Программа профориентационной работы 2022г
рабочая программа

Станкевич Татьяна Леонидовна

Программа профориентационной работы 2022 в МАОУ СОШ №1 города Когалыма ХМАО-Югры

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа№1» г.Когалыма ХМАО-Югры

«Принято»                                                                                                                 «Утверждено»

на педагогическом совете                                                                                      Директор МАОУ

МАОУ «СОШ №1»                                                                                                 «СОШ №1»

протокол № 3                                                                                                   ________ Е.А. Гулиева

«_30_» _августа__2022г.                                                                         «_30_» __августа_2022г.

Программа профоориентационной работы

«Мой профессиональный выбор»

 2022г.

Содержание программы:

1. Пояснительная записка.

2. Цели и задачи реализации программы.

3. Аспекты и этапы реализации программы.

4. Содержание профориентации в условиях непрерывного образования.

5. Основные формы работы.

6. Направления работы.

7.Структура деятельности педагогического коллектива по проведению профориентационной работы в школе.

8. Оценка эффективности профориентационной работы.

9. Сроки реализации программы.

10. Компоненты педагогической деятельности по профоориентации.

11. Заключительная часть.

 

  1. Пояснительная записка.

    Современная ситуация в России, те проблемы, которые испытывают выпускники в профессиональном самоопределении заставляют по-новому взглянуть на организацию профориентационной работы в школе. Старшеклассники должны владеть не только комплексом необходимых знаний, но и обладать такими личностными качествами, которые позволят им реализовать себя в профессиональном и социальном плане.        Концепция профильного обучения, предложенная Правительством России, предполагает, что к старшей школе ученик должен определиться с профилем своего дальнейшего обучения. Это накладывает особую ответственность на основную школу, где в 8-х и 9-х классах должна осуществляться предпрофильная подготовка.

  Программа определяет основные пути развития формирования у подростков профессионального самоопределения.

 

2.Цели и задачи профориентационной работы.

Цель: оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.

Задачи:

- научить постановке дальних и ближних профессиональных целей, помочь определить свою готовность к достижению профессиональных целей, осознать трудности в достижении профессиональных целей и найти пути их преодоления;

- помочь сопоставить свои возможности с требованиями выбираемых профессий;

- формировать у учащихся и выпускников школы мотивационной основы для получения начального и среднего профессионального образования и выбора ими рабочих профессий;

-  повышать информированность учащихся об основных профессиях, по которым наблюдается или планируется существенный дефицит кадров.

3.Аспекты и этапы реализации программы профориентационной работы.

Профессиональная ориентация — это многоаспектная система, включающая в себя просвещение, воспитание, изучение психофизиологических особенностей, проведение психодиагностики, организация элективных курсов, а также, что особенно важно, занятий по психологии. Это неслучайно, так, как только на них происходит прямое воздействие на психику школьника через специально организованную деятельность общения.

Можно выделить следующие аспекты: социальный, экономический, психолого-педагогический, медико-физиологический.

Социальный аспект заключается в формировании ценностных ориентации молодежи в профессиональном самоопределении, где делается акцент на изучении требований к квалификации работника той или иной сферы.

Экономический аспект - это процесс управления выбором профессии молодежи в соответствии с потребностями общества и возможностями личности (изучение рынка труда).

Психологический аспект состоит в изучении структуры личности, формировании профессиональной направленности (способность к осознанному выбору).

Педагогический аспект связан с формированием общественно значимых мотивов выбора профессии и профессиональных интересов.

Медико-физиологический аспект выдвигает такие основные задачи как разработка критериев профессионального отбора в соответствии с состоянием здоровья, а также требований, которые предъявляет профессия к личности кандидата.

С учетом психологических и возрастных особенностей школьников можно выделить следующие этапы, содержание профориентационной работы в школе:

1 - 4 классы:

-формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе;

-развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.

5 - 7 классы:

-развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности;

-представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа «Я»); приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре. Этому способствует выполнение учащимися профессиональных проб, которые позволяют соотнести свои индивидуальные возможности с требованиями, предъявляемыми профессиональной деятельностью к человеку.

8-9 классы: 

-уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и других курсов по выбору;

-групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения;

-формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям.

10-11 классы:

-обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.

4.Содержание профориентации в условиях непрерывного образования.

  Решение задач профориентации осуществляется в различных видах деятельности учащихся (познавательной, общественно полезной, коммуникативной, игровой, производительном труде).

  С этой целью в школьные планы работы необходимо включать вопросы профориентации. Это направление прослеживается в плане каждого классного руководителя – раздел профориентация.

  Ответственными за профориентационную работу в школах являются заместители директоров по воспитательной работе. Помощь классным руководителям в организации этого блока работы также оказывают социальные педагоги, психологи, преподаватели-организаторы ОБЖ, учителя «Технологии».

 Одной из составляющих сторон системы профориентации является диагностика профессиональной направленности учащихся .

5.Основные формы работы

Самыми распространенными мероприятиями профориентационной работы являются уроки профориентации, внутришкольные конкурсы, связанные с выбором профессии.

