Программа профориентации для старшеклассников (психолого-педагогические классы)
учебно-методический материал

Нацаренус Алёна Николаевна

Цель:

Создать систему действенной профориентации в образовательном учреждении, которая бы  способствовала  формированию  у  подростков  профессионального  самоопределения в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности и с учетом социокультурной ситуации через организацию единого развивающего образовательного пространства.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Аннотация программы

Цель:

Создать систему действенной профориентации в образовательном учреждении, которая бы  способствовала  формированию  у  подростков  профессионального  самоопределения в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности и с учетом социокультурной ситуации через организацию единого развивающего образовательного пространства.

Задачи:

  1. Формировать у обучающихся мотивацию к труду, потребность к приобретению профессии.
  2.         Повышать  уровень  компетентности  обучающихся   посредством  вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовоспитания, пробуждения потребности в самосовершенствовании.
  3.         Формировать  у  школьников  положительного  отношения  к  себе,  уверенности в своих способностях применительно к своей будущей профессии.
  4.         Использовать средства психолого-педагогической и информационной поддержки обучающихся.
  5.         Ознакомить  обучающихся  со  спецификой  профессиональной   деятельности и новыми формам организации труда в условиях безработицы и конкуренции.
  6. Активно привлекать к деятельности всех участников образовательного процесса.
  7.         Дополнительно поддерживать некоторые групп школьников, у которых легко спрогнозировать сложности трудоустройства – учащихся «группы риска», состоящих на различных видах учета и др.
  8.         Развивать сетевое взаимодействие и сотрудничество образовательного учреждения с   учреждениями   начального   и   среднего   профессионального   образования, с учреждениями дополнительного образования, а также с предприятиями города.

Вид программы: модифицированная.

Направленность: социально-педагогическая.

Возраст: 9, 11 класс.

Срок реализации программы: 3 года.

Планируемые результаты

Программа позволит:

  • повысить мотивацию выпускников к осознанному выбору профессии;
  • показать адресную психологическую помощь учащимся в осознанном выборе будущей профессии;
  • обучить        учащихся        основным        принципам        построения        профессиональной        карьеры и навыкам поведения на рынке труда;
  • сориентировать учащихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях.

План        работы        осуществляется        поэтапно        с        учетом        возрастных        особенностей обучающихся, преемственности в содержании, формах и методах работы в начальной, основной,средней школе.

Организация профориентационной работы по ступеням общего образования имеет свои особенности.

Система профориентационной работы со школьниками 9 классов имеет активный характер. Большое значение в этой связи должны приобретать:

  1. Реализация в школах программ, направленных на сопровождение профессионального самоопределения обучающихся и профориентационных элективных курсов и факультативов.
  2. Организация элективных курсов, факультативных занятий и спецкурсов по предметам, которые способствуют углубленному изучению отдельных областей знаний школьников, что является необходимым для дальнейшего определения подростками профиля обучения в школе.
  3. Организация участия школьников в различных профориентационных мероприятиях. На   данном   этапе   очень   важны   контакты   общеобразовательной   школы с образовательными организациями высшего образования, взаимодействие с которыми позволит расширить возможности осуществления ориентации школьников в различных сферах профессиональной деятельности. Результатом профориентационной работы на данном этапе обучения должно стать адекватное самоопределение каждого обучающегося относительно выбора дальнейшего профиля обучения, построения оптимального образовательного маршрута с учетом        собственных возможностей и интересов, предложений рынка образовательных услуг и рынка труда.

Целью профориентации ступени среднего общего образования (11 классы) является продолжение формирования способности обучающихся к осознанному выбору профессии, подтверждение, формирование или коррекция профессиональных планов, саморазвитие личностных качеств, необходимых для успешного овладения определенным видом трудовой деятельности.

На этом этапе осуществляется психолого-педагогическая поддержка старшеклассников в  процессе  их  деятельности  по  уточнению  социально-профессионального  выбора в  условиях  вариативного  обучения,  к  которому  проявился  устойчивый  интерес и способности. Внимание сосредотачивается на развитии соответствующих профессионально важных        качеств,        индивидуальном        стиле        деятельности;        контроле и коррекции образовательных и профессиональных планов, способах оценки результатов, достижений в избранной профессиональной деятельности, самоподготовке к ней и саморазвитии, формировании опыта коммуникативной и организаторской деятельности.

Система  профориентации  на  старшей  ступени  образования  должна  включать в себяцелый комплекс профориентационных мероприятий:

Организация профессиональных проб с целью формирования устойчивых ориентаций наопределенную профессию.

