Рабочая программа по алгебре для 7 класса
календарно-тематическое планирование по алгебре (7 класс) по теме

Рабочая программа по алгебре для 7 класса составлена на 120 часов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab_programma_7_kl.doc468.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая  программа по алгебре составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.

Данная рабочая программа ориентирована на учащихся 7 классов и составлена на основе следующих документов:

1. Примерная программа основного общего образования по математике. (Сборник нормативных документов. Математика. М.: Дрофа,2004г.)

2.  Программа для общеобразовательных учреждений (Сборник “Программы для общеобразовательных учреждений: Алгебра 7-9 кл.”/ Сост. Т.А. Бурмистрова,  2-е изд.,.- М. Просвещение, 2009г..).

3.      Стандарт основного общего образования по математике.

(Стандарт основного общего образования по математике //Математика в школе. – 2004г,-№4, -с.4)

Изучение направлено на реализацию целей и задач, сформулированных в государственном стандарте общего образования по математике:

  1. овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
  2. интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мысли, критичность мышления, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространственных представлений, способность к преодолению трудностей;
  3. формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  4. воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса.

Целью изучения курса алгебры 7  является:

  1.       систематизация и обобщение сведений о преобразовании выражений и решении уравнений с одним неизвестным;
  2. обеспечение функциональной систематической подготовки учащихся;
  3. формирование  базы для выработки умения выполнять тождественные преобразования алгебраических выражений;
  4. формирование умения переводить практические задачи на язык математики.

Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение алгебры отводится 120 часов, из них I четверть 5 ч в неделю, II, III, IV четверти – 3 ч в неделю

Рабочая программа составлена с учетом следующих учебных  пособий:

  1. Учебник Алгебра 7. / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков,С.В. Суворова. Под редакцией С.А. Теляковского. / М.: Просвещение,  2009.
  2. Дидактические материалы по алгебре для 7 класса Л.И.Звавич, Л.В.Кузнецова, С.Б.Суворова.-6 изд.-М.:Просвещение,2007.-159с.:

Промежуточная аттестация проводится в форме письменных работ, математических диктантов, экспресс - контроля, тестов, взаимоконтроля.

В результате изучения курса математики в 7 классе учащиеся должны

Знать/понимать:

  1. как используются математические формулы, уравнения; примеры их применения для решения математических и практических задач;
  2. как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;

уметь

  1. составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
  2. выполнять основные действия со степенями с натуральными показателями, с многочленами;
  3. выполнять разложение многочленов на множители применять в несложных случаях формулы сокращенного умножения для преобразования целых выражений в многочлены
  4. решать линейные уравнения,  системы двух линейных уравнений и применять их при решении текстовых задач;
  5. решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
  6. находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
  7. определять свойства функции по ее графику;  
  8. описывать свойства изученных функций, строить их графики;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;
  2. моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
  3. описания зависимостей между физическими величинами, соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;

интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами;

Общая характеристика учебного предмета

Математическое образование в основной школе складывается из следующих содержательных компонентов (точные названия блоков): арифметика; алгебра; геометрия; элементы комбинаторики, теории вероятностей, статистики и логики. В своей совокупности они отражают богатый опыт обучения математике в нашей стране, учитывают современные тенденции отечественной и зарубежной школы и позволяют реализовать поставленные перед школьным образованием цели на информационно емком и практически значимом материале. Эти содержательные компоненты, развиваясь на протяжении всех лет обучения, естественным образом переплетаются и взаимодействуют в учебных курсах.

Арифметика призвана способствовать приобретению практических навыков, необходимых для повседневной жизни. Она служит базой для всего дальнейшего изучения математики, способствует логическому развитию и формированию умения пользоваться алгоритмами.

Алгебра нацелена на формирование математического аппарата для решения задач из математики, смежных предметов, окружающей реальности. Язык алгебры подчеркивает значение математики как языка для построения математических моделей, процессов и явлений реального мира. Одной из основных задач изучения алгебры является развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики; овладение навыками дедуктивных рассуждений. Преобразование символических форм вносит свой специфический вклад в развитие воображения, способностей к математическому творчеству. Другой важной задачей изучения алгебры является получение школьниками конкретных знаний о функциях как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов (равномерных, равноускоренных, экспоненциальных, периодических и др.), для формирования у учащихся представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры.

Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования, необходимая для приобретения конкретных знаний о пространстве и практически значимых умений, формирования языка описания объектов окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции, математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение геометрии вносит вклад в развитие логического мышления, в формирование понятия доказательства.

Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей становятся обязательным компонентом школьного образования, усиливающим его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим, прежде всего, для формирования функциональной грамотности – умений воспринимать и анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчеты. Изучение основ комбинаторики позволит учащемуся осуществлять рассмотрение случаев, перебор и подсчет числа вариантов, в том числе в простейших прикладных задачах. При изучении статистики и теории вероятностей обогащаются представления о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации и закладываются основы вероятностного мышления.

