План-конспект урока математики в 6 классе "нахождение НОД двух чисел
план-конспект урока по алгебре (6 класс) на тему
Одной из важных целей математического обучения является «овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности» (из Программы общеобразовательных учреждений), поэтому изучение нового материала предпочитаю строитьнарешении задач с конкретным практическим содержанием. Задачи, как известно, играют важную роль в организацииучебно-воспитательного процесса, являясь и целью, и средством обучения и математического развития школьников.В данном конкретном случае впроцессе решения задач школьники лучше усвоят понятие НОД (наибольшего общего делителя) двух и более натуральных чисел. Усвоение алгоритма нахождения НОД позволит им в дальнейшем успешно сокращать дроби.
Нахождение НОД с помощью алгоритма Евклида не входит в общеобразовательную программу по математике, однако этот способ отыскания НОД следует показать в классе с преобладающим числом мотивированных учащихся.
Так как математике принадлежит ведущая роль в формировании алгоритмического мышления, воспитания умения действовать по заданным алгоритмам, то данный урок отвечает также и этой цели.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zadachi_nod.doc | 72 КБ |
Предварительный просмотр:
Вступительная часть
Одной из важных целей математического обучения является «овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности» (из Программы общеобразовательных учреждений), поэтому изучение нового материала предпочитаю строить на решении задач с конкретным практическим содержанием. Задачи, как известно, играют важную роль в организации учебно-воспитательного процесса, являясь и целью, и средством обучения и математического развития школьников. В данном конкретном случае в процессе решения задач школьники лучше усвоят понятие НОД (наибольшего общего делителя) двух и более натуральных чисел. Усвоение алгоритма нахождения НОД позволит им в дальнейшем успешно сокращать дроби, а также находить НОК по формуле: НОК (а;в)=
Нахождение НОД с помощью алгоритма Евклида не входит в общеобразовательную программу по математике, однако этот способ отыскания НОД следует показать в классе с преобладающим числом мотивированных учащихся.
Так как математике принадлежит ведущая роль в формировании алгоритмического мышления, воспитания умения действовать по заданным алгоритмам, то данный урок отвечает также и этой цели.
Сценарий урока математики в 6 классе
по теме «Наибольший общий делитель»
Цели урока:
- на примере решения практических задач ввести понятие наибольшего общего делителя двух натуральных чисел;
-дать алгоритм нахождения наибольшего общего делителя;
-познакомить с алгоритмом Евклида;
-формировать навыки математической культуры
Оборудование: медиапроектор, компьютер, экран
Ход урока
- Орг.момент (проверка готовности учащихся к уроку)
- Устная работа:
1)Вычислите:
а) 0,7∙10 б) 5:10 в) 4-0,8
:2 ∙0,2 :0,8
-0,3 +2 :10
:0,4 :0,7 ∙0,5
? ? ?
3. Актуализация базовых знаний
1)Вопросы:
- что называют делителем числа а?
- какое число называют простым?
-что значит «разложить число на простые множители»?
- сформулируйте признаки делимости на 2, 3, 4,5, 6 9,10;
- приведите пример однозначного составного числа;
- верно ли, что число 77-простое?
2)а) Разложите на простые множители числа:875 и 8000.
( На примере числа 8000 повторить более простой способ разложения на простые множители чисел, оканчивающихся нулями: так как 10=2∙5, то 8000==2·5·2·5·2·5·2·2·2=26 ·53)
б) найдите значение выражения: (3∙3∙5∙11):(3∙11). Какой вывод можно сделать?
в) Найдите значение выражения 453:4. Какой вывод можно сделать? Ответ записать в виде а = bq + r, a будет делимым, а b – делителем. Пусть частное равно q, а остаток r, причем q может быть как натуральным числом, так и нулем. Любым ли числом может быть r?
г) почему, если одно число можно разложить на 2 простых множителя, а другое на 3 простых множителя, то эти числа не равны?
