Урок на тему: «Функция y=x2»
план-конспект урока алгебры (7 класс) по теме
Цели урока:
1. Продолжить работу по формированию умений строить и читать графики функций;
2. Добиться усвоения свойств функций y=x2
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
grafik_funkcii.docx | 75.69 КБ |
grafik_funkcii.pptx | 419.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Функция y=x2»
Цели урока:
- Продолжить работу по формированию умений строить и читать графики функций;
- Добиться усвоения свойств функций y=x2
План урока:
- Организационный момент
- Вопросы и упражнения на повторение
- Изучение нового материала
- Закрепление
- Домашнее задание
- Самостоятельная работа
ТСО: ноутбук, магнитофон, проектор, экран.
ЦОР: презентация.
Ход урока
- Организационный момент
Приветствие. Отметить отсутствующих.
- Вопросы и упражнения на повторение
Сегодня на уроке нам предстоит познакомиться с новой для нас функцией y=x2, изучить ее свойства и выяснить каков график этой функции. Но, для начала, давайте вспомним то, что мы уже знаем о функциях вообще. Вашему вниманию предлагается кроссворд, который содержит вопросы для повторения.
Вопросы кроссворда:
- Зависимость между переменными, при которой каждому значению независимой переменной соответствует единственное значение зависимой переменной (функция)
- Независимая переменная (аргумент)
- Множество точек координатной плоскости (график)
- Функция, заданная формулой y=kx+b (линейная)
- Каким коэффициентом называют число к ф формуле y=kx+b? (угловым)
- Что служит графиком линейной функции? (прямая)
- Какой буквой чаще всего обозначают независимую переменную ? (икс)
- Слово в названии функции y=kx(пропорциональность)
- Буква латинского алфавита, которой часто обозначают функцию (игрек)
- Один из способов задания функции (формула)
- Функция y=kx2 (квадратичная)
- Название графика квадратичной функции (парабола)
Два вопроса этого кроссворда мы пока оставим и вернемся к ним после изучения нового материала:
- сдайте работы;
- проверьте свои ответы (правильный ответ на слайде)
Вопросы на повторение (фронтальная работа)
- Что такое область определения функции?
- Укажите области определения следующих функций?
Y=16-5x, y=2x, y=4x-15, y=1x-7, y=-10x,y=x2, y=x2+8,y=x3
Одновременно с этим заданием: заполнить таблицу значений для y=x2 (приготовить на доске таблицу)
x | -3 | -2,5 | -2 | -1,5 | -1 | -0,5 | 0 | 0,5 | 1 | 1,5 | 2 | 2,5 | 3 |
y |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- Вопрос к таблице: На каком рисунке из таблицы изображен график
А) линейной функции
Б)прямой пропорциональности
В)у которых угловые коэффициенты равны
Г) у которых одинаковое число b
3. Изучение нового материала
(рассказ учителя с элементами беседы)
-Как известно, всякая функция описывает какие-то процессы, происходящие в окружающем нас мире. Рассмотрим, например, зависимость площади квадрата от его стороны. Будем увеличивать сторону квадрата;
Проверим таблицу значений
x | -3 | -2,5 | -2 | -1,5 | -1 | -0,5 | 0 | 0,5 | 1 | 1,5 | 2 | 2,5 | 3 |
y | 9 | 6,25 | 4 | 2,25 | 1 | 0,25 | 0 | 0,25 | 1 | 2,25 | 4 | 6,25 | 9 |
3. Изучение нового материала
(рассказ учителя с элементами беседы)
-Как известно, всякая функция описывает какие-то процессы, происходящие в окружающем нас мире. Рассмотрим, например, зависимость площади квадрата от его стороны. Будем увеличивать сторону квадрата;
-Что будет происходить с площадью?
Предположим, что сторону увеличили в 2 раза
-Во сколько раз увеличится площадь?
- Предположим, что сторону увеличили в 3 раза. Во сколько увеличилась площадь?
-Что произойдет с площадью, если сторону квадрата уменьшать?
-Является ли эта зависимость функцией?
Эта зависимость является примером функции y=x2.
Кроме того, примером этой функции служит зависимость площади круга от радиуса (S=πr2). Эта функция носит название квадратичной.
- Попробуйте объяснить это название.
Выясним, как выглядит график этой функции?
Используя таблицу значений нанесите координаты точек в систему координат.
По построенным точкам трудно судить о графике, ведь точки можно соединить как угодно. Давайте попробуем вместе сделать выводы о графике из формулы и таблицы.