Таким образом, в ходе освоения содержания курса учащиеся получают возможность:

- развить представления о числе и роли вычислений в человеческой практике;

- сформировать практические навыки выполнения устных, письменных, инструментальных вычислений, развить вычислительную культуру;

- овладеть символическим языком алгебры, выработать формально-оперативные алгебраические умения и научиться применять их к решению математических и нематематических задач;

- изучить свойства и графики элементарных функций, научиться использовать функционально-графические представления для описания и анализа реальных зависимостей;

- развить пространственные представления и изобразительные умения, освоить основные факты и методы планиметрии, познакомиться с простейшими пространственными телами и их свойствами;

- получить представления о статистических закономерностях в реальном мире и о различных способах их изучения, об особенностях выводов и прогнозов, носящих вероятностный характер;

- развить логическое мышление и речь – умениия логически обосновывать суждения, проводить несложные систематизации, приводить примеры и контрпримеры, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический) для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;

- сформировать представления об изучаемых понятиях и методах как важнейших средствах математического моделирования реальных процессов и явлений.

Цели:

Изучение математики на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  1. овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности,
  2. изучения смежных дисциплин, продолжения образования;
  3. интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;
  4. формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;
  5. воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

        Место предмета в федеральном базисном учебном плане

Согласно федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации на изучение математики на ступени основного общего образования отводится не менее 875 ч из расчета 5 ч в неделю с V по IX класс.

Примерная программа рассчитана на 875 учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 90 учебных часов для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

В ходе преподавания математики в основной школе, работы над формированием у учащихся перечисленных в программе знаний и умений, следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали

умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:

- планирования и осуществления алгоритмической деятельности,

- выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;

- решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;

        - исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;

- ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;

- проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;

- поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

Результаты обучения

        Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки и задают систему итоговых результатов обучения, которых должны достигать все учащиеся, оканчивающие основную школу, и достижение которых является обязательным условием положительной аттестации ученика за курс основной школы. Эти требования структурированы по трем компонентам: «знать/понимать», «уметь», «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни». При этом последние два компонента представлены отдельно по каждому из разделов содержания.

Учебно – тематический план

Содержание материала

Кол-во часов

1.

Глава I.

24

2.

Глава II.

14

3.

Глава III.

15

4.

Глава IV.

20

5.

Глава V.

20

6.

Глава VI.

17

7.

Повторение.

10

Итого:

120

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

 Выражения, тождества, уравнения (20 часов)

        Числовые выражения с переменными. Простейшие преобразования выражений. Уравнение, корень уравнения. Линейное уравнение с одной переменной. Решение текстовых задач методом составления уравнений.

Цель: систематизировать и обобщить сведения о преобразованиях алгебраических выражений и решении уравнений с одной переменной.

Первая тема курса 7 класса является связующим звеном между курсом математики 5—6 классов и курсом алгебры. В ней закрепляются вычислительные навыки, систематизируются и обобщаются сведения о преобразованиях выражений и решении уравнений.

Нахождение значений числовых и буквенных выражений даёт возможность повторить с обучающимися правила действий с рациональными числами. Умения выполнять арифметические действия с рациональными числами являются опорными для всего курса алгебры. Следует выяснить, насколько прочно овладели ими учащиеся, и в случае необходимости организовать повторение с целью ликвидации выявленных пробелов. Развитию навыков вычислений должно уделяться серьезное внимание и в дальнейшем при изучении других тем курса алгебры.

В связи с рассмотрением вопроса о сравнении значений выражений расширяются сведения о неравенствах: вводятся знаки ≥ и ≤, дается понятие о двойных неравенствах.

При рассмотрении преобразований выражений формально-оперативные умения остаются на том же уровне, учащиеся поднимаются на новую ступень в овладении теорией. Вводятся понятия «тождественно равные выражения», «тождество», «тождественное преобразование выражений», содержание которых будет постоянно раскрываться и углубляться при изучении преобразований различных алгебраических выражений. Подчеркивается, что основу тождественных преобразований составляют свойства действий над числами.

Усиливается роль теоретических сведений при рассмотрении уравнений. С целью обеспечения осознанного восприятия обучающимися алгоритмов решения уравнений вводится вспомогательное понятие равносильности уравнений, формулируются и разъясняются на конкретных примерах свойства равносильности. Дается понятие линейного уравнения и исследуется вопрос о числе его корней. В системе упражнений особое внимание уделяется решению уравнений вида ах=b при различных значениях а и b. Продолжается работа по формированию у обучающихся умения использовать аппарат уравнений как средство для решения текстовых задач. Уровень сложности задач здесь остается таким же, как в 6 классе.

Статистические характеристики (4 часа)

Ознакомление обучающихся с простейшими статистическими характеристиками: средним арифметическим, модой, медианой, размахом. Учащиеся должны уметь пользовать эти характеристики для анализа ряда данных в несложных ситуациях.

 Функции (14 часов)

        Функция, область определения функции. Вычисление значений функции по формуле. График функции. Прямая пропорциональность и ее график. Линейная функция и её график.

