Методы разложения многочленов на множители
презентация к уроку по алгебре (11 класс) на тему

Васильченко Валентина Дмитриевна

Презентация к уроку "Методы разложения многочленов на множители"

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon metody_razlozheniya_mnogochlenov_na_mnozhiteli.ppt1.52 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методы разложения многочленов на множители. «Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять». Р.Декарт.

Слайд 2

Методы разложения многочленов на множители. Вынесение множителя за скобку Использование формул сокращённого умножения Способ группировки Метод выделения полного квадрата Схема Горнера Разложение многочлена на множители с помощью комбинации различных приемов

Слайд 3

Вынесение множителя за скобку. Из распределительного закона непосредственно следует, что ac + bc = c(a + b). Этим можно воспользоваться для вынесения множителя за скобки. Пример: Разложить многочлен на множители 12y 3 – 20y 2 . Решение Имеем: 12y 3 – 20y 2 = 4y 2 · 3y – 4y 2 · 5 = 4y 2 (3y – 5). Ответ . 4y2(3y – 5).

Слайд 4

Использование формул сокращённого умножения. a 2 -b 2 =(a-b)(a+b); a 3 -b 3 =(a-b)(a 2 +ab+b 2 ); a 3 +b 3 =(a+b)(a 2 -ab+b 2 ); a 2 +2ab+b 2 =(a+b) 2 ; a 2 -2ab+b 2 =(a-b) 2 . (а - b ) 3 = а 3 - За 2 b + За b 2 - b 3 (а + b ) 3 = а 3 + За 2 b + За b 2 +b 3 Пример: Разложить на множители многочлен x 4 – 1. Решение Имеем: x 4 – 1 = (x 2 ) 2 – 1 2 = (x 2 – 1)(x 2 + 1) = (x 2 – 12)(x 2 + 1) = (x + 1)(x – 1)(x 2 + 1). Ответ . (x + 1)(x – 1)(x 2 + 1). Вспомните эти формулы :

Слайд 5

Способ группировки. Этот способ заключается в том, что слагаемые многочлена можно сгруппировать различными способами на основе сочетательного и переместительного законов. Пример: Разложить на множители многочлен x 3 – 3x 2 y – 4xy + 12y 2 . Решение x 3 – 3x 2 y – 4xy + 12y 2 = = (x 3 – 3x 2 y) – (4xy – 12y 2 ) = = x 2 ( x – 3 y ) – 4 y ( x – 3 y ) = = (x – 3y)(x 2 – 4y). Ответ. (x – 3y)(x 2 – 4y).

Слайд 6

Метод разложения квадратного трехчлена на множители Пример: Разложить на множители квадратный трехчлен х 2 - 6x+5 Решение х 2 - 6x+5 = (решим уравнение: х 2 - 6x+5 =0, по т. Виета х=5, х=1) =(х-5)(х-1) Ответ. (x-5)(x-1).

Слайд 7

16 x 7 – 72 x 6 + 108 x 5 – 54 x 4 = = 2 x 4 (8 x 3 – 36 x 2 – 54 ) = = 2 x 4 (( 2 x) 3 - 3 • (2 x) 2 • 3 + 3 • (2 x ) • З 2 - З 3 ) =2 x 4 (2 x - З) 3

