»Развитие профессиональной компетенции педагога через совершенствование приемов педагогической техники « Мешковой Валентины Николаевны
статья (5, 6, 7, 8 класс) на тему

Профессия учителя не терпит шаблона, отставания от требований времени.

Художник учится смешивать краски и наносить мазки на холст. Музыкант учится этюдам. Журналист и писатель осваивают прием письменной речи. Учитель тоже смешивает краски, осваивает приемы, только это педагогические краски, приемы.

Учитель – виртуоз, он как по нотам играет свой урок .

В своей работе учителя используют различные приемы педагогической техники.»Приемы педагогической техники – это сеть. Они поддерживают друг друга, складываясь в нечто целое, в систему»(А. Гин Приемы педагогической техники»/издательство «Вита».-М.—2004.-с.6)

   В своей педагогической деятельности я использую такие приемы педагогической техники.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Контрольная работа  слушателя дистанционного курса »Развитие профессиональной  компетенции педагога через совершенствование приемов  педагогической техники « Мешковой Валентины Николаевны

Вариант1

Профессия учителя не терпит шаблона, отставания от требований времени.

Художник учится смешивать краски и наносить мазки на холст. Музыкант учится этюдам. Журналист и писатель осваивают прием письменной речи. Учитель тоже смешивает краски, осваивает приемы, только это педагогические краски, приемы.

Учитель – виртуоз, он как по нотам играет свой урок .

В своей работе учителя используют различные приемы педагогической техники.»Приемы педагогической техники – это сеть. Они поддерживают друг друга, складываясь в нечто целое, в систему»(А. Гин Приемы педагогической техники»/издательство «Вита».-М.—2004.-с.6)

   В своей педагогической деятельности я использую такие приемы педагогической техники:

     Паспорт приема педагогической техники

     1.Фантастическая добавка

2.Анатолий Гин

3.Возраст учащихся 11-12 лет

4.Можно использовать на уроках по многим предметам: русский язык, математика).

       5. Этап урока, на котором возможно применение приема -

        организация начала урока

6 Описание приема

Учитель дополняет реальную ситуацию фантастикой. Вы можете переносить учебную ситуацию на фантастическую планету, изменить значение любого параметра, который остается постоянным или имеет вполне определенное значение; придумать фантастическое растение/ животное и рассмотреть его в реальном биоценозе; перенести реального или литературного героя во времени; рассмотреть изучаемую ситуацию с необычной точки зрения, например глазами инопланетянина или древнего грека.

7.Литература

А.Гин.»Приемы педагогической техники»/издательство «Вита».-М.-2004)

Кларин М.В.»Инновация в мировой педагогике:обучение на основе исследования , игры и дискуссии».(анализ зарубежного опыта) – Рига,НПЦ « Эксперимент», 1995 – 176 с.

Кларин М.В.»Педагогическая технология в учебном процессе», М..

Пожарская А.В.,Н.С.Забнева, В.В. Михайлова» Создание ситуации успеха: коллекция интересных уроков – Волгоград:Учитель, 2011. – 134с.»

    Паспорт приема педагогической техники

     1.Прием «Своя опора»

       2.А.Гин

       3.Возраст учащихся – 13 -16 лет

       4. На уроках русского языка

       5. Закрепление нового материала

       6.Описание приема

       Формула 1: ученик составляет собственный опорный конспект по новому материалу.

       Этот прием уместен в тех случаях, когда учитель сам применяет подобные конспекты      

 

       и учит пользоваться ими учеников. Как ослабленный вариант приема можно        

       рекомендовать составление развернутого плана ответа( как на экзамене).

       Вариант: ученики обмениваются опорными конспектами и проговаривают тему по

       опорным конспектам соседа.

       Формула 2: ученик составляет авторский опорный конспект всей  ранее изученной

       темы.

       Вариант: делать опорный конспект на листе большого формата.

