Развитие профессиональной компетенции педагогов
статья (5, 6, 7 класс)

Гатина Гузель Робертовна

В докладе описывается что  рост и развитие професиональных компетенций учителя, его постоянное самосовершенствование способствуют его професиональному росту. Компетентностный педагог-это педагог, который знает основы педагогической науки и нормативное обеспечение, теории и методики обучения и воспитания, владеет практикой их применения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_razvitie_sovremennogo_obrazovaniya_.docx38.63 КБ

Предварительный просмотр:

[Surname]

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Школа № 75 городского округа город Уфа Республики Башкортостан

ДОКЛАД

на тему: Развитие профессиональной компетентности педагога

автор Гатина Г.Р.

ЗДУВР МАОУ Школа № 75


Развитие современного образования во многом определяют три тенденции:

˗ увеличение темпов приращения знаний;

˗ практически неограниченный характер информационных потоков и мгновенный доступ к ним для всех участников образовательного процесса;

˗ обусловленное первыми двумя тенденциями изменение требований социума к выпускникам российских школ, каковые должны характеризоваться не только наличием определённых знаний, умений и навыков, но и развитой способностью к оперативному поиску, анализу и грамотному использованию информации, необходимой для успешного осуществления профессиональной и иных видов деятельности

Указанные тенденции естественным образом способствуют трансформации роли учителя в образовательном процессе. Из носителя суммы готовых знаний он превращается в наставника, указывающего ученикам путь к самостоятельному их получению.

В свою очередь, подобные метаморфозы места педагога в структуре образовательных отношений ведут к изменению структуры его профессионального портрета. Так, ранее для успешного осуществления профессиональной деятельности учителю было в основном достаточно тех компетенций, что были сформированы в ходе освоения им программ высшего образования. Теперь же для эффективного оказания помощи учащимся в ходе ориентирования в почти неограниченных информационных потоках, он должен постоянно повышать свою квалификацию.

 На сегодняшний день известно несколько форм организации соответствующего процесса. Среди них можно выделить:

˗ курсовые мероприятия;

 ˗ участие педагогов в семинарах, конференциях, круглых столах;

 ˗ самообразование;

˗ деятельность в составе методических объединений

Развитие профессиональной компетентности – это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование.

Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. От профессионального уровня педагога напрямую зависит социально-экономическое и духовное развитие общества. Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т. е. его профессиональной компетентности. Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонне развитой личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. А свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентно способную личность учителя, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире.

Одним из современных требований, предъявляемых к педагогу, школа определяет основные пути развития его профессиональной компетентности:

  • Система повышения квалификации.
  • Аттестация педагогических работников на соответствие занимаемой должности и квалификационную категорию.
  • Самообразование педагогов.
  • Активное участие в работе методических объединений, педсоветов, семинаров, конференций, мастер-классов. Востребованными формами методической работы являются теоретические и научно-практические конференции, слеты, съезды учителей.
  • Владение современными образовательными технологиями, методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование.
  • Овладение информационно-коммуникационными технологиями.
  • Участие в различных конкурсах, исследовательских работах.
  • Обобщение и распространение собственного педагогического опыта, создание публикаций.

Процесс самообразования педагогов стал особенно актуальным на этапе введения ФГОС в связи с тем, что главной идеей стандартов является формирование у ребенка универсальных учебных действий.  Научить учиться может только тот педагог, который сам совершенствуется всю свою жизнь.

Самообразование осуществляется посредством следующих видов деятельности:

  • систематическое повышение квалификации;
  • изучение современных психологических и педагогических методик;
  • участие в семинарах, мастер-классах, конференциях, посещение уроков коллег;
  • просмотр телепередач, чтение прессы.
  • знакомство с педагогической и методической литературой.
  • использование интернет – ресурсов;
  • демонстрация собственного педагогического опыта;
  • внимание к собственному здоровью.

Формирование профессиональной компетентности - процесс цикличный, т.к. в процессе педагогической деятельности необходимо постоянное повышение профессионализма, и каждый раз перечисленные этапы повторяются, но уже в новом качестве. Вообще, процесс саморазвития обусловлен биологически и связан с социализацией и индивидуализацией личности, которая сознательно организует собственную жизнь, а значит, и собственное развитие. Процесс формирования профессиональной компетентности так же сильно зависит от среды, поэтому именно среда должна стимулировать профессиональное саморазвитие.

В современных условиях требования к профессиональной компетентности учителя предъявляет не только новый образовательный стандарт, но и ВРЕМЯ, в котором мы живем. И перед каждым учителем поставлена сложная, но разрешимая задача – «оказаться во времени». Чтобы это произошло каждый, выбравший профессию учителя, периодически должен вспоминать очень важные и правильные слова русского педагога, основоположника научной педагогики в России, Константина Дмитриевича Ушинского, на которых я и закончу своё выступление: «В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя. Учитель живет до тех пор, пока он учится. Как только он перестает учиться, в нем умирает учитель».

На основе вышеизложенного мы можем заключить, что развитие современного образования во многом определяется тремя тенденциями: увеличение темпов приращения знаний; практически неограниченный характер информационных потоков и мгновенный доступ к ним для всех участников образовательного процесса; обусловленное первыми двумя тенденциями изменение требований социума к выпускникам российских школ, каковые должны характеризоваться не только наличием определённых знаний, умений и навыков, но и развитой способностью к оперативному поиску, анализу и грамотному использованию информации, необходимой для успешного осуществления профессиональной и иных видов деятельности.

Эти тенденции естественным образом способствуют трансформации роли учителя в образовательном процессе. Из носителя суммы готовых знаний он превращается в наставника, указывающего ученикам путь к самостоятельному их получению.

Для эффективного же оказания помощи учащимся в ходе ориентирования в почти неограниченных информационных потоках, он должен постоянно повышать свою квалификацию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совершенствование методической работы по развитию профессиональной компетенции педагогов в условиях введения и реализации ФГОС ОО

В условиях реализации ФГОС НОО и подготовки введения ФГОС ООО в штатном режиме системно-деятельностный и личностно-ориентированный подход должен стать основой не только образовательного процесса в цел...

Развитие профессиональных компетенций педагога через различные формы анализа урока

Компетентностным считается тот труд педагога, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая дечтельность, педагогическое общение, реализуются лучшие качества личности, достигают...

Статья РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Статья посвящена профессиональному развитию компетенций, характеризующих инновационную активную личность педагога. Автор рассматривает методическую систему работы по формирова...

Статья Развитие профессиональных компетенций педагога – основа реализации ФГОС

Статья посвящена актуальным вопросам развития профессиональных компетенций педагога в свете реализации ФГОС....

»Развитие профессиональной компетенции педагога через совершенствование приемов педагогической техники « Мешковой Валентины Николаевны

Профессия учителя не терпит шаблона, отставания от требований времени.Художник учится смешивать краски и наносить мазки на холст. Музыкант учится этюдам. Журналист и писатель осваивают прием письменно...

Ресурс Школы тьютора и Школы современного педагога для развития профессиональных компетенций педагогов дополнительного образования

Обеспечение, выявление, поддержку и профессиональное продвижение как можно большего количества педагогов дополнительного образования....

Индивидуальная траектория развития профессиональной компетенции педагога

Для современной школы требуется учитель, способный свободно и активно мыслить, моделировать воспитательно-образовательный процесс, воплощать новые идеи и технологии обучения и воспитания, поэтому важн...