Слайд 9

D=1-4*5*1=-19- нет корней

Слайд 10

=

Слайд 13

1) ( ) Аналогично 2 и 3 система

Слайд 17

Метод неопределенных коэффициентов. Суть метода неопределённых коэффициентов состоит в том, что вид сомножителей, на которые разлагается данный многочлен, угадывается, а коэффициенты этих сомножителей (также многочленов) определятся путём перемножения сомножителей и приравнивания коэффициентов при одинаковых степенях переменной. Теоретической основой метода являются следующие утверждения. Пример. Разложить на множители многочлен 3 x 3 – x 2 – 3 x + 1. Решение. Поскольку многочлен третьей степени разлагается в произведение линейного и квадратичного сомножителей, то будем искать многочлены x – p и ax 2 + bx + c такие, что справедливо равенство 3 x 3 – x 2 – 3 x + 1 = ( x – p )( ax 2 + bx + c ) = ax 3 + ( b – ap ) x 2 + ( c – bp ) x – pc . Приравнивая коэффициенты при одинаковых степенях в левой и правой частях этого равенства, получаем систему четырех уравнений для определения четырех неизвестных коэффициентов: a=3 b−ap=−1 c−bp=−3 − pc=1. Решая эту систему, получаем: a = 3, p = –1, b = 2, c = –1. Итак, многочлен 3 x 3 – x 2 – 3 x + 1 разлагается на множители: 3 x 3 – x 2 – 3 x + 1 = ( x – 1)(3 x 2 + 2 x – 1). Ответ. ( x – 1)(3 x 2 + 2 x – 1).

Слайд 18

Схема Горнера. Если f(x) = a 0 x n + a 1 x n-1 + … + a n -1 x + a n , g ( x ) = x – c , то при делении f(x) на g(x) частное q(x) имеет вид: g ( x ) = b 0 x n -1 + b 1 x n -2 + … + b n -2 x + b n -1 , где b 0 = a 0 , b k = cb k -1 + a k , k = 1,2, …, n -1 Остаток r находится по формуле r = cb n -1 + a n

Слайд 19

Пример 1 x 4 – 3 x 3 – 3 x 2 + 11 x – 6 Решение. По схеме Горнера корнями данного многочлена могут быть числа ±1, ±2, ±3, x 1 = 1 x 2 = 1 x 3 = -2 x 4 = 3 x = 1 – корень кратности 2 Таким образом, разложение данного многочлена на множители имеет вид x 4 – 3 x 3 – 3 x 2 + 11 x – 6 = ( x – 1) 2 ( x + 2) ( x – 3 ) Ответ. ( x – 1) 2 ( x + 2) ( x – 3 ) 1 -3 -3 11 -6 1 1 -2 -5 6 0 1 1 -1 6 0 -2 1 -3 0 3 1 0

Слайд 20

Разложение многочлена на множители с помощью комбинации различных приемов В математике не так часто бывает, чтобы при решении примера применялся только один прием, чаще встречаются комбинированные примеры, где сначала используется один прием, затем другой и т.д. Чтобы успешно решать такие примеры, мало знать сами приемы, надо еще уметь выработать план их последовательного применения. Иными словами, здесь нужны не только знания, но и опыт. Вот такие комбинированные примеры мы и рассмотрим. Пример: 8 x 4 + x 3 + 64 x +8 Решение. Применим методы группировки, вынесения общего множителя за скобки и формулы сокращенного умножения: 8 x 4 + x 3 + 64 x +8 = x 3 (8 x ) + 8 (8 x + 1) = (8 x + 1) ( x 3 + 8) = (8 x + 1) ( x + 2) ( x 2 – 2 x +4) Ответ. 8 x + 1) ( x + 2) ( x 2 – 2 x + 4)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме «Разложение многочленов на множители различными способами» в 7 классе по учебнику А.Г. Мордковича

Урок направлен на закрепление знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении темы «Разложение многочленов на множители»; на то, чтобы учить детей  на основании логических рассуждений ...

Алгебра 7 класс. Урок на тему: «Разложение многочленов на множители способом группировки».

Алгебра 7 класс. Урок на тему: «Разложение многочленов на множители способом группировки». Урок с использованием информационных технологий,  технологий личностно-ориентированного и проблемного об...

«Разложение многочленов на множители»

Урок - математический турнир....

Методическая разработка урока алгебры в 7 классе по теме "Разложение многочленов на множители способом вынесения общего множителя за скобки и способом группировки"

Урок закрепления и обобщения знаний и способов учебных действий. Формы работы: индивидуальная, парная, групповая, по цепочке, фронтальная. В конце урока использован эффект незавершенного действия....

Конспект урока с технологической картой по теме "Разложение многочленов на множители. Вынесение общего множителя за скобки"

Научить учеников раскладывать многочлены на множители гораздо сложнее, чем научить умножать многочлены. Овладеть приёмами разложения многочлена на множители очень важно. Такого рода преобразования буд...