Элективный курс по алгебре для 9 класса "В мире текстовых задач".
элективный курс по алгебре (9 класс) по теме
Данный элективный курс предназначен для обучающихся 9 классов с целью систематизации и обобщения курса алгебры основной школы. Развивает творческие способности обучающихся. Формирует устойчивый интерес к предмету. Выявлет математические способности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Титульный лист. | 27 КБ |
Пояснительная записка. | 14.22 КБ |
Цели курса. | 32.5 КБ |
Примерный учебно - тематический план. | 15.2 КБ |
Примерный материал для итогового тестирования. | 15.9 КБ |
Список литературы для обучающихся. | 28 КБ |
Список литературы для учителя. | 25 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Российской Федерации
Департамент образования Комитета по социальной политике и культуре администрации города Иркутска
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа№6
Программа элективного курса
по алгебре
для 9 классов
«В мире текстовых задач»
Автор:
Учитель математики
Кононученко Ольга Васильевна
Иркутск
2012
Предварительный просмотр:
Адаптационная программа по алгебре
для IX класса
Пояснительная записка
Программа предназначена для подготовки выпускников 9 классов общеобразовательных школ, лицеев и гимназий к итоговой аттестации по математике. Курс рассчитан на 17 часов. К 9 классу обучающиеся уже имеют достаточный запас знаний по основным темам алгебры. В конце учебного года им предстоит сдавать государственный экзамен в форме тестирования. Данный курс дает возможность обобщить и систематизировать знания обучающихся.
Текстовые задачи представляют собой раздел математики, традиционно предлагаемый на итоговой (государственной) аттестации по математике. Они вызывают трудности у многих обучающихся. Отчасти это происходит от недостаточного внимания, уделяемого такого сорта задачам в школьном курсе математике. В этом элективном курсе можно восполнить данный пробел.
Задачи, предлагаемые в элективном курсе, интересны и часто не просты в решении, что позволяет повысить учебную мотивацию обучающихся и проверить свои способности к математике. Вместе с тем содержание курса позволяет ученику любого уровня активно включаться в учебно-познавательный процесс и максимально проявить себя: занятия могут проводиться на высоком уровне сложности, но включать в себя вопросы, доступные и интересные всем обучающимся.
Данный курс, как никакой другой, способствует развитию у обучающихся основ современного мышления, учит их мыслить, что дает им возможность самостоятельно ориентироваться в научной и любой другой информации, самоопределиться в выборе профессии. Умение решать задачи является одним из основных показателей уровня математического развития, глубины освоения учебного материала, поэтому актуальность курса заключается в том, что здесь шире рассматриваются задачи на составление уравнений и систем уравнений, предлагаемые школьной программой.
В данном курсе показаны методы и алгоритмы решения основных типов текстовых задач, встречающихся на итоговой аттестации в школе и на вступительных экзаменах в средние и высшие учебные заведения, продемонстрированы принципы подхода к решению задач и структура процесса решения задач.
Он является максимально практико-ориентированным, позволяет показать учащимся, что приобретаемые ими математические знания широко применяются в повседневной жизни. Интерес в значительной степени поддерживается также тем, что сюжеты задач взяты из реальной жизни - из газет, объявлений, документов и приближены к жизненному опыту старшеклассников. Это служит достаточно сильным мотивом для решения предлагаемых задач.
Наряду с основной задачей обучения математике – обеспечением прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, данный курс предусматривает формирование устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие математических способностей, ориентацию на профессии, существенным образом связанные с математикой, выбору профиля дальнейшего обучения.
Считаю целесообразным при проведении курса осуществлять личностно-ориентированный подход в обучении математики. Такой подход направлен на удовлетворение потребностей и интересов в большей мере ребенка. Кроме того, осуществляется развитие в каждом обучающемся уникальных личностных качеств. И самое главное - происходит процесс самореализации личности школьника.
