Методическое пособие "Культура речи на уроках математики, 5-6 класс"
методическая разработка по алгебре по теме
- По тому, как человек говорит, можно судить о его культуре и развитии, об умении думать. Поэтому на своих уроках постоянно учу детей правильно говорить.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskoe_posobie_kultura_rechi_na_urokah_matematiki_5-6klass.docx | 180.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Культура речи
на уроках математики
в 5 – 6 классах
Методическое пособие
Л. В. Фирса, директор МКУ ДПО «Центр развития образования»
Е. С. Ивасенко. Начальник УМО МКУ ДПО «Центр развития образования»
Автор – составитель:
М. В. Ильенко, учитель математики МБОУ СОШ№1
Рецензент:
Т. В. Филобок, учитель математики МБОУ СОШ№1
Методическое пособие разработано для учителей математики 5 – 6 классов.
Говорите правильно: 5 класс
Отрезок. Длина отрезка. Треугольник
1.В словах с кратными и дольными приставками: кило- (1000), гекто- (100), дека- (10), деци-, санти- , милли- - ударение должно падать на корень слова. Например, киломéтр, сантимéтр.
2. В равенстве числительные, стоящие в левой части, читают в именительном падеже, а числительные, стоящие в правой части, читают в дательном падеже. Например:
11 км = 11 000 м – одиннадцать километров равны одиннадцати тысячам метров;
1 м = 100 см – один метр равен ста сантиметрам.
Меньше или больше
Неравенства читают так: левую часть – в именительном падеже, а правую – в родительном падеже.
Например: 79<185 – семьдесят девять меньше ста восьмидесяти пяти.
Сложение натуральных чисел и его свойства
В сумме и разности числа читают в родительном падеже, а вместо знаков + и – говорят «сумма» и «разность».
Например:
32+78 – сумма тридцати двух и семидесяти восьми;
433-96 – разность четырехсот тридцати трех и девяноста шести.
Вычитание
При чтении разностей следите за верным сочетанием глаголов и предлогов:
Глагол ВЫЧЕСТЬ требует предлога ИЗ;
Глагол ОТНЯТЬ требует предлог ОТ.
Например: из ста шестидесяти вычесть восемьдесят девять или от ста шестидесяти отнять восемьдесят девять.
Уравнение
При чтении уравнений и буквенных выражений помните, что названия букв мужского рода, а названия остальных латинских букв – среднего рода. Склонять названия букв в математике не принято.
Например:
- сумма «икс» и двадцати пяти равна пятидесяти;
- «икс» равен двадцати пяти;
- разность «пэ» и восемнадцати равна двадцати;
Умножение натуральных чисел и его свойства
Произведения читают, называя каждый множитель в родительном падеже. Например:
1) - произведение ста семидесяти пяти и шестидесяти;
2) - произведение восьмидесяти и суммы «икс» и семнадцати.
Единицы измерения площадей
Названия единиц измерения всегда произносят полностью.
Например:
90 дм2 – девяносто квадратных дециметров;
15 га – пятнадцать гектаров (не га!);
1 м2 = 100 дм2 – один квадратный метр равен ста квадратным дециметрам;
4 га = 40 000 м2 – четыре гектара равны сорока тысячам квадратных метров.
Объемы. Объем прямоугольного параллелепипеда
Формулу можно читать разными способами.
1. Если нужно напомнить правило, то говорят так:
«Объем вы прямоугольного параллелепипеда равен произведению а, бэ и цэ (трех его измерений)».
2. Если нужно только прочитать запись формулы, то говорят:
«Вэ равно произведению а, бэ и цэ» или «вэ равно а, бэ, цэ».
Названия единиц объема читают полностью. Например:
15 см3 – пятнадцать кубических сантиметров;
1 м3 = 1000 дм3 – один кубический метр равен тысяче кубических дециметров.
Доли. Обыкновенные дроби
При чтении дробей надо помнить: числитель дроби – количественное числительное женского рода (одна, две, восемь и т.д.), а знаменатель – порядковое числительное (седьмая, сотая, двести тридцатая и т.д.).
Например: - одна пятая, - две шестых, - семь десятых, - восемьдесят три сто пятьдесят вторых.
Сравнение дробей
Правила чтения равенств и неравенств, содержащих дробные числа, те же, что и правила чтения равенств и неравенств с натуральными числами. Например:
- одна третья равна четырем двенадцатым;
- пять семнадцатых меньше четырнадцати семнадцатых.
Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями
Выражения и уравнения, содержащие обыкновенные дроби, читают по тем же правилам, что и соответствующие выражения и уравнения с натуральными числами. Например:
- сумма семи пятидесяти третьих и двенадцати пятьдесят третьих;
- к семи пятьдесят третьим прибавить двенадцать пятьдесят третьих;
- разность двадцати семи сотых и девяти сотых;
- от двадцати семи сотых отнять девять сотых;
- из двадцати семи сотых вычесть девять сотых;
- сумма «икс» и двенадцати девятнадцатых равна пятнадцати девятнадцатым.
Сравнение десятичных дробей
При чтении десятичных дробей склоняются все их части.