        Цель: ознакомить обучающихся с важнейшими функциональными понятиями и с графиками прямой пропорциональности и линейной функции общего вида.

Данная тема является начальным этапом в систематической функциональной подготовке обучающихся. Здесь вводятся такие понятия, как функция, аргумент, область определения функции, график функции. Функция трактуется как зависимость одной переменной от другой. Учащиеся получают первое представление о способах задания функции. В данной теме начинается работа по формированию у обучающихся умений находить по формуле значение функции по известному значению аргумента, выполнять ту же задачу по графику и решать по графику обратную задачу. Функциональные понятия получают свою конкретизацию при изучении линейной функции и ее частного вида — прямой пропорциональности. Умения строить и читать графики этих функций широко используются как в самом курсе алгебры, так и в курсах геометрии и физики. Учащиеся должны понимать, как влияет знак коэффициента на расположение в координатной плоскости графика функции у=кх, где к0, как зависит от значений к и b взаимное расположение графиков двух функций вида у=кх+b.

Формирование всех функциональных понятий и выработка соответствующих навыков, а также изучение конкретных функций сопровождаются рассмотрением примеров реальных зависимостей между величинами, что способствует усилению прикладной направленности курса алгебры.

 Степень с натуральным показателем (15часов)

        Степень с натуральным показателем и ее свойства. Одночлен. Функции у=х2, у=х3 и их графики.

        Цель: выработать умение выполнять действия над степенями с натуральными показателями.

        В данной теме дается определение степени с натуральным показателем. В курсе математики 6 класса учащиеся уже встречались с примерами возведения чисел в степень. В связи с вычислением значений степени в 7 классе дается представление о нахождении значений степени с помощью калькулятора; Рассматриваются свойства степени с натуральным показателем: На примере доказательства свойств аm · аn = аm+n;  аm : аn = аm-n, где m > n; (аm)n = аm·n; (ab)m = ambm учащиеся впервые знакомятся с доказательствами, проводимыми на алгебраическом материале. Указанные свойства степени с натуральным показателем находят применение при умножении одночленов и возведении одночленов в степень. При нахождении значений выражений содержащих степени, особое внимание следует обратить на порядок действий.

        Рассмотрение функций у=х2, у=х3 позволяет продолжить работу по формированию умений строить и читать графики функций. Важно обратить внимание обучающихся на особенности графика функции у=х2: график проходит через начало координат, ось Оу является его осью симметрии, график расположен в верхней полуплоскости.

Умение строить графики функций у=х2 и у=х3 используется для ознакомления обучающихся с графическим способом решения уравнений.

         Многочлены (20 час)

        Многочлен. Сложение, вычитание и умножение многочленов. Разложение многочленов на множители.

        Цель: выработать умение выполнять сложе ние, вычитание, умножение многочленов и разложение многочленов на множители.  

        Данная тема играет фундаментальную роль в формировании умения выполнять тождественные преобразования алгебраических выражений. Формируемые здесь формально-оперативные умения являются опорными при изучении действий с рациональными дробями, корнями, степенями с рациональными показателями.

        Изучение темы начинается с введения понятий многочлена, стандартного вида многочлена, степени многочлена. Основное место в этой теме занимают алгоритмы действий с многочленами — сложение, вычитание и умножение. Учащиеся должны понимать, что сумму, разность, произведение многочленов всегда можно представить в виде многочлена. Действия сложения, вычитания и умножения многочленов выступают как составной компонент в заданиях на преобразования целых выражений. Поэтому нецелесообразно переходить к комбинированным заданиям прежде, чем усвоены основные алгоритмы.

        Серьезное внимание в этой теме уделяется разложению многочленов на множители с помощью вынесения за скобки общего множителя и с помощью группировки. Соответствующие преобразования находят широкое применение как в курсе 7 класса, так и в последующих курсах, особенно в действиях с рациональными дробями.

        В данной теме учащиеся встречаются с примерами использования рассматриваемых преобразований при решении разнообразных задач, в частности при решении уравнений. Это позволяет в ходе изучения темы продолжить работу по формированию умения решать уравнения, а также решать задачи методом составления уравнений. В число упражнений включаются несложные задания на доказательство тождества.

         Формулы сокращенного умножения (20 часа)

        Формулы (а - b )(а + b ) = а2 - b 2, (а ± b)2 = а2± 2а b + b2, (а ± b)3 = а3 ± За2 b + За b2 ± b3,  (а ± b) (а2  а b + b2) = а3 ± b3. Применение формул сокращённого умножения в преобразованиях выражений.

        Цель: выработать умение применять формулы сокращенного умножения в преобразованиях целых выражений в многочлены и в разложении многочленов на множители.

        В данной теме продолжается работа по формированию у обучающихся умения выполнять тождественные преобразования целых выражений. Основное внимание в теме уделяется формулам (а - b)(а + b) = а2 - b 2, (а ± b)2 = а2± 2а b + b2. Учащиеся должны знать эти формулы и соответствующие словесные формулировки, уметь применять их как «слева направо», так и «справа налево». Наряду с указанными рассматриваются также формулы (а ± b)3 = а3 ± За2 b + За b2 ± b3, (а ± b) (а2  а b + b2) = а3 ± b3. Однако они находят меньшее применение в курсе, поэтому не следует излишне увлекаться выполнением упражнений на их использование.

