Элективный курс по алгебре 9-10 класс
рабочая программа по алгебре (9,10 класс) по теме
Программа элективного курса по алгебре 9 - 10 класс "Избранные вопросы математики"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
parametry.doc | 90.5 КБ |
Предварительный просмотр:
КОМИТЕТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АДМИНИСТРАЦИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛИЦЕЙ № 226 ФРУНЗЕНСКОГО
АДМИНИСТРАТИВНОГО РАЙОНА ГОРОДА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Методист НМЦ Директор лицея № 226
Фрунзенского района __________(Ибрагимова Т.И.)
___________(Михайлова Ю.Е.) Протокол педсовета№____
от ______________________________
Избранные вопросы математики
Программа
для учащихся 9-10 классов
68 часов
Учитель:
Юрченко Лариса Рустановна
Санкт-Петербург
2007
Пояснительная записка
Предлагаемый курс предназначен для учащихся 9-10 классов, интересующихся математикой и желающих расширить и углубить свои знания и умения по некоторым вопросам. Курс рассчитан на 68 учебных часов.
Курс состоит из двух разделов:
- Уравнения и неравенства, содержащие переменную под знаком модуля.
- Уравнения и неравенства с параметром.
Основные цели курса:
- создать условия для развития интеллекта, математического и логического мышления учащихся, для развития навыков исследовательской деятельности, познавательных способностей с учётом индивидуальных особенностей, склонностей и интересов;
-способствовать мотивированному выбору учащимися профиля дальнейшего образования, в котором математика изучается на углублённом уровне.
Основные задачи курса:
-повысить уровень знаний и математической подготовки учащихся;
-сформировать приёмы и навыки нестандартного мышления посредством решения задач повышенной сложности и задач, выходящих за рамки школьного учебника;
- воспитывать настойчивость и целеустремлённость, развивать творческую активность личности.
Формы проведения занятий:
-лекции;
-практикумы;
-семинары;
-консультации;
-самостоятельные исследовательские работы.
В первом разделе курса рассматривается одно из ключевых понятий математики, традиционно трудно усваиваемых учащимися, - понятие модуля числа; разбираются основные приёмы решения уравнений и неравенств, содержащих модуль, построение графиков уравнений, содержащих модуль.
Во втором разделе курса рассматривается решение уравнений и неравенств с параметрами, которым в школьной программе уделяется очень мало внимания, несмотря на то, что эти задачи играют важную роль в формировании логического мышления и математической культуры у школьников. Задачи с параметрами обладают диагностической и прогностической ценностью. С их помощью можно проверить знание основных разделов школьного курса математики, уровень логического и математического мышления, первоначальные навыки исследовательской деятельности. Неслучайно эти задачи стали неотъемлемым атрибутом экзаменационных билетов многих институтов. Совершенно очевидно, что к «встрече» с такими задачами надо специально готовиться.
Данный курс, рассчитанный на 68 учебных часов, расширяет и углубляет изучение программного материала.
Учебно-тематический план
9 класс
34 часа , 1 час в неделю
№ п/п | Тема | Количество часов | Прим. | ||
Всего | Теория | Прак-тика | |||
1. | Уравнения и неравенства, содержащие переменную под знаком модуля. | 16 | 6,5 | 9,5 | |
1.1 | Понятие абсолютной величины, основные свойства модуля. | 1 | 0,5 | 0,5 | |
1.2 | Решение уравнений и неравенств первой степени с модулем. | 3 | 1 | 2 | |
1.3 | Решение квадратных уравнений и неравенств с модулем. | 5 | 2 | 3 | |
1.4 | Построение графиков уравнений, содержащих модуль. | 3 | 1 | 2 | |
1.5 | Рациональные уравнения и неравенства с модулем. | 4 | 2 | 2 | |
2. | Уравнения и неравенства с параметром. | 18 | 5 | 13 | |
1.1 | Линейные уравнения с параметром. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
1.2 | Линейные неравенства с параметром. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
1.3 | Системы линейных уравнений и неравенств с параметрами. | 3 | 1 | 2 | |
1.4 | Квадратные уравнения с параметром. | 4 | 1 | 3 | |
1.5 | Дробно-рациональные уравнения с параметрами. | 4 | 1 | 3 | |
1.6 | Графические способы решения уравнений и неравенств с параметрами. | 3 | 1 | 2 | |
Итого | 34 | 11,5 | 22,5 |
Учебно-тематический план
10 класс
34 часа , 1 час в неделю
№ п/п | Тема | Количество часов | Прим. | ||
Всего | Теория | Прак-тика | |||
1. | Уравнения и неравенства, содержащие переменную под знаком модуля. | 13 | 4 | 9 | |
1.1 | Дробно-рациональные уравнения. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
1.2 | Показательные уравнения и неравенства. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
1.3 | Иррациональные уравнения и неравенства. | 2 | 1 | 1 | |
1.4 | Логарифмические уравнения и неравенства. | 2 | 1 | 1 | |
1.5 | Тригонометрические уравнения. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
1.6 | Построение графиков уравнений, содержащих модуль. | 3 | 0,5 | 2,5 | |
2. | Уравнения и неравенства с параметром. | 21 | 7 | 14 | |
1.1 | Дробно-рациональные уравнения . | 3 | 1 | 2 | |
1.2 | Дробно-рациональные неравенства. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
1.3 | Системы уравнений и неравенств. | 3 | 1 | 2 | |
1.4 | Иррациональные уравнения. | 3 | 1 | 2 | |
1.5 | Иррациональные неравенства. | 2 | 0,5 | 1,5 | |
1.6 | Показательные уравнения и неравенства.. | 3 | 1 | 2 | |
1.7 | Логарифмические уравнения и неравенства. | 3 | 1 | 2 | |
1.8 | Тригонометрические уравнения. | 2 | 1 | 1 | |
Итого | 34 | 11 | 23 |
Содержание программы
1.Уравнения и неравенства, содержащие переменную под знаком модуля.
