Программа профориентации для старшеклассников (психолого-педагогические классы)
учебно-методический материал
Цель:
Создать систему действенной профориентации в образовательном учреждении, которая бы способствовала формированию у подростков профессионального самоопределения в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности и с учетом социокультурной ситуации через организацию единого развивающего образовательного пространства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_proforientatsii_dlya_starsheklassnikov_psihologo-pedagogicheskie_klassy.docx | 82.66 КБ |
Предварительный просмотр:
- Аннотация программы
Цель:
Создать систему действенной профориентации в образовательном учреждении, которая бы способствовала формированию у подростков профессионального самоопределения в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности и с учетом социокультурной ситуации через организацию единого развивающего образовательного пространства.
Задачи:
- Формировать у обучающихся мотивацию к труду, потребность к приобретению профессии.
- Повышать уровень компетентности обучающихся посредством вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовоспитания, пробуждения потребности в самосовершенствовании.
- Формировать у школьников положительного отношения к себе, уверенности в своих способностях применительно к своей будущей профессии.
- Использовать средства психолого-педагогической и информационной поддержки обучающихся.
- Ознакомить обучающихся со спецификой профессиональной деятельности и новыми формам организации труда в условиях безработицы и конкуренции.
- Активно привлекать к деятельности всех участников образовательного процесса.
- Дополнительно поддерживать некоторые групп школьников, у которых легко спрогнозировать сложности трудоустройства – учащихся «группы риска», состоящих на различных видах учета и др.
- Развивать сетевое взаимодействие и сотрудничество образовательного учреждения с учреждениями начального и среднего профессионального образования, с учреждениями дополнительного образования, а также с предприятиями города.
Вид программы: модифицированная.
Направленность: социально-педагогическая.
Возраст: 9, 11 класс.
Срок реализации программы: 3 года.
Планируемые результаты
Программа позволит:
- повысить мотивацию выпускников к осознанному выбору профессии;
- показать адресную психологическую помощь учащимся в осознанном выборе будущей профессии;
- обучить учащихся основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;
- сориентировать учащихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях.
План работы осуществляется поэтапно с учетом возрастных особенностей обучающихся, преемственности в содержании, формах и методах работы в начальной, основной,средней школе.
Организация профориентационной работы по ступеням общего образования имеет свои особенности.
Система профориентационной работы со школьниками 9 классов имеет активный характер. Большое значение в этой связи должны приобретать:
- Реализация в школах программ, направленных на сопровождение профессионального самоопределения обучающихся и профориентационных элективных курсов и факультативов.
- Организация элективных курсов, факультативных занятий и спецкурсов по предметам, которые способствуют углубленному изучению отдельных областей знаний школьников, что является необходимым для дальнейшего определения подростками профиля обучения в школе.
- Организация участия школьников в различных профориентационных мероприятиях. На данном этапе очень важны контакты общеобразовательной школы с образовательными организациями высшего образования, взаимодействие с которыми позволит расширить возможности осуществления ориентации школьников в различных сферах профессиональной деятельности. Результатом профориентационной работы на данном этапе обучения должно стать адекватное самоопределение каждого обучающегося относительно выбора дальнейшего профиля обучения, построения оптимального образовательного маршрута с учетом собственных возможностей и интересов, предложений рынка образовательных услуг и рынка труда.
Целью профориентации ступени среднего общего образования (11 классы) является продолжение формирования способности обучающихся к осознанному выбору профессии, подтверждение, формирование или коррекция профессиональных планов, саморазвитие личностных качеств, необходимых для успешного овладения определенным видом трудовой деятельности.
На этом этапе осуществляется психолого-педагогическая поддержка старшеклассников в процессе их деятельности по уточнению социально-профессионального выбора в условиях вариативного обучения, к которому проявился устойчивый интерес и способности. Внимание сосредотачивается на развитии соответствующих профессионально важных качеств, индивидуальном стиле деятельности; контроле и коррекции образовательных и профессиональных планов, способах оценки результатов, достижений в избранной профессиональной деятельности, самоподготовке к ней и саморазвитии, формировании опыта коммуникативной и организаторской деятельности.
Система профориентации на старшей ступени образования должна включать в себяцелый комплекс профориентационных мероприятий:
Организация профессиональных проб с целью формирования устойчивых ориентаций наопределенную профессию.
- Организация и проведение акций, встреч, направленных на созданиеположительного имиджа специалиста.
- Проведение дней открытых дверей в образовательных организациях высшего профессионального образования с целью профориентации на рабочие профессии.