        В заключительной части темы рассматривается применение различных приемов разложения многочленов на множители, а также использование преобразований целых выражений для решения широкого круга задач.

        Системы линейных уравнений (17часов)

        Система уравнений. Решение системы двух линейных уравнений с двумя переменными и его геометрическая интерпретация. Решение текстовых задач методом составления систем уравнений.

        Цель: ознакомить обучающихся со способом решения систем линейных уравнений с двумя переменными, выработать умение решать системы уравнений и применять их при решении текстовых задач.

        Изучение систем уравнений распределяется между курсами 7 и 9 классов. В 7 классе вводится понятие системы и рассматриваются системы линейных уравнений.

        Изложение начинается с введения понятия «линейное уравнение с двумя переменными». В систему упражнений включаются несложные задания на решение линейных уравнений с двумя переменными в целых числах.

        Формируется умение строить график уравнения ах + bу=с, где а≠0 или b≠0, при различных значениях а, b, с. Введение графических образов даёт возможность наглядно исследовать вопрос о числе решений системы двух линейных уравнений с двумя переменными. Основное место в данной теме занимает изучение алгоритмов решения систем двух линейных уравнений с двумя переменными способом подстановки и способом сложения. Введение систем позволяет значительно расширить круг текстовых задач, решаемых с помощью аппарата алгебры. Применение систем упрощает процесс перевода данных задачи с обычного языка на язык уравнений.        

 Повторение (10 часов)

Цель: Повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс математики 7 класса.

Требования к уровню подготовки обучающихся  в 7 классе

        В ходе преподавания алгебры в 7 классе, работы над формированием у обучающихся перечисленных в программе знаний и умений следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:

        планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;

        решения разнообразных классов задач из различных разделов курса, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;

        исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;

        ясного, точного, грамотного изложения своих мыслей в устной и письменной речи, использования различных языков математики (словесного, символического, графического), свободного перехода с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;

        проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;

        поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.

В результате изучения курса алгебры 7 класса обучающиеся должны:

знать/понимать

  1. существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;
  2. существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;
  3. как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;
  4. как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;
  5. вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;
  6. каким образом геометрия возникла из практических задач землемерия;  примеры геометрических объектов и утверждений о них, важных для практики;
  7. смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;

Арифметика

уметь

  1. выполнять устно арифметические действия: сложение и вычитание двузначных чисел и десятичных дробей с двумя знаками, умножение однозначных чисел, арифметические операции с обыкновенными дробями с однозначным знаменателем и числителем;
  2. переходить от одной формы записи чисел к другой, представлять десятичную дробь в виде обыкновенной и в простейших случаях обыкновенную в виде десятичной, проценты — в виде дроби и дробь — в виде процентов; записывать большие и малые числа с использованием целых степеней десятки;
  3. выполнять арифметические действия с рациональными числами, сравнивать рациональные и действительные числа; находить в несложных случаях значения степеней с целыми показателями и корней; находить значения числовых выражений;
  4. округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел с недостатком и с избытком, выполнять оценку числовых выражений;
  5. пользоваться основными единицами длины, массы, времени, скорости, площади, объема; выражать более крупные единицы через более мелкие и наоборот;
  6. решать текстовые задачи, включая задачи, связанные с отношением и с пропорциональностью величин, дробями и процентами;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. решения несложных практических расчетных задач, в том числе c использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;
  2. устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления с использованием различных приемов;
  3. интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений;

Алгебра

уметь

  1. составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач; осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;
  1. выполнять основные действия со степенями с натуральными показателями, с многочленами; выполнять разложение многочленов на множители; выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;
  2. решать линейные уравнения решать линейные решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;
  3. изображать числа точками на координатной прямой;
  4. определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами;
  5. находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;
  6. применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;
  7. описывать свойства изученных функций (у=кх, где к0, у=кх+b, у=х2, у=х3), строить их графики.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;
  2. моделирования практических ситуаций и исследовании построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
  3. описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;
  4. интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.

Элементы логики, комбинаторики, статистики и теории вероятностей

уметь

  1. проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из известных или ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, использовать примеры для иллюстрации и контрпримеры для опровержения утверждений;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. выстраивания аргументации при доказательстве (в форме монолога и диалога);
  2. распознавания логически некорректных рассуждений;
  3. записи математических утверждений, доказательств;
  4. анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, таблиц;
  5. решения практических задач в повседневной и профессиональной деятельности с использованием действий с числами, процентов, длин, площадей, объемов, времени, скорости;
  6. понимания статистических утверждений.


Календарно – тематическое планирование алгебры в 7 классе

1

2

3

4

6

8

9

Дата

Тема урока

Ученик должен знать

Ученик должен

уметь

Вид контроля

Домашнее

задание

Глава I.  Выражения, тождества, уравнения

(23 часа)

§ 1 Выражения 5 часов

1.