Д)каким числом: простым или составным является произведение двух простых чисел?
4. Изучение нового материала
Класс разбивается на 4 группы и каждой группе предлагается решить задачу
(6 мин)
1)1 группа: «Из 156 чайных, 234 белых и 390 красных роз сделали букеты. Причем во всех букетах роз каждого вида было поровну и число таких букетов было больше 50. Сколько букетов сделали из этих роз и сколько роз каждого вида было в одном букете?».
2 группа: « В класс привезли учебники: по математике 24, по истории 36 и по географии 48. Какое наибольшее число комплектов можно составить из этих книг так, чтобы в каждом было одинаковое число книг по математике, истории и географии? По сколько книг будет в каждом комплекте?»
3 группа: « Для учащихся первых классов приготовили одинаковые подарки. Во всех подарках было 120 шоколадок, 280 конфет, и 320 орехов. Сколько учащихся в первых классах, если известно, что их больше 30?».
4 группа: «Ребята получили на новогодней елке одинаковые подарки. Во всех подарках вместе было 123 апельсина и 82 яблока. Сколько ребят присутствовало на елке? Сколько апельсинов и сколько яблок в каждом подарке?
2)По истечении времени обсуждаем решение.
Вопросы учителя:
- как решали задачу? как искали число, удовлетворяющее вопросу задачи?
-чем является в задаче ответ? (ребята формулируют, что полученное в ответе число является делителем каждого из чисел, имеющихся в условии задачи, а значит, их общим делителем. И второе: согласно вопросу задачи из общих делителей необходимо выбрать наибольший)
3) Формулируется определение НОД двух натуральных чисел.
Для поиска НОД натуральных чисел существуют различные алгоритмы:
- Если данные числа сравнительно невелики, то лучший алгоритм – непосредственный перебор.
- Если числа достаточно большие, то нахождение НОД(а;в) путем перечисления всех делителей чисел а и в - процесс трудоемкий и ненадежный и тогда НОД(а;в) находится с помощью разложения чисел на простые множители.
4) Далее предлагается учащимся найти в учебнике правило нахождения НОД и обращается внимание на Приложение ,( слайд1)
5. Воспроизводящее закрепление
1)Тренировочные упражнения с последующей проверкой Приложение, (слайд 2) 2)На конкретном примере учитель показывает алгоритм нахождения
НОД (320;240)
3) Выполнить №139(в), №140а), №141в)- на доске и в тетрадях.
6. Алгоритм Евклида
Учитель: изученный способ отыскания НОД(а, в) прост, понятен и удобен, но у него есть существенный недостаток: если данные числа велики, да еще не очень легко раскладываются на множители, то задача отыскания НОД(а, в) становится довольно трудной. К тому же может оказаться, что, основательно потрудившись, мы убедимся, что НОД(а, в)=1 и вроде вся работа проделана зря.
Евклид нашел замечательный способ отыскания НОД(а,в) без какой бы то ни было предварительной обработки чисел. Приложение,( слайды 3 и 4)
Познакомимся с алгоритмом Евклида. Пусть требуется найти НОД(102;84). Разделим одно число на другое и определим остаток.
102=84*1+18 0 <18<84
Теперь проделаем такую же операцию для чисел 84 и 18:
84=18*4+ 12 0 <12<18
Следующий шаг- для 18 и 12:
18=12*1+6 0 <6<12
Теперь -для 12 и 6:
12=6*2+0 0-остаток. Процесс закончился.
Этот процесс не может быть бесконечным, потому что остатки убывают, оставаясь неотрицательными целыми числами, множество которых, как известно, ограничено снизу:
84 >18 > 12> 6 >0
Если присмотреться к записанным равенствам, то можно установить, что НОД
всех пар чисел равны между собой. Действительно, если с – произвольный общий делитель чисел а и b, то r = a – bq делится на c; и наоборот, если с – произвольный общий делитель чисел b и r, то а делится на с. То есть, все общие делители пар (а; b) и (b; r) совпадают, а значит, совпадают и их наибольшие общие делители то есть НОД(102;84)=НОД(84;18)=НОД(18;12)=НОД(12;6)=6. Но число 6-последний, не равный 0 остаток.