- Организация экскурсий на производство.
- Организация недель, профессиональных декад.
- Организация встреч с передовиками и новаторами производства для формирования положительной мотивации к профессиональной деятельности и повышения престижа рабочей профессии.
Важно помнить, что профориентационная работа в школе приносит пользу только тогда, когда к профориентационной работе привлечён весь коллектив школы, и когда соблюдаются следующие правила:
- Систематичность и преемственность – профориентационная работа не должна ограничиваться работой только со старшеклассниками. Эта работа ведется с первого по выпускной класс.
- Дифференцированный и индивидуальный подход к школьникам в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости.
- Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с обучающимися и родителями.
- Взаимосвязь школы, семьи, учебных заведений высшего образования, центров профориентации молодежи, службы занятости, общественных молодежных организаций.
- Связь профориентации с жизнью (органическое единство с потребностями общества в кадрах).
Содержание
Профориентационная деятельность направлена на выявление у школьников склонностей и талантов к определённым видам профессиональной деятельности, а также, направлена на формирование готовности к труду и помощь в выборе карьерного пути. Реализуется непосредственно во время учебно-воспитательного процесса, а также во внешкольную и внеурочную работу с учащимися и их родителями.
Решение задач профориентации осуществляется в различных видах деятельности учащихся (познавательной, общественно полезной, коммуникативной, игровой, производительном труде).
С этой целью ежегодно составляется план работы по профориентации. Это направление прослеживается в плане каждого классного руководителя – раздел профориентация. Обеспечивается контакт школы с предприятиями, учебными заведениями профобразования, высшими учебными заведениями, внешкольными учреждениями, территориальными центрами профориентации.
Одной из составляющих сторон системы профориентации является диагностика профессиональной направленности учащихся. На основании этих данных дальнейшую работу с родителями и учащимися проводят классные руководители.
В основу профориентационной работы в школе положены следующие идеи:
Информирование о положительных сторонах профессий
В этой связи необходимо раскрывать школьникам положительные стороны выбора профессий, возможности построения собственной карьеры и ее развития в этом направлении. К «плюсам» выбора профессии можно отнести:
- получение востребованной на рынке труда профессии за меньший срок подготовки;
- получение профессии на бесплатной основе или за доступную плату;
- гарантированное трудоустройство в силу нехватки специалистов профессий, особенно в условиях кризиса;
- ранняя экономическая самостоятельность;
- сформированность базовых умений и навыков трудовой деятельности, значимых в практике повседневной жизни;
- возможность заниматься предпринимательской деятельностью в сфере оказания услуг населению;
- получение высокой квалификации на современном оборудовании, изучение новейших технологий;
- улучшение качества образования в связи с усилением тенденции к заключению трехсторонних договоров: между образовательными организациями высшего образования, обучающимися
и предприятием, которое предоставляет новейшее оборудование и места для прохождения практики.
Множественность индивидуальных перспектив построения своей профессиональной карьеры
Данная идея определяет «горизонтальное» и «вертикальное» построение возможных профессионально-карьерных траекторий профессионального развития обучающихся.
Готовность
к профессиональной мобильности входит в число обязательных требований к современному работнику и включает в себя набор частных готовностей (компетенции), предполагающих возможность реализации альтернативных сценариев:
- после завершения профессионального образования – работу по специальности; смену специальности; продолжение образования в профильном вузе; предпринимательскую деятельность; сочетание указанных сценариев;
- на этапе профессиональной деятельности – совершенствование имеющихся компетенций и освоение новых без изменения формального уровня образования;
- продвижение вверх по ступеням формальных образовательных уровней; изменение профиля профессиональной деятельности с получением либо без получения соответствующего формального образования.
Единство профессионального, образовательного и общего самоопределения
Профессиональное самоопределение реализуется только в контексте общего самоопределения. В связи с этим в системе образования должно осуществляться сопровождение не только образовательно-профессионального, но и более широкого социально- профессионального самоопределения, предполагающего ориентацию обучающегося в различных экономических, социальных и политических процессах, в контексте которых происходит социальное и профессиональное становление личности.