  1. Организация и        проведение        акций,  встреч,  направленных        на созданиеположительного имиджа специалиста.
  2. Проведение дней открытых дверей в образовательных организациях высшего профессионального образования с целью профориентации на рабочие профессии.
  3. Организация экскурсий на производство.
  4. Организация недель, профессиональных декад.
  5. Организация встреч с передовиками и новаторами производства для формирования положительной        мотивации        к        профессиональной        деятельности и повышения престижа рабочей профессии.

Важно помнить, что профориентационная работа в школе приносит пользу только тогда, когда к профориентационной работе привлечён весь коллектив школы, и когда соблюдаются следующие правила:

  1. Систематичность и преемственность – профориентационная работа не должна ограничиваться работой только со старшеклассниками. Эта работа ведется с первого по выпускной класс.
  2. Дифференцированный и индивидуальный подход к школьникам в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости.
  3. Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с обучающимися и родителями.
  4. Взаимосвязь школы, семьи, учебных заведений высшего образования, центров профориентации молодежи, службы занятости, общественных молодежных организаций.
  5. Связь профориентации с жизнью (органическое единство с потребностями общества в кадрах).

  1. Содержание

Профориентационная деятельность направлена на выявление у школьников склонностей и    талантов    к   определённым   видам    профессиональной    деятельности, а также, направлена на формирование готовности к труду и помощь в выборе карьерного пути. Реализуется непосредственно во время учебно-воспитательного процесса, а также во внешкольную и внеурочную работу с учащимися и их родителями.

Решение задач профориентации осуществляется в различных видах деятельности учащихся (познавательной, общественно полезной, коммуникативной, игровой, производительном труде).

С этой целью ежегодно составляется план работы по профориентации. Это направление прослеживается в плане каждого классного руководителя – раздел профориентация. Обеспечивается контакт школы с предприятиями, учебными заведениями профобразования, высшими учебными заведениями, внешкольными учреждениями, территориальными центрами профориентации.

Одной из составляющих сторон системы профориентации является диагностика профессиональной направленности учащихся. На основании этих данных дальнейшую работу с родителями и учащимися проводят классные руководители.

В основу профориентационной работы в школе положены следующие идеи:

  1. Информирование о положительных сторонах профессий

В этой связи необходимо раскрывать школьникам положительные стороны выбора профессий, возможности построения собственной карьеры и ее развития в этом направлении. К «плюсам» выбора профессии можно отнести:

  • получение востребованной на рынке труда профессии за меньший срок подготовки;
  • получение профессии на бесплатной основе или за доступную плату;
  • гарантированное трудоустройство в силу нехватки специалистов профессий, особенно в условиях кризиса;
  • ранняя экономическая самостоятельность;
  • сформированность  базовых  умений  и  навыков  трудовой  деятельности,  значимых в практике повседневной жизни;
  • возможность заниматься предпринимательской деятельностью в сфере оказания услуг населению;
  • получение высокой квалификации на современном оборудовании, изучение новейших технологий;
  • улучшение качества образования в связи с усилением тенденции к заключению трехсторонних договоров: между образовательными организациями высшего образования, обучающимися

и предприятием, которое предоставляет новейшее оборудование и места для прохождения практики.

  1. Множественность индивидуальных перспектив построения своей профессиональной карьеры

Данная идея определяет «горизонтальное» и «вертикальное» построение возможных профессионально-карьерных        траекторий        профессионального        развития        обучающихся.

Готовность

к профессиональной мобильности входит в число обязательных требований к современному работнику и включает в себя набор частных готовностей (компетенции), предполагающих возможность реализации альтернативных сценариев:

  • после завершения профессионального образования – работу по специальности; смену специальности; продолжение образования в профильном вузе; предпринимательскую деятельность; сочетание указанных сценариев;
  • на этапе профессиональной деятельности – совершенствование имеющихся компетенций и освоение новых без изменения формального уровня образования;
  • продвижение вверх по ступеням формальных образовательных уровней; изменение профиля профессиональной деятельности с получением либо без получения соответствующего формального образования.
  1. Единство профессионального, образовательного и общего самоопределения

Профессиональное самоопределение реализуется только в контексте общего самоопределения. В связи с этим в системе образования должно осуществляться сопровождение не только образовательно-профессионального, но и более широкого социально- профессионального самоопределения, предполагающего ориентацию обучающегося в различных        экономических,        социальных        и        политических        процессах, в контексте которых происходит социальное и профессиональное становление личности.

  1. Непрерывность процесса сопровождения профессионального самоопределения в системе образования

В системе непрерывного образования процесс сопровождения профессионального самоопределения теряет вид одномоментного акта «выбора профессии» и также приобретает черты непрерывности, сопровождая всю жизнь человека от дошкольного до пенсионного возраста. Каждая ступень образования требует решения своих особых задач сопровождения профессионального самоопределения с использованием специфического набора средств. Обозначенный подход требует отказа от «быстрых» и разовых форм профориентационной работы, создающих иллюзию эффективности в силу своей экономичности. Напротив, акцент должен        быть        сделан        на        планомерную и  систематичную  работу,  основанную  на  институциональном  переходе  субъекта: из общеобразовательной школы – в учреждение высшего образования; из учреждения высшего образования – в сферу профессиональной деятельности.