Числовые выражения. Понятие числового выражения Правила сложения, умножения, деления десятичных и обыкновенных дробей.

Понятие  числового  выражения. Выражения  составляются из чисел с помощью  знаков действий и скобок; выражение, содержащее действие деление на нуль, не имеет смысла.

Выполнять все действия для нахождения значения выражения, составлять примеры числовых выражений.

Фронтальный опрос

С.р1 №1ав,2а

П1.№ 3,12,16

№4(в,е)

2.

Правила действий с отрицательными и положительными числами, десятичными и обыкновенными дробями.

Матем. диктант

№6(д,ж)

№13 № 67; 206

3.

Выражения с переменными. Значение выражения с переменными. Нахождение значение выражения с переменными.

Выражение ab содержит две переменные. Оно показывает,  как найти площадь прямоугольника.

Находить значения выражений с переменной, область определения простейших дробей с одной переменной.

С.р2 №1ав,2а

№21,24,30

4.

Решение задач, составляя выражения с переменными. Определение значений, при которых переменная имеет смысл

Индивид. опрос

С. р. № 4

№28,43,46

5.

Сравнения значений выражений. Правила сравнения рациональных выражений и применение их при сравнении. Строгие и нестрогие неравенства

Знаки <; > двойные неравенства

Сравнивать значения выражений.

С. р. № 5

№48(а,б).50(а)53(а,б), 58 (г,д,е)

§ 2 Преобразование   выражений (5 часов)

6.

Свойства действий над числами. Основные свойства сложения и умножения чисел;

Свойства:

1) a + b= b + a;

    аb = ba.

2) (a + b) + c=a + (b + c);

    (ab) c=a (bc).

3) a (b + c)=ab + ac.

Применять при вычислениях.

С.р6№1,2,3

П4 №72(а,в) 74а,78а

7.

Свойства действий над числами. Применение свойств, при вычислениях наиболее рациональным способом.

8.

Свойства действий над числами. Решение упражнений, применяя свойства сложения и умножения чисел.

Фронтальный опрос

72(б,г),74(б),78(б)

Дкр

9.

Тождества. Тождественно равные выражения. Решение упражнений.

Равенство, верное при любых значениях переменных, наз. тождеством. Правила раскрытия скобок.

Распознавать простейшие тождества.

Раскрывать скобки, приводить подобные слагаемые.

Карточки

91, 93, 97, 99

10.

Тождества. Тождественные преобразования выражений. Применение простейших преобразований при решении упражнений.

С.р7№3абв

102(в,г) 107(а)230

11.

Контрольная работа № 1 по теме «Выражения, тождества, уравнения».

Диф контр знаний

§ 3 Уравнения с одной переменной (8 часов).

Статистические характеристики (4 часа)

13.

Уравнения и его корни. Определение уравнения с одной переменной.

 Знать понятия уравнения и его корней, правила переноса слагаемых из одной части уравнения в другую, умножения или деления обеих частей уравнения на одно и то же число, отличное от нуля.

Фронтальный опрос

С.р.7№ 3абв

П6№113,115,117

14.

Уравнения и его корни.

Равносильность уравнений.

15.

Линейное уравнение с одной переменной. Определение линейного уравнения с одной переменной.

Распознавать линейные уравнения, решать их, применяя правила.

Матем. диктант

№130(а-г),133, 142

16.

Линейное уравнение с одной переменной. Корни линейного уравнения с одной переменной.

С.р.8№ 3абв

17.

Линейное уравнение с одной переменной. Решение уравнений, используя тождественные преобразования.

С.р.9№ 3абв

№136,138,139 п.7

18.

Решение задач с помощью уравнений.

Решать задачи с помощью составлений уравнений.

Фронтальный опрос

№148,151,153 п.8

19.

Решение задач с помощью уравнений.

Индивид. опрос

№149,150,158 п.8

20.

Решение задач с помощью уравнений.

С.р10№1,2,3,4,5,6

№160,241(а,в

Дкр

21.

Статистические характеристики

Знать понятия

Статистика, статистических характеристик

Среднее арифметическое

Размах

Мода

Должны уметь находить среднее арифметическое, размах и моду

Фронтал.опрос

П9 172, 146 №169(а,в,г)

22.

Статистические характеристики

Индивид. опрос

178,181,182

23.

Статистические характеристики

Карточки

187(б),190, 193

24.

Статистические характеристики

Фронтал.опрос

194,195(б)

25

Контрольная работа № 2 по теме «Линейные уравнения с одной переменной».

Письменная контрольная работа

Глава II. Функции

(14 часов)

§ 4 Функции и их графики (6 часов)

26.

Что такое функция. Функциональная зависимость


Определение функции. Зависимая и независимая переменная. Аргумент. Значение функции. Способы задания функции.



Способы задания функции.


Читать простейшие функции, приводить примеры. Вычислять значения функций по формуле.

Фронтал.опрос

№260,262,264 п.12

27.

