Каждый учитель желает знать
статья по алгебре (9 класс) по теме

Каждый учитель желает знать… как подготовить учеников к ГИА.

Хорошо известно, насколько трудным, сложным и ответственным является процесс подготовки учащихся к сдаче выпускных экзаменов. Как старательно мы, учителя,  ищем новые подходы и способы обучения, применяем различные педагогические, психологические приёмы, поддерживающие у учащихся интерес к учёбе, корим себя за провалы и неудачи, расстраиваемся из-за низких баллов, «глупых» ошибок своих учеников.

 

В этой статье мы хотим поделиться с вами   опытом подготовки учащихся сдаче экзамена в формате  ГИА за курс основной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya-1__kazhdyy_uchitel_zhelaet_znat...doc163 КБ

Предварительный просмотр:

Каждый учитель желает знать… как подготовить учеников к ГИА.


Хорошо известно, насколько трудным, сложным и ответственным является процесс подготовки учащихся к сдаче выпускных экзаменов. Как старательно мы, учителя,  ищем новые подходы и способы обучения, применяем различные педагогические, психологические приёмы, поддерживающие у учащихся интерес к учёбе, корим себя за провалы и неудачи, расстраиваемся из-за низких баллов, «глупых» ошибок своих учеников.

В этой статье мы хотим поделиться с вами   опытом подготовки учащихся сдаче экзамена в формате  ГИА за курс основной школы.

Структура и содержание экзаменационной работы по математике позволяет оценивать: наличие у учащихся базовой математической компетентности (часть 1),  и математическую подготовку повышенного уровня (часть 2).

«Объектами контроля в заданиях части 1  работы являются:  знание и понимание

ключевых элементов, владение основными алгоритмами, умение решать несложные математические проблемы, не сводящиеся к прямому применению алгоритма, умение применять математические знания в несложных практических ситуациях.  

Объекты контроля в заданиях части 2 это: умение интегрировать знания из различных тем курса, владение некоторыми специальными приемами решения задач, умение строить и исследовать простейшие математические модели,  использовать разнообразные способы рассуждений при исследовании математических ситуаций, умение математически грамотно и ясно записывать решение, приводя при этом необходимые пояснения и обоснования». [1]

В связи с этим, следует отметить возросшую актуальность своевременной предметной и психолого-педагогическая подготовки к государственной итоговой аттестации, которая будет способствовать успешному решению заданий, предлагаемых ГИА.

Поскольку содержание заданий экзамена ежегодно меняется или/и обновляется, а также форма, в которой предложены задания в экзамене отличаются от заданий большинства учебных и дидактических пособий, появилась потребность  в разработке специальных методов и форм подготовки учащихся.

Результаты, полученные нами, в октябре, после   первой диагностической работы  показали  необходимость целенаправленной, специальной подготовки всех учеников к сдаче экзамена в форме ГИА, независимо от уровня знаний. При этом, подход должен осуществляться дифференцированно: «учителю необходимо иметь реальные представления об уровне подготовки каждого учащегося и ставить перед ним ту цель, которую он может реализовать»[1].

         На первом этапе подготовки, основной задачей было обеспечение 100 % обученности. Тем не менее, не остались без внимания и учащиеся, претендующие на оценки «4» и «5».

Главное условие успешной сдачи ГИА - это разработка индивидуальной стратегии деятельности ученика при подготовке и во время экзамена.

В соответствии с вышесказанным мы определили направления работы по подготовки учащихся к ГИА:

Для подготовки учащихся были организованы и проведены следующие мероприятия:

  1. Дополнительные занятия-консультации с учителем предметником в течение года;
  2. Элективные курсы «за страницами школьного учебника»;
  3. Особая  организация учебной деятельности на уроках;
  4. Домашнее задание по принципу «массив заданий»;
  5. Занятия по интернет – подготовке.
  6. Обеспечение учащихся  специальной литературой, рабочими тетрадями, списком  интернет ссылок;
  7. Курс интенсивной подготовки.

Остановимся  подробнее содержание каждого мероприятия.

