Формирование ИКТ компетентностей учащихся – задача каждого учителя-предметника
статья по теме
Формирование ИКТ-компетентности учащихся должно осуществляться на уроках по всем учебным дисциплинам. Задача учителя делать в своей работе акцент на формирование этих умений в соответствии с требованиями информационного общества. Педагогу необходимо научиться сочетать преподавание своего предмета с формированием ИКТ-компетентностей учащихся. Для этого нужно не только использовать компьютерные информационные технологии, но и продумывать систему специальных заданий на формирование новых учебных умений.
Процесс формирования ИКТ-компетентностей учащихся, как и любого учебного умения индивидуален, задача школы дать необходимый минимум каждому выпускнику. А задача педагогики и методики определиться с нормами оценки этих учебных умений, в соответствии с возрастом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_ikt-k_u-p.doc | 34 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование ИКТ компетентностей учащихся – задача каждого учителя-предметника
Шеломенцева Людмила Викторовна
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Олекан Нерчинского района
В конце 20 века человечество вступило в стадию развития, получившую название постиндустриальное или информационное общество.
Информационное общество – общество, уровень которого в решающей степени определяется количеством и качеством накопленной и используемой информации, ее свободой и доступностью. (Гендина Н.И.)
Полный переход к информационному обществу в России, по прогнозам ученых, намечается в 2050 году. Для осуществления этого перехода необходимо сформировать информационную культуру населения. Процесс информатизации общества приоритетная задача внутренней политики государства. Подтверждение тому документы, разрабатываемые на всех уровнях государственной власти.
Формирование информационной культуры возложено на систему образования. В связи с этим была разработана программа информатизации образования, которая реализуется сегодня в образовательных учреждениях всех типов. Темпы реализации программы информатизации различны в разных учебных заведениях, особенно низкие темпы в сельских школах. Даже в пределах одной школы этот показатель неодинаков. Причин этого дисбаланса несколько. Некоторые причины кроются в противоречиях между:
- социальным заказом общества на личность с сформированными ИКТ компетентностями, «способную к полноценному и эффективному участию в бытовой, общественной и профессиональной областях жизнедеятельности в условиях информационного общества»[1] и не сложившейся до конца в образовании целостной системе формирования информационной культуры учащихся;
- активным решением вопросов информатизации образования со стороны государства и недостаточной активностью по реализации программ информатизации на местах, т.е. в муниципалитетах и учебных заведениях, особенно сельского типа;
- потребностью педагогики по широкому внедрению ИКТ в образовательный процесс и нежеланием большей части педагогов работать в этом направлении;
- творческими устремлениями отдельных педагогов и творческих групп по овладению ИКТ и использованию их в УВП и отсутствием должной поддержки их инновационных начинаний со стороны администраций МОУ.
Поиск подходов и методов подготовки человека к жизни в информационном обществе является актуальной задачей современной педагогической науки. Несмотря на то, что информатизация образования широко обсуждается в научно-методической литературе и на страницах web-сайтов в сети Интернет, она не получила целостного осмысления в педагогической практике.
Информационную культуру учащихся необходимо рассматривать на 4 уровнях:
- ИКТ-осведомленность, формируется при изучении информатики на пропедевтическом уровне (3-6 классы);
- ИКТ грамотность, формируется в базовом курсе информатики (7-9 классы);
- ИКТ-компетентность, характеризуется умением учащихся применять свои знания, умения и навыки для решения своих образовательных и практических задач;
- информационная культура, ее основы формируются в школе, а развитие этой культуры происходит на протяжении всей жизни человека.
Критерий, который определяет наличие информационной культуры – это самообразование в нужном человеку направлении.
Составной частью информационной культуры является компьютерная грамотность. Поэтому бытует ошибочное мнение, что формировать информационную культуру нужно на уроках информатики. Формируя информационную культуру школьника, учитель наряду с общеучебными умениями и навыками должен формировать ИКТ компетентности. ИКТ–компетентность — это общеучебное умение.
ИКТ компетентность, которой должны овладеть учащиеся, можно разбить на две составляющие: базовую и предметную. Базовая формируется на уроках информатики, а предметную формируют учителя-предметники.
Таким образом, на уроках физики формируется предметная ИКТ-компетентность. Эту компетентность можно формировать на основе ИКТ технологий, которые гармонично сочетаются с другими педагогическими технологиями, в частности с проектной и исследовательской деятельностью.
Работа по формированию информационной культуры на уроках позволила выделить набор некоторых предметных ИКТ-компетентностей по физике:
- Работа с электронным учебником и дополнительными ЦОР: энциклопедиями на дисках и в сети Интернет, справочниками, учебными модулями:
- инсталляция учебника на ПК,
- регистрация в электронном журнале,
- умение найти нужную информацию в учебнике,
- использование справочных материалов,
- выполнение тестов,
- работа с видеоопытами,
- работа с анимационными моделями.
- Работа в интерактивной среде по изучению и исследованию физических процессов и явлений (на основе анимационных моделей):
- умение самостоятельно поставить цель исследования,
- составить план исследования,
- выбрать изменяемые параметры, характеризующие явление и пронаблюдать качественные и количественные изменения,
- самостоятельно сделать выводы.