Непрерывность процесса сопровождения профессионального самоопределения в системе образования
В системе непрерывного образования процесс сопровождения профессионального самоопределения теряет вид одномоментного акта «выбора профессии» и также приобретает черты непрерывности, сопровождая всю жизнь человека от дошкольного до пенсионного возраста. Каждая ступень образования требует решения своих особых задач сопровождения профессионального самоопределения с использованием специфического набора средств. Обозначенный подход требует отказа от «быстрых» и разовых форм профориентационной работы, создающих иллюзию эффективности в силу своей экономичности. Напротив, акцент должен быть сделан на планомерную и систематичную работу, основанную на институциональном переходе субъекта: из общеобразовательной школы – в учреждение высшего образования; из учреждения высшего образования – в сферу профессиональной деятельности.
Опора на активизирующие методики (профессиональные пробы, учебноисследовательские проекты профориентационной направленности, ролевые и деловые игры и т.д.)
Это обеспечит постепенный переход от работы с пассивным субъектом к деятельности, в которой формируется субъект самоопределения, развивается система его ценностей и мотивов, обеспечивающая адекватность и устойчивость образовательного и профессионального выбора.
Комплексность профориентационной работы
Профориентационная работа должна не ограничиваться одной или несколькими функциями, а включать в себя весь комплекс таковых: профессиональное просвещение (профинформация
и профпропаганда), профессиография, профессиональная диагностика, профессиональная консультация, профессиональный отбор и профессиональная адаптация. Все перечисленные идеи взаимно дополняют друг друга, образуя определенную структуру, в рамках которой строится профориентационная работа со школьниками.
Основные направления и содержание работы
Основные направления профориентационной деятельности – организационно-
методическое, информационное (профпросвещение) и обучающее, консультационное, диагностическое
и мониторинг:
- Организационно-методическое направление
Цель: расширение знаний обучающихся и их родителей о профессиях, показ актуальности обсуждаемой проблемы путей решения возникающих проблем.
Формируется через урочную и внеурочную деятельность (деловые игры, формирование собственного резюме, портфолио, кружковая работа и др.).
- Диагностика и консультирование
Цель педагогической диагностики: выявление проблемы и вопросов, возникающих у учащихся и родителей.
Цель психологической диагностики: изучения личностных особенностей учащихся и оценки их профессиональных возможностей.
Коррекционная работа помогает избежать ошибок при выборе профессии, провести рефлексию своих возможностей, а также найти оптимальный путь самореализации.
- Мониторинг качества профориентационной работы
Цель: анализ результативности профориентационной работы в образовательном учреждении.
- Профориентация детей - инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья
Цель:создание эффективной системы профессионального сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с их способностями, интересами и запросами рынка труда.
Профориентационная работа проводится должна проводиться регулярно с обучающимися 9-х и 11-х классов.
Работа со школьниками
- Комплекс профориентационных услуг в виде профессионально диагностических мероприятий,занятий и тренингов по планированию карьеры;
- Консультации по выбору профиля обучения (индивидуальные, групповые);
- Анкетирование;
- Организация и проведение экскурсий с целью ознакомления с различными местами работы (в учебные заведения, на предприятия);
- Встречи с представителями предприятий, учебных заведений;
- Посещение выставок-ярмарок учебных мест, организованных учебными заведениями;
- Посещение учреждений высшего образования в Дни открытых дверей;
- Содействие временному трудоустройству обучающихся во время каникул;
- Расположение информационных материалов по профориентации на информационных стендах, школьном сайте и в социальных сетях.
Работа с родителями
- Проведение родительских собраний (общешкольных, классных);
- Лектории для родителей.
- Индивидуальные беседы педагогов с родителями школьников;
- Анкетирование родителей обучающихся;
- Привлечение родителей школьников для выступлений перед обучающимися с беседами;
- Помощь родителей в организации профессиональных проб старшеклассников
на предприятиях; - Помощь родителей в организации временного трудоустройства обучающихся в каникулярное время;
- Избрание родительского комитета школы из представителей родительских комитетов классов, наиболее активных родителей обучающихся, готовых в сотрудничестве с учителями оказывать педагогическую поддержку самоопределения школьников.
Формы профориентационной работы
Пассивные формы профориентации
- «Встречи с профессией»;
- Встречи со специалистами;
- Беседы о профессиях;
- Приглашение профессионалов на школьные тематические встречи;
- Проведение викторин на знание техники и специальностей;
- Оформление информационных стендов и витрин;
- Посещения школьниками предприятий и учреждений;
- Создание и постоянная работа «Университета знаний» в предприятиях и учреждениях;
- Выступление профессионалов, преподавателей, ветеранов, ученых.