  1. Дополнительные занятия-консультации с учителем предметником в течение учебного года

Для многих учеников бывает трудно понять до конца тему на уроке. Тому есть много причин.… Бывает, что пробелы в знаниях образуются по причине пропуска занятий из-за болезни, например. Поэтому как важно иметь возможность прояснить сложные моменты, узнать всё из первых рук, но уже в более неформальной обстановке «без галстука». На реализацию этих возможностей и были организованы  дополнительные занятия-консультации. На консультациях часть времени отводилась на ликвидацию пробелов в изучаемом материале, - индивидуальная работа с учащимися. А часть времени была посвящена отработке базовых навыков необходимых для решения заданий 1 части

  1. Элективные курсы «за страницами школьного учебника».

На этапе подготовки к экзамену работа с учащимися должна носить дифференцированный характер: нельзя передерживать сильного ученика на решении заданий базового уровня. С другой стороны, решать математические примеры повышенного уровня сложности объективно дано не всем. Занятия элективного курса рассчитаны на тех, чьи способности,  знания и желания позволяют стремиться к более высоким результатам. На занятиях велась подготовка к решению заданий 2-й части.

При планировании занятий курса возникла необходимость в подборе пособий.

Можно порекомендовать: "Сборник задач для подготовки и проведения письменного экзамена по алгебре.9 класс" Автор: Высоцкий И. Р., Звавич Л. И., Шестаков С. А.

Редактор: Шестаков С. А. «ГИА. Государственная итоговая аттестация выпускников 9-х классов в новой форме 2012 математика» А.В. Семенов, А.С. Трепалин, И.В. Ященко П.И.Захаров.  Интеллект-Центр Москва 2012

  1. Организация учебной деятельности.

      Результаты второй диагностической работы, проведенной в декабре, выявили недостатки в подготовке, устранение которых не терпит промедления. Для  ликвидации пробелов в знаниях, формирования устойчивых навыков решения заданий части 1 и обеспечения охвата подготовкой  всех учеников класса, было решено уделять   10-15 минут урока (по возможности каждого) решению типовых заданий базового уровня.

Организация занятия была следующей: для выполнения заданий к доске приглашались несколько учащихся со слабой подготовкой, они решали задания под контролем учителя.  Остальные учащиеся работали  на месте, самостоятельно, с последующей проверкой решения и объяснениями.

На следующем уроке  похожее задание уже для всех являлись зачетными и оценивались. Подобная структура урока регулярно повторялась, что приводило к определенному привыканию к заданиям и повторению и закреплению умений.

  1. Домашнее задание по принципу «массив заданий».

В целях систематизации знаний и обобщения ученики получали специальные, тематические разноуровневые домашние задания из пособия для подготовки учащихся к итоговой аттестации: «Малое ЕГЭ» по математике\М.:Эксмо,2008. Авторы: Кочагина М.Н., Кочагин В.В.

Срок выполнения заданий 2-3 недели. Выполнялись в отдельной тетради.

Качество выполнения задания сопровождалось рекомендациями для учеников. Результаты проверки доводились до сведения родителей, под подпись.

Представляем вам ведомость учета выполнения работ:        

№ работы

Тема

Срок сдачи

Оценка

Подпись учителя

Подпись родителя

Рекомендации

Учащиеся, выполняя эти задания, получали представления о различных типах заданий и уровнях сложности. При оформлении работы, от учеников требовались логически выдержанное, аргументированное решение.

Важность заданий такого рода в:

•        Расширение математических знаний за счет изучения новых алгоритмов, методов,   подходов к решению заданий;

•        Развитие математической интуиции и логики;

•        Реализации возможности комплексного применения знаний.

  1. Интернет подготовка.

В течение учебного года учитель задавал и совместно с родителями контролировал выполнение подготовительных заданий, выложенных на сайте МИОО.

Во время комплексного повторения учебного  материала (конец апреля, май) учитель вместе с учащимися восемь занятий по два урока проводил в компьютерном  классе школы, выполняя тренировочные задания на сайте МИОО.                                                                                                            

Проводились эти занятия по следующей методике: первый час ученики работали самостоятельно и получали  оценку за работу. На втором уроке они  могли приступить к анализу ошибок. При этом ученики могли общаться с одноклассниками, консультироваться с учителем, и проводить  работу над ошибками в тетрадях. Итоговую оценку за работу они получали с учетом « осознания» своих ошибок.