  1. Опора на активизирующие методики (профессиональные пробы, учебноисследовательские проекты профориентационной направленности, ролевые и деловые игры и т.д.)

Это  обеспечит  постепенный  переход  от  работы  с  пассивным  субъектом к деятельности, в которой формируется субъект самоопределения, развивается система его ценностей и мотивов, обеспечивающая адекватность и устойчивость образовательного и профессионального выбора.

  1. Комплексность профориентационной работы

Профориентационная работа должна не ограничиваться одной или несколькими функциями, а включать в себя весь комплекс таковых: профессиональное просвещение (профинформация

и профпропаганда), профессиография, профессиональная диагностика, профессиональная консультация, профессиональный отбор и профессиональная адаптация. Все перечисленные идеи взаимно дополняют друг друга, образуя определенную структуру, в рамках которой строится профориентационная работа со школьниками.

Основные направления и содержание работы

Основные        направления        профориентационной        деятельности        –        организационно-

методическое,        информационное        (профпросвещение)        и        обучающее,        консультационное, диагностическое

и мониторинг:

  • Организационно-методическое направление

Цель:        расширение        знаний        обучающихся        и        их        родителей        о        профессиях, показ актуальности обсуждаемой проблемы путей решения возникающих проблем.

Формируется через урочную и внеурочную деятельность (деловые игры, формирование собственного резюме, портфолио, кружковая работа и др.).

  • Диагностика и консультирование

Цель педагогической диагностики: выявление проблемы и вопросов, возникающих у учащихся и родителей.

Цель психологической диагностики: изучения личностных особенностей учащихся и оценки их профессиональных возможностей.

Коррекционная работа помогает избежать ошибок при выборе профессии, провести рефлексию своих возможностей, а также найти оптимальный путь самореализации.

  • Мониторинг качества профориентационной работы

Цель:        анализ        результативности        профориентационной        работы        в        образовательном учреждении.

  • Профориентация детей - инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья

Цель:создание эффективной системы профессионального сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с их способностями, интересами и запросами рынка труда.

Профориентационная   работа   проводится   должна   проводиться   регулярно с обучающимися 9-х и 11-х классов.

Работа со школьниками

  • Комплекс        профориентационных        услуг        в        виде        профессионально        диагностических мероприятий,занятий и тренингов по планированию карьеры;
  • Консультации по выбору профиля обучения (индивидуальные, групповые);
  • Анкетирование;
  • Организация и проведение экскурсий с целью ознакомления с различными местами работы (в учебные заведения, на предприятия);
  • Встречи с представителями предприятий, учебных заведений;
  • Посещение выставок-ярмарок учебных мест, организованных учебными заведениями;
  • Посещение учреждений высшего образования в Дни открытых дверей;
  • Содействие временному трудоустройству обучающихся во время каникул;
  • Расположение        информационных        материалов        по        профориентации на информационных стендах, школьном сайте и в социальных сетях.

Работа с родителями

  • Проведение родительских собраний (общешкольных, классных);
  • Лектории для родителей.
  • Индивидуальные беседы педагогов с родителями школьников;
  • Анкетирование родителей обучающихся;
  • Привлечение        родителей        школьников        для        выступлений        перед        обучающимися с беседами;
  • Помощь        родителей        в        организации        профессиональных        проб        старшеклассников
    на предприятиях;
  • Помощь  родителей  в  организации  временного  трудоустройства  обучающихся в каникулярное время;
  • Избрание родительского комитета школы из представителей родительских комитетов классов,        наиболее        активных        родителей        обучающихся,        готовых в сотрудничестве с учителями оказывать педагогическую поддержку самоопределения школьников.

Формы профориентационной работы

Пассивные формы профориентации

  • «Встречи с профессией»;
  • Встречи со специалистами;
  • Беседы о профессиях;
  • Приглашение профессионалов на школьные тематические встречи;
  • Проведение викторин на знание техники и специальностей;
  • Оформление информационных стендов и витрин;
  • Посещения школьниками предприятий и учреждений;
  •         Создание        и        постоянная        работа        «Университета        знаний»        в        предприятиях и учреждениях;
  • Выступление профессионалов, преподавателей, ветеранов, ученых.