 7. Литература

 А. Гин »Приемы педагогической техники»/издательство «Вита».-М.-2004)  Кларин М.В. »Инновация в мировой педагогике: обучение на основе исследования ,          игры и дискуссии».(анализ зарубежного опыта) – Рига ,НПЦ « Эксперимент», 1995 – 176 с.

Кларин М.В. »Педагогическая технология в учебном процессе», М..

Пожарская А.В., Н.С.Забнева, В.В. Михайлова» Создание ситуации успеха: коллекция интересных уроков – Волгоград: Учитель, 2011. – 134с.»

       

       

         

       

 

       

     Паспорт приема педагогической техники

       1.Эмоцинальное вхождение в урок

2.А.Гин

3.Возраст учащихся – 11-13

4. Прием универсален, можно использовать на уроках по всем предметам, кроме физкультуры.

5. Используется  при организации начала урока

6. Описание приема

Учитель начинает урок с «настройки»

Например, знакомим с планом урока. Это лучше делать в полушуточной манере. Например, так: » Сначала мы вместе восхитимся глубокими знаниями – а для этого проведем маленький устный опрос. Потом попробуем ответить на вопрос. ( Звучит тема урока в вопросной форме).

Затем потренируем мозги – порешаем задачи. И  наконец, вытащим из тайников памяти кое – что ценное..( называется тема повторения)»

Если есть техническая возможность, хорошей настройкой на урок будет короткая музыкальная фраза. Она может быть мажорно - возбуждающей, как « Танец с саблями» Хачатуряна или «Болеро» Равеля, или минорно – успокаивающей , как романс Глинки.

Можно начать с традиционного разбора домашнего задания. С интеллектуальной разминки – два – три несложных вопроса на размышление. С  традиционного письменного опроса, так как основная его цель – настроить ребенка на работу, а не устроить ему стресс с головомойкой. Могут быть и другие варианты входа в урок.

Когда класс слабый, трудно настраивается, то начинаем урок (или почти всегда) определенным образом. Но если класс слажен, проблем с управлением нет, то вход в урок можно разнообразить.

7 Литература

А.Гин «Приемы педагогической техники»/ издательство»Вита»-М-2004 Кларин М.В.»Инновация в мировой педагогике:обучение на основе исследования , игры и дискуссии».(анализ зарубежного опыта) – Рига,НПЦ « Эксперимент», 1995 – 176 с.

Кларин М.В.»Педагогическая технология в учебном процессе», М..

Пожарская А.В.,Н.С.Забнева, В.В. Михайлова» Создание ситуации успеха: коллекция интересных уроков – Волгоград:Учитель, 2011. – 134с.»

   Паспорт приема  педагогической техники

     1.Пометки на полях

2.Д.Стил, Ч.Темпл,С.Уолтер,К.Мередит( в основе технологии лежат труды Д.Дьюи,Ж.Пиаже, Л.Выготского)

3.Возраст учащихся -11-16 лет

5. Прием универсальный, можно использовать по всем предметам

6.Возможно применение при изучении нового материала

7.Описание приема

Еще один вариант самостоятельного изучения нового материала. Этот эффективный прием является ключевым в известной технологии критического мышления. В конце прошлого века среди творческих педагогов стала популярной технология »Развитие критического мышления через чтение и письмо», авторами которой стали американцы Д.Стил, Ч.Темпл, С.Уолтер и К.Мередит.Однако в США постоянно подчеркивают, что в основе технологии лежат труды самых известных и признанных ученых всего мира, в том числе Д.Дьюи, Ж.Пиаже, Л.Выготского, а инструментарий технологии авторы почерпнули не только из своего опыта, но и из опыта педагогов разных стран.

Один из приемов данной технологии »Пометки на полях» мною используется на уроках русского языка и литературы.

Изучение нового материала начинается с учебно – мозгового штурма , с актуализации внимания .Сначала дети работают индивидуально.

