Какие дроби называют десятичными, урок № 1.
план-конспект урока по алгебре (6 класс) на тему
План-конспект урока в 6 классе по учебнику нового поколения "Математика .Арифметика, Геометрия - 6 класс" Е.А. Бунимовича.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
loginova.doc.zip | 23.04 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Какие дроби называют десятичными
(Тема урока)
ФИО (полностью) | Логинова Татьяна Владимировна | |
Место работы | МОУ «СОШ № 32» города Энгельса Саратовской области | |
Должность | Учитель математики | |
Предмет | математика | |
Класс | 6 | |
Тема и номер урока в теме | Какие дроби называют десятичными, урок № 1. | |
Базовый учебник | «Математика. Арифметика. Геометрия 6 класс» Е.А. Бунимович, Г.В. Дорофеев, С.Б. Суворова и др. |
- Цель урока: ввести понятие десятичной дроби; выработать навыки чтения, записи десятичных дробей.
9. Задачи:
- обучающие: организовать работу учащихся по изучению и первичному закреплению понятия "десятичная дробь", алгоритма записи десятичных дробей;
-развивающие: развивать у учеников математическую речь, интуицию, догадку, эрудицию, способствовать развитию самостоятельности, умению оценивать свою работу;
-воспитательные: пробудить математическую любознательность и инициативу, воспитывать интерес к математике, культуру математического мышления, дисциплинированность, ответственное отношение к учебному труду.
- Тип урока: урок «открытия» нового знания.
- Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, работа с компьютерной моделью.
- Необходимое техническое оборудование: персональный компьютер, мультимедиапроектор, компьютеры для обучающихся.
- Структура и ход урока
Таблица 1.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин.) |
1 | 2 | 3 | 5 | 6 | 7 |
1 | Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности | Задает вопросы математического диктанта (приложение 1 часть 1) | Выполняет математический диктант | 2 | |
2 | Актуализация и пробное учебное действие | Задает вопросы математического диктанта (приложение 1 часть 2) | Выполняет математический диктант | 2 | |
3 | Выявление места и причины затруднения | Постановка проблемы перед учащимися (приложение 2) | Обсуждают решение примеров с учителем и выполняют их | 3 | |
4 | Построение проекта выхода из затруднения | Постановка цели, определение темы, способов, средств построения нового знания (приложение 3) | Сами ставят цели, определяют тему, способы, средства построения нового знания | 4 | |
5 | Реализация построенного проекта | №1, №2 Десятичная запись дробных чисел. | Построение с учащимися нового способа действий комментирование слайдов. | Выдвигают и обосновывают гипотезы; используют предметные применяют новый способ действий для решения задачи, фиксируют в обобщенном виде новый способ действий в речи и знаково; фиксируют преодоление возникшего ранее затруднения. | 8 |
6 | Первичное закрепление с проговаривание во внешней речи | Разбор заданий: учебник №112 устно (с линейками обратной связи); тетрадь-тренажер №66 письменно; учебник №113 устно (по цепочке); | решают (фронтально) несколько типовых заданий на новый способ действия; при этом проговаривают вслух выполненные шаги и их обоснование - определения, алгоритмы, свойства и т.д. | 5 | |
№3 Десятичная запись дробных чисел | демонстрация задания 1 презентации. | решают (фронтально) несколько типовых заданий на новый способ действия; при этом проговаривают вслух выполненные шаги и их обоснование - определения, алгоритмы, свойства и т.д. | 2 | ||
7 | Самостоятельная работа с проверкой по эталону | №4 Представление обыкновенной дроби в виде десятичной, запись разрядных слагаемых десятичной дроби. | Создание (по возможности) ситуации успеха для каждого ребенка; для учащихся, допустивших ошибки, предоставление возможности выявления причин ошибок и их исправления. | самостоятельное выполнение учащимися самопроверка учащимися своих решений по | 7 |
Оздоровительный момент | Упражнение «Разведчик» (приложение №5) | Выполняют упражнение с закрытыми глазами | 2 | ||
8 | Включение в систему знаний и повторения | Задает вопросы (приложение №6) (при этом - повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса); тетрадь-тренажер №77,78 самостоятельно с последующей проверкой. | Выполняют задания, в которых новый способ действий связывается с ранее изученными (осваиваем алгоритмы). | 4 | |
№5 Десятичная запись дробных чисел | демонстрация задания 2 презентации; | Задание 2 презентации выполняют за компьютерами. | 1 | ||
9 | Рефлексия учебной деятельности на уроке | Задает вопросы рефлексии, предварительно записанные на доске (приложение № 7), записывает домашнее задание на доске (приложение №8) | Отвечают на вопросы рефлексии, записывают домашнее задание. | 5 |
Приложение к плану-конспекту урока
Какие дроби называют десятичными
Таблица 2.