Активные формы профориентации

  • Вовлечение школьников в организуемые в школе различные детские и юношеские объединения, клубы;
  • Развитие сети различных школьных и внешкольных кружков по профессиональным интересам;
  • Занятия в цехах учебно-производственных комбинатов – система первичной профессиональной подготовки, которая позволяет вести профессиональный подбор по интегральному критерию — успешности освоения профессии;
  • Консультация для заключения о профессиональной пригодности с представителями школы;
  • Профориентация «на себя», т.е. работа, которая проводится вузом;
  • Рубрики и разделы в газетах, на радио, телевидении, посвященные целям профессиональной ориентации;
  • Издаваемая в ВУЗах справочная литература: книги, рекламные проспекты, красочные плакаты, фотоальбомы, в которых рассказывается об истории организации, о его выпускниках, о содержании профессии, о жизни и быте студентов;
  • Профориентационная работа центров занятости населения;
  • Проектная деятельность;
  • Творческие конкурсы;
  • Участие в практически ориентированных учебных и социальных проектах;
  • Поиск и поддержка «одаренных» школьников;
  • Профессиональная консультация;
  • Элективные курсы;
  • Спецкурсы.

Формы работы определяются в соответствии с возрастными особенностями.

Этап/Класс

Возрастные особенности

Формы профориентационной работы

Период развития профессионального

самоопределения.

Период развития профессионального

самосознания, формирование

  1. Элективные курсы.
  2. Уроки технологии.
  3. Работа школьных психологов.

9 класс

личностного смысла выбора профессии. Показатель сформированности достаточного уровня самоопределения – адекватная самооценка

  1. Профпросвещение:
  • информация о профессиях народного хозяйства, знакомство с перспективами профессионального роста и мастерства;
  • знакомство с правилами выбора профессии;
  • формирование умения адекватно оценивать свои личностные особенности в соответствии с

требованиями избираемой профессией

Период профильного обучения.

11 класс

Период уточнения социально- профессионального статуса. Наиболее остро встают вопросы о выборе профессии, учебного заведения и выборе подготовительных курсов. Основной акцент необходимо делать на

ценностно-смысловую сторону самоопределения

  1. Дискуссии: «Мой выбор» и.т.д.;
  2. Отработка навыков самопрезентации и предъявления себя на рынке труда (написание резюме, собеседование, как проводить поиск работы, где получить информацию о вакансиях)

Методы профориентационной работы

Информационно-справочные, просветительские

  • Профессиограммы (краткие описания профессий);
  • Компьютерные        информационно-справочные        системы,        глобальная        информационнаясеть

«Интернет»;

  • Профессиональная реклама и агитация;
  • Дни открытых дверей в военных образовательных учреждениях профессионального образования и воинских частях;
  • Выступления перед гражданской молодежью офицеров, курсантов, военнослужащих, проходящих военную службу по призыву и по контракту (мастеров военного дела, классных специалистов, участников боевых действий);
  • Лекции, военно-ориентационные уроки с молодежью;
  • Учебные фильмы и видеофильмы;

Профессиональная психодиагностика

  • Закрытые беседы-интервью по строго обозначенным вопросам;
  • Открытые беседы-интервью;
  • Опросники профессиональной мотивации;
  • Опросники профессиональных способностей;
  • Личностные опросники;
  • Проективные личностные тесты;
  • Метод наблюдения;
  • Сбор косвенной информации об ученике
  • Психофизиологическое        обследование        (для        тех,        кто        выбирает        профессию        с        особыми условиями труда);
  • Профессиональные пробы в учебном процессе;
  • Игры и тренинги, моделирующие ситуациипрофессионального общения или нравственного выбора в процессе трудовой деятельности;

Морально-эмоциональная поддержка

  • Создание групп общения;
  • Тренинги общения;
  • Сложные методы индивидуальной и групповой психотерапии (нейролингвистическое программирование, гештальт-группы, логотерапия и т.д.);
  • Публичные выступления;
  • Успешные примеры самоопределения;
  • Праздники труда.

Помощь в конкретном выборе и принятии решения

  • Построение «цепочки» основных ходов (последовательных действий), обеспечивающих реализацию намеченных целей и перспектив, позволяющие наглядно (на листочке) представить клиенту и самому профконсультанту возможные жизненные перспективы самоопределяющегося человека;
  • Построение  системы  различных  вариантов  действий  клиента  (в  виде  своеобразных

«деревьев» и «ветвей»), ведущих к определенной цели, позволяющих выделить наиболее оптимальные варианты перспектив;

  • Использование различных схем альтернативного выбора из уже имеющихся вариантов

выбора профессии, учебного заведения или специальности в конкретном заведении (обычно используются на заключительных этапах консультации).

Структура деятельности пед.коллектива по проведению профориентационной работы

Администрация – педагог-психолог – социальный педагог – классные руководители – учителя-предметники – педагоги дополнительного образования – родители – учреждения социума - организации и предприятия.

