Конспект урока по математике в 5 классе "Доли. Дроби"
методическая разработка по алгебре (5 класс) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Urok.docx | 60.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет образования
администрация Балаковского муниципального района
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №21»
Открытый урок по математике
в 5 «Б» классе по теме
«Доли. Дроби»
Балаково
2008 год
Цели урока:
- На наглядной основе познакомить учащихся с понятиями доли и дроби.
- Утвердить в сознании учащихся главное: дробь – это не то число, которое обозначает количество предметов, это число – отношение.
- Развитие логического мышления учащихся.
- Работать над развитием математической речи; развивать внимание, наблюдательность.
Оборудование: 3 компьютера, мультимедийный проектор, интерактивная доска.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Тест на компьютере.
- Сумму, в которой все слагаемые равны друг другу, можно записать в виде (сложения, умножения, степени)
- Выражение 2³ называют (произведением, степенью, суммой)
|
|
|
|
III. Устный счет (презентация: слайды 2 – 6)
1. В одном мешке было х кг картофеля, а в другом в 2раза больше.
Сколько килограммов картофеля было в двух мешках?
а) х; б) 2 х; в) 3 х; г) 4 х.
2. Саша решил а задач, а Дима – на 4 задачи больше. Сколько задач решили Саша и Дима вместе?
а) 4а; б) 6а; в) 2а; г) 2а + 4.
3. Скорость пешехода 5км/ч, а скорость велосипедиста 20 км/ч. Во сколько раз скорость велосипедиста больше скорости пешехода?
а) в 2 раза; б) в 3 раза;
в) в 4 раза; г) на 15 км/ч.
IV. Объяснение нового материала.
1.Введение (слайд 8)
- В русских рукописных арифметиках XVII века дроби называли долями, позднее «ломаными числами». В старых руководствах находим следующие названия дробей на Руси:
1/2 – половина, полтина | 1/3 – треть |
1/4 – четь | 1/6 – полтреть |
1/8 - полчеть | 1/12 –полполтреть |
1/16 - полполчеть | 1/24 – полполполтреть (малая треть) |
1/32 – полполполчеть (малая четь) | 1/5 – пятина |
1/7 - седьмина | 1/10 - десятина |
Славянская нумерация употреблялась в России до XVI века, затем в страну начала постепенно проникать десятичная позиционная система счисления. Она окончательно вытеснила славянскую нумерацию при Петре I.
Людям часто приходится делить целое на доли. Самая известная доля – это, конечно, половина. Слова с приставкой “пол” можно услышать, пожалуй, каждый день: полчаса, полкилограмма, полбулки. Назовите еще несколько слов с этой приставкой.
Но есть и другие употребительные доли. Например, четверть, десятая, сотая. Когда образуются доли? Тогда, когда один предмет (буханка хлеба) или единица измерения (час, килограмм) делятся на равные части.
Доля – это каждая из равных частей единицы.
Название доли зависит от того, на сколько равных частей разделили единицу.
Разделили на две части – “половина”, на три – “треть”, на четыре - “четверть”, на пять – “пятая”, …
Какие же бывают дроби? (слайд 9)
Для записи любой доли используют горизонтальную черту, ее называют дробной чертой … – такие записи называют обыкновенными дробями.
В дроби число 2 называется числителем дроби, а число 3 – знаменателем дроби. Знаменатель показывает, на сколько равных частей разделена единица, а числитель показывает, сколько взять таких частей.
- Начнем мы свое изучение темы «Дроби» с обыкновенных дробей (слайд 11)
- Дробь, у которой числитель меньше знаменателя, называется правильной
- Дробь, у которой числитель больше знаменателя или равен ему, называется неправильной
V. Закрепление.
1. Назови правильные дроби:
Какие дроби вы не назвали? Что это за дроби?
2. № 895 (дети самостоятельно выполняют задание, затем проверяют решение с доской, слайд 14)
3. № 884 (задание выполняется устно, ученики называют правильные ответы по цепочке)
1/7 ½ ¼ 2/5 2/6 2/3 5/6 4/10 5/5 ½ 3/5 7/8 8/100
4.№ 889 (один ученик решает у доски)
Было – 2 м 50 см
Израсходовали - ?, 2/5 от
2 м 50 см = 250 см
250 : 5 · 2 = 100 (см)
Ответ: 100 см.
- Работа на интерактивной доске.
Электронное учебное пособие «Математика и конструирование»
Раздел «Математические маршруты» - «Доли и дроби» - Задачи 2 и 4.
- В лунке 40 шариков. Перекати четверть из них в другую лунку.
- На яблоне выросло 24 яблока. Разложи их в 4 корзины так, чтобы в первой была половина всех яблок, во второй – четверть всех яблок, в третьей – восьмая часть, а в четвертой – остальные яблоки.
VI. Итог урока.
- Что такое доля? Какие бывают дроби? Что показывает знаменатель дроби? Что показывает числитель дроби? Какую дробь называют правильной? Какую дробь называют неправильной?
Домашнее задание. Пункт 23, № 925, 928.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по математике 9 класс "Дроби"
Конспект урока по математике 9 класс специальная (коррекционная ) школа VIII вида по теме "Дроби". Конспект урока имеет четкую структуру и интересное наполнение...
Конспект урока по математике по теме "Дроби"
Методическая разработка урока по математике по теме "Дроби"...
конспект урока по математике "Сложение, вычитание дробей с одинаковыми знаменателями"
конспект урока по математике "Сложение, вычитание дробей с одинаковыми знаменателями" для учащихся 5 классов. тип урока: изучение нового материала. литература: 1. Математи...
Действия с десятичными дробями. Умножение и деление целых чисел и десятичных дробей на двузначное число. План-конспект урока по математике для 9 класса VIII вида
Цель: учить выполнять элементарные расчеты платежей за коммунальные услуги, используя арифметические задачи практического содержания по теме.Задачи:Образовательная: тренировать, учит...
Конспект урока по математики "Сравнение обыкновенных дробей"
В данном материале представлен конспект урока по теме "Сравнение обыкновенных дробей"....
Конспект урока по математики "Сравнение обыкновенных дробей"
В данном материале представлен конспект урока по теме "Сравнение обыкновенных дробей"....
Конспект урока по математике "Деление обыкновенных дробей" 5 класс ФГОС
конспект урока "Деление обыкновенных робей" 5 класс ФГОС...