Эти занятия дети посещали с удовольствием. Специфика урока позволила им снять неловкость, неуверенность и получить объективную оценку своих знаний. С компьютером не поспоришь!

  1. Специальная литература и рабочие тетради.

Образовательные ресурсы интернета.

К сожалению, формулировки заданий в учебниках по которым, сейчас приходится работать, не соответствуют тем, которые предлагаются на экзаменах.  В этой ситуации нельзя обойтись без дополнительной литературы.

•        Пособие. Государственная итоговая аттестация выпускников  9 классов в новой форме. Алгебра 9 класс \ ФИПИ.-М.: «Интеллект-Центр»,.2010 Авторы-составители: Кузнецова Л.В., Суворова С.Б.,  Бунимович Е.А.,  Колесникова Т.В, Рослова Л.О.

•        Методические рекомендации. Подготовка к экзамену по математике ГИА 9 в 2010\ издательство МЦНМО, 2009 Авторы-составители Ященко И.В., Семёнов А.В., Захаров П.И..

•        Сборник тестовых заданий для тематического и обобщающего контроля. Алгебра 9 класс.\ М.: «Интеллект-Центр»2009. Автор: Крайнева Л.Б.

Интернет ресурсы для подготовки к ГИА:

fipi.ru  На сайте ФИПИ размещены утвержденные документы, определяющие разработку КИМ ГИА-9 по математике представлены демонстрационные варианты.

uztest.ru Тест для подготовки к государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов по математике.

mathgia.ru:8080 Идеология перспективной демоверсии ГИА 9 по математике и проекта открытого банка согласована с реализуемой концепцией ЕГЭ по математ

  1. Интенсивный курс подготовки.

Как показывает практика, иногда требуется проводить подготовку в короткие сроки - интенсивную  учебную терапию. Причин и поводов для такой ситуации  может быть много - и запоздалое понимание учениками, что экзамены грядут и  халатное отношение к учёбе, а может быть и такое - очередная диагностическая работа  обнаружила проблемы, пробелы в подготовке…

Для такой ситуации разработали мы методику: два, а лучше три раза в неделю (а то и каждый день) по два часа прорабатываются «основные» задания.

Для такой работы удобно использовать рабочие тетради на печатной основе, в частности нас «выручил» и пришелся по вкусу сборник заданий для подготовки к государственной итоговой аттестации в 9 классе, авторов: Л.В. Кузнецова, С.Б Суворова, Е.А. Бунимович и др. Издательство «Просвещение» 2010. Этот сборник содержит образцы первой части работы  - двенадцать наборов по два параллельных варианта. В своей совокупности предложенные варианты позволяют, получит достаточно полное представление о характере и уровне сложности первой части экзаменационной работы.

Пример: цикл из трёх уроков:

  1. Урок повторение «основных» тем:

В начале занятия 25-30 минут урока отводится на повторение  и отработку  какой-либо темы, например « проценты и решение задач на проценты», подробно разбирается теория, и записываются примеры решения задач. После этого тетради для подготовки  учитель собирает и проводит на  15-20 минут самостоятельную работу, по только что рассмотренной теме.

  1. Урок: решение заданий ГИА.

Из образца работы ГИА совместно с учениками (можно и самостоятельно) выбираются 10 заданий по принципу «самые простые».

Учитель каждое из них решает на доске с записью объяснений.

При этом ученики его слушают и не пишут. Закончив объяснение, учитель спрашивает, что было не понятно и после ответов на вопросы  даёт команду записать в тетрадь. По мере продвижения в подготовке, учитель может пойти на хитрость и стереть (закрыть) решение, чтобы ученики восстановили его сами - здесь поле для творчества и изобретательности. Разобрав 10 заданий, учитель собирает тетради и проводит самостоятельную работу по только что решённым заданиям. Ученики получают зачёт лишь после того как безошибочно справятся с заданиями.

Вариант второй этой же работы (если работать по сборнику) ученики получают на дом. В сборнике есть ответы, что даёт ребятам возможность контролировать себя.

  1. Урок: контроль.

На этом уроке проводится самостоятельная работа по заданиям из двух вариантов.

Работа по такой системе, позволяла ученикам практически через урок получали оценки за:

•        Домашние тематические контрольные работы,

•        Опросы у доски

•        Зачетные задания по интернету.