Директор

  • направляет работу педагогического коллектива в осуществлении основных направлений государственной политики образования;
  • знакомит  с  инструкциями,  приказами,  решениями  по  профессиональной  ориентации,

снаучной

и методической литературой;

  • контролирует профориентационную работу в школе.

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе

  • ежегодно        в        начале        учебного        года        информирует        вышестоящие        организации о трудоустройстве выпускников 9-х и 11-х классов;
  • создаёт учебно-методическую базу по профориентации;
  • организовывает и проверяет деятельность учителей – предметников по профессиональной ориентации;
  • собирает,        обобщает        и        распространяет        передовой        опыт        профориентационной        работы учителей-предметников;
  • координирует        профориентационную        направленность        проектной,        исследовательской

деятельности школьников;

  • организует участие одаренных детей в предметных олимпиадах разного уровня;
  • организует занятия учащихся в сети пред. профильной подготовки и профильного обучения;
  • курирует преподавание профориентационного курса в ходе пред. профильной подготовки, спецкурсов и элективов.

Заместитель директора по воспитательной работе

  • вырабатывает        стратегии        взаимодействия        субъектов,        ответственных за педагогическую поддержку самоопределения школьников с целью согласования и координации их деятельности;
  • поддерживает    связи    общеобразовательного    учреждения    с    социальными

партнерами,влияющими на самоопределение школьников основной и старшей школы;

  • планирует работу педагогического коллектива по формированию готовности школьников к профильному и профессиональному самоопределению в соответствии с концепцией и образовательной программой общеобразовательного учреждения;
  • осуществляет анализ и коррекцию деятельности педагогического коллектива по данному

направлению (консультации учителей-предметников, классных руководителей по организации системы учебно-воспитательной работы, направленной на самоопределение обучающихся: профпросвещение, профконсультирование, профдиагностика);

  • создание ученических производственных бригад, организация летней трудовой практики;

осуществляет контролирующую функцию работы классных руководителей, учителейпредметников,  школьного  педагога-психолога  по  проблеме  профильного и профессионального самоопределения обучающихся.

Педагог-психолог

  • изучает профессиональные интересы и склонности школьников;
  • осуществляет        мониторинг        готовности        школьников        к        профильному и профессиональному самоопределению через анкетирование обучающихся и их родителей;
  • проведение тренинговых занятий по профориентации обучающихся;
  • проводит беседы, психологическое просвещение для родителей и педагогов на тему выбора;
  • осуществляет        психологические        консультации        с        учётом        возрастных        особенностей обучающихся;
  • способствуют формированию у школьников адекватной самооценки; оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке интересов и склонностей обучающихся;
  • создает базу данных по проф. диагностике.

Социальный педагог

  • способствует формированию у школьников группы риска адекватной самооценки, поскольку, как правило, у таких детей она занижена;
  • оказывает педагогическую поддержку детям группы риска в процессе их профессионального

и жизненного самоопределения;

  • осуществляет консультации школьников по социальным вопросам;
  • оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке социальных факторов, затрудняющих процесс самоопределения школьника.

Классный руководитель

  • составляет план педагогической поддержки самоопределения школьников класса, включающий разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую активность школьников;
  • организует индивидуальные и групповые проф. ориентационные беседы, диспуты, конференции;
  • ведет  психолого-педагогические  наблюдения  склонностей  обучающихся  (данные

наблюдений, анкет, тестов фиксируются в индивидуальной карте ученика);

  • помогает школьнику проектировать индивидуальную образовательную траекторию, моделировать варианты профильного обучения и профессионального становления, осуществлять анализ собственных достижений, составлять портфолио;
  • организует тематические и комплексные экскурсии школьников на предприятия;
  • оказывает помощь школьному психологу в проведении анкетирования, обучающихся и их родителей по проблеме самоопределения;
  • проводит родительские собрания по проблеме формирования готовности обучающихся к профильному обучению и профессиональному самоопределению;
  • организует        встречи        обучающихся        с        выпускниками        школы        —        студентами        вузов,

среднихпрофессиональных учебных заведений.

Учителя-предметники

  • способствуют развитию познавательного интереса и творческой направленности личности обучающегося. Используя разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, предметные недели, олимпиады, факультативы, конкурсы стенных газет, домашние сочинения, др. обеспечивают профессиональную ориентацию;
  • обеспечивают    профориентационную    направленность    уроков,    формируют

у обучающихся общетрудовые, профессионально важные навыки;

  • способствуют формированию у школьников адекватной самооценки; проводят наблюдения по выявлению склонностей и способностей обучающихся;
  • адаптируют        учебные        программы        в        зависимости        от        профиля        класса,        особенностей обучающихся. Библиотекарь
  • регулярно подбирает литературу для педагогов и обучающихся в помощь выбору профессии

и профориентационной работе;

  • изучает читательские интересы школьников и рекомендует им литературу, помогающую в выборе профессии;
  • организовывает  выставки  книг,  посвящённые  профессиям  и  читательские  диспуты        –

конференции на темы выбора профессии;

  • обобщает   и   систематизирует   методические   материалы,   справочные   данные о потребностях региона в кадрах и другие вспомогательные материалы (фотографии, вырезки, схемы, проспекты, программы, описания профессий);
  • регулярно  устраивает  выставки  литературы  по  профессиям  по  сферам  и  отраслям

(машиностроение, транспорт, строительство, в мире искусства и т. д.).