Активные формы профориентации
- Вовлечение школьников в организуемые в школе различные детские и юношеские объединения, клубы;
- Развитие сети различных школьных и внешкольных кружков по профессиональным интересам;
- Занятия в цехах учебно-производственных комбинатов – система первичной профессиональной подготовки, которая позволяет вести профессиональный подбор по интегральному критерию — успешности освоения профессии;
- Консультация для заключения о профессиональной пригодности с представителями школы;
- Профориентация «на себя», т.е. работа, которая проводится вузом;
- Рубрики и разделы в газетах, на радио, телевидении, посвященные целям профессиональной ориентации;
- Издаваемая в ВУЗах справочная литература: книги, рекламные проспекты, красочные плакаты, фотоальбомы, в которых рассказывается об истории организации, о его выпускниках, о содержании профессии, о жизни и быте студентов;
- Профориентационная работа центров занятости населения;
- Проектная деятельность;
- Творческие конкурсы;
- Участие в практически ориентированных учебных и социальных проектах;
- Поиск и поддержка «одаренных» школьников;
- Профессиональная консультация;
- Элективные курсы;
- Спецкурсы.
Формы работы определяются в соответствии с возрастными особенностями.
Этап/Класс | Возрастные особенности | Формы профориентационной работы |
Период развития профессионального самоопределения. | Период развития профессионального самосознания, формирование |
|
9 класс | личностного смысла выбора профессии. Показатель сформированности достаточного уровня самоопределения – адекватная самооценка |
требованиями избираемой профессией |
Период профильного обучения. 11 класс | Период уточнения социально- профессионального статуса. Наиболее остро встают вопросы о выборе профессии, учебного заведения и выборе подготовительных курсов. Основной акцент необходимо делать на ценностно-смысловую сторону самоопределения |
|
Методы профориентационной работы
Информационно-справочные, просветительские
- Профессиограммы (краткие описания профессий);
- Компьютерные информационно-справочные системы, глобальная информационнаясеть
«Интернет»;
- Профессиональная реклама и агитация;
- Дни открытых дверей в военных образовательных учреждениях профессионального образования и воинских частях;
- Выступления перед гражданской молодежью офицеров, курсантов, военнослужащих, проходящих военную службу по призыву и по контракту (мастеров военного дела, классных специалистов, участников боевых действий);
- Лекции, военно-ориентационные уроки с молодежью;
- Учебные фильмы и видеофильмы;
Профессиональная психодиагностика
- Закрытые беседы-интервью по строго обозначенным вопросам;
- Открытые беседы-интервью;
- Опросники профессиональной мотивации;
- Опросники профессиональных способностей;
- Личностные опросники;
- Проективные личностные тесты;
- Метод наблюдения;
- Сбор косвенной информации об ученике
- Психофизиологическое обследование (для тех, кто выбирает профессию с особыми условиями труда);
- Профессиональные пробы в учебном процессе;
- Игры и тренинги, моделирующие ситуациипрофессионального общения или нравственного выбора в процессе трудовой деятельности;
Морально-эмоциональная поддержка
- Создание групп общения;
- Тренинги общения;
- Сложные методы индивидуальной и групповой психотерапии (нейролингвистическое программирование, гештальт-группы, логотерапия и т.д.);
- Публичные выступления;
- Успешные примеры самоопределения;
- Праздники труда.
Помощь в конкретном выборе и принятии решения
- Построение «цепочки» основных ходов (последовательных действий), обеспечивающих реализацию намеченных целей и перспектив, позволяющие наглядно (на листочке) представить клиенту и самому профконсультанту возможные жизненные перспективы самоопределяющегося человека;
- Построение системы различных вариантов действий клиента (в виде своеобразных
«деревьев» и «ветвей»), ведущих к определенной цели, позволяющих выделить наиболее оптимальные варианты перспектив;
- Использование различных схем альтернативного выбора из уже имеющихся вариантов
выбора профессии, учебного заведения или специальности в конкретном заведении (обычно используются на заключительных этапах консультации).
Структура деятельности пед.коллектива по проведению профориентационной работы
Администрация – педагог-психолог – социальный педагог – классные руководители – учителя-предметники – педагоги дополнительного образования – родители – учреждения социума - организации и предприятия.
Директор
- направляет работу педагогического коллектива в осуществлении основных направлений государственной политики образования;
- знакомит с инструкциями, приказами, решениями по профессиональной ориентации,
снаучной
и методической литературой;
- контролирует профориентационную работу в школе.
