Система самостоятельной работы учащихся
план-конспект урока по алгебре (8 класс) по теме

Рассказано о дидактических принципах организации самостоятельной работы учащихся и о видах самостоятельной работы по дидактическим целям

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sistema_samostoyatelnoy_raboty_uchashchihsya.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

Система самостоятельной работы учащихся.

Современный молодой человек должен сегодня не столько уметь что-то делать и знать, сколько уметь учиться делать, уметь применять знания, поэтому организация и руководство самостоятельной работой учащихся – ответственная и сложная работа учителя.

Чтобы сформировать у школьников самостоятельность, необходимо выполнять тесно связанные между собой задачи: развить у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности и научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности.

На уроках математики с помощью различных самостоятельных работ учащиеся приобретают знания, умения, навыки, то есть в системе образовательной деятельности готовим их к проектной деятельности.

При построении системы самостоятельных работ необходимо выполнять следующие требования:

  1. способствовать приобретению учащимися глубоких и прочных знаний и формированию умения самостоятельно приобретать, расширять и углублять знания, применять их на практике,
  2. должен быть принцип доступности и систематичности, связи теории с практикой,
  3. работы должны быть разнообразны по учебной цели и содержанию,
  4. последовательность выполнения домашних и классных работ должно логически вытекать из предыдущих и готовить почву для выполнения последующих.

Эффективность самостоятельной работы достигается, если она является одним из составных элементов учебного процесса, и для нее предусматривается специальное время на каждом уроке.

При отборе видов самостоятельной работы, при определении ее объема и содержания нужно соблюдать принципы    дидактики, которые имеют следующие особенности:

  1. работа должна носить целенаправленный характер,
  2. должна побуждать ученика работать напряженно,
  3. на первых уроках нужно сформировать навыки самостоятельной работы,
  4. предлагать такие задания, которые требуют применения знаний в новой обстановке,
  5. необходимо учитывать, что для овладения знаниями, умениями и навыками различным учащимся требуется разное время, а поэтому должно быть индивидуализированное обучение,
  6. задания должны вызывать интерес у учащихся,
  7. планомерно и систематически включать в учебный процесс,
  8. разумное сочетание изложения нового материала учителем с самостоятельной работой учащихся,
  9. учитель продумывает систему работ, определяет цель, содержание и объем, ее место на уроке, методы обучения различным видам работ.

Все виды самостоятельной работы по дидактической цели делятся на пять групп:

  1. приобретение новых знаний, овладение умением самостоятельно приобретать знания,
  2. закрепление и уточнение знаний,
  3. выработка умения применять знания в решении учебных и практических задач,
  4. формирование умений и навыков практического характера,
  5. формирование творческого характера, умения применять знания в новой ситуации.

Любая самостоятельная работа предполагает активные умственные действия учащихся, связанные с поисками наиболее рациональных способов выполнения предложенных учителем заданий, с анализом результатов работы.

Самостоятельная работа не самоцель. Она является средством борьбы за глубокие и прочные знания учащихся, средством формирования у них активности, развития их умственных способностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация самостоятельной работы учащихся на уроках математики в системе личностно-ориентированного обучения

Самостоятельная работа важнейшее условие саморегуляции личности, ее творческих возможностей. Самостоятельная работа ученика- главный путь воспитания самостоятельности.В своей работе я хочу осветить во...

Система работы с аутентичным текстом. Поисковое чтение как форма управления самостоятельной работой учащихся.

Известно, что необходимо стимулировать и создавать условия для поисковой деятельности обучающихся. Чтобы пробудить мыслительную активность, мы представляем учащимся текст...

Организация самостоятельной работы учащихся на уроках математики в системе личностно-ориентированного обучения

Самостоятельная работа ученика - главный путь воспитаниясамостоятельности. Но самостоятельная работа, привлекая современных школьников, вызы...

Задания для самостоятельной работы учащихся по самостоятельному изучению геометрического материала в 5-6 классах.

Задания адресованы учащимся 5-6 классов при изучении геометрического материала. При переходе на ФГОС эти задания очень актуальны, так как самостоятельная  работа и деятельностный подход  это...

«Самостоятельная работа учащихся как средство формирования познавательных умений учащихся»

Одним из самых доступных и проверенных практикой путей повышения эффективности урока, активизации познавательной деятельности учащихся на уроке является соответствующая организация самостоятельной уче...

«Самостоятельные работы учащихся как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии»

     В нашей школе уже длительное время изучение общей биологии в 10-11 классах осуществляется на профильном уровне, т. е. с углубленным изучением предмета. Школьники на профильн...