Статья РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
статья на тему

Иванова Оксана Ильдусовна

     Статья посвящена профессиональному развитию компетенций, характеризующих инновационную активную личность педагога. Автор рассматривает методическую систему работы по формированию инновационно активной личности педагога на примере своей школы. Особо многшо времени уделяет творческому потенциалу педагога.. В статье автором доказано, что педагог должен обладать инновационным мышлением, адаптироваться к социальным запросам общества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_v_sbornik_s_krymom.doc378 КБ

Предварительный просмотр:

  РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Иванова Оксана Ильдусовна, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский педагогический государственный университет»  ИСГО, ГБОУ СОШ №1985, учитель истории и обществознания,  город Москва, ivanova1298@yandex.ru

Аннотация. Статья посвящена профессиональному развитию компетенций, характеризующих инновационную активную личность педагога. Автор рассматривает методическую систему работы по формированию инновационно - активной личности педагога на примере своей школы. Особо много времени автор уделяет творческому потенциалу педагога. В статье автором доказан, что педагог должен обладать инновационным мышлением, адаптироваться к социальным запросам общества.

Ключевые слова: компетентность, компетенция, профессионализм педагога, инновация, проект.

Development of Teachers’ Professional Capacities in Educational Institutions

Oksana Ivanova is a History and Social Studies teacher at school 1985, Kurkino, Moscow.

Annotation.

The article is devoted to the development of professional capacities, characterizing an innovative active teacher’s personality. The author is investigating the methodical system of work on the formation of innovative active personality of teachers by the example of her school.

Especially much attention the author brings to creative potential of teachers.

It has been proved by the author herself that a teacher should possess innovative thinking and to adopt himself to social demands of society.

Key words: competence; capacity; professionalism of teacher; innovation; project. (translation into English

Развитие творческого потенциала личности учителя это обеспечение готовности педагога к работе в изменяющихся условиях, в том числе и повышении качества учебно-воспитательной работы современной школы

В настоящее время накоплен большой научный опыт осмысления сущности категорий, как «компетенция» и «компетентность».

В. А. Адольф в диссертационном исследовании даёт определение: «Знания, умения (предметные, обще дидактические, психологические, методологические) являются ядром  и составляющими профессиональной компетентности учителя» [1.].

По мнению В.Н. Введенского,  «компетентность- это личностная  характеристика, а «компетенция» - это совокупность конкретных профессиональных или функционных характеристик» [2; с.51].

А. В. Хуторской считает, что «компетенция – это совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов, чтобы качественно действовать по отношению к ним» [4; с.60].

Выяснение сущности понятий «компетентность» и «компетенция» в отечественном образовании позволили мне  выявить классификацию этих понятий. С одной стороны, они включают базовые компетенции, а с другой стороны, составляют профессиональные компетенции.

Методическая компетенция учителя занимает особую роль в структуре профессиональных компетенций.

Методы, формы и средства формирования методических компетенций в совокупности являются авторскими методиками, которые позволяют формировать специальные компетенции:

  • методика формирования коммуникативных компетенций;
  • методика формирования информационных компетенций;
  • методика формирования деятельностных компетенций.

Основу же авторских методик будут составлять решения ситуативных, профессиональных задач, тренинга, сотрудничества, тьюторства.

Согласна с тем, что нужно проводить поэтапную подготовку педагогов к использованию активных технологий обучения на основе последовательного формирования профессиональных компетенций: программы, особенности организации процесса обучения, содержание учебных модулей, системы оценки и контроля  (рейтинг,  портфолио), диагностика, ресурсное обеспечение.

Ориентируясь  на гуманизацию обучения, на формирование личности обучающегося, признание её ценностей и необходимости для современного общества, не должны забывать, что она формируется личностью самого педагога. Мастерство педагога формируется через постоянную, систематическую профессиональную учёбу на рабочем месте. Одним из действенных путей развития профессиональных компетенций педагогов является методическая работа.

Профессиональная компетентность учителя должна находиться в постоянном развитии. Все педагоги школы регулярно проходят курсовую переподготовку в МИОО, АПКиППРО, МПГУ других учреждениях образования города. Прослеживается постоянное стремление педагогов к росту своего профессионального уровня. На базе школы  в целях улучшения качества образования в августе-сентябре месяце были организованы курсы МПГУ по теме «Модель оценки качества планируемых результатов обучения в образовательном учреждении в соответствии с ФГОС».

Учителя школы постоянно совершенствуют своё мастерство, повышая свою квалификацию, участвуя ГЭП, ФИП, городских семинарах и круглых столах, мастер-классах, в конкурсах профессионального мастерства «Учитель года»,  «Самый классный- классный», вебинарах на различные темы.

Учителя школы активно используют идеи новых эффективных технологий: педагогическое сотрудничество, работа творческой группы,  в рамках ГИП (исследовательская и проектная деятельность, информационная поддержка образовательного процесса по предметам). Они используют практические наработки психологов школы, принимают участие в Федеральной инновационной площадке «Реализация ФГОС и достижения нового образовательного результата через внедрение комплекса технологий деятельностного типа Образовательной системы «Школа 2100» в массовую практику начальной и основной школы».  (Приказ РАО №01-18/15/7 от 8.06.2012г.).