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе
- ежегодно в начале учебного года информирует вышестоящие организации о трудоустройстве выпускников 9-х и 11-х классов;
- создаёт учебно-методическую базу по профориентации;
- организовывает и проверяет деятельность учителей – предметников по профессиональной ориентации;
- собирает, обобщает и распространяет передовой опыт профориентационной работы учителей-предметников;
- координирует профориентационную направленность проектной, исследовательской
деятельности школьников;
- организует участие одаренных детей в предметных олимпиадах разного уровня;
- организует занятия учащихся в сети пред. профильной подготовки и профильного обучения;
- курирует преподавание профориентационного курса в ходе пред. профильной подготовки, спецкурсов и элективов.
Заместитель директора по воспитательной работе
- вырабатывает стратегии взаимодействия субъектов, ответственных за педагогическую поддержку самоопределения школьников с целью согласования и координации их деятельности;
- поддерживает связи общеобразовательного учреждения с социальными
партнерами,влияющими на самоопределение школьников основной и старшей школы;
- планирует работу педагогического коллектива по формированию готовности школьников к профильному и профессиональному самоопределению в соответствии с концепцией и образовательной программой общеобразовательного учреждения;
- осуществляет анализ и коррекцию деятельности педагогического коллектива по данному
направлению (консультации учителей-предметников, классных руководителей по организации системы учебно-воспитательной работы, направленной на самоопределение обучающихся: профпросвещение, профконсультирование, профдиагностика);
- создание ученических производственных бригад, организация летней трудовой практики;
осуществляет контролирующую функцию работы классных руководителей, учителейпредметников, школьного педагога-психолога по проблеме профильного и профессионального самоопределения обучающихся.
Педагог-психолог
- изучает профессиональные интересы и склонности школьников;
- осуществляет мониторинг готовности школьников к профильному и профессиональному самоопределению через анкетирование обучающихся и их родителей;
- проведение тренинговых занятий по профориентации обучающихся;
- проводит беседы, психологическое просвещение для родителей и педагогов на тему выбора;
- осуществляет психологические консультации с учётом возрастных особенностей обучающихся;
- способствуют формированию у школьников адекватной самооценки; оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке интересов и склонностей обучающихся;
- создает базу данных по проф. диагностике.
Социальный педагог
- способствует формированию у школьников группы риска адекватной самооценки, поскольку, как правило, у таких детей она занижена;
- оказывает педагогическую поддержку детям группы риска в процессе их профессионального
и жизненного самоопределения;
- осуществляет консультации школьников по социальным вопросам;
- оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке социальных факторов, затрудняющих процесс самоопределения школьника.
Классный руководитель
- составляет план педагогической поддержки самоопределения школьников класса, включающий разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую активность школьников;
- организует индивидуальные и групповые проф. ориентационные беседы, диспуты, конференции;
- ведет психолого-педагогические наблюдения склонностей обучающихся (данные
наблюдений, анкет, тестов фиксируются в индивидуальной карте ученика);
- помогает школьнику проектировать индивидуальную образовательную траекторию, моделировать варианты профильного обучения и профессионального становления, осуществлять анализ собственных достижений, составлять портфолио;
- организует тематические и комплексные экскурсии школьников на предприятия;
- оказывает помощь школьному психологу в проведении анкетирования, обучающихся и их родителей по проблеме самоопределения;
- проводит родительские собрания по проблеме формирования готовности обучающихся к профильному обучению и профессиональному самоопределению;
- организует встречи обучающихся с выпускниками школы — студентами вузов,
среднихпрофессиональных учебных заведений.
Учителя-предметники
- способствуют развитию познавательного интереса и творческой направленности личности обучающегося. Используя разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, предметные недели, олимпиады, факультативы, конкурсы стенных газет, домашние сочинения, др. обеспечивают профессиональную ориентацию;
- обеспечивают профориентационную направленность уроков, формируют
у обучающихся общетрудовые, профессионально важные навыки;
- способствуют формированию у школьников адекватной самооценки; проводят наблюдения по выявлению склонностей и способностей обучающихся;
- адаптируют учебные программы в зависимости от профиля класса, особенностей обучающихся. Библиотекарь
- регулярно подбирает литературу для педагогов и обучающихся в помощь выбору профессии
и профориентационной работе;
- изучает читательские интересы школьников и рекомендует им литературу, помогающую в выборе профессии;
- организовывает выставки книг, посвящённые профессиям и читательские диспуты –
конференции на темы выбора профессии;
- обобщает и систематизирует методические материалы, справочные данные о потребностях региона в кадрах и другие вспомогательные материалы (фотографии, вырезки, схемы, проспекты, программы, описания профессий);
- регулярно устраивает выставки литературы по профессиям по сферам и отраслям
(машиностроение, транспорт, строительство, в мире искусства и т. д.).