Поскольку курс является факультативным, то в нем не предусмотрены долговременные контрольные работы и обязательные домашние задания для всех обучающихся. По желанию учителя возможна проверка знаний различными способами: устный опрос, тесты, творческие работы, игровые формы проверки знаний, самоконтроль и взаимоконтроль.
Данный курс направлен на реализацию методической темы школы: «Использование современных технологий с целью развития индивидуальности и творческих способностей обучающихся, активизации их самостоятельной деятельности».
Программа элективного курса после апробации может изменяться и дополняться. Например, в конце каждого раздела, учитель может включать тестовые задания той темы, которая рассматривалась на последних занятиях и вызвала затруднения у обучающихся. Это могут быть задания базового уровня сложности, а могут быть повышенного и высокого уровня сложности.
Предварительный просмотр:
Цели курса:
-образовательные
Сформировать у обучающихся умение решать разнообразные текстовые задачи алгебраическим методом.
Развивать исследовательскую и познавательную деятельность школьников.
Познакомить обучающихся с материалами ГИА (9 кл.), ЕГЭ (11 кл.), вступительных экзаменов в вузы.
Обеспечить условия для самостоятельной творческой работы.
Помочь школьникам осознать степень интереса к предмету и оценить возможности овладения им с точки зрения дальнейшей перспективы (выбор профиля обучения)
создать условия для повышения уровня понимания и практической подготовки в таких вопросах, как:
а) решение текстовых задач различными способами
-развивающие:
-способствовать развитию у учащихся умения анализировать, сравнивать, обобщать; умения работать с учебной дополнительной литературой.
-воспитательные:
-воспитывать умение публично выступать, задавать вопросы, рассуждать.
Задачи курса:
Расширение и углубление знаний о способах решения и средствах моделирования явлений и процессов, описанных в задачах.
Развитие логического мышления учащихся, их алгоритмической культуры и математической интуиции.
Развитие устойчивого интереса к предмету, приобщая к окружающей нас жизни.
Обобщение, систематизация и углубление знаний по темам;
Развитие умений анализировать ситуацию, разрабатывать способ решения, грамотно записывать решение;
Развитие логического мышления;
Предоставить учащимся реальную возможность выбирать тот уровень усвоения, который соответствует их потребностям, способностям.
Задача учителя:
Помочь овладеть рядом технических и интеллектуальных умений на уровне свободного их использования.
Помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.
Помочь преодолеть психологический барьер при сдаче экзамена в форме ГИА и сформировать мотивацию успешности у обучающихся.
Цели при написании данной программы реализуются с помощью современных технологий:
1.Технологии уровневой дифференциации (Н.П.Гузик).
2.Групповые технологии (В.К.Дьяченко).
3.Технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф.Шаталов).
4.Компьютерные технологии ( мультимедиа презентации, учебные CD, решение задач с использованием компьютерных программ).
После рассмотрения полного курса учащиеся
должны иметь следующие результаты обучения:
уметь определять тип текстовой задачи, знать особенности методики её решения, используя при этом разные способы;
уметь применять полученные математические знания в решении жизненных задач;
уметь использовать дополнительную математическую литературу с целью углубления материала основного курса, расширения кругозора формирования мировоззрения, раскрытия прикладных аспектов математики.
Предварительный просмотр:
Примерный учебно-тематический план.
