Урок на тему: «Функция y=x2»
план-конспект урока алгебры (7 класс) по теме

Волкова Нина Ивановна

 

Цели урока:

1.     Продолжить работу по формированию умений строить и читать графики функций;

2.     Добиться усвоения свойств функций y=x2

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grafik_funkcii.docx75.69 КБ
Файл grafik_funkcii.pptx419.27 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Функция y=x2»

Цели урока:

  1. Продолжить работу по формированию умений строить и читать графики функций;
  2. Добиться усвоения свойств функций y=x2

План урока:

  1. Организационный момент
  2. Вопросы и упражнения на повторение
  3. Изучение нового материала
  4. Закрепление
  5. Домашнее задание
  6. Самостоятельная работа

ТСО: ноутбук, магнитофон, проектор, экран.

ЦОР: презентация.

Ход урока

  1. Организационный момент

Приветствие. Отметить отсутствующих.

  1. Вопросы и упражнения на повторение

Сегодня на уроке нам предстоит познакомиться с новой для нас функцией y=x2, изучить ее свойства и выяснить каков график этой функции. Но, для начала, давайте вспомним то, что мы уже знаем о функциях вообще. Вашему вниманию предлагается кроссворд, который содержит вопросы для повторения.

Вопросы кроссворда:

  1. Зависимость между переменными, при которой  каждому значению независимой переменной соответствует единственное значение зависимой переменной (функция)
  2. Независимая переменная (аргумент)
  3. Множество точек координатной плоскости (график)
  4. Функция, заданная формулой y=kx+b (линейная)
  5. Каким коэффициентом называют число к ф формуле y=kx+b? (угловым)
  6. Что служит графиком линейной функции? (прямая)
  7. Какой буквой чаще всего обозначают независимую переменную ? (икс)
  8. Слово в названии функции y=kx(пропорциональность)
  9. Буква латинского алфавита, которой часто обозначают функцию (игрек)
  10. Один из способов задания функции (формула)
  11. Функция y=kx2 (квадратичная)
  12. Название графика квадратичной функции (парабола)

Два вопроса этого кроссворда мы пока оставим и вернемся к ним после изучения нового материала:

- сдайте работы;

- проверьте свои ответы  (правильный ответ на слайде)

Вопросы на повторение (фронтальная работа)

  1. Что такое область определения функции?
  2. Укажите области определения следующих функций?

Y=16-5x, y=2x, y=4x-15, y=1x-7, y=-10x,y=x2, y=x2+8,y=x3

Одновременно с этим заданием: заполнить таблицу значений для y=x2 (приготовить на доске таблицу)

x

-3

-2,5

-2

-1,5

-1

-0,5

0

0,5

1

1,5

2

2,5

3

y

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Вопрос к таблице: На каком рисунке  из таблицы  изображен график

А) линейной функции

Б)прямой пропорциональности

В)у которых угловые коэффициенты равны

Г) у которых одинаковое число b

3. Изучение нового материала

(рассказ учителя с элементами беседы)

-Как известно, всякая функция описывает какие-то процессы, происходящие в окружающем нас мире. Рассмотрим, например, зависимость площади квадрата от его стороны. Будем увеличивать сторону квадрата;

  Проверим таблицу значений

x

-3

-2,5

-2

-1,5

-1

-0,5

0

0,5

1

1,5

2

2,5

3

y

9

6,25

4

2,25

1

0,25

0

0,25

1

2,25

4

6,25

9

3. Изучение нового материала

(рассказ учителя с элементами беседы)

-Как известно, всякая функция описывает какие-то процессы, происходящие в окружающем нас мире. Рассмотрим, например, зависимость площади квадрата от его стороны. Будем увеличивать сторону квадрата;

-Что будет происходить с площадью?

Предположим, что сторону увеличили в 2 раза

-Во сколько раз увеличится площадь?

- Предположим, что сторону увеличили в 3 раза. Во сколько увеличилась площадь?

-Что произойдет с площадью, если сторону квадрата уменьшать?

-Является ли эта зависимость функцией?

Эта зависимость является примером функции y=x2.

Кроме того, примером этой функции служит зависимость площади круга от радиуса (S=πr2). Эта функция носит название квадратичной.

- Попробуйте объяснить это название.

Выясним, как выглядит график этой функции?

Используя таблицу значений нанесите координаты точек в систему координат.

По построенным точкам трудно судить  о графике, ведь точки можно соединить как угодно. Давайте попробуем вместе сделать выводы о графике из формулы и таблицы.

Вопросы классу:

  1. Какова область определения? (все числа)
  2. Положительны или отрицательны значения y, если

А) x<0 (y>0)

Б) x>0 (y>0)

B) x=0 (y=0)

В каких частях расположен график?

  1. Каким образом располагаются точки относительно оси oy?

Выводы:

  1. График функции проходит через начало координат т.О (0,0)-вершина
  2. Расположен в I и II четвертях
  3. Симметричен относительно оси oy

Располагая этими сведениями – можем соединить плавно эти точки.

Полученная кривая называется параболой.

Слово «парабола»  применяется часто ко всем кривым, уравнением которых является степенная функция, например y=x3 – кубическая парабола, y=x4 – парабола четвертой степени.

Историческая справка. Слово «парабола» греческое, в переводе –«сравнение». Эта кривая была открыта математиками древнегреческой школы, примерно в 4 в до н.э. Термин «парабола» ввел Апполоний Пергский из г. Пергам (Малая Азия), живший в III веке до н.э. Он показал, что парабола получается, если взять кривой конус и пересечь его плоскостью.