№ п/п

Форма работы

Краткое описание

1

Профпросвещение

Начальная профессиональная подготовка школьников осуществляется через уроки труда, организацию кружков и т.д.

2

Профинформация

Система мер по ознакомлению учащихся:

-с ситуацией в области спроса и предложения на рынке труда

-с характером работы по основным профессиям и специальностям.

3

Профконсультация

Оказание помощи в выборе профессии путем изучения личности школьника с целью выявления факторов, влияющих на выбор профессии.

6.  Направления работы.

1. Информационно-просветительское направление. Цель этого направления – создать у учащихся максимально четкий и конкретный образ основных типов профессий. Это поможет в будущем сделать наиболее осознанный и осмысленный выбор.
   Профориентационная работа может осуществляться  на уроке, внеклассных занятиях, классных часах. Практически все учебные предметы могут информировать учащихся о различной профессиональной деятельности. Педагог должен
сообщать учащимся определенные знания о профессиях; раскрывать социальные, экономическин и психологические стороны профессий; информировать учащихся о путях овладения избранными профессиями; формировать ценностные ориентации, стойкие профессиональные интересы и мотивы выбора профессии
2. Диагностическое направление.  Это направление реализуется в следующих планах:
- изучение способностей, склонностей, интересов, обученности. в процессе вовлечения учащихся в разнообразные виды  деятельности
· самопознание, исследование школьником своих качеств в контексте определенной профессии (или группы профессий);
· оценка своих возможностей, определение степени выраженности тех или иных профессионально важных качеств и прочих ресурсов, обусловливающих профессиональный выбор.
3. Консультационное направление подразумевает содействие профессиональному выбору учащихся, основанного  на учете мотивов человека, его интересов, склонностей, личностных проблем. Оно может включать в себя диагностический или информационный аспект, но может и не включать.
4. Обучающее (или формирующее).  В русле этого направления педагоги формируют у учащихся следующие умения:
· умение анализировать
мир профессий;
· умение анализировать свои возможности и 
ограничения в ситуации профессионального выбора

7.  Структура деятельности педагогического коллектива по проведению профориентационной работы в школе.

Курирующий завуч - в функции которого входят:

-выработка стратегии взаимодействия субъектов, ответственных за педагогическую поддержку самоопределения школьников с целью согласования и координации их деятельности;

-проведение педагогических советов, производственных совещаний по проблеме профессионального самоопределения старшеклассников;

-организация системы повышения квалификации классных руководителей, учителей-предметников, школьного психолога по проблеме самоопределения учащихся;

-осуществление контролирующих функций работы классных руководителей, учителей-предметников, школьного психолога по проблеме профессионального самоопределения учащихся.

Профориентатор- в функции которого входят:

-планирование работы педагогического коллектива по формированию готовности учащихся к профессиональному самоопределению в соответствии с концепцией и образовательной программой общеобразовательного учреждения;

-создание ученических производственных бригад, организация летней трудовой практики;

-организация участия одаренных детей в предметных олимпиадах разного уровня;

-поддержание связей общеобразовательного учреждения с социальными партнерами, влияющими на самоопределение учащихся основной и средней школы;

-осуществление анализа и коррекции деятельности педагогического коллектива по данному направлению (консультации учителей-предметников, классных руководителей по организации системы учебно-воспитательной работы, направленной на самоопределение учащихся.

Классный руководитель: опираясь на концепцию, образовательную программу и план воспитательной работы школы:

-составляет для конкретного класса план педагогической поддержки самоопределения учащихся, включающий разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую активность школьников;

-организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции;

-помогает обучающемуся проектировать индивидуальную образовательную траекторию, моделировать варианты профессионального становления, осуществлять анализ собственных достижений, составлять собственный портфолио;

-организует тематические и комплексные экскурсии учащихся на предприятия;

-оказывает помощь школьному психологу в проведении анкетирования, учащихся и их родителей по проблеме самоопределения;

-проводит родительские собрания по проблеме формирования готовности учащихся к профессиональному самоопределению;

-организует встречи учащихся с выпускниками школы — студентами вузов, средних профессиональных учебных заведений.

Учитель-предметник: 

-способствуют развитию познавательного интереса, творческой направленности личности учащихся, используя разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, предметные недели, олимпиады, факультативы, конкурсы стенных газет, домашние сочинения и т.д.;

-обеспечивают профориентационную направленность уроков, формируют у учащихся общетрудовые, профессионально важные навыки;

-способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;

-проводят наблюдения по выявлению склонностей и способностей учащихся;

-адаптируют учебные программы в зависимости от профиля класса, особенностей учащихся.

Библиотекарь:  

-регулярно подбирает литературу для учителей и учащихся в помощь выбору профессии (по годам обучения) и профориентационной работе;

-изучает читательские интересы учащихся и рекомендует им литературу, помогающую в выборе профессии;

-организует выставки книг о профессиях и читательские диспуты-конференции на темы выбора профессии;

-регулярно устраивает выставки литературы о профессиях по сферам и отраслям (машиностроение, транспорт, строительство, в мире искусства и т.д).