Чтение графика функции. Способы задания функции.

28.

Вычисление значений функции по формуле

С.р121,2,3

268,270,275

29.

График функции

Определения графика функций.

Строить график функции по его точкам.

Индивид. опрос

289,355,292

30.

График функции

Карточки

351,352,348

Дкр

§ 5 Линейная функция. 8

Прямая пропорциональность.

Определение прямой пропорциональности и знать, что является графиком.

Строить и читать графики.

Фронтал.опрос

301,309,310

Прямая пропорциональность.

Карточки

357,368,358

Линейная функция и ее график.

Что называется линейной функцией, её вид, что является графиком  линейной функции.

Строить по двум точкам график, читать его.

С.р141,2,4,6,7

315,318,336(б)

Линейная функция и ее график.

Практич.работа

320,327,323

Дкр

Линейная функция и ее график.

Матем. диктант

373,311,296

Взаимное расположение графиков линейных функций.

Что графики двух линейных функций, заданных формулами  y=kx + b пресекаются, если коэффициенты при x различные и параллельны, если коэффициенты одинаковы.

Определять взаимное расположение графиков функций.

Фронтал.опрос

328,329,330

Взаимное расположение графиков линейных функций.

С.р13№1,2

335(а,б),337,341

Контрольная работа  № 3 «Линейная функция».

Письменная работа

Глава III. Степень с натуральным показателем12

§ 6 Степень и её свойства. 6

Определение степени с натуральным показателем.

Определять степени.

Записывать произведения в виде степени называть основание и показатель, вычислять значение степени.

Фронтал.опрос

377,382,386

П18

Определение степени с натуральным показателем.

Матем. диктант

391(б),394,

400

Умножение и деление степеней.

Правила умножения и деления степеней с одинаковым показателями.

Умножать и делить степени с одинаковыми основаниями.

Карточки

404,409,415

Умножение и деление степеней.

С.р20№1,2,4,5

412,535,427

Возведение в степень произведения и степени.

Для любых чисел a и b и натурального n (ab) = a b , (a ) = a .

Возводить в степень произведение и степень.

Матем. диктант

429,433,440

Возведение в степень произведения и степени.

С.р21№1,3,5,4,6,7,

448,547,548

§7 Одночлены. 6

Одночлен и его стандартный вид.

. Числовой множитель называется коэффициентом. Он стоит на 1месте, а на 2 месте степени переменных. Такой вид одночлена называется стандартным.

Приводить одночлен к стандартному виду

Фронтал.опрос

458,460,464

П.21

Умножение одночленов. Возведение одночлена в степень.

Правило умножения степеней с одинаковыми основаниями и правило возведения степеней в степень.

Фронтал.опрос

469,473,478

Умножение одночленов. Возведение одночлена в степень.

С.р24№1,3,4,7

471,474,476

Функции у = х² , у = х³ и их свойства.

Названия графиков, их свойства.

Находить по графикам значения аргумента или значение функции.

Практич.работа -13

486,499,498

Принести мм.бумагу

Функции у = х² , у = х³ и их свойства.

Карточки

489,490,491

Контрольная работа № 4 по узловой теме: «Степень с натуральным показателем».

Глава IV. Многочлены

§ 9 Сумма и разность многочленов.

Многочлен и его стандартный вид.

Многочленом называется сумма одночленов. Понятия  подобные члены, приведение подобных членов, стандартный вид числа.

Приводить подобные члены, приводить многочлен к стандартному виду.

Карточки

735,571,573(а) п.25

Многочлен и его стандартный вид.

Индивид. опрос

573(б),578,583

Сложение и вычитание многочленов.

Правила раскрытия скобок.

Складывать и вычитать.

Практич.работа

589,588(в,г)

603

Сложение и вычитание многочленов.

С.р26№1,2,4,5,6

596,598,606

§ 10 Произведение одночлена и  многочлена.

Умножение одночлена на многочлен.

Чтобы умножить одночлен на многочлен, нужно умножить этот одночлен на каждый член

многочлена и произведения сложить.

Применять правила умножения одночлена на многочлен.

Фронтал.опрос

617,619,623

Умножение одночлена на многочлен.

Карточки

628(а)632(а,б),636(а,б)

Умножение одночлена на многочлен.

С.р28№1,3,4

628(б)

Вынесение общего множителя за скобки.

Понятия вынесения общего множителя за скобки.

Выносить общий множитель за скобки.

Фронтал.опрос

656,648,659

Вынесение общего множителя за скобки.

Индивид. опрос

667,669,672

Вынесение общего множителя за скобки.

С.р32№1,2,4

662,769,767

Контрольная работа № 5 «Многочлен».

§11 Произведение многочленов.

Умножение многочлена на многочлен.

Правила умножения многочленов.

Умножать многочлен на многочлен.

Фронтал.опрос

679,681,684

Умножение многочлена на многочлен.

Карточки

686,689,698(а,б)

Умножение многочлена на многочлен.

С.р33№1

С.р34№1,

690(б),698(в,г)703

Разложение многочлена на множители способом группировки.