Этапы реализации программы
I этап: подготовительный
Цель: подготовка условий профориентационной работы.
Задачи:
- Изучить нормативную базу.
- Разработать, обсудить и утвердить программу по профориентации учащихся.
- Проанализироватьматериально-технические,педагогические условия реализации программы.
- Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.
II этап: практический
Цель: реализация программы по профориентации.
Задачи:
- Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы воспитательного воздействия.
- Обогащать содержание профпросвещения.
- Развивать ученическое самоуправление.
- Разработать методические рекомендации по профориентации.
- Расширять и укреплять связи и отношения школы с учреждениями города.
- Вовлекать в систему профпросвещения представителей всех субъектов образовательной деятельности.
- Проводить мониторинг реализации программы.
- Принимать участие в экскурсиях в различные учреждения города.
III этап: аналитический
Цель: анализ итогов реализации программы.
Задачи:
- Обобщить результаты работы школы.
- Провести коррекцию затруднений в реализации программы.
- Спланировать работу на следующий период.
№ п/п | Содержание | Срок проведения | Ответственные |
1. Создание нормативно - правовой базы | |||
1. | Разработка и утверждение программы профориентационной работы с обучающимися. | март-апрель | Заместитель директорапо УВР; Заместитель директорапо ВР |
2. | Создание банка данных образовательных учреждений города, республики. | март-июнь | Ответственный за профориентационную работу |
3. | Проведение инструктивно – методического совещания педагогов по определению их роли в системе профориентационной работы с обучающимися и планированииих деятельности. | сентябрь | Заместитель директора по УВР |
4. | Разработки классных часов, деловых игр, методических рекомендаций классным руководителям, учителям – предметникам по реализации программы профориентации обучающихся. | ежегодно | Заместитель директорапо ВР |
5. | Совещание методической комиссии классных руководителей начальных классов «Планирование, организация профориентационной работы с обучающимися начальных классов» | сентябрь | Руководитель МК |
6. | Организация тематических выставок по профориентации | ежегодно | Ответственный за профориентационную работу Художники - оформители |
2. Мероприятия по совершенствованию профориентационной работы | |||
2.1. Профпросвещение | |||
1. | Экскурсии на предприятиягорода | ежегодно | Классные руководители Социальные партнеры |
2. | Экскурсии в учебные заведения города. Участие вДне открытых дверей ОУ | Ежегодно по плану УО | Классные руководители 8-11 классов |
3. | Заочные экскурсии по учебным заведениям РФ | Ежегодно по плану УО | Классные руководители |
4. | Ярмарка профессий | Ежегодно по плану УО | Классные руководители |
5. | Участие в городских акциях | ежегодно | Заместитель директора по УВР, Ответственный за профориентационную работу |
6. | Участие в конкурсах разных уровней по профориентации | ежегодно | Ответственный за профориентационную работу |
7. | Участие в городских выставках и фестивалях | ежегодно | Педагоги дополнительного образования |
8. | Профориентация с обучающимися на уроках | ежегодно | Учителя предметники |
9. | Встречи с представителями интересных профессий | Ежегодно (в рамках реализации Плана воспитывающей деятельности ОУ) | Заместитель директора по ВР Классные руководители |
10. | Конкурс творческих проектов | ежегодно | Педагоги- организаторы |
11. | Тематические классные часы: Проблемы профессионального самоопределения (9 классы). Профессиональное самоопределение, подготовка к сдаче экзаменов (11 классы); | в течение года | Классные руководители Центр досуга и развития |
12. | Проведение спецкурсов, элективных курсов профессиональной направленности | ежегодно | Заместитель директора по УВР |
13. | Информационно – просветительская работа: - Оформление информационного стенда по профориентации: Рубрика «Твое профессиональное будущее»; «Типы профессий»; «Куда пойти учиться»; «Структура трудовой деятельности»; Потребности труда города; - Работа сообществ в социальных сетях | ежегодно | Ответственный за профориентационную работу |
14. | Родительские собрания: Изучение склонностей и способностей ребенка; Организация летнего отдыха и трудоустройство детей и подростков; Шпаргалка для родителей. Помощь в период подготовки и сдачи выпускныхэкзаменов; Развитие интересов и склонностей у подростков; Профессиональные намерения и здоровье школьника; Выявление и предупреждение зависимостей различного рода у детей; Молодежная безработица. Что это такое?; Формирование профессиональной подготовки в старшем школьном возрасте; «Самоопределение выпускника»; | ежегодно | Классные руководители Администрация; Ответственный за профориентационную работу |
15. | Организация внеурочной деятельности в лицее (участие в конкурсах, выставках, проектах): Коллективные творческие дела; Работа детского пресс- центра; Субботники по уборке школьной территории; | в течение всего периода по плану воспитывающей деятельности | Классные руководители |