•        Тренировочные работы в формате ГИА

Мониторинг успеваемости учеников давал возможность родителям и учителям своевременно реагировать на изменения в качестве подготовки к экзамену.

Для каждого ребенка формировалась индивидуальная траектория подготовки.

Обратная связь.

А что, по мнению учеников больше всего стимулировало, оказало на них наибольшее воздействие и влияние?       Ведь пока был представлен  взгляд на проблему подготовки к итоговой аттестации в формате ГИА с одной стороны, так сказать с  «воздействующей»,  руководящей. Что из нашего с вами арсенала стало самым удачным, по мнению учеников?  Мы задумались над этим вопросом и решили проанализировать ситуацию.

Первого сентября  2011  года десятиклассникам было предложено ответить на вопросы анкеты, для того, чтобы выявить наиболее действенные способы подготовки к экзамену.

Анкета содержала 20 вопросов, отвечали ученики анонимно. А если учесть что отношения  учителя с классом доверительные, доброжелательные, то можно  с большой вероятностью считать, что ответы учеников были искренними.

Предлагаем вам итоговую диаграмму иллюстрирующую оценку учениками различных способов подготовки к экзамену в формате ГИА.

Хочется отметить пункт интернет - подготовки как в школе, так и дома.                           Возможность выходить в интернет и тренироваться была у всех учеников - все имеют компьютеры, подключённые к сети интернет дома, а также в школе есть компьютерный класс. На диаграмме представлены суммарные данные, тем не менее, значение  этого способа для подготовки было оценено по – разному в  разных классах. В таблице представлены баллы которые выставили ученики:

Оцените значение интернет-тренингов дома

Оцените значение интернет-тренингов в школе

Класс 10*

36

38

Класс 10**

19

16

Как видно из данных, количество баллов отданных в разных классах за этот способ подготовки разнится вдвое. Причина этого в различном «отношении» учителей предметников к использованию этого способа. В том девятом классе, где интернет - подготовке уделялось достойное внимание это способ «сработал»!

Настоящим откровением стали для нас советы, которые дали десятиклассники, прошедшие подготовку и экзамен  девятиклассникам, учителю и  их выводы на будущее. Ответы ребят  были глубокими, осмысленными и  зрелыми.

У подростков сформировалось сознательное отношение к учебной деятельности, ответы содержали попытки самоанализа и самокритики.

Советы девятиклассникам при подготовке к ГИА:

  1. Больше заниматься с репетитором, в компьютерном классе или с родителями. Решать больше типовых заданий.   (8 респондентов)
  2. Внимательнее относиться к замечаниям учителей, регулярно выполнять домашнее задание, ходить на дополнительные занятия.  (5 респондентов)
  3. Считать без калькулятора, внимательно читать задания.  (2 респондента)
  4. Думать надо головой!
  5. Слушать учителей и следовать их советам.
  6. Меньше волноваться перед ГИА, больше времени тратить на подготовку, желательно самим.
  7. Начинать готовиться с начала года, спрашивать у учителя, если что-то не понятно.
  8. Готовиться самостоятельно.
  9. Сесть поближе к отличнику.
  10. Попробовать заинтересоваться предметом и полюбить его, тогда он будет учиться, и запоминаться легче.

Советы учителю:

  1. Давать больше времени на подготовку на компьютерах, проводить консультации. (3 респондента)
  2. Давать детям больше разных заданий, «гонять» по предмету. (2 респондента)
  3. Помогать ученику если у него что-то не получилось.
  4. Не загружать учеников сложными заданиями, когда они и в легких заданиях не совсем разбираются.
  5. Обращать больше внимания на пройденный материал.
  6. Чаще вызывать учеников к доске.
  7. Повторять одни и те же темы до тех пор, пока ученики их не выучат.
  8. Заинтересовать ученика в своём предмете. Сделать урок разнообразным.
  9. Более подробно объяснять и разбирать непонятные задания.
  10. Задавать как можно больше домашних заданий и тренировочных номеров из ГИА.
  11. Не запугивать экзаменами. Позволить ученику подумать без всяких раздражителей.

                           

В заключении

Сотрудничество с родителями.