Раскладывать многочлен на множители

способом группировки.

Карточки

710?712?72(а)

Разложение многочлена на множители способом группировки.

Матем. диктант

714,717,720(б)

Контрольная работа № 6 «Умножение многочленов. Способ группировки».

Глава V. Формулы сокращенного умножения

§ 12 Квадрат суммы и квадрат разности.

Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений.

(a + b)² =a² + 2ab + b²;

(a- b)² =a² - 2ab + b².

Уметь использовать формулы.

Фронтал.опрос

800,804,807

Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений.

С.р37№1,3 С.р38,1

809,813,816

Возведение в квадрат суммы и разности двух выражений.

Карточки

818,820,822

Разложение на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности.

Формулы a² + 2ab + b² =(a + b)²;

a² - 2ab + b² = (a - b)².

Уметь использовать формулы.

Практич.работа

835,838,977(где)

Разложение на множители с помощью формул квадрата суммы и квадрата разности.

Матем. диктант

843,845,851

§13 Разность квадратов. Сумма и разность кубов.

Умножение разности двух выражений на их сумму

Формула (a - b) (a + b)=a² – b².

Применять эту формулу.

Фронтал.опрос

855,861,881(абв)

Умножение разности двух выражений на их сумму

Карточки

871,875,877

Разложение разности квадратов на множители.

a² – b² = (a - b) (a + b) и формулировку.

Применять эту формулу.

Фронтал.опрос

885,888,904

Разложение разности квадратов на множители.

С.р39№1

С.р42,1,2

893,896,973(абе)

Разложение разности квадратов на множители.

Практич.работа

Контрольная работа № 7 «Все действия с многочленами».

Разложение на множители суммы и разности кубов.

a³  + b³ =(a + b) (a² - ab + b²);

 a³ + b³ = (a - b) (a² + ab + b²) и формулировку.

Применять эту формулу.

Фронтал.опрос

906,908,910

Разложение на множители суммы и разности кубов.

Карточки

914,986(вг)

917(б)

§ 14 Преобразование целых выражений.

Преобразование целого выражения в многочлен.

Любое целое выражение можно представить в виде многочлена.

Преобразовать целые выражения в многочлен.

Фронтал.опрос

924,928,929

Преобразование целого выражения в многочлен.

С.р43№1,2,3,4,5

936,938,954

Применение различных способов для разложения на множители.

Способы разложения: вынесение общего множителя за скобки, группировка, формулы сокращенного умножения.

Матем. диктант

941,945,947

Применение различных способов для разложения на множители.

Фронтал.опрос

823,87,902

Применение преобразований целых выражений.

Выносить за скобки общий

множитель, применять формулы сокращенного умножения.

Индивид. опрос

998(б),1016(вг),117(вг)

Применение преобразований целых выражений.

С.р44№1,2,3,4

Контрольная работа №8 по теме: «Формулы сокращенного умножения».

Глава VI. Системы линейных уравнений

§ 15 Линейные уравнения с двумя переменными и их системы.

Линейное уравнение с двумя переменными.

Вид линейного уравнения. Правила переноса слагаемых, умножение или деление обеих частей уравнения на одно и то же число, не равное нулю.

Определять линейные уравнения.

Проверять является ли данная пара чисел решением уравнения.

Фронтал.опрос

1028,1031,

1034

Линейное уравнение с двумя переменными.

Матем. диктант

1046,1049,1054(б)

График линейного уравнения с двумя переменными.

Графиком линейного уравнения является прямая.

Определять линейные уравнения. Уметь строить график линейного уравнения.

Карточки

1141(а)1151,

1148

График линейного уравнения с двумя переменными.

Практич.работа

1058,1051,1063

Системы линейных уравнений с двумя переменными.

Решение системы уравнений с двумя переменными наз. пара значений переменных, обращая каждое уравнение системы в верное равенство. Графический способ решения системы.

Проверить является ли данная пара чисел решением системы. Решать систему графическим способом.

Фронтал.опрос

Системы линейных уравнений с двумя переменными.

С.р45

§ 16 Решение систем линейных уравнений.

Способ подстановки.

Причины решения способом подстановки.

Решать систему способом подстановки.

Карточки

1070(ав)1072(ав)

Способ подстановки.

Практич.работа

1076(б)1078(аб)

Способ подстановки.

С.р46

Способ сложения.

Причины решения способом сложения.

Решать систему способом сложения.

Фронтал.опрос

1083(аб),

1085(аб)

Способ сложения.

Карточки

1083(вг)

1085(вг)

Способ сложения.

С.р47№2,3 С.р48

Решение задач с помощью систем уравнений.

Уметь решать задачи составлением системы уравнений.

Фронтал.опрос

1116,1108

Решение задач с помощью систем уравнений.

Карточки

1111,1105,1125

Решение задач с помощью систем уравнений.

С.р49№1

С.р50№1

1112,1114,1118

Решение задач с помощью систем уравнений.

Практич.работа

Контрольная работа №9 «Системы линейных уравнений с двумя переменными».

