Решение уравнений с параметрами при особых условиях
методическая разработка по алгебре (11 класс) по теме
Решение уравнений второй степени с параметрами при особых условиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uravneniya s parametrami.doc | 38 КБ |
Предварительный просмотр:
Решение уравнений 2 степени с параметрами при особых условиях.
Мудрецы, мужи науки
пробивают толщу знаний,
достигая вечной славы
постоянством и дерзаньем.
Р.Тагор
Экзамены в 11 классе являются одновременно выпускными для учащихся и вступительными для всех абитуриентов. Задания продвинутого уровня соответствуют уровню учащихся специализированных школ и классов с углубленным изучением математики. Однако, только выполнение таких заданий позволит абитуриенту набрать конкурентоспособные баллы в борьбе за бюджетные места в ВУЗах, поэтому подготовка к экзамену в форме ЕГЭ становится актуальной проблемой, для школьников обычных образовательных школ.
В настоящее время на экзаменах по математике всё чаще применяются задания с параметрами, которые вызывают большие затруднения при их решении.
Существует несколько вариантов условий параметрических заданий: исследование уравнений, решение уравнений, определение количества решений, нахождение положительных корней и т.д. Всё многообразие уравнений и систем уравнений приводится квадратным уравнениям (реже к линейным), корни которых находятся на ограниченном множестве переменной величины.
Решение можно вести двумя путями:
- Решение в «лоб», т. е. подставляем корни уравнения на множество ограничения.
- Применение косвенных приёмов: применение теоремы Виета, теорем о расположении корней квадратного уравнения, графических методов.
Второй путь более универсален и проще. На основе теорем о расположении корней квадратного уравнения созданы условия для нахождения значений параметра при одном решении и т. д. на множестве х больше или равном L. Эти условия - основа большинства задач, поэтому этим теоремам следует уделить особое внимание.
Квадратные уравнения при особых условиях.
Квадратные уравнения имеют вид: ax2+bx+c=0, где a, b, c - числа, a не равно 0, x - переменная. Для их решения следует использовать свойства корней квадратного уравнения.
- Если D больше 0, a больше 0, то существуют два действительных корня знаки которых при положительном с противоположны со знаком b, а при отрицательном с разные, причём, по абсолютной величине больше тот из корней, знак которого противоположен знаку b.
- Если D=0, но a положительное, то уравнение имеет действительные и равные между собой корни, знак которых противоположен знаку коэффициента.
- Если D меньше 0, a меньше 0, то действительных корней нет.
Аналогичные свойства можно установить для корней уравнения, если a меньше 0.
Справедливы следующие утверждения:
1. Если в квадратном уравнении поменять местами a и c, то получим уравнение, корни которого обратны данным.
2.Если в квадратном уравнении поменять знак второго коэффициента, то получится уравнение, корни которого противоположны корням данного уравнения.
3.Если коэффициенты а и с разных знаков, то оно имеет действительные корни.
4. Если a больше 0 и D =0, то левая часть полный квадрат. Верно и обратное.
5. Если все коэффициенты рациональны и D - точный квадрат, то корни уравнения рациональны.
Решение квадратных уравнений с параметром при особых условиях.
Уравнение F(х)=0 назовём уравнением с параметром а, если нужно решить уравнение относительно x, а под а понимаем любое действительное число.
Особыми значениями параметра назовём такие значения, в которых происходят качественные изменения решения уравнения.
ПРИМЕР. 3a(а-3)х=а-3
- а=0, тогда 0(-3)х=-3, 0=-3 (ложь)
- а=3, тогда 9 .0 .х=0, 0=0 (истина)
- а кроме 0 и 3, тогда х=1/3а.
Рассмотрим F(х)=0.
F(х)=f(а)х2+q(а)х+h(а). (*)
Формулировки многих заданий помимо решений уравнений (*), cтавят задачи поиска значений параметров, для которых его общее решение удовлетворяет одному из условий:
- корни уравнений одного знака или разных знаков;
- корни принадлежат промежутку или лежат вне его;
- корни располагаются определённым образом относительно корней другого уравнения.
В формулировках таких заданий присутствует действительное число, требуется найти значение параметра а, обеспечивающее для корней x1 и х2 одно из требований:
L лежит между корнями уравнения;
L меньше меньшего из корней;
L больше большего из корней.
Расположение корней многочлена F(a,x) относительно L.
1. D>0 и
f(a)F(L)<0
- D>0 и
f(a)F(L)>0
хв>L
3. D>0
F(a)F(L)>0
хв
ПРИМЕР. В уравнении (а-1)x2-2(а-1)х+а-3=0. Найти все а, для которых оба корня принадлежат промежутку (-1;5).
Ответ: а > 2,375.
ПРИМЕР. Сколько корней меньше 1 имеет уравнение
(1+а)x2-3ах+4а=0 в зависимости от a?
Ответ: 1 корень, если a=0, а принадлежит (-1;-0,5);
2 корня, если a принадлежит (-0,5;0).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Способы решения уравнений с параметрами
Это методическое пособие для учителя и учащихся дает возможность изучения способов решения уравнений и неравенств с параметром.На конкретных примерах рассматривается несколько способов решения одних и...
Решение уравнений с параметрами, связанных со свойствами показательной, логарифмической и тригонометрической функциями
Методическая разработкаТема: Решение уравнений с параметрами, связанных со свойствами показательной, логарифмической и тригонометрической функциями. Учитель: Удодова Любовь Валентинов...
Методическая разработка по теме:Решение уравнений с параметрами
Материал разработан для УМК А.Г. Мордкович для 11 класса....
Решение уравнений содержащих параметры
С этой работой мы выступали в Москве на конкурсе "Леонардо"....
Элективный курс "Решение уравнений с параметрами для элементарных функций"
Элективный курсРешение уравнений с параметрами для элементарных функций Харитонова Наталья Евгеньевна учитель математики высшей категории Введение. МОУ Лыкошинск...
Решение уравнений с параметром графическим способом
Разработка урока с использованием интерактивной доски, презентации и ЦОР. На уроке рассмотрены разные способы решения уравнений с параметром....
Конспект урока по теме "Графический способ решения уравнений с параметрами"
С5, учимся решать...