Таким образом, наибольшим общим делителем двух чисел является последний, не равный 0 остаток при делении большего числа на меньшее, то есть если a = bq + r, то н.о.д.(a; b) = н.о.д.(b; r)
Впоследствии этот алгоритм стали называть алгоритмом Евклида.
Данный алгоритм позволяет находить НОД чисел, не разлагая их на множители. (Приложение, слайд 5)
Целесообразно рассмотреть пример. Пусть надо найти НОД (323 и 437). Сделать это подбором или разложением на простые множители не просто, так как ни одно из этих чисел не кратно 2, 3, 5, 7, 11. Поступаем следующим образом (комментарий):
437 = 3231 + 114;
323 = 1142 + 95;
114 = 951 + 19;
95 = 195.
НОД.(323; 437) = 19
Упражнение: Найти НОД(458;252) и НОД(1920;1536).
Нахождение НОД с помощью алгоритма Евклида можно еще более упростить и представить в виде таблицы. С этой формой предлагается учащимся познакомиться на следующем уроке.
7 .Итог урока проводится по основным вопросам, изученным на уроке:
1)Что называют НОД 2-х или нескольких чисел?
2) Как найти НОД 2-х или нескольких чисел?
3)Где применяется алгоритм Евклида?
4) В чем он заключается?
8. Задание на дом.
-п.6: выучить определения и алгоритм нахождения НОД, определение взаимно-простых чисел,
-№161а), №162а)(двумя способами),
-задача «На станции стоят 3 пассажирских поезда: в первом-418 мест в купейных вагонах, во втором-494, а в третьем -456. Сколько купейных вагонов в каждом поезде, если в каждом вагоне одинаковое число мест и их число больше 20?»,
- задача «Лист картона со сторонами 54см и 36 см надо разрезать без отходов на равные квадраты. Найдите площадь наибольшего квадрата, который можно получить из этого листа»(для сильных).
Используемая литература:
1.// Программа по математике для общеобразовательных учреждений, 2008г.,
2.// Математика, 6 класс, учебник, Н.Я. Виленкин, Москва, Мнемозина,2009г.
3.// За страницами учебника алгебры, Л.Ф. Пичугин, Москва, Просвещение, 1990г
4//2600 тестов и проверочных заданий по математике для школьников и поступающих в Вузы, Москва, издательский дом «Дрофа»,1999г.
5.// Сборник задач и примеров по математике. 5-6 класс, Н.А.Терешин, Т.Н.Терешина, Москва, «Аквариум»,1997г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого урока математики в 6б классе по теме «Решение уравнений» в рамках методической недели МБОУ «Гимназия №12» г. Белгорода
Разработка урока по математике 6 класс...
План-конспект к уроку математики на тему: "Применение производной к исследованию функции на монотонность, экстремумы"
План-коснпект к уроку математики в 11 классе на тему: "Применение производной к исследованию функции на монотонность, экстремумы". Решение задач на нахождение наибольших и наименьших значений фун...
План-конспект открытого урока математики в 6 классе коррекционной школы "Сложение и вычитание смешанных чисел"
План-конспект урока + Презентация...
План - конспект открытого урока математики в 6 классе по теме "Координатная плоскость"
Данная разработка предназначена для проведения урока открытия новых знаний в 6 классе по теме "Координатная плоскость".Структура урока соответствует требованиям ФГОС....
План – конспект открытого урока Тема «Сложение и вычитание смешанных чисел»
План – конспект открытого урокаТема «Сложение и вычитание смешанных чисел»...
План-конспект открытого урока по математике (6 класс) на тему: «Правило вычисления алгебраической суммы двух чисел»
Урок составлен в соотвествие с ФГОС...