1.После объяснения темы урока учитель предлагает учащимся вспомнить, что они знают по данной теме, сделать пометки у себя в рабочих тетрадях. Учитывая современные условия информационной перенасыщенности, учащиеся , как правило, что-то знают по объявленной проблеме. Но информация может быть неполной, искаженной . Задача учителя  - актуализация знаний .

2. На следующем этапе предлагаем ребятам работу в парах – обменяться информацией, дополнить друг друга.

3. Следующий этап работы – объединение пар в группы ( как правило, по 4 человека), то есть ученики передней парты поворачиваются к своим соседям).

4. Затем каждая группа сообщает о своих результатах обсуждения. Учитель фиксирует данные групп на доске. Если материала много, возможна какая – то систематизация (таблица, схема).

5. лишь после этого учащимся выдается готовый текст по изучаемой проблеме (биографический очерк, научная статья, текст учебника). Дети должны выяснить, насколько они знакомы с изучаемой темой урока. Им предлагается  , внимательно изучая текст, карандашом оставлять пометки на полях.

Одним значком пометить те фрагменты текста, содержание которых им было известно до его получения. Другим значком обозначить те фрагменты, которые содержат новую для учащихся информацию.

К примеру:

«V» - «знал»,

«+» - узнал новое

Затем учитель подводит итоги с учениками, что они узнали нового. Спрашивает, а что бы дети хотели узнать по данной теме. Дети формулируют вопросы. После изучения текста ученикам предлагается составить таблицу с колонками(«знал», »узнал», «хочу узнать».

Происходит своего рода» инвентаризация текста». После заполнения таблицы учитель предлагает  вернуться к началу урока и самим проанализировать его, насколько их представления об изучаемом предмете или явлении изменились. Учитель акцентирует внимание на последнюю колонку «Хочу узнать», дает рекомендации, задания, указания справочных изданий, где дети могли бы найти ответы на интересующие их вопросы.

Происходит многократное оперативное повторение изученного материала. Такое запоминание, как известно, является самым эффективным.

7. Литература

Кларин М.В.»Инновация в мировой педагогике:обучение на основе исследования , игры и дискуссии».(анализ зарубежного опыта) – Рига,НПЦ « Эксперимент», 1995 – 176 с.

Кларин М.В.»Педагогическая технология в учебном процессе», М..

Пожарская А.В.,Н.С.Забнева, В.В. Михайлова» Создание ситуации успеха: коллекция интересных уроков – Волгоград:Учитель, 2011. – 134с.»

Абрамова Т.В.» Педагогическая система формирования познавательной самостоятельности школьников как средство актуализации знаний.» Диссер. К. пед. Н. Саратов, 2003

Кашлев С.с. 2 современные технологии педагогического процесса. Пособие для педагогов. Минск, 2001

Новые ценности образования: ТРИЗ – педагогика, 2003, выпуск 1 (12)

Роджерс К. Вопросы, которые бы я задал себе, если бы был учителем.\\Семья и школа, 1987 №10


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс по математике по теме: «Алгебра плюс: элементарная алгебра с точки зрения высшей математики» 10-11 классы для группы естественно-математической направленности, Петрашова Валентина Николаевна - учитель математики высшей категории

Элективный курс по математике по теме: «Алгебра плюс: элементарная  алгебра с точки зрения высшей математики» 10-11 классы для группы естественно-математической направленности, Петрашова Валентин...

«Совершенствование качества образования через совершенствование компетентностного подхода в обучении, воспитании и развитии обучающихся с ОВЗ»

Работа содержит информацию об опыте совершенствования  качества образования через совершенствование компетентностного подхода в обучении, воспитании и развитии обучающихся с ОВЗ...

Статья «Совершенствование профессиональной компетентности педагога через самообразование»

Федеральный государственный образовательный стандарт предполагает конструирование условий для улучшения качества получаемых знаний. Утверждение данного документа предполагает использование других подх...

Доклад : "Совершенствование профессиональной компетентности педагога через самообразование"

Совершенствование качества образования напрямую зависит от уровня профессионального мастерства педагогов. Одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способность к самоо...