Программа элективного курса "Актуальные вопросы современного обществознания"
рабочая программа по обществознанию (11 класс) по теме
программа для подготовки к ЕГЭ учащихся 11- х классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_elektiva_11_klass.docx | 24.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Элективный курс «Актуальные вопросы современного обществознания»
Учитель истории и обществознания: Моторина Татьяна Александровна
Пояснительная записка
В настоящее время актуальной стала проблема подготовки обучающихся к новой форме аттестации – ЕГЭ. Экзамен по обществознанию в форме ЕГЭ является наиболее востребованным.
Программа элективного курса «Актуальные вопросы современного обществознания» предназначена для теоретической и практической помощи в подготовке к ЕГЭ.
Курс является практико-ориентированным, призван помочь будущим выпускникам повторить, систематизировать и углубленно изучить курс обществознания средней школы и подготовиться к ЕГЭ. Кроме того, ЕГЭ по обществознанию включает умение написания эссе. В рамках обычного преподавания для отработки данного умения не хватает времени. В программе элективного курса уделяется большое внимание практическим занятиям: отработке навыков выполнения тестовых заданий, написанию эссе, составлению развёрнутого плана.
Программа элективного курса составлена на основе:
- Федерального компонента государственного стандарта общего образования по обществознанию (от 05.03.2004 №1089);
- Демонстрационного варианта контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2012 года по обществознанию;
- Кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников общеобразовательных учреждений для проведения в 2012 году единого государственного экзамена по обществознанию;
- Спецификации контрольных измерительных материалов для проведения в 2012 году единого государственного экзамена по обществознанию.
Цель курса – целенаправленная и качественная подготовка учащихся к новой форме аттестации – ЕГЭ; повторение тем, вызывающих наибольшие трудности содержательного характера.
Для достижения поставленных целей наиболее целесообразными являются различные формы занятий: лекции, практикумы, тренинги.
Задачи курса:
-повторение курса обществознания; - формирование умений и навыков решения тестовых заданий; - знакомство со структурой и содержанием контрольных измерительных материалов по предмету - формирование позитивного отношения к процедуре ЕГЭ по обществознанию
Программа элективного курса "Актуальные вопросы современного обществознания " предназначена для обучающихся 11 класса и рассчитана на 34 часов.
Требования к уровню подготовки выпускников
Знать и понимать
- биосоциальную сущность человека
- основные этапы и факторы социализации личности
- место и роль человека в системе общественных отношений
- закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы
- тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов
- основные социальные институты и процессы
- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования
- особенности социально-гуманитарного познания
Уметь
- характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы
- анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями
- объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, подсистем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека)
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы
- сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности
- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам
- подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу
- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам
Использовать приобретенные знания и умения для
- самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации
- оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гуманистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Федерации
- решения практических проблем, возникающих в социальной деятельности
- ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий
- ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образования
- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование тем курса | Виды познавательной деятельности | Кол-во часов |
1 | Введение. Особенности ЕГЭ по обществознанию в данном учебном году | Лекция с элементами беседы | 1 |
Тема 1. Общество | 4 | ||
2 3 | Общество- сложная, динамично развивающиеся система. Общество и природа Ступени развития общества | Лекция с элементами беседы ,практическая работа | 2 |
4 5. | Культура и цивилизация Цивилизационные типы Современное общество. Глобальные проблемы | Лекция с элементами беседы, практическая работа | 2 |
Тема 2. Человек | 4 | ||
6. 7. | Человек как результат биологической и социокультурной эволюции Многообразие видов деятельности человека. | Лекция с элементами беседы, практическая работа | 2 |