2.2. Диагностика и консультирование | |||
1. | Консультирование и Тестирование учащихся 9 классов: «Карта интересов»; «Склонности и профессиональная направленность»; Профессиональный тип личности; Мотивы выбора; | ежегодно | Классный руководитель Социальный педагог Педагог-психолог |
2. | Консультирование родителей по вопросам профориентации | ежегодно | Педагог-психолог |
3. | Тематические родительские собрания и родительские конференции по теме Профориентация | по плану в течение года | Педагог-психолог Администрация |
2.3. Профессиональная адаптация | |||
1. | Создание банка данных о предварительном и фактическом трудоустройстве выпускников | ежегодно август | Классные руководители |
2. | Оказание помощи в трудоустройстве опекаемых и детям «группы риска» | ежегодно май - июнь | Социальный педагог |
3. | Организация летней трудовой практики | июнь-август | Заместитель директора по УВР Классные руководители |
4. | Вечер встречи выпускников | по плану | Администрация |
5. | Коллективные творческие дела | по плану ВР в течение года | Центр досуга Совет старшеклассников |
6. | Трудовые десанты по уборке школьной территории | по графику в течение года | Заместитель директора по АХР |
7. | Выставки-конкурсы (прикладные) | по плану ВР в течение года | Центр досуга Совет старшеклассников |
3. Мониторинг качества профориентационной работы | |||
1. | Отчеты классных руководителей по профориентации обучающихся | 1 раз в год | Заместитель директора по УВР |
2. | Анализ соответствия проф. намерений учеников и их участия в кружках, секциях, факультативах, курсах по выбору | в течение всего периода | Классные руководители Заместитель директора по УВР |
3. | Разработка методических рекомендаций по профориентации для учащихся, педагогов и родителей: психология выбора профессии; использование игровых упражнений в профориентационной работе; трудовое воспитание как условие эффективности профориентации старшеклассников; конфликты профессионального самоопределения; | по мере накопления материала | Заместитель директора по УВР |
Мероприятия по реализации программы профориентационной работы «Шаг в будущее»
№ | Содержание | Виды деятельности |
9 класс | ||
1. | Информирование (беседы) | О конкурсе при поступлении в учебные заведенияРынок образовательных услуг города. Молодежная безработица. Что это такое (родительское собрание). Шпаргалка для родителей. Помощь в период подготовки исдачи выпускных экзаменов (родительское собрание). Экзамен как профессиональное достижение выпускникаИтоговая аттестация. Формула успеха - труд по призванию. Проблемы профессионального самоопределения (тематический классный час). |
2 | Психологическое имедицинское консультирование | Межличностные отношения в профессиональной деятельности (Методика «Эмпатия», «Диалог», «Стратегия выхода из конфликта»).
|
3. | Медицинская диагностика | Медицинский осмотр. Соблюдение календаря прививок. |
4. | Воспитательные мероприятия | Диспут «Цель и смысл жизни. Что от жизни ждать».Как понимать друг друга без слов (тренинг). Участие в школьных и городских конкурсах, соревнованиях. Необходимые умения при поиске работы (тренинг). |
11 классы |
1. | Информиров ание(беседы) | Профессиональное самоопределение, подготовка к сдачеэкзаменов (тематический классный час). Предоставление учащимся информации об учебных учреждениях и о правилах поступления в них. «Самоопределение выпускника» (родительское собрание). |
2. | Психологическое имедицинское консультирование |
|
3. | Медицинская диагностика |
|
4. | Воспитательные мероприятия | «Психологические характеристики профессий». «Что век грядущий нам готовит». |
Оценка эффективности реализации программы
К основным показателям эффективности системы профориентации школьников относятся:
Нормативное правовое обеспечение функционирования системы профессиональной ориентации в школе;
Увеличение количества реализуемых методик, средств и программ профессиональной ориентации обучающихся, учитывающих профессиональные интересы, потребности, возможности, состояние здоровья человека, требования рынка труда и складывающиеся социально-экономические условия;
Увеличение количества обучающихся учреждений высшего образования поспециальностям, востребованным на региональном рынке труда;
Рост доли поступивших школьников в образовательные учреждения высшего образования, получивших проф. ориентационные услуги, а так же поступивших в образовательные учреждения профессионального образования;
Ориентация обучающихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях;
Оказание адресной помощи обучающимся в осознанном выборе будущей
профессии;
Создание условий для профессиональной ориентации и
профессионального образования детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями; Развитие интернет – портала по профориентации;
Развитие механизмов межведомственного взаимодействия между учреждениями образования, учреждениями ведомства труда и занятости, работодателями;
Высокие показатели готовности старшеклассников к профессиональному
самоопределению.
