Урок алгебры в 8 классе "Квадратные уравнения".
методическая разработка по алгебре (8 класс) по теме
Урок математики 8 класс "Квадратные уравнения" .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_8_klass_kvadradnye_uravneniya.doc | 54 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-соревнование по теме: «Квадратные уравнения» , 8 класс.
О.М.Назарова, учитель высшей кв. категории МБОУ-СОШ №20 г. Альметьевск.
Цели: образовательные: повторение, обобщение и систематизация материала темы,
контроль усвоения знаний и умений;
развивающие: развитие математического и общего кругозора, мышления и речи,
внимания и памяти;
воспитательные: воспитание интереса к математике, активности, умения общаться.
Подготовка к уроку: класс делиться на группы по 4 человека.
Ход урока.
І. Разминка:
Команды отвечают по очереди на вопросы ( по одному каждой команде )
- Дайте определение квадратного уравнения.
- Какие квадратные уравнения называются неполными?
- По какой основной формуле вычисляются корни квадратного уравнения?
- По какой формуле вычисляется дискриминант квадратного уравнения?
- Дайте определение приведенного квадратного уравнения.
- По какой формуле вычисляются корни квадратного уравнения, в котором второй коэффициент является чётным числом?
- По какой формуле вычисляется дискриминант квадратного уравнения, в котором второй коэффициент является чётным числом?
ІІ. Члены команд на листочках выполняют задания по вариантам:
В-І В-ІІ
1) 2х² - 7х = 0 1) 49 = 14х + 2х²
2) – 2х² - х = 12 2) х² - 4х = 5
3) х(х + 3 )= 0 3) 2х² - 8 = 0
4) х² = 4 4) ( х – 2 ) х = 0
5) 5 + х² = х 5) х² - 9 = 0
6) ) 5х² - 16х + 3 = 0 6) 35 х² + 2х - 1 = 0
7) 2х – 4 = 0 7) х – 5 = 0.
а ) среди данных уравнений укажите номера тех, которые являются полными, приведенными, неполными;
б ) в уравнении №5 запишите значения коэффициентов а, в, с;
в ) найдите сумму и произведение корней уравнения №5;
г ) решите уравнение №6.
ІІІ. Математическое лото.
Решить уравнения, найти среди разрезанных карточек нужный ответ и составить высказывание, которое нужно закончить:
І вариант
х² + х = 0 | х² - 16 = 0 | у² - 10у – 24 = 0 |
9 у² - 30у + 25 = 0 | 2 х² - 3х + 2 = 0 | (х + 2 )( х – 2 ) = 7х - 14 |
Разрезанные
карточки
х = 0 х = -1 | х = 4 х = -4 | х = -2 х = 12 |
х = 1⅔ | Нет корней | х = 2 х = 5 |
ІІ вариант
х² - х = 0 | х² - 64 = 0 | х² + х – 90 = 0 |
16 х² - 8х + 1 = 0 | 3 х² - 4х + 2 = 0 | ( х - 3)(х + 3) = 5х - 13 |
Разрезанные
карточки
х = 0 х = 1 | х = 8 х = -8 | х = 9 х = -10 |
х = ¼ | Нет корней | х = 1 х = 4 |
С обратной стороны высказывания:
1) Если дискриминант меньше нуля, то …
2) Если дискриминант равен нулю, то …
3) Если дискриминант больше нуля, то …
4) Сумма корней приведённого квадратного уравнения …
5) Произведение корней приведённого квадратного уравнения …
6) Сколько корней может иметь квадратное уравнение?
ІV. Конкурс капитанов.
Капитаны решают на доске по одному уравнению:
- (х + 1)² + ( 1 + х )5 = 14
- ( х – 4 )( х + 4 ) = -2х + 64
- ( х + 2 )² + ( х + 2 )3 = 49 – 3х
- ( х + 3 )² + 2( х + 3 ) = 4х + 12
- ( х – 1 )² + 5( х – 1 ) = 24
- ( х – 2 )² + ( х – 2 )2 = 5х -12
- ( х – 4 )² + ( х – 4 )3 = 0
Одновременно с конкурсом капитанов проводится эстафета «Цепочка»: сидящие за партами решают уравнение, в котором дискриминант находит первый ученик, первый корень – второй ученик, второй корень – третий ученик.
