выполняют в группах индивидуально, в роли консультанта – учитель. Каждая команда выполняет задания на листах одного цвета. Каждое задание на отдельном листе. Решения вывешиваются на доску. В результате можно сразу определить объем, быстроту и результативность выполнения заданий. Решив самостоятельную работу, вы узнаете: 1) Сколько весит скафандр космонавта на Земле? (48,2кг) 2) Для того чтобы его надеть требуется … минут. (45мин.) 3) В открытом космосе в нем можно работать … часов. (7 часов) 4) Сколько раз можно использовать скафандр для выхода в открытый космос? (25 раз) Самостоятельная работа. 1) Решите уравнение: 5х – 3х =96,4. 2) Найдите расстояние между точками, заданными своими координатами А(55,2); В(10,2). 3) Вычислите: 2 × 1,1 + 2 × 2,4. 4) Вычислите: (12,34 – 3,56) × 14 – 97,92. Правильность выполнения задания проверяется по слайдам презентации с объяснениями и комментариями. | ||||||||||||||
Подведение итогов | 3 мин | Метод «Дублер». Индивидуальные карточки-задания на дом. | Цель: подведение итога урока, создание позитивного настроя выполнения домашнего задания учащихся. Проведение: Сообщение учителем исторического экскурса. «Вместе с Юрием Гагариным осваивал корабль «Восток – 1» и 12 апреля 1961 года был готов лететь в космос дублер Герман Степанович Титов. Оба космонавта вышли на космодром в скафандрах, полностью готовые к невиданному старту. Только после гагаринского «К старту готов»! Титов снял шлем и превратился в наблюдателя. Вот что вспоминал Г. С. Титов о полете Гагарина. «Ракета отбрасывала ступень за ступенью. Наконец мы услышали короткий доклад космонавта. Гагарин сообщил, что наступила пора невесомости – корабль вышел на орбиту»! Учитель задает вопрос классу «Как вы думаете, почему я прочитала именно этот отрывок, перед тем как задать вам домашнее задание? Свяжите свой ответ со словом «дублер». Для закрепления пройденного материала необходимо выполнить Домашнее задание. 1. Вычислите рациональным способом: а) 3,7 × 2,4 + 3,7 × 3,6; б) 4,8 × 6,25 – 4,8 × 6,24; 2. Найдите объем прямоугольного параллелепипеда измерения, которого равны 0,8м; 0,9м; 0,4м. 3. Выполните действия. а) 8,6 × 4,35; б) 0,32 × 0,25; в) 24× 0,56; г) 61,699 : 158. | ||||||||||||||
Эмоциональная разрядка (разминка) | 2 мин | Игра «Космический дождь». | Цель: создать положительные эмоции Проведение: Заключение. Игра «Космический дождь». Для игры приготовьте свои ладони. Левая ладошка – это наш корабль, правя – дождик. Понятно? Неожиданно на наш космический корабль упала дождинка, потом две, потом три, четыре и … пошел космический дождик, который превратился в ливень. Сильный, сильный! Но он стал затихать: четыре капли, три капли, две, последняя … и стало совсем тихо – тихо! Спасибо! Урок закончен! |
1. Продумайте, как и за счет чего организовать на каждом этапе урока эффективное протекание ключевых процессов модерации?:
Ключевые процессы | Вопросы организации | Ответ | ||||||||
эффективное взаимодействие (интеракция) участников группового процесса | Каким образом будет обеспечена интеракция участников в процессе постановки целей урока, выяснения ожиданий, лекции, выполнения практического задания в малых группах, при подведении итогов урока? | В процессе совместной работы обучающихся на первом этапе урока (организационный момент, вхождение) и при подведении итога урока осуществляется интеракция учитель-класс. При выполнении практических заданий, учащиеся делятся на 4 ранее организованные группы. Целью каждой группы является обсуждение конкретных вопросов по изучаемой теме, решение заданий. Консультант в каждой группе оказывает помощь на всех этапах учебного процесса. В основе сотрудничества лежит взаимное желание и готовность участников команды объединить свои способности для выполнения совместной работы. Этот этап развития группы характеризуют открытость и доверительные отношения, толерантность и принятие чужого мнения, активное заинтересованное творческое обсуждение, развитие идей друг друга, взаимоподдержка и взаимная ответственность обучающихся за результаты работы команды. | ||||||||