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
№ | Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР |
1 | И- тип | Учебный модуль, презентация, часть 1, 2, 3, 4 | http://fcior.edu.ru/card/5822/desyatichnaya-zapis-drobnyh-chisel-i1.html# | |
2 | И- тип | Учебный модуль, презентация, часть 5, 7, 8 | http://fcior.edu.ru/card/5822/desyatichnaya-zapis-drobnyh-chisel-i1.html# | |
3 | П- тип | Учебный модуль, презентация, задание 1 | http://fcior.edu.ru/card/1869/desyatichnaya-zapis-drobnyh-chisel-p1.html# | |
4 | Самостоятельная работа по теме: «Представление обыкновенной дроби в виде десятичной, запись разрядных слагаемых десятичной дроби. К1» | К-тип | Учебный модуль, презентация, Задания 1, 2, 3, 4, 5 | |
5 | П- тип | Учебный модуль, презентация, задание 2 | http://fcior.edu.ru/card/1869/desyatichnaya-zapis-drobnyh-chisel-p1.html# |
Приложение №1
Задания со сменой установки.
-На доске записано несколько чисел: 10,3, , 100, 18. Я вам предлагаю их запомнить в том же порядке. Теперь я убираю этот ряд чисел, а вы должны постараться ответить на мои вопросы, вспоминая то, что было написано. Один человек отвечает, остальные свое согласие или несогласие показывают с помощью линеек обратной связи.
Вопросы:
1 часть
1) Сколько было чисел, которые делятся на 5 без остатка? (2)
2) Каким по счету было число, соответствующее порядковому номеру месяца октября в году? (первым)
3) В словесной записи скольких чисел есть буква «т»? ( во всех)
4) Порядковый номер какого дня недели получится при делении последнего числа на второе? (субботы)
5) Сколько было нечетных чисел? (1)
6) Какой месяц соответствует второму числу? (март)
7) В какую букву надо вписать число 17, чтобы получилось последнее число? (в О)
2 часть
8) Какая цифра записана в разряде десятков четвертого числа? (0)
9) Какой будет правильная дробь, составленная из первого и второго числа? ()
10) Какой будет правильная дробь, составленная из четвертого и последнего числа? ()
11) Что общего между дробями и ? (знаменатели обеих дробей- единица с нулями)
12) Результат деления второго числа на первое? ()
Приложение №2
- Какой мы можем дать ответ на последний вопрос диктанта? ( Только в виде дроби )
-В чем возникло затруднение? (мы не можем дать другой ответ на этот вопрос кроме обыкновенной дроби )
Теперь выразим расстояние 6 дм 3 см в сантиметрах. (6дм3см=63см)
- Чтобы выразить тоже расстояние в дециметрах, что придется использовать? (дроби)
Так как 1 см=дм, то 3 см=дм, и потому 6 дм3см=6дм=?
Таким же образом находим, что 4 ц17кг=4ц=?
- Что общего у дробей 6, 4, ? (их знаменатели- степени числа 10)
- Легко ли будет проводить с этими дробями действия? (нелегко, как и с другими обыкновенными дробями)
Математики придумали, и мы сейчас попробуем, как и они, придумать способ, позволяющий упростить вычисления: для дробей со знаменателями 10, 100, 1000 и т. д., которые имели большое практическое значение, они стали применять так называемую десятичную запись, похожую на запись натуральных чисел ( в строчку).
Выполнять действия с такими дробями, записанными в таком виде, почти также легко, как и с натуральными числами.
Приложение №3
1) Итак, какие знания мы сегодня должны построить? Чему научиться? (Цель)
( Научиться записывать дробь, знаменатель которой- единица с нулями, в строчку, без явного указания на знаменатель. Научиться переходить от одной формы записи к другой. Узнать, какая это десятичная запись дробей? Какие разряды для этого используются?)
2) Какая же у нас будет тема урока? (Тема)
(Какие дроби называют десятичными.) Записывают число и тему урока в тетрадь.