Парабола часто встречается на практике. Так, струйки воды фонтана описывают траектории в виде параболы, камень, брошенный под углом к горизонту (если отбросить сопротивление воздуха), движется по параболе.

  1. Закрепление
  1. – устно Используя график функции  (учебник страница 96, рисунок 43)

А) найдите y, если x=0,3 (y≈0,1)

 x=-0,5 (y≈0,3)

 x=-1,25 (y≈1,5)

x=1,25 (y≈1,5)

x=-2,5 (y≈6,3)

x=2,5 (y≈6,3)

Б) найдите х, если у=2   (x≈-1,4 x≈1,4)

у=5  (x≈-1,7 x≈1,7)

у=9   (x≈-3 x≈3)

  1. –устно Не строя графика функции y=x2, определить, какие точки принадлежат ему: А(2,6) В(-1,1) С(12,144) Д(-3,9)
  2.  - устно Найдите координаты точек, симметричных точкам А(3,9)

 В(-5,25) С(4,15) относительно оси ординат. Все ли точки принадлежат графику функции y=x2?

  1. Р(-4,b), Р принадлежит графику функции y=x2, b-?
  2. Q(4,b), Q принадлежит графику функции y=x2, b-?

Ответим на два последних вопроса кроссворда.

  1. Домашнее задание

п.21 стр.95-97 №502, 700 (а), 503-504(y), 604(а)

    6. Самостоятельная работа (обучающая)

Вариант 1

  1. По рисунку 43 на странице 96 найдите у, если

А) х=0,5   у≈

     Х=1      у≈

     Х=-1     у≈

     Х=2      у≈

Б) у=4    х1≈        х2

     У=9   х1≈              х2

  1. Принадлежит ли точка А(-3,9) графику функции у=х2

А(-3,9)-

Вариант 2

  1. По рисунку 43 на странице 96 найдите  y, если

А) х=-0,5   у≈

     Х=-2      у≈

     Х=2     у≈

     Х=-1     у≈

Б) у=1   х1≈        х2

     У=4   х1≈              х2

  1. Принадлежит ли точка Д(-2,-4) графику функции у=х2

Д(-2,-4)-

Вариант 3

  1. По рисунку 43 на странице 96 найдите

А) значение у (≈), если

     Х=0,8       у≈

     Х=1,5       у≈

     Х=1,9       у≈

     Х=-1,5      у≈

Б) значения х (≈), если

     у=2    х1≈        х2

     У=3   х1≈              х2

  1. Какие точки принадлежат графику функции y=x2

А(3,6) –

В (-1,1) –

С(-3,-9)-

     

Вариант 4

  1. Пользуясь графиком функции у=х2 на рисунке 43 (страница 96) найдите

А) значение функции, соответствующее значению аргумента, равному

1,4  ответ:

-2,6 ответ:

3,1 ответ:

Б) значения аргумента, при которых значение функции равно:

4 ответ:

  1. ответ:
  1.  Какие точки принадлежат графику функции y=x2

А(-12,144) –

В (13,-169) –

С(9,18)-


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока: «Функция y = x 2 »

Слайд 2

5 12 3 2 1 10 8 6 4 9 7 11

Слайд 3

5у 12 3г р 2а ф и к л р о г 1ф в у у ы м 10ф н м е о к н 8п р о 6п о р ц и о н а 4л ь н о с т ь м р и и у я я н л м 9и 7 г р е к а а к й я с н а 11 я

Слайд 4

Найдите область определения функции

Слайд 9

Историческая справка. Слово «парабола» греческое, в переводе –«сравнение». Эта кривая была открыта математиками древнегреческой школы, примерно в 4 в до н.э. Термин «парабола» ввел Апполоний Пергский из г. Пергам (Малая Азия), живший в III веке до н.э. Он показал, что парабола получается, если взять кривой конус и пересечь его плоскостью.

Слайд 12

Траектория камня, брошенного под углом к горизонту

Слайд 13

5у 12п 3г р 2а ф и к а л р р о г 1ф а в у у б ы м 10ф н о м е о к л н 8п р о 6п о р ц и о н а 4л ь н о с т ь м р и и у я я н л м 9и 7 г р е к а а к й я с н а 11к в а д р а т и ч н а я

Слайд 14

Домашнее задание П.21 стр. 95-97 №502, 700(а), 503-504(у), 604 (а).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по теме "Функции символьных величин"

Содержит конспект урока по программированию в среде QBASIC по теме "Функции символьных величин"....

Урок по теме "Функции и графики" 7 класс

ОсноОсновной целью урока является закрепление полученных знаний, развития интереса к предмету....

Конспект урока по теме "Функции и расчеты в электронных таблицах"

Конспект урока по информатике по теме "Функции и расчеты в электронных таблицах"...

Открытый урок по теме: «Функция: понятие, способы задания, основные характеристики. Обратная функция. Суперпозиция функций».

Изложены основные характеристики функции. Приведены определения обратной функции и сложной функции....

Приложение к уроку. Обобщающий урок по теме "Функции"

Обобщение понятия функции в старшей школе. Приложение....

Технологическая карта урока по теме: "Функция. Область определения и область значений функции" в 9 классе

Технологическая карта урокаТема: "Функция. Область определения и область значений функции"Класс: 9 Б...