Критерии и показатели готовности старшеклассников к
профессиональномусамоопределению, согласованные с выбором профиля обучения
Критерии | Показатели | |
9 класс | 11 классы | |
Когнитивный (К) | 1. Знание своих склонностей, способностей, индивидуальных качеств. | |
2. Владение способами самодиагностики и саморазвития. |
3. Знание многообразия мира труда ипрофессий; необходимости профессионального выбора в соответствии со своими желаниями, склонностями, способностями. | 3. Знание предметной стороны профессиональной деятельности; общих и специальных профессионально важных качеств (ПВК). | |
4. Понимание специфики профильного обучения, его значениядля профессионального самоопределения. | 4. Знание своих интересов, склонностей, способностей. | |
Мотивационно- ценностный (М-Ц) | 1. Заинтересованность в получении знаний. | 1. Устойчивые познавательные интересы. |
2. Положительное отношение к | 2. Отношение к избираемой | |
продолжению обучения в | профессиональной | |
соответствии с избираемым | деятельности (понимание | |
профилем. | общественной и личной | |
3. Осознанная мотивация на | значимости избираемой | |
профильное обучение как условие для | профессиональной | |
достижения поставленной цели выбора | деятельности, присутствие | |
желаемой профессиональной | интереса к избираемой | |
деятельности. | профессии в системе | |
4. Осознание необходимости выбора | ценностных ориентаций). | |
профиля обучения на основе | 3. Адекватная самооценка | |
соотнесения своих профессиональных | ПВК. | |
намерений с личностными | ||
склонностями и возможностями. 5. Адекватное отношение к себе каксубъекту выбора профиля обучения,самостоятельность и активность при осуществлении выбора. |
Деятельностно - | 1. Проявление волевых усилий в достижении поставленных | |
практический (Д-П) | профессионально-ориентированных целей. | |
2. Проявление своего творческого | 2. Готовность к | |
потенциала, коммуникативности и | исследовательской, | |
самостоятельности в достижении | преобразовательной и | |
наивысших результатов по | коммуникативной | |
интересующим, профессионально | деятельности в избранной | |
значимым учебным дисциплинам. | сфере. | |
3. Ориентация на | ||
творчество. | ||
4. Стремление к | ||
совершенствованию ПВК. |
Диагностика эффективности программы:
- диагностика жизненно важных ценностей обучающихся (методика
«Общечеловеческие ценности»);
- диагностика профессионально важных качеств обучающихся(методика
«Коммуникативные навыки»);
- диагностика познавательных процессов;
- диагностика склонностей и интересов;
- анализ поступлений обучающихся лицея в учебные заведения и их дальнейшего самоопределения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого- педагогическая зарактеристика класса
Характеристика класса в полной форме...
Психолого - педагогическая характеристика класса
Психолого - педагогическая характеристика класса....
Психолого-педагогическая характеристика класса. Метод социометрии.
Психолого-педагогическая характеристика класса(на примере учащихся 10 класса) составлена по методу социометрии. Данный метод помогает сформировать благоприятный фон в классе и способствовать спло...
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОСТАВ КЛАССА
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОСТАВ КЛАССА ГРУППЫ ПО ПЕВЗНЕР...
Психолого-педагогическая характеристика класса
Данный материал будет полезен классному руководителю при создании психолого-педагогической характеристики класса и дневника классного руководителя....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Психолого-педагогическая коррекция» Возраст обучающихся: 7-16лет Срок реализации: 72часа
Актуальность программы обусловлена тем, что современная социально-экономическая ситуация диктует настоятельную необходимость в оказании эффективной психологической помощи подрастающему поколению. Поис...
Программа профориентации для старшеклассников
Основная идея программы заключается в том, чтобы помочь подростку познать самого себя, свои силы и индивидуальность, формировании мотивации осознанного и целенаправленного выбора будущей профессии....