8 | Личность как субъект общественной жизни. Самопознание | Лекция с элементами беседы, практическая работа | 1 |
9. | Духовный мир личности Личность и общество | Лекция с элементами беседы, практическая работа | 1 |
Тема 3. Духовная сфера. | 2 | ||
10 | Формы и разновидности культуры. Искусство, его виды. | Лекция с элементами беседы, практическая работа | 1 |
11 | Наука и образование. Мораль. Религия. | Лекция с элементами беседы, практическая работа | 1 |
Тема 4. Познание | 3 | ||
12 | Познание мира. | Лекция с элементами беседы, практическая работа | 1 |
13 | Многообразие форм человеческого знания. | Лекция с элементами беседы, практическая работа | 1 |
14 | Решение тестовых заданий части А. | тренинг | 1 |
Тема 5. Экономическая сфера. | 4 | ||
15 | Экономика: наука и хозяйство. | Лекция с элементами беседы, практическая работа | 1 |
16 | Экономические системы | Лекция с элементами беседы, практическая работа | 1 |
17 | Многообразие рынков. | Лекция с элементами беседы, практическая работа | 1 |
18 | Рыночные отношения. | Лекция с элементами беседы, практическая работа | 1 |
Тема 6. Социальная сфера. | 3 | ||
19 | Социальная система. | Лекция с элементами беседы, практическая работа | 1 |
20 | Семья и брак как социальные институты. | Лекция с элементами беседы, практическая работа | 1 |
21 | Социальный конфликт и пути его разрешения. | Лекция с элементами беседы, практическая работа | 1 |
Тема 7. Политическая сфера. | 4 | ||
22 | Политическая система. | Лекция с элементами беседы, практическая работа | 1 |
23 | Признаки, функции и формы государства. | Лекция с элементами беседы, практическая работа | 1 |
24 | Политический плюрализм. | Лекция с элементами беседы, практическая работа | 1 |
25 | Структура политической власти в РФ. | Лекция с элементами беседы, практическая работа | 1 |
Тема 8. Право. | 4 | ||
26 | Право, система права. Источники права. | Лекция с элементами беседы, практическая работа | 1 |
27 | Права человека. | Лекция с элементами беседы, практическая работа | 1 |
28 | Конституция РФ. | Лекция с элементами беседы, практическая работа | 1 |
29 | Правоотношения и правонарушения. Юридическая ответственность. | Лекция с элементами беседы, практическая работа | 1 |
30-31 | Тема 9. Решение заданий различных типов. | тренинг | 2 |
32-33 | Тема 10. Решение заданий части С. Эссе. | тренинг | 2 |
34 | Итоговое тестирование. | Тестирование в формате ЕГЭ | 1 |
Итого: | 34 |
Список литературы
1. Баранов П.А., Воронцов А.В., Шевченко С.В. Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ/под редакцией П.А. Баранова.- М.: АСТ: Астрель, 2009
2. Дедова И.А., Токарева И.И. Обществознание. Подготовка к ЕГЭ: пособие для абитуриентов. / И.А.дедова, И.И. Токарева.- Йошкар-Ола, Марийский государственный технический университет, 2011.
3.ЕГЭ-2010. Федеральный банк экзаменационных материалов (открытый сегмент). Обществознание/ ФИПИ авторы-составители: Е.Л. Рутковская, О.А. Котова, Т.Е. Лискова, О.В. Кишенкова, Е.С. Королькова – М.: Эксмо, 2009.
4.Единый государственный экзамен 2011. Обществознание. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ ФИПИ автор-составитель: Е.Л. Рутковская – М.: Интеллект-Центр, 2010.
5. ЕГЭ-2011: Обществознание / ФИПИ авторы-составители: Т.Е. Лискова, О.А. Котова – М.: Астрель, 2010.
6. Обществознание. 10-11 класс: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. В 2-ух книгах. Профильный уровень. / Под ред. Л.Н. Боголюбова- М.: Просвещение, 2010.
7. Обществознание. Типовые тестовые задания. / ФИПИ авторы-составители: А.Ю.Лазебникова, Е.Л. Рутковская, Е.С.Королькова- – М.: «Экзамен», 2012.
8.Отличник ЕГЭ. Обществознание. Решение сложных задач / ФИПИ авторы-составители: О.А. Котова, Т. Е. Лискова, Е.Л. Рутковская – М.: Интеллект-Центр, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса " Нормы современного русского литературного языка".
АннотацияВ данном курсе рассказывается о современных нормах русского литературного языка (орфоэпических, морфологически, синтаксических, стилистических, лексических). Особое внимание обращается ...
Рабочая программа спецкурса «Сложные вопросы современного обществознания»
Цель курса «Сложные вопросы современного обществознания»: освоение системой обществоведческих знаний и соответствующих предметных умений и навыков в процессе теоретической и практической подготовки...
Рабочая программа элективного курса "Практикум по обществознанию (финансовая грамотность)" для 9 класса
Программа рассчитана на 9 часов (0,25 часа в год)...
Рабочая программа Элективного курса «Экология современного человека» 8 класс на 2014- 2015учебный год
Рабочая программа по экологии человека...
Рабочая программа элективного учебного предмета по обществознанию «Подросток и закон» в 9 классе
Электив...
«Актуальные вопросы современного обществознания»
laquo;Актуальные вопросы современного обществознания»...