Методическая разработка урока по русскому языку в 6 классе по теме «Местоимение как часть речи»
Тема урока: «Какие слова называются местоимениями» ********* Цель урока:
Знать: основные признаки местоимения как части. Уметь: определять признаки местоимений, находить местоимения в тексте, определять роль местоимений в тексте; правильно их употреблять в речи. Воспитывать: интерес к предмету. Тип урока: усвоения новых знаний Технология: критическое мышление Оборудование: проектор, раздаточный материал, учебник для 6 класса под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта ХОД УРОКА 1. Объяснение новой темы Учитель: Здравствуйте, ребята. Мы с вами продолжаем изучать раздел «Морфология». Откройте тетради и запишите число и тему. Стадия «Вызов» . Тема «Вместо имени». Как иначе сформулируем тему?- «Какие слова называются местоимениями» ********* Я О СЕБЕ ТАКОГО МНЕНИЯ: ОГРОМНА РОЛЬ МЕСТОИМЕНИЯ! Я ДЕЛУ ОТДАЮСЬ СПОЛНА - Я ЗАМЕНЯЮ ИМЕНА!
- Для того чтобы хорошо усвоить тему, нам с вами придется отправиться в путешествие.
Целеполагание. -А какова будет цель нашего путешествия? (Учащиеся ставят цели урока) -Чтобы путешествие было более эффективным, мы с вами сначала заведем «Бортовой журнал». -Запишите в тетради: «Бортовой журнал» и постройте таблицу на половину страницы. Впишите в левую часть журнала все, что вам известно по нашей теме. (3 минуты)
^ Что мне известно по данной теме | Что узнал (а)
| Местоимение - часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их.
Местоимения изменяются по падежам, родам и числам.
^ В предложении бывают подлежащими, дополнениями и определениями. |
|
Стадия «Осмысление» Учитель: теперь давайте проанализируем выполненную вами работу (опрос учащихся). - А теперь их сравним с тем, что нам нужно узнать сегодня о местоимении: откройте учебники на странице 164, прочитайте текст упражнения 646. Впишите недостающий материал. (5 минут) - А как вы думаете, какую синтаксическую роль могут выполнять местоимения? ( Подлежащее, определение, дополнение). Вписать в бортовой журнал.
2.Практикум 2.1.Мы продолжаем путешествие и переносимся вместе с Алисой в страну чудес. Я сейчас буду читать вам фрагмент из сказки Л.Кэрролла «Алиса в Стране чудес». В этом стихотворении много местоимений, а ваша задача выписать их (1 ученик работает у доски)(5 минут).
Я знаю, с ней ты говорил И с ним, конечно, тоже. Она сказала: «Очень мил, Но плавать он не может». Здесь побывали та и тот (Что знают все на свете). Но, если б делу дали ход, Вы были бы в ответе.
-Наше путешествие продолжается, и мы с вами переносимся в лабиринты русского языкознания.
2.2.Возьмите лежащие на столе путевые листы и впишите в них необходимую информацию, чтобы мы могли двигаться дальше. А эта информация – местоимения. (Самостоятельная работа - 5 минут). Подпишите путевой лист и положите на край стола. А разведчик в лице дежурного пройдет и незаметно соберет работы.
Путевой лист №1 Вставьте вместо пропусков местоимения. 1.Когда в товарищах согласья нет, На лад .... дело не пойдет, И выйдет из .... не дело, только мука. (то, него) 2. Жил-был старик, и было у ….. три сына. Младшего …. Иванушкой-дурачком звали. ( него, все) 3. Пустил стрелу старший брат. Упала …… на боярский двор, и подняла ….. боярская дочь. Пустил стрелу средний брат — полетела стрела к богатому купцу во двор. Подняла ….. купеческая дочь. (она, ее, ее) 4. В давние времена жил в одном городе портной. Придёт к ….. заказчик, принесёт два аршина сукна и скажет: - Эй, портной! Сшей-ка ….. хороший бешмет. Посмотрит портной: мало сукна на бешмет. А всё-таки не откажется. А заказчик и не поблагодарит …… . (нему, мне, его)
Путевой лист №2 Вставьте вместо пропусков местоимения. 1. Жил в одной деревне старик с двумя сыновьями. Пришла …. пора помирать. Позвал …… сыновей и говорит: - Мои дорогие дети, я оставляю ….. наследство. Но не наследством ….. будете богаты. Дороже денег, дороже добра три совета. Будете …. помнить - проживёте в достатке всю жизнь. ( ему, он, вам, вы, их) 2. Когда-то в одном ауле жил-был дровосек. Приехал …. однажды в лес. Рубит дрова, песни поёт. Вдруг из тёмной чащобы вышел к …. навстречу леший. ( он,нему) 3. Тяжело …. было растить и кормить детей, но …. всех …. и вырастил, и выкормил, и обучил. Все …. стали искусными, умелыми и ловкими. (ему, он, их, они) 4. К несчастью, то ж бывает у людей: Как ни полезна вещь, цены не зная .... , Невежда про .... свой толк все к худу клонит. (ей, нее)
-Продолжаем путешествие по лабиринтам русского языкознания. Чтобы там не заблудиться ,заглянем в наш путеводитель – учебник на стр.294-295, прочтите статью «Возьмите на заметку» (проводником будет Сытина Корина).Какое слово заменено местоимением? Каким?
2.3. Творческие задания. Исправьте текст: замените повторяющиеся имена существительные подходящими местоимениями. Барсук – осторожный зверь. Охотится барсук ночью. Поэтому днем увидеть барсука нелегко. Норы барсука глубокие. 2.4.Исправьте грамматические ошибки в данных предложениях (на интерактивной доске). Запишите предложения в исправленном виде. Можно работать в парах.(5 минут) 1.Дубровский застрелил медведя. Троекуров велел с него снять шкуру.
2.Гусь среди их был самый старый и степенный.
3.Мы ходили на пруд, где росло много лилий и плавали лебеди. Мы сплели из них красивый венок.
4.Из ихнего окна раздавались звуки знакомой мелодии.
-И в конце нашего путешествия я хочу обратить ваше внимание на неограниченные возможности местоимений при составлении различных головоломок.
2.5.Устное упражнение. 1. Какие два местоимения мешают движению на дорогах? 2.Сколько личных местоимений в слове семья? 3. Из какого местоимения, если к нему прибавить «сто», можно испечь пирог? 4.За какое местоимение можно спрятать букву Ц, чтобы получилось животное из породы грызунов? 5. Когда руки бывают чистыми? 3.Стадия «Рефлексия» - Итак, что вы узнали во время нашего путешествия? - Остались ли у вас вопросы по данной теме? - Какая часть урока показалась наиболее важной? Почему? - Что было трудным? Почему? - Что нужно сделать, чтобы эти трудности не возникали?
^ Домашнее задание: 1.Параграф 55, упр.650, стр.295
|