Программа элективного курса" Финансовая математика"
рабочая программа по алгебре (9 класс) на тему
Программа курса проеназначена для углубления базового образования по математике и для ознакомления с основами экономики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_elektivnogo_kursa45.doc | 66 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа элективного курса "Финансовая математика»
Программа составлена учителем математики МОУ
«ТСОШ №3» Панченко Галиной Константиновной.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса предназначена для дополнения и углубления базового образования по математике и для ознакомления учащихся 9-х классов с основами экономики.
Одним из направлений модернизации школьного образования является профилизация старшей ступени общеобразовательной школы. В связи с этим ученик по окончанию 9-го класса должен сделать сознательный выбор в пользу дальнейшего углубленного либо обычного изучения математики. Поэтому на этом этапе ученику надо помочь осознать степень своего интереса к предмету и оценить возможности овладения им.
Сегодня успех конкретного человека, а тем самым и процветания общества в целом, зависят от того, будут ли люди действовать в согласии с объективно существующими экономическими закономерностями. Ясно, что для обеспечения своего будущего в новых условиях рынка необходимо изучение экономики.
Цели курса:
Познакомить учащихся с основами экономики;
сформировать представление о методах и способах решения нестандартных задач по теории простейших финансовых операций; сформировать способность к осознанному выбору дальнейшего профиля обучения в старшей школе.
Задачи:
Углубить теоретические знания учащихся по теории простых и сложных процентов, прогрессии, теории пределов;
рассказать о методы и приемы решения нестандартных задач по теории простейших финансовых операций; продолжить развитие исследовательских умений и навыков учащихся.
Программа курса “ Финансовая математика ” предполагает дальнейшее развитие у школьников математической, исследовательской и коммуникативной компетентностей. Курс направлен на более глубокое понимание и осознание математических методов познания действительности, на развитие математического мышления учащихся, устной и письменной математической речи. На занятиях решаются нестандартные задачи, для которых в курсе математики не имеется общих правил, определяющих точный алгоритм их решения. Учащиеся учатся находить и применять различные методы для решения задач. Большое количество примеров и задач для самостоятельного решения помогает активно освоить излагаемый материал по теории простейших финансовых операций и расчетов. так как доведение решения до числа играет в финансовой практике основную роль, то при работе учащиеся используют калькулятор и компьютер.
Требования к уровню усвоения курса.
По окончанию изучения курса учащиеся должны уметь:
Начислять простые проценты, выполнять дисконтирование по простым процентам, начислять сложные проценты, научиться изображать кривые спроса и предложения на графиках, разбираться, каким образом на спрос и предложение влияет изменение их неценовых детерминант, изучить понятия совокупных, постоянных и переменных издержек, научиться записывать соотношения между этими показателями.
В процессе изучения курса предполагаются следующие виды обучения: традиционное (объяснительно-иллюстративное) обучение, деятельностное (самостоятельное добывание знаний в процессе решения учебных проблем, развитие творческого мышления и познавательной активности учащихся) и инновационное (самообразование, саморазвитие учащихся посредством самостоятельной работы с информационным материалом).
Эти виды обучения предполагают следующие формы организации обучения:
- коллективные, индивидуальные и групповые;
- взаимного обучения, самообучение, саморазвитие;
- отчеты в форме презентации курсовых работ.
Занятия включают в себя теоретическую и практическую части, в зависимости от целесообразности – лекции, консультации, практикумы, самостоятельную и исследовательскую работу.
Эффективность обучения отслеживается следующими формами контроля:
- самостоятельная работа;
- срезы знаний и умений в процессе обучения;
- итоговый контроль.
Итоговый контроль предусматривает:
- выполнение контрольной работы;
- защиту и презентацию курсовых работ.
Показателем эффективности обучения следует считать повышающийся интерес к математике, творческую активность и результативность учащихся.
Курс “ Финансовая математика ” рассчитан на 18 часов.
Содержание программы.
Данная программа предусматривает изучение следующих тем:
- Простые и сложные проценты. Повторить тему: Проценты, прорешать задачи на проценты, рассмотреть общепринятые в рыночной экономике алгоритмы вычисления процента в зависимости от срока ссуды, типа процентов, задача на определение суммы инвестированной в определенный момент времени. Нахождение годовой ставки дисконта. Формула наращивания, ставки сложных процентов предусмотренных договором вкладчиков. Вычисление эффективной ставки процентов.
- Задачи экономики.
Изучить такие понятие как спрос, предложение, величина спроса, величина предложения, точка равновесия, равновесная цена, равновесное количество продукта, эластичность спроса. Разобраться, каким образом на спрос и предложение влияет изменение их неценовых детерминантов. Изучить понятие совокупных, постоянных и переменных издержек, средних переменных издержек, цены, выручки, прибыли, убытка и рентабельности. Изучить такие понятия как предложение денег, скорость обращения денег, средняя цена товаров и услуг.