Модуль числа и его свойства. Уравнения и неравенства первой степени, содержащие модуль. Уравнения и неравенства второй степени, содержащие модуль. Преобразования графиков функций. Дробно-рациональные уравнения. Равносильность уравнений. Область определения уравнения. Показательная функция, основные свойства. Логарифмическая функция, основные свойства. Показательные, иррациональные, логарифмические уравнения и неравенства. Тригонометрические функции. Тригонометрические уравнения и неравенства.
2. Уравнения и неравенства с параметрами.
Решение линейных и квадратных уравнений в общем виде. Параметр и поиск решений уравнений неравенств и их систем. Параметр и количество решений уравнений, неравенств и их систем. Свойства функций в задачах с параметрами.
Свойства уравнений и неравенств. Уравнения с параметром. Неравенства с параметром. Аналитические приёмы решения. Графические приёмы решения.
Практическая деятельность учащихся :
-отработка умений и навыков в форме практикумов по группам;
-творческие задания в разных формах: самостоятельный подбор упражнений по определённой теме, графические задания, практические работы, исследовательские работы;
-уроки-семинары.
Основанием для отбора содержания курса служат:
-традиционная сложность восприятия и понимания учащимися представленных вопросов математики и одновременно важность данных тем;
-широкое распространение данных вопросов в материалах вступительных экзаменов в ВУЗы;
-возможность отобранного материала для развития умственных способностей учащихся, повышения их образовательного уровня и творческого потенциала.
Содержание курса ориентировано на методы обучения, направленные на репродуктивную, творческую, познавательную самостоятельную деятельность учащихся с использованием активных методов обучения, индивидуальных, групповых, фронтальных, коллективных форм организации урока.
Ожидаемые результаты.
В результате обучения учащиеся 9 класса должны показать следующие умения:
-решать линейные и квадратные уравнения и неравенства, содержащие параметр;
-применять определение модуля числа при решении уравнений, неравенств и при построении графиков уравнений;
-решать простейшие дробно-рациональные уравнения и неравенства с параметром;
-применять графический метод при решении задач о квадратном трёхчлене в простейших случаях.
В результате обучения учащиеся 10 класса должны показать следующие умения:
-выполнять преобразования графиков функций, содержащих переменную под знаком модуля;
-решать простейшие иррациональные, показательные, логарифмические и тригонометрические уравнения с параметрами;
-применять свойства функций при решении задач с параметрами;
-осуществлять поиск количества решений уравнений в более сложных задачах.
Формы оценки качества знаний:
-семинары;
-исследовательские работы;
-контрольные занятия.
Литература.
1. Шахмейстер А.Х. Уравнения.
Системы уравнений.
Иррациональные уравнения и неравенства.
Задачи с параметрами в ЕГЭ.
Пособие для школьников, абитуриентов и учителей. – СПб.: «ЧеРо-на-Неве».
2. Горнштейн П.И., Полонский В.Б. Задачи с параметрами.- М.: Илекса, Харьков: Гимназия, 2002, - 336с.
3. Мерзляк А.Г., Полонский В.Б. Алгебраический тренажёр.- М:. Илекса, Харьков: Гимназия, 1998, - 320с.
4. Зив Б.Г. Тесты по алгебре для 8-9, 10-11 классов.- СПб: СМИО Пресс,2002.- 56с.
5. Галицкий М.Л., Гольдман А.М., Звавич Л.И. Сборник задач по алгебре:Учеб.пособие для 8-9 кл. – М.:Просвещение,2002. – 271с.
6. Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г. Алгебра: Доп. Главы к шк.учеб. 9 кл.: Учеб. пособие для учащихся шк. и кл. с углуб. Изучением математике. – М.: Просвещение,2004. – 224с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
элективный курс по алгебра для 9 класса "Решение задач с параметром"
Решение задач, уравнений с параметрами, открывает перед учащимися значительное число эвристических приемов общего характера, ценных для математического развития личности, прим...
Элективный курс по алгебре для 9 класса "В мире текстовых задач".
Данный элективный курс предназначен для обучающихся 9 классов с целью систематизации и обобщения курса алгебры основной школы. Развивает творческие способности обучающихся. Формирует устойчивый интере...
Открытое занятие по элективному курсу по алгебре для 9 классов «Функции и их графики»
Кунспект к открытому занятию по элективному курсу по алгебре для 9 класса "Функции и их графики" содержит материал по повторению графиков различных функций, помогает глубже рассмотреть график фу...
Презентация элективного курса по алгебре для 9 класса.
Презентация элективного курса по алгебре для 9 класса. Для просмотра учащимися и их родителями....
Рабочая программа элективного курса по алгебре для 9 класса на тему "Процентные расчёты на каждый день"
Предлагаемый курс «Процентные вычисления на каждый день» демонстрирует учащимся применение математического аппарата к реше...
Элективный курс по алгебре для 11 класса
элективный курс по алгебре для 11 класса...
Элективный курс по алгебре в 9 классе «Абсолютная величина числа. Познай её!»
Пояснительная записка и календарно - тематическое планирование элективного курса по алгебре "Абсолютная величина числа. Познай её!" (9 класс)...