Этапы реализации программы

I этап: подготовительный

Цель: подготовка условий профориентационной работы.

Задачи:

  1. Изучить нормативную базу.
  2. Разработать, обсудить и утвердить программу по профориентации учащихся.
  3. Проанализироватьматериально-технические,педагогические условия реализации программы.
  4. Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.

II этап: практический

Цель: реализация программы по профориентации.

Задачи:

  1. Отработать        содержание        деятельности,        наиболее        эффективные        формы        и        методы воспитательного воздействия.
  2. Обогащать содержание профпросвещения.
  3. Развивать ученическое самоуправление.
  4. Разработать методические рекомендации по профориентации.
  5. Расширять и укреплять связи и отношения школы с учреждениями города.
  6. Вовлекать в систему профпросвещения представителей всех субъектов        образовательной деятельности.
  7. Проводить мониторинг реализации программы.
  8. Принимать участие в экскурсиях в различные учреждения города.

III этап: аналитический

Цель: анализ итогов реализации программы.

Задачи:

  1. Обобщить результаты работы школы.
  2. Провести коррекцию затруднений в реализации программы.
  3. Спланировать работу на следующий период.

№ п/п

Содержание

Срок проведения

Ответственные

1. Создание нормативно - правовой базы

1.

Разработка        и        утверждение        программы профориентационной        работы        с обучающимися.

март-апрель

Заместитель директорапо УВР;

Заместитель директорапо ВР

2.

Создание банка данных образовательных учреждений города, республики.

март-июнь

Ответственный за

профориентационную работу

3.

Проведение инструктивно – методического совещания педагогов по определению их роли в системе профориентационной

работы с обучающимися и планированииих деятельности.

сентябрь

Заместитель директора по УВР

4.

Разработки классных часов, деловых игр, методических рекомендаций классным руководителям, учителям – предметникам по реализации программы профориентации обучающихся.

ежегодно

Заместитель директорапо ВР

5.

Совещание                        методической                        комиссии классных                руководителей                начальных классов        «Планирование,        организация профориентационной        работы                с обучающимися начальных классов»

сентябрь

Руководитель МК

6.

Организация тематических        выставок по профориентации

ежегодно

Ответственный за профориентационную работу

Художники - оформители

2. Мероприятия по совершенствованию профориентационной работы

2.1. Профпросвещение

1.

Экскурсии на предприятиягорода

ежегодно

Классные руководители Социальные

партнеры

2.

Экскурсии в учебные заведения города. Участие вДне открытых дверей ОУ

Ежегодно по плану УО

Классные руководители 8-11 классов

3.

Заочные экскурсии по учебным заведениям РФ

Ежегодно по плану УО

Классные руководители

4.

Ярмарка профессий

Ежегодно по плану УО

Классные руководители

5.

Участие в городских акциях

ежегодно

Заместитель директора по УВР, Ответственный за профориентационную

работу

6.

Участие в конкурсах разных уровней по профориентации

ежегодно

Ответственный за профориентационную работу

7.

Участие        в        городских        выставках        и фестивалях

ежегодно

Педагоги дополнительного

образования

8.

Профориентация с        обучающимися        на уроках

ежегодно

Учителя предметники

9.

Встречи с        представителями        интересных профессий

Ежегодно

(в рамках реализации Плана воспитывающей деятельности ОУ)

Заместитель директора по ВР

Классные

руководители

10.

Конкурс творческих проектов

ежегодно

Педагоги- организаторы

11.

Тематические классные часы:

Проблемы        профессионального самоопределения (9 классы).

Профессиональное        самоопределение, подготовка к сдаче экзаменов (11 классы);

в течение года

Классные руководители Центр досуга и развития

12.

Проведение        спецкурсов,        элективных курсов профессиональной направленности

ежегодно

Заместитель директора по УВР

13.

Информационно – просветительская

работа: - Оформление информационного стенда по профориентации:

Рубрика «Твое профессиональное будущее»;

«Типы профессий»;

«Куда пойти учиться»;

«Структура трудовой деятельности»; Потребности труда города;

- Работа сообществ в социальных сетях

ежегодно

Ответственный за профориентационную работу

14.