упорядоченный обмен информацией (коммуникация) между всеми участниками образовательного процесса | Как Вы будете учитывать разные каналы восприятия информации учащимися? Что может помешать свободным коммуникациям в процессе урока и как это можно предупредить? | В центре внимания современных эффективных форм и методов обучения находится самостоятельная образовательная деятельность участников и интенсивное групповое взаимодействие. Упражнения к уроку подобраны таким образом, что каждое задание сформулировано в виде интересного вопроса, и практически каждый ученик желает знать, например, сколько длился полет или сколько часов можно работать в открытом космосе. Однако по разным причинам, у некоторых учащихся при выполнении заданий возникают затруднения, тогда на помощь приходят карточки с алгоритмом решения, консультанты или (что бывает крайне редко), организуется дополнительная группа: учитель- ученик; учитель-малая группа. При этом надо учитывать, что создание позитивного эмоционального фона урока, понимание и проницательность для всех детей будет являться важным мотивирующим фактором, обеспечивающим эффективность образовательного процесса. | ||||||||
обеспечение наглядности хода и результатов образовательного процесса (визуализация) | Как будет обеспечиваться визуализация целей урока, ожидаемых эффектов урока, материалов Вашей интерактивной лекции, практического задания и результатов его выполнения учащимися, итог урока? Какие материалы, заготовки, оборудование Вам потребуются для этого? | К рассматриваемому уроку, подготовлена презентация, где каждый этап сопровождается слайдами и звуковыми эффектами. Визуализация подаваемого материала обеспечивает наглядность, четкое восприятие и понимание, возможность многократного обращения к представленной информации, возможность сравнения с предыдущей и последующей информацией. В процессе урока ученики представляют свои рисунки по теме. Оформляя результаты самостоятельного обсуждения новой темы, учащиеся подключают к обучению мощнейший потенциал творчества. Поиск оригинальных форм отражения результатов работы команды, реализация в этом процессе всех своих способностей, свободное самовыражение и связанные с этим яркие положительные эмоции обеспечивают эффективное усвоение и надежное закрепление новых знаний и умений! На уроке мы используем следующие материалы: цветной лист бумаги А3, фломастеры, карандаши цветные, компьютер, интерактивная доска.
| ||||||||
мотивацию всех участников образовательного процесса | Какие мотивирующие факторы, как и когда, будут использованы для создания и поддержания высокого уровня мотивации учащихся на всем протяжении урока? Что Вы используете для мотивированного выполнения домашнего задания? Что Вы используете для обеспечения искреннего желания учащихся придти на следующий Ваш урок? |
| ||||||||
мониторинг образовательного процесса | Что Вы сделаете для определения: достижения результатов образовательного процесса, соответствия графика урока, стадий групповой динамики? | На своих уроках четко ограничиваю время проведения каждого этапа урока, стараясь придерживаться графика, с тем, чтобы полноценно реализовать каждый этап модерации и обеспечить достижение целей всего урока. В своем планировании, в конце каждого раздела (темы) заполняется следующая таблица
На информационной доске аналогичные таблицы вывешиваются к каждому уроку. Ученик может написать свои пожелания, замечания и если требуется индивидуальная консультация, получить ее на дополнительном занятии. Когда учащиеся работают в группах, старюсь настроить их на выполнение заданий, поддержать в нужную минуту или корректно сделать замечание, создать позитивный микроклимат в группе и обеспечить эффективность ее работы. Работа в группах основана на взаимопонимании и уважении, стараемся жить и работать по правилам. Правила жизни в классном коллективе
Как учитель предметник и как классный руководитель воспитываю у учащихся ответственность, самостоятельность, доверяю своим воспитанникам и помню, что все дети талантливы; плох не ребенок, плох его поступок; в каждом ребенке чудо, ожидай его. | ||||||||
рефлексию педагога и обучающихся | Какие приемы Вы используете для запуска и эффективного протекания рефлексии обучающихся на каждом этапе урока? | Рефлексия - обязательная составляющая современного урока. Это своеобразное подведение итогов учебной деятельности учащихся, некий самоанализ, позволяющий зафиксировать достигнутый результат и оценить свою работу. Рефлексию положительного настроения и эмоционального состояния можно провести и в начале урока, например, сообщить девиз урока «Через знания к звездам»! Обговорить с учащимися, как они понимают эти слова? Это позволит наладить контакт с учениками. Следующий вид рефлексии - это оценка своей деятельности. Ребенок должен задуматься над такими вопросами: "Что я успел сделать на уроке? Чего достиг? Что осталось для меня нерешенным?" Обычно в конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
|
Б. Проанализируйте, какие сложности возникли у Вас при составлении программы урока, построенного на основе технологии модерации и АМО.