№ урока | Кол-во ч. | Тема урока | Цели урока | Форма урока | Деятельность учащихся |
1,2 | 2ч. | Решение текстовых задач. | Привить навыки решения задач разного типа. Рассмотреть арифметический, алгебраический, геометрический, практический, комбинированный способы решения. | Лекция Беседа | Выполнение тренировочных упражнений. Самостоятельная работа 10-15минут (самоконтроль). |
3,4,5 | 3ч. | Задачи на движение | Дать основные соотношения, которые используются при решении задач на движение. Рекомендовать составлять таблицу, рисунок с указанием расстояний, векторов скоростей и других данных задач. Привить навыки решения всех типов задач на движение (по дорогам, по реке, по кругу) | Лекция Беседа | Выполнение тренировочных упражнений. Работа в группах (взаимоконтроль). |
6,7,8 | 3ч. | Задачи на проценты | Дать основные соотношения, используемые при решении задач на проценты. Дать формулу «простых и сложных процентов». Рекомендовать составлять таблицу-условие. Привить навыки решения задач на основании условия всевозможными способами. | Лекция Беседа | Выполнение тренировочных упражнений Тест Самостоятельное решение задач ( взаимоконтроль) |
9,10,11 | 3ч. | Задачи на смеси и сплавы | Преодолеть психологические трудности, связанные с нечетким пониманием химических процессов, показав, что никаких химических процессов, влияющих на количественные соотношения задачи, не происходит. Дать основные допущения, отношения и формулы концентрации, процентного содержания и весового отношения. Рекомендовать запись условия с помощью таблицы. Метод Пирсона. Привить навыки решения таких задач. | Лекция Беседа Презентация | Выполнение тренировочных упражнений Индивидуальная самостоятельная работа ( самоконтроль и взаимоконтроль) |
12,13 | 2ч. | Задачи на совместную работу | Дать основные соотношения, используемые при решении задач на производительность. Рекомендовать составлять схемы-условия. Привить навыки решения таких задач при рассмотрении частей всей работы. | Лекция Беседа | Выполнение тренировочных упражнений Самоконтроль, взаимоконтроль |
14,15 | 2ч. | Задачи практического применения с геометрическим содержанием | Привить навыки решения задач геометрического содержания, решаемых либо арифметическим способом, либо с помощью уравнений или систем уравнений | Беседа Презентация | Выполнение тренировочных упражнений (взаимоконтроль) |
16 | 1 | Решение всех типов задач | Уметь определять тип текстовой задачи, знать особенности методики её решения, используя при этом разные способы. | Марафон. Самостоятельная работа | Групповая работа Проверка решенных задач лидерами групп |
17 Итого | 1 17ч | Творческие отчеты по итогам курса | Уметь публично выступать. Анализировать ответы выступающих. Проводить самоанализ. Видеть применение полученных знаний в дальнейшем. | Конференция. | Сообщения, доклады. Презентации (Самоанализ и взаимоконтроль) |
Примерные темы творческих работ:
1.Роль задач в жизни человека.
2. Задачи практического применения с геометрическим содержанием в жизни человека.
3. История возникновения процента.
4. Проценты в современной жизни человека.
5.Применение «Конверта Пирсона» в химии.
6. Роль задач на движение по кольцевым дорогам в спорте.
7.Использование принципов решения задач на движение в мореплавании.
Предварительный просмотр:
Примерный материал для итогового тестирования
Вариант №1 | Вариант №2 |
1.Из двух городов, расстояние между которыми 500 км, одновременно навстречу друг другу выехали трактор и грузовик. Если скорость грузовика в 4 раза больше скорости, трактора и они встретились через 4 часа, то чему равна скорость трактора? А) 33 к/ч. B) 100 км/ч.C) 80 км/ч .D) 25 км/ч. E) 10 км/ч. | 1.Дачник, идущий к проезду, пройдя за первый час 3,5 км, рассчитал, что двигаясь с такой скоростью, он опоздает на 1 ч. Поэтому он остальной путь проходит со скоростью 5 км/ч и приходит за 30 мин. до отхода поезда. Определите, какой путь должен был пройти дачник. A) 21 км. B) 20 км. C) 25 км. D) 19 км. E) 22 км |