В рамках ФИП учителями школы дано четыре интегрированных урока, английский язык и другие предметы в онлайн-режиме с применением  проблемно – деятельностной технологии и технологии продуктивного чтения.  В течение года все учителя имеют возможность защитить свою педагогическую систему. Каждый учитель в течение года  даёт 2-4 открытых урока. Это помогает учителю сравнивать себя с другими, что по силам ему, придать уверенность в себе.

Учителя естественных наук проводят дистанционное обучение биологии в 8-х классах, по географии и химии в 8-х и 9-х классах. Использование цифровых лабораторий по географии в 5-х классах по теме «Климат» и в 9-х классах по химии при изучении тем «Гидролиз солей».

Методическая работа включает подготовку методических разработок, методических рекомендаций, учебно-методических пособий, разработку учебно-методических материалов: текстов лекций, бесед, планов и рекомендаций по проведению семинаров, учебных игр, активных форм обучения и т.п.

Проектируя изменения и развития школы мы пришли к решению, что нововведение в школе должно быть понято и как следствие принято. Эксперименты  проводили без всякой спешки. Поэтому мы старались обеспечить реализацию ряда функций: управлять коллективной деятельностью, интегрировать накопленные знания, адаптировать их к решаемым задачам, согласовывать разноголосицу понятий и точек зрения.

Трудностей всегда больше, чем достижений. Создавая Образовательную программу и Программу развития школы, мы выделили три формы совместности: учитель-учитель, учитель-ученик, администратор-общественность – учитель.

Исходя из этого в методической деятельности школы мы выделили два пространства: рефлексивное и самоопределения.

Рефлексивное пространство: педсовет, координационный методический совет, совещание при завуче, методические оперативки. Все они служат для рефлексии и анализа всего того, что происходит в школе. Каждый учитель 1-2 раза в году является соучастником анализа проведённой работы.

Траектория профессионально-личностного роста учителей простраивается на основе совместного понимания проблем и путей их решения. Коллективная работа разрушает индивидуализм, рождает атмосферу взаимодействия, профессионального обогащения.

Приоритетной целью программы развития школы является вовлечение педагогического коллектива в инновационную деятельность по формированию ключевых компетенций учителя и учащихся, обновлению содержания образования и развития профильного образования, обеспечивающих самоопределение и самореализацию участников образовательного процесса и повышение качества образования.

В ходе применения традиционного порядка распределения стимулирующей части ФОТ  по балльной системе в ГБОУ Школа №1298 не было достигнуто ожидаемого повышения качества образовательного  процесса и значительного развития творческой  активности и инициативности педагогов, что способствовало возникновению идеи перехода к реализации модели инновационных педагогических проектов.

Основные задачи реализации модели инновационных педагогических проектов.

- максимальное использование творческого потенциала педагогов для повышения качества образовательного процесса;

-повышения профессионального уровня и творческой инициативы педагогов.

Участвуя в проектной деятельности, педагог получает дополнительную возможность представить свой творческий  опыт широкой аудитории и получить признание профессионального сообщества и социума. Педагогический проект может быть результатом деятельности:

-одного учителя (авторский проект);

-инициативной группы учителей (групповой проект);

-творческого объединения учителей, учащихся, родителей, других привлечённых лиц и специалистов (коллективный проект).

Рекомендуемые  направления проектной деятельности педагогов:

  1. Создание образовательных и управленческих моделей  развития  школы и ее подразделений.
  2. Модернизация содержания образовательного процесса.
  3. Внедрение перспективных форм обучения, образовательных технологий и средств обучения.
  4. Создание медиатеки электронных образовательных ресурсов школы.
  5. Создание методических сайтов и ресурсных центров.
  6. Разработка программ элективных курсов и их методического обеспечения.
  7. Проекты по работе с одарёнными детьми.
  8. Проекты по организации внеклассных, досуговых мероприятий.
  9. Проекты по созданию «педагогических мастерских», «литературных гостиных» и т.п.
  10. Создание тематических музеев, школьных периодических изданий, фото- и видеотек школьных событий.
  11. Проекты социальной военно-патриотической направленности.
  12. Спортивно-оздоровительные проекты и др.

Учитель представляет свой проект на защиту в комиссию. После утверждения проекта назначается куратор проекта. Каждый проект по итогам периода представляет отчёт о проделанной работе.

По итогам года лучшими проектами стали:

-Эрудит-проект (Работа с одаренными детьми).   Авторы – Баранова О.А., Кожевникова А.Б.  

-Дистанционное обучение по географии и химии.   Авторы – Коломийцева С.А., Коротаева А.И.  

-«Мы помним, мы гордимся!» (Конкурс  детских короткометражных фильмов о Великой Отечественной войне).   Авторы – Богданович В.А., Газина О.А., Шалимова О.В.  