- Выполнение интерактивной лабораторной работы или опыта.
- постановка цели
- выбор нужного оборудования,
- составление плана реализации цели,
- фиксация результатов,
- умение сделать правильные выводы.
- Выполнение творческих работ, учебных проектов.
Опыт работы по использованию ИКТ в УВП позволяет сделать вывод, что формирование ИКТ компетентности учащихся и информационной культуры в целом более эффективно при системном подходе.
Системность в формировании информационной культуры учащихся посредством учебного предмета (физики, математики и т. д.) должна проявляться в том, что:
- виды учебной предметной деятельности по мере развития детей должны изменяться качественно (усложнение уже имеющихся видов деятельности) и количественно (появление новых видов деятельности);
2) учебная деятельность должна органически сочетаться с воспитательной и внеклассной работой по предмету;
3) основные виды деятельности должны осуществляться планомерно и систематически, только при этом условии у учащихся вырабатываются устойчивые умения и навыки в выполнении различных видов учебных работ, наращиваются их темпы;
4) виды работ с применением компьютера должны быть посильны ученикам, понятны и в тоже время, работать на их развитие, организуемая работа должна быть дифференцирована, т. е. учитывать индивидуальные особенности учащихся;
5) по мере развития навыков работы с электронными учебниками должна уменьшаться доля участия учителя в этой работе;
6) формируемые на уроках умения должны обладать свойством переноса внутри темы, внутри предмета, а при возможности и на другой предмет.
Все это обеспечивает интеграцию информатики в общеобразовательные предметы, создает условия для более прочных межпредметных связей.
Формирование предметной ИКТ-компетентности должно осуществляться не только на эмпирическом уровне, т.е. в ходе работы на уроке, но и на теоретическом (в рамках воспитательной и внеурочной работы, предпрофильной подготовки).
Формирование ИКТ-компетентности должно осуществляться на уроках по всем учебным дисциплинам. Задача учителя делать в своей работе акцент на формирование этих умений в соответствии с требованиями информационного общества. Педагогу необходимо научиться сочетать преподавание своего предмета с формированием ИКТ-компетентностей учащихся. Для этого нужно не только использовать компьютерные информационные технологии, но и продумывать систему специальных заданий на формирование новых учебных умений. Педагоги школы должны определиться, какие ИКТ компетентности являются общими для всех учебных предметов, а какие частными, т.е. формируемыми только в пределах данной науки. Так было при формировании учебных умений при работе с учебником, книгой. Сегодня большая часть информации находится на цифровых носителях, для работы с которыми необходимо определить основные алгоритмы работы. Если деятельность учителя по формированию ИКТ-компетентностей в каждой предметной области будет регламентирована, то формирование информационной культуры учащихся будет идти равномерно, без скачков и перегрузок. И на выходе из общеобразовательной школы каждый выпускник будет владеть нужными для его дальнейшей учебы и социализации в обществе ИКТ-компетентностями.
Процесс формирования ИКТ-компетентностей учащихся, как и любого учебного умения индивидуален, задача школы дать необходимый минимум каждому выпускнику. А задача педагогики и методики определиться с нормами оценки этих учебных умений, в соответствии с возрастом.
Информатизация образования - процесс подготовки человека к полноценной жизни в современных условиях современного информационного мирового сообщества, к продуктивному использованию информации и знаний на основе широкого использования вычислительной техники и средств телекоммуникации.
Школа сегодня в ответе за то, какая степень комфортности в этом обществе будет у выпускника.
[1] Концепция информатизации сферы образования Российской Федерации: Проблемы информатизации школы. – М., 1998. – с. 57, стр 5.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование ключевых компетентностей учащихся на уроках русского языка, словесности и литературы в условиях модернизации образования
О становлении творческой в языковом отношении личности как о главной цели обучения....
Формирование коммуникативной компетентности учащихся на уроках русского языка и литературы
Формирование коммуникативной компетентности - одна из главных задач основной школы. Работа содержит теоретические сведения и конкретные рекомендации по организации образовательного процесса...
Педсовет "Информатизация образовательного процесса - условие формирования информационной компетентности учащихся и педагогов»
Педсовет "Информатизация образовательного процесса - условие формирования информационной компетентности учащихся и педагогов» Цель: эффективное использование единой школьной образовательной...
Статья. Роль исследовательской деятельности учащихся в формировании экологической компетентности учащихся при изучении химии.
Статья посвящена актуальной проблеме современного общества - экологической безопасности.Исходя из этого целью школьного экологического образования и воспитания являются:формирование высокой культуры п...
Критерии и показатели профессиональной компетентности и результативности деятельности учителя-предметника (русский язык, литература, иностранный язык, математика, физика, химия, биология, география, история, обществознание, информатика)
Критерии и показатели профессиональной компетентности и результативности деятельности учителя-предметника для категории....
Ситуационные задачи на уроках химии, как пример формирования ключевых компетентностей учащихся
Новый Федеральный государственный образовательный стандарт ориентирован на выпускника, который должен осознавать важность образования и самообразования для жизни и деятельности, умет...
Формирование национального самосознания школьника – задача каждого учителя.
Уважаемые коллеги, важнейшей функцией воспитания подрастающего поколения страны является формирование у детей национального самосознания....