Повторение

Решение задач с помощью уравнений

Уметь решать задачи составлением системы уравнений.

С.р30№1

С.р31,3,4,5

№249,250,252,223(а)

Линейная функция

Карточки

№361а,365

Степень с натуральным показателем и ее свойства

Матем. диктант

№533,537,542а-в

Сумма и разность многочленов

Фронтал.опрос

№736аб,752в

Формулы сокращенного умножения

Матем. диктант

№967,969а-в,971аб

Итоговая контрольная работа

Анализ контрольной работы

 


Планирование составлено на основе:

- программы сборник «Программы общеобразовательных учреждений 7-9классы» составитель Т.А.Бурмистрова, издательство М:  Просвещение 2009г

- учебник: Алгебра 7 Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк; под редакцией Теляковского-17 изд.-М.:Просвещение,2008г.

Формы и сроки контроля:

Вид контроля

1 полугодие

2 полугодие

год

1 чтв

2чтв

3чтв

4чтв

Контрольные работы

3

3

2

2

10

Тесты

         

Литература:

  1. Примерная программа общеобразовательных учреждений по алгебре 7–9 классы,  к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.Н. Нешков, С.Б. Суворова Ю.Н., составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2009 г. – с. 22-26)
  2. примерная программа общеобразовательных учреждений по геометрии 7–9 классы,  к учебному комплексу для 7-9 классов (авторы Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.В. Кадомцев и др., составитель Т.А. Бурмистрова – М: «Просвещение», 2008 – М: «Просвещение», 2008. – с. 19-21).
  3. Учебник:

Алгебра-7:учебник/автор: Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.Н. Нешков, С.Б. Суворова,       Просвещение, 2009 года

 Дополнительная литература:

  1. Я иду на урок математики: 7 класс: Книга для учителя. – М.: Издательство «1 сентября», 2000;
  2. Алгебра. 7  класс: поурочные планы по учебнику Ю.Н. Макарычева и др. / авт.-сост. Л.А Топилина, Т.Л. Афанасьева. – Волгоград: Учитель, 2006;
  3. Математика 5-11 классы: нетрадиционные формы организации контроля на уроках / авт.-сост. М.Е. Козина, О.М. Фадеева. - Волгоград, Учитель, 2007;
  4. В.И.Жохов, Л.Б.Крайнева Уроки алгебры в 7 классе-  М.: «Вербум - М», 2000;
  5. Н. П. Кострикина Задачи повышенной трудности в курсе алгебры 7-9 классов -  М : Просвещение», 1991;
  6. Конструирование современного урока математики: кн. для учителя / С.Г. Манвелов. – М.: Просвещение,2005.

     



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по алгебре. 7 класс. Макарычев Ю. Н. Алгебра: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / Ю. Н. Макарычев, К. И. Нешков, Н. Г. Миндюк, С. Б. Суворова; под ред. С. А. Теляковского. - М.: Просвещение, 2010.

Рабочая программа по алгебре. 7 класс. Макарычев Ю. Н. Алгебра: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений / Ю. Н. Макарычев, К. И. Нешков, Н. Г. Миндюк, С. Б. Суворова; под ред. С. А. Т...

Рабочие программы по алгебре 8 класс,автор Ю.Н.Макарычев под редакцией Теляковского и по алгебре и началам математического анализа 11 класс, под редакцией А.Н.Колмогорова

Рабочая программа по алгебре 8 класс, автор Ю.Н.Макарычев под редакцией С.А.Теляковского на 2012-2013 уч.годРабочая программа по алгебре и началам анализа 11 класс под редакцией А.Н.Колмогорова на 201...

Рабочая программа по алгебре 7 класс к учебнику "Алгебра 7", авторы Макарычев и другие, под редакцией Теляковского

Рабочаяпрограмма содержит подробное календарно-тематическое планирование по учебнику "Алгебра 7", авторы Макарычев и другие, под редакцией Теляковского 2011года выпуска...

Рабочая программа по алгебре 7 класс .Учебник "Алгебра 7 класс" под редакцией С.А. Теляковского

Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование (з часа в неделю)....

Рабочая программа по алгебре 8 класс к учебнику "Алгебра. 8 класс. В 2 ч. Ч. 1. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мордкович. – М.: Мнемозина, 2015год."

1. Титульный лист.2.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения обучающимися учебного предмета «Алгебра 8 » на базовом и повышенном уровнях.3. Содержание учебного...

Рабочая программа по алгебре 7 класс к учебнику "Алгебра. 7 класс. В 2 ч. Ч. 1. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мордкович. – М.: Мнемозина, 2015год."

Настоящая рабочая программа по алгебре для 7б класса  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утверждён приказом Министерства ...

Рабочая программа по алгебре 7 класс ФГОС к учебнику «Алгебра. 7 класс» А. Г. Мерзляк, В. Б. Полонский, М. С. Якир.

Рабочая программа по алгебре содержит в себе цели, задачи предмета на данном этапе изучения. Включает в себя календарный график и тематическое планирование. Рассчитана на 3 урока в неделю, то есть 102...