2.Турист проплыл по реке на лодке 90 км, а затем прошел пешком 10 км. При этом на пеший путь было затрачено на 4 ч меньше, чем на путь по реке. Если бы турист шел пешком столько времени, сколько он плыл по реке, а плыл по реке столько времени, сколько шел пешком, то эти расстояния были бы равны. Сколько времени он шел пешком и сколько плыл по реке? A) 3 ч, 7 ч. В) 4 ч, 8ч C) 2 ч, 6 ч. D) 5 ч, 9 ч. E) 6 ч, 9 ч. | 2.Моторная лодка шла 40 мин по течению реки и 1 час против течения и за это время прошла 37 км. Найдите скорость лодки в стоячей воде, если скорость течения реки равна 1,5 км/ч. A) 20 км/ч.B) 25 км/ч.C) 22,5 км/ч.D) 24,5 км/ч. E) 20,5 км/ч. |
3.Склад отпустил 40% имеющейся в запасе муки хлебозаводу, а остальную муку распределил между тремя магазинами в соотношении 0,3 : 2,5 : 0,8. Сколько муки было на складе в запасе, если известно, что первый магазин получил на 40 т. меньше, чем третий? A) 480 т. B) 481 т. C) 482 т. D) 483 т. E) 485 т. | 2.На факультете учатся 360 девушек. Если парни составляют 52% всего студентов, то сколько студентов учатся на данном факультете? A) 650.B) 750.C) 700.D) 600.E) 800. |
4.Один раствор содержит 30% (по объему) азотной кислоты, а второй 55% азотной кислоты. Сколько нужно взять первого и второго растворов, чтобы получить 100 л 50 % - го раствора азотной кислоты? А) 25 л.; 75 л.B) 20 л.; 80 л.C) 40 л.; 60 л.D) 30 л.; 70 л.E) 22 л.; 78 л. | 2.Морская вода содержит 5 % соли. Сколько килограммов пресной воды необходимо добавить к 80 кг морской, чтобы содержание соли в последней составило 4 %? A) 15 кг. B) 20 кг. C) 17 кг. D) 22 кг. E) 18 кг. |
5.Один трактор может вспахать поле на 1 день скорее, чем второй. Оба трактора совместно работали 2 дня, а затем оставшуюся часть поля второй трактор вспахал за 0,5 дня. За сколько дней может вспахать это поле каждый трактор, работая отдельно? A) 4; 5.B) 5; 6. C) 6; 7.D) 8; 9.E) 9; 11 | 5.Два ученика должны были обработать по 120 болтов за определенное время. Один их них выполнил задание на 5 часов раньше срока, так как обрабатывал в час на 2 болта больше другого. Сколько болтов в час обрабатывал каждый ученик? A) 9 болтов, 7 болтов. B) 6 болтов, 8 болтов. C) 4 болта, 6 болтов. D) 10 болтов, 8 болтов. E) 3 болта, 5 болтов |
6.В одном кооперативе собрали 1500 ц пшеницы, а в другом с площади на 20 га меньше – 1600 ц. Сколько пшеницы собрали с 1 га в первом кооперативе, если во втором собирали с 1 га на 5 ц. больше? A) 11. B) 12. C) 13. D) 14.E) 15. | 6.Через час после начала равномерного спуска воды в бассейне ее осталось 400 м3, а еще через три часа – 250 м3. Сколько воды было в бассейне? A) 450 м3. B) 550 м3. C) 750 м3. D) 600 м3. E) 1200 м3 |
Предварительный просмотр:
Список литературы для обучающихся
1. Аверьянов, Д. И., Алтынов, П. И., Баврин, Н. Н. Математика: большой справочник для школьников и поступающих в вузы. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 1999. – 864 с.
2. Е.А. Бунимович, Л.В.Кузнецова ГИА 2012 экзамен в новой форме Алгебра 9 класс Астрель, Москва 2011
3.Виленкин, Н. Я., Сурвилло, Г. С., Симонов, А. С., Кудрявцев, А. И. Алгебра. 9 класс: учебное пособие для учащихся школ и классов с углубленным изучением математики. – М.: Просвещение, 1996. – 384 с.
4. Галицкий, М. Л. и др. Сборник задач по алгебре для 8–9 классов: учебное пособие для учащихся и классов с углубленным изучением математики. – 3-е изд. – М.: Просвещение 1995. – 217 с.