3) Как мы построим новое знание? (Способ)
(Метод дополнения, т.к. изученных аналогов нет, и требуется введение принципиально нового способа действий и нового знака.)
4) Какими средствами построим новое знание? ( С помощью чего?)
( С помощью способа записи десятичной системы счисления, принятой для записи натуральных чисел- с помощью способа записи.)
Приложение №4
-Итак, какие есть предложения? Гипотезы? Как записать дроби с таким знаменателем в строчку? Может кто-то уже встречался с такими дробями? Как записать в виде десятичной записи? (Гипотеза: 0,3) Так ли это? Подтвердить или опровергнуть поможет презентация (ЭОР №1)
Часть 1, 2, 3, 4 (с остановкой для самостоятельного прочтения дробей и записью в тетрадь).
-Заметили ли вы, в десятичной дроби после запятой сколько цифр? (Сколько нулей в знаменателе соответствующей ей обыкновенной дроби)
-Да, давайте посмотрим.
Часть 5, 7, 8 презентации (с остановками для вопросов).
-Какие же разряды используют для записи десятичных дробей?
- Во сколько раз в записи натурального числа различаются единицы двух соседних разрядов? (в 10 раз)
-В числе 2408 содержится 2 ? (тысячи)
-Как же записываются дроби в десятичной системе? Какие новые разряды?
-Как прочитать запись: 7,35?Почему? (Читается также как и число 7)
Как прочитать 0,0105?
Приложение №5
Упражнение «Разведчик»
Закрываем глаза и проговариваем:
- я в школе на уроке математики.
- Я изучаю десятичные дроби (мысленно пишем: «Десятичные дроби»).
- Я радуюсь этому.
- Внимание мое растет.
- Я как разведчик все замечу ( мысленно чертим координатную прямую).
- Я знаю, как отметить на координатной прямой 0,3 (мысленно отмечаем на прямой 0,3).
- Память моя крепка.
- Голова мыслит ясно.
- Я хочу учиться.
- Я готов к работе.
Приложение №6
Как теперь расстояние 6дм3см перевести в дециметры? (с этого задания мы начали сегодняшний урок)
6дм3см=6дм=6,3дм.
4ц17кг=4ц=4,17ц.
Какие еще мы можем использовать дроби? (десятичные).
Приложение №7
Высказываемся одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
- Сегодня я узнал…
- Было интересно…
- Было трудно…
- Я выполнял задание…
- Я понял, что…
- Теперь я могу…
- Я почувствовал, что…
- Я приобрел…
- Я научился…
- У меня получилось…
- Я смог…
- Я попробую…
- Меня удивило…
- Урок дал мне для жизни…
- Мне захотелось…
Приложение №8
Домашнее задание
Наверное, вам захотелось научиться изображать десятичные дроби точками на координатной прямой. Узнать, как связаны десятичные дроби и единицы длины, единицы измерения массы. Хорошо к этому подготовиться поможет вам домашнее ( с элементами творческой деятельности):
§9 (1-2 раздел) №115(а),118; 119(а); дополнительно №120.
Оценки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока математики в 5 классе (2 часа) "Умножение десятичной дроби на десятичную дробь".
Конспект урока с презентацией....
разработка урока математики в 5 классе (2 часа) "Умножение десятичной дроби на десятичную дробь".
Конспект урока с презентацией....
Урок математики в 5 классе. Тема: «Сложение и вычитание десятичных дробей. Разложение десятичных дробей по разрядам»
Конспект урока. Особое внимание уделяется работе с текстом....
Урок математики в 5 классе по теме "Деление десятичной дроби на десятичную дробь"
Целью урока является открытие алгоритма деления на десятичную дробь и применение его при решении учебных задач.Для проведения урока необходимо иметь мультимедийный проектор, компьютер и экран.Учитель ...
Урок по теме "Какие слова называются местоимениями"
Разработка урока в 6 классе по теме "Какие слова называются местоимениями" по учебнику М.М. Разумовской...
Урок по теме "Какие слова называются местоимениями" презентация
Презентация к уроку в 6 классе по теме "Какие слова называются местоимениями" по учебнику М.М. Разумовской...
Технологическая карта урока математики в 5 классе по теме: Умножение десятичных дробей. Презентация к уроку: Умножение десятичных дробей
Особенности урока: урок — путешествие, прослеживается межпредметная связь с географией, экологией; практическая направленность заданий, показывает, где могут пригодиться знания математики; подоб...