Проблема распределения ответственности между  родителями и школой по поводу трудностей возникающих в процессе обучения и подготовки ребенка к экзаменам –  одна из острейших проблем в педагогической практике. Ситуация экзамена, безусловно, обостряет подобные противоречия.

Важна позиция, которая декларируется школой: «Мы вместе помогаем нашим детям подготовиться к экзамену». Школа не отдаляется от проблемы подготовки к экзамену, не оставляет ребенка и его родителей один на один с итоговой аттестацией, но и не взваливает на себя всю работу и ответственность за подготовку - дети и родители должны знать, что учителя всегда рядом, готовы придти на помощь. Но экзаменуют всё таки - учеников и от них в первую очередь требуется заинтересованность и активность.

 В течение года с родителями трижды встречались на собраниях и объясняли цели и задачи подготовительного периода.

Хочется отметить, что в период подготовки никто из родителей не предъявил претензий о перегрузке домашними заданиями или недостаточным вниманием со стороны педагогов.

Школа и семья были союзниками в достижении поставленных целей.

Тренировочные работы в системе СТАТ ГРАД.

        Тренировочные  работы - очень важный элемент в подготовки учащихся. Психологическая обстановка приближена к экзаменационной типовые задания, работа с бланками, объективность оценок - такие генеральные репетиции многому учат. Приобретается опыт сдачи экзамена. Анализ ошибок, совершенных при выполнении тренировочной работы позволял определить или корректировать траекторию индивидуальной подготовки ученика.

Материально-техническая составляющая.

Отметим также роль технических средств в  процессе подготовки к ГИА, а также в проведения уроков. Ведь учителю приходится буквально по заданиям собирать дидактическую базу из разных источников. Использование ИКТ позволяет минимизировать временные затраты на подготовку доски, распечатку заданий, проверку правильности решений. Оперативная обратная связь, ресурсы интернета позволяют качественно и количественно увеличить тренировочную базу подготовки школьников.

Вспоминая прошлый учебный год, становиться понятно каких усилий стоила подготовки к экзамену ГИА всем участникам этого процесса: ученикам, родителям, учителям, администрации.

Думаем, что в будущем этот процесс более технологичным, потребует меньше затрат. Выработаются  другие, менее трудоёмкие приёмы и методы.

В перспективе можно, или даже нужно целенаправленную, подготовительную работу начинать уже  с 7-8 класса, что позволит значительно разбавить «концентрацию» учебного материала при итоговом повторении. Ведь значительную часть приёмов, способов решений и типов задач на 2,4,6 баллов можно осваивать на элективных курсах значительно раньше.

 В заключении хотим отметить, что подготовка учащихся к ГИА - школа развития для самого учителя.

Горинова Елена Александровна, учитель математики

ГОУ Центр образования №1943 г. Москва

Дроботова Екатерина Григорьевна, учитель математики

ГОУ Гимназия №1544 г. Москва

интернет ресурсы:

  1. Аналитический отчет ФИПИ        http://www.fipi.ru/binaries/1180/2.1.mat-9-12.pdf

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление инновационного опыта учителя русского языка и литературы Буртяковой Светланы Владимировны. Перед каждым учителем в течение всей его педагогической деятельности стоит вопрос: чему учить и как учить. Решение этого вопроса на раз

Публичное представление  инновационного опыта учителя русского языка и литературы Буртяковой Светланы Владимировны.    Перед каждым учителем в течение всей его педагогической деяте...

Формирование ИКТ компетентностей учащихся – задача каждого учителя-предметника

Формирование ИКТ-компетентности учащихся должно осуществляться на уроках по всем учебным дисциплинам. Задача учителя делать в своей работе акцент на формирование этих умений в соответствии с тр...

Что полезно знать каждому учителю и каждому родителю?

Ссылка на материал http://pedsovet.su/publ/26-1-0-2727...

Использовать ИКТ в учебном процессе - это доступно каждому учителю!

Одна из главных задач школьного образования сегодня — подготовить учащегося к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, вооружить его современными средствами и технологиями работы, с...

Что полезно знать каждому учителю и каждому родителю?

Что полезно знать каждому учителю и каждому родителю?...

«Создание условий в школе для успешной учебной деятельности каждому учителю»

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом  и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, необходимо создать условия для...