№ | Проблемы и вопросы, возникшие при составлении программы урока | Комментарии |
1. | Недостаточно печатных изданий и пособий по математике с разработанными АМО для учащихся общеобразовательных школ. | Учитель со стажем самостоятельно разрабатывает АМО и использует на своих уроках технологии модерации, а начинающему педагогу необходима помощь. |
2. | Отсутствие современной материально- технической базы во многих школах. | Без комментариев. |
Анкета для учащихся, присутствовавших на уроке, построенного на основе технологии модерации и с применением АМО.
1 | Понравился ли вам урок и использованные на нем игровые методы | Да - 100%, затрудняюсь сказать - 0%, нет - 0%, |
2 | Что именно понравилось? | Понравилось работать в команде. Самостоятельная работа, интересные упражнения, рисовать, презентация, игра. |
3 | Что вам не понравилось? | - |
4 | Хотели бы Вы учиться на таких игровых уроках? | Да, на каждом уроке. |
Анализ и оценка преподавателем апробации урока (образовательного мероприятия), построенного на основе технологии модерации и с применением АМО.
1 | Какие сложности возникли при проведении урока, основанного на технологии модерации и АМО? | Сложностей нет |
2 | Какие положительные эффекты Вы отметили при проведении урока, основанного на использовании технологии модерации и АМО? | Умение учащихся работать в группах; самоанализ усвоения данного материала; взаимопомощь; интерес к предмету математики. Повышение мотивированности обучающихся, стимулирование их познавательной активности и творчества. Рост самостоятельности и ответственности учащихся за результаты обучения. |
3 | Как воспринимали учащиеся урок, основанный на использовании технологии модерации и АМО? | Быстро и активно включились в работу. Каждая команда хотела показать свои знания. |
4 | Какие ощущения Вы испытали от урока, основанного на использовании технологии модерации и АМО? | Положительные. Испытываю радость вместе с детьми! |
5 | Будете ли Вы использовать уроки, основанные на использовании технологии модерации и АМО в дальнейшем в своей работе? | Как можно чаще. |
6 | Требуется ли Вам дальнейшая углубленная подготовка по активным методам обучения и технологии модерации? | Да. Огромное СПАСИБО всем организаторам курса «Технология интерактивного обучения»!
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока по теме: "Рациональные числа". Урок на основе технологии модерации
Уровень образования: основное общее образованиеЦелевая аудитория: Учитель (преподаватель)Класс(ы): 6 классПредмет(ы): МатематикаЦель урока:...
Подробная программа и содержание урока на основе технологии модерации
Подробная программа и содержание урока русского язык на основе технологии модерации по теме "Правописание чередующихся гласных в корнях слов"...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/25/picture-287913-1603623812.jpg)
Программа и содержание урока на основе технологии модерации "Что ты хочешь изменить в себе?" (7 класс)
Программа и содержание урока на основе технологии модерации "Что ты хочешь изменить в себе" (7 класс)...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/28/picture-158955-1356678770.jpg)
Методическая разработка по технологии (5 класс) по теме: Подробная программа и содержание урока на основе технологии модерации
Подробная программа и содержание урока русского язык на основе технологии модерации по теме «Правописание -Ы-И- после –Ц-»...
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/10/picture-87451-1355163508.jpg)
ПОДРОБНАЯ ПРОГРАММА И СОДЕРЖАНИЕ УРОКА на основе технологии модерации (АМО активный метод обучения)
Технология модерации направлена на активизацию аналитической и рефлексивной деятельности; развитие исследовательских и проектировочных ум...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/09/picture-332498-1383988871.jpg)
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА на основе технологии модерации
Практическая работа по курсу " Технология интерактивного обучения"...