Вопросы классу:
- Какова область определения? (все числа)
- Положительны или отрицательны значения y, если
А) x<0 (y>0)
Б) x>0 (y>0)
B) x=0 (y=0)
В каких частях расположен график?
- Каким образом располагаются точки относительно оси oy?
Выводы:
- График функции проходит через начало координат т.О (0,0)-вершина
- Расположен в I и II четвертях
- Симметричен относительно оси oy
Располагая этими сведениями – можем соединить плавно эти точки.
Полученная кривая называется параболой.
Слово «парабола» применяется часто ко всем кривым, уравнением которых является степенная функция, например y=x3 – кубическая парабола, y=x4 – парабола четвертой степени.
Историческая справка. Слово «парабола» греческое, в переводе –«сравнение». Эта кривая была открыта математиками древнегреческой школы, примерно в 4 в до н.э. Термин «парабола» ввел Апполоний Пергский из г. Пергам (Малая Азия), живший в III веке до н.э. Он показал, что парабола получается, если взять кривой конус и пересечь его плоскостью.
Парабола часто встречается на практике. Так, струйки воды фонтана описывают траектории в виде параболы, камень, брошенный под углом к горизонту (если отбросить сопротивление воздуха), движется по параболе.
- Закрепление
- – устно Используя график функции (учебник страница 96, рисунок 43)
А) найдите y, если x=0,3 (y≈0,1)
x=-0,5 (y≈0,3)
x=-1,25 (y≈1,5)
x=1,25 (y≈1,5)
x=-2,5 (y≈6,3)
x=2,5 (y≈6,3)
Б) найдите х, если у=2 (x≈-1,4 x≈1,4)
у=5 (x≈-1,7 x≈1,7)
у=9 (x≈-3 x≈3)
- –устно Не строя графика функции y=x2, определить, какие точки принадлежат ему: А(2,6) В(-1,1) С(12,144) Д(-3,9)
- - устно Найдите координаты точек, симметричных точкам А(3,9)
В(-5,25) С(4,15) относительно оси ординат. Все ли точки принадлежат графику функции y=x2?
- Р(-4,b), Р принадлежит графику функции y=x2, b-?
- Q(4,b), Q принадлежит графику функции y=x2, b-?
Ответим на два последних вопроса кроссворда.
- Домашнее задание
п.21 стр.95-97 №502, 700 (а), 503-504(y), 604(а)
6. Самостоятельная работа (обучающая)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
5 12 3 2 1 10 8 6 4 9 7 11
5у 12 3г р 2а ф и к л р о г 1ф в у у ы м 10ф н м е о к н 8п р о 6п о р ц и о н а 4л ь н о с т ь м р и и у я я н л м 9и 7 г р е к а а к й я с н а 11 я
Найдите область определения функции
Историческая справка. Слово «парабола» греческое, в переводе –«сравнение». Эта кривая была открыта математиками древнегреческой школы, примерно в 4 в до н.э. Термин «парабола» ввел Апполоний Пергский из г. Пергам (Малая Азия), живший в III веке до н.э. Он показал, что парабола получается, если взять кривой конус и пересечь его плоскостью.
Траектория камня, брошенного под углом к горизонту
5у 12п 3г р 2а ф и к а л р р о г 1ф а в у у б ы м 10ф н о м е о к л н 8п р о 6п о р ц и о н а 4л ь н о с т ь м р и и у я я н л м 9и 7 г р е к а а к й я с н а 11к в а д р а т и ч н а я
Домашнее задание П.21 стр. 95-97 №502, 700(а), 503-504(у), 604 (а).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по теме "Функции символьных величин"
Содержит конспект урока по программированию в среде QBASIC по теме "Функции символьных величин"....
Урок по теме "Функции и графики" 7 класс
ОсноОсновной целью урока является закрепление полученных знаний, развития интереса к предмету....
Конспект урока по теме "Функции и расчеты в электронных таблицах"
Конспект урока по информатике по теме "Функции и расчеты в электронных таблицах"...
Открытый урок по теме: «Функция: понятие, способы задания, основные характеристики. Обратная функция. Суперпозиция функций».
Изложены основные характеристики функции. Приведены определения обратной функции и сложной функции....
Приложение к уроку. Обобщающий урок по теме "Функции"
Обобщение понятия функции в старшей школе. Приложение....
Технологическая карта урока по теме: "Функция. Область определения и область значений функции" в 9 классе
Технологическая карта урокаТема: "Функция. Область определения и область значений функции"Класс: 9 Б...
Конспект урока по теме: "Функции. Область определения и область значений функции", 9 класс
Функции. Область определения и область значений функции...