Родительские собрания:

Изучение склонностей        и        способностей ребенка;

Организация        летнего                отдыха        и трудоустройство детей и подростков; Шпаргалка для родителей. Помощь в период подготовки и сдачи выпускныхэкзаменов; Развитие        интересов        и        склонностей         у подростков;

Профессиональные намерения и здоровье школьника;

Выявление        и                предупреждение зависимостей различного рода у детей; Молодежная безработица. Что это такое?; Формирование                профессиональной подготовки в старшем школьном возрасте;

«Самоопределение выпускника»;

ежегодно

Классные руководители Администрация; Ответственный за профориентационную работу

15.

Организация внеурочной деятельности в лицее (участие в конкурсах, выставках, проектах): Коллективные творческие дела; Работа детского пресс- центра; Субботники        по        уборке        школьной территории;

в течение всего периода по плану воспитывающей деятельности

Классные руководители

2.2. Диагностика и консультирование

1.

Консультирование и Тестирование учащихся 9 классов:

«Карта интересов»;

«Склонности и профессиональная направленность»; Профессиональный тип личности;

Мотивы выбора;

ежегодно

Классный руководитель Социальный педагог Педагог-психолог

2.

Консультирование родителей по вопросам

профориентации

ежегодно

Педагог-психолог

3.

Тематические родительские собрания и родительские конференции по теме Профориентация

по плану в течение года

Педагог-психолог Администрация

2.3. Профессиональная адаптация

1.

Создание банка данных о предварительном

и фактическом трудоустройстве выпускников

ежегодно август

Классные руководители

2.

Оказание        помощи        в        трудоустройстве опекаемых и детям «группы риска»

ежегодно май - июнь

Социальный педагог

3.

Организация летней трудовой практики

июнь-август

Заместитель директора по УВР

Классные руководители

4.

Вечер встречи выпускников

по плану

Администрация

5.

Коллективные творческие дела

по плану ВР в течение года

Центр досуга Совет старшеклассников

6.

Трудовые десанты по уборке школьной территории

по графику в течение года

Заместитель директора по АХР

7.

Выставки-конкурсы (прикладные)

по плану ВР в течение года

Центр досуга Совет старшеклассников

3. Мониторинг качества профориентационной работы

1.

Отчеты        классных        руководителей        по профориентации обучающихся

1 раз в год

Заместитель директора по УВР

2.

Анализ соответствия проф. намерений учеников и их участия в кружках, секциях, факультативах, курсах по выбору

в течение всего периода

Классные руководители Заместитель

директора по УВР

3.

Разработка методических рекомендаций по профориентации для учащихся, педагогов и родителей: психология выбора профессии; использование игровых        упражнений        в профориентационной работе;

трудовое        воспитание                как        условие эффективности        профориентации старшеклассников;

конфликты        профессионального

самоопределения;

по мере накопления материала

Заместитель директора по УВР

Мероприятия по реализации программы профориентационной работы «Шаг в будущее»

Содержание

Виды деятельности

9 класс

1.

Информирование (беседы)

О конкурсе при поступлении в учебные заведенияРынок образовательных услуг города.

Молодежная безработица. Что это такое (родительское собрание).

Шпаргалка для родителей. Помощь в период подготовки исдачи выпускных экзаменов (родительское собрание).

Экзамен как профессиональное достижение выпускникаИтоговая аттестация.

Формула успеха - труд по призванию. Проблемы профессионального самоопределения (тематический классный час).

2

Психологическое

имедицинское консультирование

Межличностные отношения в профессиональной деятельности (Методика «Эмпатия», «Диалог», «Стратегия выхода из конфликта»).

  1. Человек как система отношений.
  2. Социально – психологический портрет современногопрофессионала.
  3. Предотвращение предэкзаменационного стресса.

3.

Медицинская диагностика

Медицинский осмотр. Соблюдение календаря прививок.

4.

Воспитательные мероприятия

Диспут «Цель и смысл жизни. Что от жизни ждать».Как понимать друг друга без слов (тренинг).

Участие в школьных и городских конкурсах, соревнованиях.

Необходимые умения при поиске работы (тренинг).

11 классы

1.

Информиров ание(беседы)

Профессиональное самоопределение, подготовка к сдачеэкзаменов (тематический классный час).

Предоставление учащимся информации об учебных учреждениях и о правилах поступления в них.

«Самоопределение выпускника» (родительское собрание).

2.

Психологическое имедицинское консультирование

  1. Развитие        способностей        учащихся        через        углубленноеизучение отдельных предметов.
  2. Анкетирование        «Моё        жизненное        самоопределение» (центрзанятости населения).

3.

Медицинская

диагностика

  1. Медицинский осмотр.

4.

Воспитательные мероприятия

«Психологические характеристики профессий».

«Что век грядущий нам готовит».