5. Громов, А. И., Савчин, В. М. Математика для поступающих в вузы. – М.: Просвещение, 1997.
6. Домашняя математика: книга для учащихся общеобразовательных учреждений / М. В. Ткачева, Р. Г. Газарян, Б. Н. Кукушкин и др. – М.: Просвещение, 1998. – 303 с
7.Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк «Дополнительные главы к школьному учебнику алгебра 9» М.: Просвещение, 2000.
8.Л.В. Кузнецова, С.Б.Суворова Алгебра Сборник заданий для подготовки к ГИА в 9 классе, Москва Просвещение 2011
9. В.В.Кочагин, М.Н.Кочагина .ГИА 2012 математика Сборник заданий Москва, Эксмо 2011
10. Семёнова А.Л., Ященко И.В.« ЕГЭ 3000 задач с ответами по математике» Издательство «Экзамен», Москва, 2011
Предварительный просмотр:
Список литературы для учителя
1. А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. Алгебраический тренажер. Москва “ИЛЕКСА”, 2001 г
2.Н.Прокопенко «Задачи на смеси и сплавы» Библиотечка «Первое сентября», №31.
3. А.Р. Рязановский, Е.А. Зайцев. Дополнительные материалы к уроку математики 5-11 классы. Москва. “Дрофа”, 2001 г.
4.Симонов А.С. Проценты и банковские расчеты // Математика в школе.-1998. - №4.
5. Симонов А.С. Сложные проценты // Математика в школе. – 1998.-№6
6. Ф.Я. Симонов, Д.С. Бакаев, А.Г. Экельман. Система тренировочных задач и упражнений по математике. Москва “Просвещение”, 2001 г.
7.В.Н.Студенецкая, Л.С.Сагателова. Математика8-9 сборник элективных курсов Волгоград, Учитель 2007г.
8.Ю.В. Садовничий Математика. Конкурсные задачи по алгебре с решениями. Часть 6. Решение текстовых задач. Учебное пособие.– 3-е изд., стер. – М.: Издательский отдел УНЦ ДО, 2003г. (серия «В помощь абитуриенту»).
9. Л.М. Фридман, Е.Н. Турецкий. Как научиться решать задачи. Москва “Просвещение”, 1984 г
10.А. Тоом Как я учу решать текстовые задачи. - Еженедельная учебно-методическая газета «Математика», №46, 47, 2004г
http://festival.1september.ru/articles/561145/
http://www.egesdam.ru/page241.html
http://www.ege-study.ru/ege-advices/besplatno4.html
http://festival.1september.ru/articles/572511/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА Элективного курса по алгебре 9 класс Тема: «Решение задач повышенной сложности»
Количество часов - 34.Основная цель электива- это решение задач повышенной сложности и подготовка учащихся к ГИА по алгебре. Программа содержит пояснительную записку,календарно- тематическое планирова...
Элективный курс по алгебре 11 класс "Решение уравнений и неравенств"
Рабочая программа элективного курса по алгебре 11 класс...
Рабочая программа элективного курса по алгебре 11 класс
Рабочая программа по алгебре 11 класс "Решение уравнений и неравенств"...
Рабочая программа элективного курса по алгебре "Теория и практика решения задач повышенной трудности.11 класс"
Целью данного курса является более глубокое усвоение учебного материала по курсам «Алгебра и начала анализа, 10-11», а также приобретение новых знаний, необходимых для поступления в высшие учебн...
КТП . Элективный курс по алгебре 10 класс
КТП элективного курса по *Алгебре и теории чисел* -10класс...
Элективный курс по алгебре.9 класс."В мире математики"
Даный курс предназначен для учащихся 9 класса, заинтересованных в изучении математики.Материал не дублирует основную базовую программу ,но идет в тесной связи с ней. Может быть интересен для учителей ...
Элективный курс по математике 9 класс"Решение текстовых задач"
"Решение текстовых задач" элективный курс по математике в 9 классе...