Например:
3 т 40 кг = 3,04 т – три тонны сорок килограммов равны трем целым четырем сотым тонны;
5,78<9,003 – пять целых семьдесят восемь сотых меньше чем девять целых трех тысячных.
Проценты
1. Ударение в слове процéнт в единственном и множественном числе во всех падежах сохраняется на втором слоге. Например: сто один процéнт; не более восемнадцати процéнт.
2. а) Сочетание «несколько процентов (от чего?)…» используется, если зависимое слово – числительное.
Например, «десять процентов от шестидесяти».
б) Сочетание «несколько процентов (чего?)…» используется, если зависимое слово – существительное, не имеющее количественного значения.
Например, «тридцать процентов населения».
в) Если зависимое слово по смыслу связано с количеством, допустимы обе конструкции.
Например, «шесть процентов зарплаты» и «шесть процентов от зарплаты».
3. Слова «процент», «проценты» читаются в большинстве случаев в том же падеже, что и числительное.
Например:
- одна пятая равна двадцати процéнтам.
0,6>50% - ноль целых шесть десятых больше пятидесяти процéнтов.
После любого падежа числительных, оканчивающихся словом «тысяча» или «миллион», слово «проценты» ставится в родительном падеже. Например, «прирост производительности труда равен тысяче процентов».
Измерение углов. Транспортир
- градусная мера угла равна пятидесяти градусам, или:
- угол равен пятидесяти градусам.
- разность градусных мер углов А и В равна восьми градусам.
- сумма углов Cи D равна ста двадцати градусам.
- угол AOB больше градусной меры угла COD.
Говорите правильно: 6 класс
Делители и кратные
Следите за верным употреблением слов кратно и кратное (в значении существительно).
Кратно (какому числу?):
- число пятнадцать кратно числу три
(или: пятнадцать кратно трем).
Кратное (какого числа?):
- число пятнадцать – кратное числа три
(или: пятнадцать – кратное трёх),
- числа девять, двенадцать, пятнадцать – кратные трёх.
Слово делитель употребляется с родительным падежом зависимого слова:
- число шесть – делитель числа тридцать
(или: шесть – делитель тридцати),
- делители одиннадцати – числа один и одиннадцать.
Слова делится (без остатка) и кратно заменяют друг друга:
- сорок пять делится на девять,
- сорок пять кратно девяти.
Наибольший общий делитель. Взаимно простые числа.
В предложениях с сочетаниями общий делитель, наибольший общий делитель числительные читают в родительном падеже, если перед ними нет слова чисел, и в винительном падеже в противном случае:
- пять – общий делитель двадцати и тридцати,
- число пять – наибольший общий делитель чисел двадцать и тридцать пять.
Основное свойство дроби
Равенство двух дробей можно читать разными способами. Например, равенство можно прочитать так:
- дробь три седьмых равна дроби девять двадцать первых,
- дроби три седьмых и девять двадцать первых равны,
- три седьмыхравныдевяти двадцать первым.
Сравнение, сложение и вычитание дробей с разными знаменателями
При сравнении дробей первую из них читают в именительном падеже, а вторую – в дательном либо добавляют слово дробь и не изменяют названия дробей.
Например, запись читают:
- четыре девяностых меньше шести сорок пятых,
- дробь четыре девяностых меньше дроби шесть сорок пятых.
Суммы и разности дробей можно читать разными способами. Например:
- сумма двух третьих и трех пятых,
- к двум третьим прибавить три пятых,
- сумма дробей две третьих и три пятых,
- из двух третьих вычесть три пятых,
- разность дробей две третьих и три пятых.
Умножение дробей
Произведение дробей, квадраты и кубы дробей читают так:
- три восьмых умножить на шестнадцать двадцать первых,
- произведение чисел три восьмых и шестнадцать двадцать первых,
- произведение трех восьмых и шестнадцати двадцать первых,
- квадрат пяти седьмых,
- пять седьмых в квадрате,
- куб двух пятых,
- две пятых в кубе.
Деление
Частное двух дробей можно читать разными способами:
- две седьмых разделить на одиннадцать четырнадцатых,
- частное чисел две седьмых и одиннадцать четырнадцатых,
- частное двух седьмых и одиннадцати четырнадцатых.
Отношения
Возможны разные способы использования термина отношениев речи. Выражение 35:27 можно прочитать так:
- отношение числа тридцать пятьк числу двадцать семь,
- отношение чисел тридцать пять и двадцать семь,
Отношение тридцати пяти к двадцати семи.
Длина окружности и площадь круга
Формулы длины окружности и площади круга читаются так:
- «цэ» равно «пи дэ»;
- «цэ» равно двум «пи эр»;
- «эс» равно «пи эр» квадрат.
Выражение читают:
«Пи приближенно равно трем целым четырнадцати сотым».
Координаты на прямой
Названия знаков + и – при числе во всех случаях по падежам не склоняются.
Например:
( равно минус десяти);
( равен плюс одной целой трем десятым);
-15 левее -7 (минус пятнадцать левее минус 7).