-«Зеленая лампа» (Проект по чтению для учащихся «группы риска»).         Автор – Колдаева И.А.  

В 2016 году в январе месяце пройдёт конкурс  проектных и исследовательских работ учащихся «Моя Россия» в номинациях  «Моя Москва», «Крым- жемчужина России», «Куркино». Конкурс проводится, решая задачу формирования ключевых компетенций учащихся, заложенные в «Концепции модернизации Российского образования». В рамках изучения исторических и культурных достопримечательностей Москвы и Крыма, патриотического и краеведческого учебного и воспитательного процесса, обеспечения единства учебной и внеучебной деятельностей. Участники конкурса школьники - Москвы и Крыма. Организаторами конкурса являются: Совет Депутатов округа «Куркино» города Москвы,  ГБОУ СОШ №1985 города Москвы,  при участии УМЦ «Школа 2100». Участники проекта проживают в семьях своих партнеров, что позволяет знакомиться не только с системой образования, но с бытовой жизнью того города, где реализуется проект. Мы рассчитываем на сотрудничество в рамках:

  • школьно-ученического  обмена;
  • участия в обучающих - развивающих проектах;
  • поисковых экспедиций.

Программа проекта состоит из трех частей:

Образовательная. Мероприятия, направленные на решение основных задач, сам проект  «Россия-Родина моя», посещение уроков, круглый стол по проблемным вопросам и др.

Культурная. Обзорная экскурсия по городу, знакомство с музеями, выставками.

Развлекательная. Свободное время, организованное в виде спортивных соревнований, вечеров отдыха, музыкальных вечеров, походов в кино и др.

По результатам работы ГБОУ Школа №1298 принимает участие в проекте «Школа новых технологий». Школы новых технологий получили возможность реализовать инновационные ИТ- проекты в сфере образования, воспользоваться преимуществами городских информационных решений,  также принять участие в  обширной партнерской программе «ШНТ», которая включает заседания «ИТ-клуба», выставки, семинары, мастер-классы, экскурсии и конкурсы, что способствует повышению профессиональных компетенций педагогов.

Педагоги школы  являются участниками  в выпуске сборника материалов и разработок уроков «Инновационные технологии в образовательном процессе: интегрированные уроки». В данном сборнике рассмотрены научно – методические основы технологии интегрированного урока в условиях реализации ФГОС общего образования,  возможности использования интеграции в методике преподавания отдельных учебных предметов.

Подготовлен к печати второй сборник материалов и разработок уроков «Инновационные технологии в образовательном процессе: уроки по проблемно-деятельностной технологии».

Считаю, что каждый учитель должен уметь решать современные задачи образования. А именно:

-Повышение научной информированности  в области знаний учебных предметов и смежных дисциплин за курс основной школы.

-Владение современными технологиями личностно-ориентированного обучения.

-Углубление общекультурной и психолого-педагогической подготовки.

Следовательно, учитель должен обладать инновационным  мышлением, уметь адаптироваться к социальным запросам общества.

Литература

  1. Адольф В. А. Теоретические основы формирования компетентности учителя: дис…д-ра пед. наук/В.А. Адольф-М.-1998.-356с.
  2. Введенский В.Н. Моделирование профессиональной компетентности педагога//Педагогика. 2002. №10.с.51-55
  3. Поташник М.М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе. Методическое пособие. - М.: Центр педагогического образования, 2010.-347с.
  4. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы//Народное образование. 2003.№2.с.58-64


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совершенствование методической работы по развитию профессиональной компетенции педагогов в условиях введения и реализации ФГОС ОО

В условиях реализации ФГОС НОО и подготовки введения ФГОС ООО в штатном режиме системно-деятельностный и личностно-ориентированный подход должен стать основой не только образовательного процесса в цел...

Развитие профессиональных компетенций педагога через различные формы анализа урока

Компетентностным считается тот труд педагога, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая дечтельность, педагогическое общение, реализуются лучшие качества личности, достигают...

Статья Развитие профессиональных компетенций педагога – основа реализации ФГОС

Статья посвящена актуальным вопросам развития профессиональных компетенций педагога в свете реализации ФГОС....

»Развитие профессиональной компетенции педагога через совершенствование приемов педагогической техники « Мешковой Валентины Николаевны

Профессия учителя не терпит шаблона, отставания от требований времени.Художник учится смешивать краски и наносить мазки на холст. Музыкант учится этюдам. Журналист и писатель осваивают прием письменно...

Ресурс Школы тьютора и Школы современного педагога для развития профессиональных компетенций педагогов дополнительного образования

Обеспечение, выявление, поддержку и профессиональное продвижение как можно большего количества педагогов дополнительного образования....

Индивидуальная траектория развития профессиональной компетенции педагога

Для современной школы требуется учитель, способный свободно и активно мыслить, моделировать воспитательно-образовательный процесс, воплощать новые идеи и технологии обучения и воспитания, поэтому важн...