Учебно-тематическое планирование
№ | Наименование разделов и тем | Кол – во часов | Форма обучения | Средства обучения | |
Раздел 1. Простые и сложные проценты | 13 | ||||
1 | Основные понятия кредитной операции | 2 | Лекция | Справочная литература, дидактический материал | |
2 | Основная формула наращивания простых процентов | 2 | Комбинированное занятие | Справочная литература, дидактический материал | |
3 | Переменные ставки простых процентов. | 2 | Комбинированное занятие | Справочная литература, дидактический материал | |
4 | Дисконтирование по простым процентам | 1 | Изучение нового материала | ||
5 | Сложные годовые проценты | 1 | Комбинированное занятие | Справочная литература, дидактический материал | |
6 | Сравнения простых и сложных процентов | 2 | Комбинированное занятие | Справочная литература, дидактический материал | |
7 | Номинальная и эффективная процентные ставки. | 2 | Комбинированное занятие | Справочная литература, дидактический материал | |
8 | Современное значение денег. | 1 | Обобщение и систематизация знаний | Справочная литература, дидактический материал | |
Раздел 2.Задачи экономики. | 5 | ||||
9 | Спрос и предложение | 2 | Комбинированное занятие | Справочная литература, дидактический материал | |
10 | Расчет издержек и прибыли. | 2 | Комбинированное занятие | Справочная литература, дидактический материал | |
11 | Международная торговля | 1 | Комбинированное занятие | Справочная литература, дидактический материал | |
12 | Защита курсовых работ | 1 |
Примерные темы курсовых работ:
- Теория и практика финансово-банковских расчетов.
- Инвестиции.
- Срок окупаемости капиталовложения.
- Международная торговля.
- Спрос и предложение.
Литература
- «Прикладная экономика». М.: Просвещение, 1992.
- К.Р. Макконнелл, С.Л. Брю. «Экономикс. Реферат-дайджест учебника по рыночной экономике» М.: Менеджер, 1993.
- К.Р. Макконнелл, С.Л. Брю. «Экономикс» в 2тт. М.: Республика, 1993.
- Е.Ю. Фрейкман. «Экономика и бизнес. Начальный курс» М.: Начала-пресс, 1995.
- И. Липсиц. «Экономика без тайн» М.: Вита-Пресс, 1994.
- А. Казаков. «Школьнику о рыночной экономике». М.: Знание, 1993.
- Е.М. Четыркин. «Методы финансовых и коммерчиских расчетов». М.: Издательство Дело, 1992.
- Е. Кочович. «Финансовая математика. Теория и практика финансово-банковских расчетов» Пер. с сербского. – М.: Финансы и статисктика, 1994.
Тезисы.
Программа элективного курса "Финансовая математика»
Программа курса предназначена для дополнения и углубления базового образования по математике и для ознакомления учащихся 9-х классов с основами экономики.
Одним из направлений модернизации школьного образования является профилизация старшей ступени общеобразовательной школы. В связи с этим ученик по окончанию 9-го класса должен сделать сознательный выбор в пользу дальнейшего углубленного либо обычного изучения математики.
Цели курса:
Познакомить учащихся с основами экономики;
сформировать представление о методах и способах решения нестандартных задач по теории простейших финансовых операций; сформировать способность к осознанному выбору дальнейшего профиля обучения в старшей школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса "Математика и романтика"
Разработана программа элективного курса для старшеклассников...
ПРОГРАММА Элективного курса «математика в задачах» (10-11 классы)
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.Эта программа рассчитана для гуманитарных и общеобразовательных классов средней школы.Настоящая программа предусматривает наиболее полное развитие целостной математической сос...
Рабочая программа элективного курса "Математика в экономике"
Актуальность элективного курса «Математика в экономике» состоит в том, что он дополняет и развивает школьный курс математики, а так же является информационной поддержкой выбранного...
рабочая программа элективный курс математика-9
В курсе планиметрии встречаются задачи, связанные с «разрезанием фигуры на части и перекладыванием этих частей» при вычислении площадей многоугольников. В основе этого метода лежит понятие рав...
Рабочая программа элективного курса "Математика в жизни человека"
Описание место учебного предмета в учебном планеНа изучение элективного курса «Математика в жизни человека» в 9 классе выделено по 0,5 часа в неделю (17 часов за год).\Пояснительная запискаМатематика ...
рабочая программа элективного курса математики в 11 классе
рабочая программа...
Программа элективного курса.Математика 9 класс.
Программаэлективного курса для 9 класса «ГИА. От простого к сложному»....