Противоположные числа
Выражение-(-а) можно читать разными способами:
- число, противоположное числу минус а;
- минус минуса.
Например, предложение «Если » можно прочитать так:
- если «ка» равно минус семи, то минус «ка» равно числу, противоположному минус семи,
- минус «ка» равно минус минус семи.
Модуль числа
Выражения, содержащие модули, читают так:
- модуль минус девяти целых одной третьей равен девяти целым одной третьей.
Сложение чисел с помощью координатной прямой
Сумму, в которую входят отрицательные числа, читают так:
(-4)+(-6) – сумма минус четырех и минус шести,
- кминус четырем прибавить минус шесть.
Вычитание
Разность, в которую входят отрицательные числа, читают так:
(-7)-(-12) – разность минус семи и минус двенадцати,
- изминус семи вычесть минус двенадцать,
- отминус семи отнять минус двенадцать.
Умножение положительных и отрицательных чисел
Произведение, в которое входят отрицательные числа, читают так:
- произведение двух целых четырех десятых, и минус нуля целых пяти десятых,
- две целых четыре десятых умножить на минус нуль целых пять десятых,
- минус двадцать «игрек»,
- произведение минус двадцати и «игрек».
Деление положительных и отрицательных чисел
Частное, в которое входят отрицательные числа, читают так:
- частное минус пятидесяти четырех и минус двух целых семи десятых,
- минус пятьдесят четыре разделить на минус две целых семь десятых,
- частное минус шести «эм» и минус трех,
- минус шесть «эм» разделить на минус три,
Равенство, содержащее отрицательные числа, читают так:
- минус две седьмых «икс» равны минус четырем одиннадцатым.
Рациональные числа
Выражение можно прочитать разными способами:
- частное «икс» и «игрек»,
- дробь с числителем «икс» и знаменателем «игрек»,
- дробь: «икс», деленный на «игрек».
Бесконечные десятичные дроби читают так:
0,666…- ноль целых шестьсот шестьдесят шесть тысячных и так далее,
0,(6) – ноль целых и шесть в периоде,
2,5333… - две целых пять тысяч триста тридцать три десятитысячных и так далее,
2,5(3) – две целых пять десятых и три в периоде.
Подобные слагаемые
Выражения вида читают та:
- сумма семи «икс», минус трех «икс», шести «икс» и минус четырех «икс»,
- семь «икс» минус три «икс» плюс шесть «икс» минус четыре «икс».
Решение уравнений
Уравнение читают так:
- сумма минус семи «игрек» и девяти равна сумме минус восьми «игрек» и минус трех. Корень этого уравнения – число минус двенадцать.
Координатная плоскость
Запись М (-2,7) читают так:
- точка «эм» с абсциссой минус два и ординатой семь,
- точка «эм» с координатами минус два и семь,
- координаты точки «эм» - минус два и семь.
Маргарита Викторовна Ильенко
Говорит е правильно на уроках математики
в 5-6 классах
Методическое пособие
Редактор: Е. С. Ивасенко
Корректор: С. А. Колупаева
Верстка: М. В. Ильенко
Дизайн обложки: М. В. Ильенко
Муниципальное казённое учреждение
Дополнительного педагогического образования
«Центр развития образования»
Муниципального образования Ленинградский район
353740 Ленинградский район, Краснодарский край,
ст. Ленинградская, ул. Ленина 49
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока математики в 6 классе по теме: "Действия с десятичными дробями" (медиа-урок)
Урок предназначен для учащихся 6 класса, по типу: обобщение и систематизация знаний, на котором отрабатываются навыки решения уравнений, решения текстовых задач, примеров на порядок действий. Специфик...
Методическая разработка: "Развитие речи на уроках математики"
В методической разработке обосновывается необходимость развития грамотной математической речи. Предложены различные приемы, пзволяющие работать над данной проблемой....
Методическая разработка урока математики в 5 классе на тему: «Сложение и вычитание десятичных дробей. Урок – путешествие по родному краю».
Интегрированный урок по математике и краеведению. Методическая разработка представлена в виде технологической карты по требованиям ФГОС. К уроку также приготовлена презентация....
Методическое интерактивное пособие для уроков математики в 5 классе. Тема "Многоугольники"
Методическое пособие состоит из 4 презентаций PowerPoint. Можно использовать как целиком, так и брать фрагменты. В презентациях есть материалы для устного счета, опроса, задачи, материалы для объяснен...
Методическая разработка . Технологическая карта урока.Русский язык .7 класс."Употребление предлогов в речи."
Технологическая карта урока . Русский язык. 7 класс. "Употребление предлогов в речи"....
Методическая разработка " Технологическая карта урока математики во 2 классе" УМК "Школа России"
Тема урока "Сложение и вычитание "круглых" чисел"Тип урока: урок общеметодической направленности...
Методическая разработка урока математики в 6 классе по теме: «О вреде курения языком математики»
Методическая разработка урока математики в 6 классе по теме:«О вреде курения языком математики»...
Комментарии
Методическое пособие "Культура речи на уроках математики, 5-6 кл