1) 5 х² - 4х – 1 = 0 2) 3 х² - 5х + 2 = 0
V. «Найди ошибку»
Каждая команда должна в данном для них уравнении найти ошибку:
- 2 х² - 3х – 2 = 0 2) 2у – 9у² + 10 = 0
Д = (-3)² - 4∙2∙(-2) = 9 + 16 = 25 Д = (-9)² - 4∙2∙10 = 81 – 80 = 1
Х = (-3 + √25)/4 = (-3 + 5 )/4 = ½ у = (-(-9) + √1)/4 = ( 9 + 1 )/ 4 = 2½
Х = (-3 - √25)/4 = (-3 - 5 )/4 = -2 у = (-(-9) - √1)/4 = ( 9 - 1 )/ 4 = 2
3) 9 х² - 14х + 5 = 0 4) 12 х² - 4х – 1 = 0
Д = (-7)² - 5∙9 =49 – 45 = 4 Д = (-2)² - 12∙(-1) = 4 + 12 = 16
Х = (-(-14) + √4)/9 = (14 + 2 )/9 = 1⅞ х = (-(-4) + √16)/24 = (4 + 4)/ = ⅓
Х = (-(-14) - √4)/9 = (14 - 2 )/9 = 1⅓ х = (-(-4) - √16)/24 = (4 - 4)/ = 0
5) х² + 11х – 12 = 0 6) х² + х – 56 = 0 7) х² - 49 = 0
Х + х = 11 х = 12 х + х = -1 х = -7 х² = 49
Х ∙ х = - 12 х = -1 х ∙ х = -56 х = 8 х = 7
VІ. Команды выполняют задания по карточкам:
В – І: 1) решить уравнение х² = 12 – 11х
2) решить уравнение х² - 16х + 64 = 0
3) уравнение х² + bх + 24 = 0 имеет корень х = 8. Найдите b и второй корень.
4) При каком значении k уравнение х² + kх + 9 = 0 имеет один корень?
В – ІІ: 1) решить уравнение х² = -2х + 48
2) решить уравнение х² + 8х + 64 = 0
3) уравнение х² - 7х + с = 0 имеет корень х = 5. Найдите с и второй корень.
4) При каком значении k уравнение х² + kх + 4 = 0 имеет один корень?
Каждый этап соревнования оценивается жетонами: коричневый – 1 балл, жёлтый – 2 балла, зелёный – 3 балла, синий – 4 балла, красный – 5 баллов. Цвет выданного жетона зависит от количества правильно решенных уравнений. Жетоны закрепляются на стенде. Если во время какого-то этапа команда выполняет быстрее всех задание, то она может взять дополнительное задание, за которое может получить дополнительные баллы.
Дополнительные задания:
1) (х² + 1 )/ 2 – 2х = -1 2) (х² - 3 )/2 – 6х = 5
3) (х² - 4 )/3 + 4х = 3 4) (х² - х )/3 = ( 2х – 4 )/ 5
Пока жюри подводит итоги, выполняются задания из рубрики «Это интересно»
- Если в квадратном уравнении а х² + bх + с = 0 сумма коэффициентов а + b + с = 0, то х = 1 и х = с/а
Например, 5 х² - 7х + 2 = 0 : а + b + с = 5 - 7 + 2 = 0 следовательно, х = 1 и х = 2/5
2. Если в том же уравнении а - b + с = 0, то х = -1 и х = -с/а
Например, 3 х² + 2х – 1 = 0 : а - b + с = 3 – 2 + (-1) = 0 следовательно, х = -1 и х = ⅓.
Используя теоремы, найти корни уравнения: 1978 х² + 1984х + 6 = 0
Жюри подводит итоги и называет победителей.
Задание на дом: 1. Используя теоремы, записанные в конце урока, решить уравнения:
а) 345 х² + 137х – 208 = 0; б) 132 х² - 247х + 115 = 0. 2. № 643
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок алгебры "Однородные тригонометрические уравнения. Тригонометические уравнения, приводимые к квадратным"
Подробная разработка урока (2 ч.) с целями, задачами для каждого этапа урока. Предусмотрен этап проверки понимания обучаемыми нового материала, а также этап всесторонней проверки знаний....
Методическая разработка урока алгебры в 7 классе "Различные способы решения систем линейных уравнений" способы решения систем уравнений
Урок алгебры в 7 классе направлен на обобщение и систематизацию различных способов решения систем уравнений: метода сравнения, сложения, подстановки, графического метода, метода Крамера, выбора рацион...
Конспект урока алгебры " Решение квадратных уравнений по формуле". 8 класс
Уурок обобщения и систематизации знаний...
Технологическая карта урока алгебры "Определение квадратного уравнения"
Учебный предмет: математика (модуль «Алгебра»).Класс: 8 класс.Автор УМК (программы учебного курса): Ю.Н. Макарычев и др., под ред. С.А. Теляковского «Алгебра. 8 класс&raq...
Презентация к уроку алгебры "Решение квадратных уравнений"
Презентация к уроку алгебры "Решение квадратных уравнений"...
Открытый урок алгебры "Решение квадратных уравнений по формуле"
Урок разработан по УМК Ю. Н. Макарычева...
Урок алгебры по теме «Уравнения, приводимые к квадратным» с применением уровневой дифференциации с элементами развивающего обучения.
Урок алгебры по теме «Уравнения, приводимые к квадратным» с применением уровневой дифференциации с элементами развивающего обучения...