Оценка эффективности реализации программы

К основным показателям эффективности системы профориентации        школьников относятся:

Нормативное правовое обеспечение функционирования системы профессиональной ориентации в школе;

Увеличение количества реализуемых методик, средств и программ профессиональной ориентации обучающихся, учитывающих профессиональные интересы, потребности, возможности, состояние здоровья человека, требования рынка труда и складывающиеся социально-экономические условия;

Увеличение количества обучающихся учреждений высшего образования поспециальностям, востребованным на региональном рынке труда;

Рост доли поступивших школьников в образовательные учреждения высшего образования, получивших проф. ориентационные услуги, а так же поступивших в образовательные учреждения профессионального образования;

Ориентация обучающихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях;

Оказание адресной помощи обучающимся в осознанном выборе будущей

профессии;

Создание        условий        для        профессиональной        ориентации        и

профессионального образования детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями; Развитие интернет – портала по профориентации;

Развитие        механизмов        межведомственного        взаимодействия        между учреждениями образования, учреждениями ведомства труда и занятости, работодателями;

Высокие показатели готовности старшеклассников к профессиональному

самоопределению.

Критерии и показатели готовности старшеклассников к

профессиональномусамоопределению, согласованные с выбором профиля обучения

Критерии

Показатели

9 класс

11 классы

Когнитивный (К)

1. Знание своих склонностей, способностей, индивидуальных

качеств.

2. Владение способами самодиагностики и саморазвития.

3. Знание многообразия мира труда ипрофессий; необходимости профессионального выбора в соответствии со своими

желаниями, склонностями, способностями.

3. Знание предметной стороны профессиональной деятельности;

общих и специальных профессионально важных качеств (ПВК).

4. Понимание специфики профильного обучения, его значениядля профессионального самоопределения.

4. Знание своих интересов, склонностей, способностей.

Мотивационно- ценностный (М-Ц)

1. Заинтересованность в получении

знаний.

1. Устойчивые познавательные интересы.

2. Положительное отношение к

2. Отношение к избираемой

продолжению обучения в

профессиональной

соответствии с избираемым

деятельности (понимание

профилем.

общественной и личной

3. Осознанная мотивация на

значимости избираемой

профильное обучение как условие для

профессиональной

достижения поставленной цели выбора

деятельности, присутствие

желаемой профессиональной

интереса к избираемой

деятельности.

профессии в системе

4. Осознание необходимости выбора

ценностных ориентаций).

профиля обучения на основе

3. Адекватная самооценка

соотнесения своих профессиональных

ПВК.

намерений с личностными

склонностями и возможностями.

5. Адекватное отношение к себе каксубъекту выбора профиля обучения,самостоятельность и активность при осуществлении

выбора.

Деятельностно -

1. Проявление        волевых        усилий        в        достижении        поставленных

практический (Д-П)

профессионально-ориентированных целей.

2. Проявление своего творческого

2. Готовность к

потенциала, коммуникативности и

исследовательской,

самостоятельности в достижении

преобразовательной и

наивысших результатов по

коммуникативной

интересующим, профессионально

деятельности в избранной

значимым учебным дисциплинам.

сфере.

3. Ориентация на

творчество.

4. Стремление к

совершенствованию ПВК.

Диагностика эффективности программы:

  • диагностика жизненно важных  ценностей обучающихся (методика

«Общечеловеческие ценности»);

  • диагностика профессионально  важных  качеств обучающихся(методика

«Коммуникативные навыки»);

  • диагностика познавательных процессов;
  • диагностика склонностей и интересов;
  • анализ поступлений обучающихся лицея в учебные заведения и их дальнейшего самоопределения.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого- педагогическая зарактеристика класса

Характеристика класса в полной форме...

Психолого - педагогическая характеристика класса

Психолого - педагогическая характеристика класса....

Психолого-педагогическая характеристика класса. Метод социометрии.

Психолого-педагогическая характеристика класса(на примере учащихся 10 класса) составлена по методу социометрии. Данный метод помогает сформировать благоприятный фон в классе и способствовать спло...

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОСТАВ КЛАССА

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОСТАВ КЛАССА ГРУППЫ ПО ПЕВЗНЕР...

Психолого-педагогическая характеристика класса

Данный материал будет полезен классному руководителю при создании психолого-педагогической характеристики класса и дневника классного руководителя....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Психолого-педагогическая коррекция» Возраст обучающихся: 7-16лет Срок реализации: 72часа

Актуальность программы обусловлена тем, что современная социально-экономическая ситуация диктует настоятельную необходимость в оказании эффективной психологической помощи подрастающему поколению. Поис...

Программа профориентации для старшеклассников

Основная идея программы заключается в том, чтобы помочь подростку познать самого себя, свои силы и индивидуальность, формировании мотивации осознанного и целенаправленного выбора будущей профессии....