Социальный педагог: 

-способствует формированию у школьников группы риска адекватной самооценки;

-оказывает педагогическую поддержку детям группы риска в процессе их профессионального и жизненного самоопределения;

-осуществляет консультации учащихся по социальным вопросам;

-оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке социальных факторов, затрудняющих процесс самоопределения школьника.

 

Школьный психолог: 

-изучение профессиональных интересов и склонностей учащихся;

-осуществляет мониторинг готовности учащегося к профессиональному самоопределению через анкетирование учащихся и их родителей;

-проведение тренинговых занятий по профориентации учащихся;

-проводит беседы, психологическое просвещение для родителей и педагогов на тему выбора;

-осуществляет психологические консультации с учётом возрастных особенностей учащихся;

-способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;

-оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке интересов и склонностей учащихся;

-создает базу данных по профдиагностике.

Медицинский работник: 

-используя разнообразные формы, методы, средства, способствует формированию у школьников установки на здоровый образ жизни;

-проводит с учащимися беседы о взаимосвязи успешности профессиональной карьеры и здоровья человека;

-оказывает консультации по проблеме влияния состояния здоровья на профессиональную карьеру;

-оказывает помощь классному руководителю, школьному психологу и социальному педагогу в анализе деятельности учащихся.

8.Оценка эффективности профориентационной работы

  К основным результативным критериям и показателям эффективности профориентационной работы, прежде всего, относится;

-достаточная информация о профессии и путях ее получения. Без ясного представления о содержании и условиях труда в избираемой профессии школьник не сможет сделать обоснованного ее выбора. Показателем достаточности информации в данном случае является ясное представление им требований профессии к человеку, конкретного места ее получения, потребностей общества в данных специалистах;

-потребность в обоснованном выборе профессии. Показатели сформированности потребности в обоснованном профессиональном выборе профессии — это самостоятельно проявляемая школьником активность по получению необходимой информации о той или иной профессии, желание (не обязательно реализуемое, но проявляемое) пробы своих сил в конкретных областях деятельности, самостоятельное составление своего профессионального плана;

-уверенность школьника в социальной значимости труда, т. е. сформированное отношение к нему как к жизненной ценности. По данным исследований жизненных ценностей учащихся VIII—XI классов отношение к труду как к жизненной ценности прямо соотносится у них с потребностью в обоснованном выборе профессии;

-степень самопознания школьника. От того, насколько глубоко он сможет изучить свои профессионально важные качества, во многом будет зависеть обоснованность его выбора. При этом следует учитывать, что только квалифицированный специалист может дать школьнику достаточно полную и адекватную информацию о его профессионально важных качествах;

-наличие у учащегося обоснованного профессионального плана.  Показателем обоснованности является умение соотносить требования профессии к человеку со знаниями своих индивидуальных особенностей, те из них, которые непосредственно влияют на успех в профессиональной деятельности, т. е. профессионально важные качества. Сформированность последних — дополнительный критерий обоснованности выбора профессии.

В качестве процессуальных критериев эффективности профориентационной работы выделяются следующие:

-индивидуальный характер любого профориентационного воздействия (учет индивидуальных особенностей школьника, характера семейных взаимоотношений, опыта трудовых действий, развития профессионально важных качеств);

-направленность профориентационных воздействий на всестороннее развитие личности (предоставление свободы в выборе профессии, создание возможности для пробы сил в различных областях профессиональной деятельности, пробуждение активности в самостоятельном выборе сферы профессиональной деятельности и определении профессионального плана).

Ожидаемые результаты реализации Программы.

- создание системы профессиональной ориентации в школе;

- изменение отношения учащихся к трудовой деятельности по рабочим профессиям и специальностям, востребованным на рынке труда;

-  повысить мотивацию учащихся к труду;

- оказать адресную помощь учащимся  в осознанном выборе будущей профессии;

- обучить подростков основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;

- сориентировать учащихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях.

 

9.Сроки реализации Программы:  2022 - 2025 годы.

10. Компоненты педагогической деятельности по профориентации:
1. Уроки трудовой подготовки, предпрофильная  подготовка.
2. Профориентационные минутки на уроках.
3. Дискуссии, беседы, классные часы, трудовому воспитанию.
4. Включение учащихся в различные виды доступного труда.
5. Проведение диагностических методик для изучения личностного роста и результатов развития ребёнка с последующим обсуждением.
6. Консультации  специалистов по вопросам самоопределения (психолог, медик, представитель ЦЗН)
7. Созданная сеть кружков, спортивных секций по интересам учащихся.
8. Налаженная экскурсионная работа
9 Комплекс традиционных дел и мероприятий в школе и классах и учёт личных достижений учащихся в конкурсах.
10. Проблемно-игровые и учебно-профессиональные ситуации и профориентационные игры
11. Школьные СМИ (выпуск стенгазет, видеороликов, постов ВК и заметок на сате школы)
12. Встречи с людьми разных профессий, просмотр видеофильмов.
Работа с родителями учащихся по профессиональному самоопределению.
Цели и задачи:
Центральная задача семейного воспитания – создание всех необходимых условий для нормального развития и саморазвития духовно и физически здоровой зрелой личности ребенка. Поэтому, одна из главных задач родителей состоит в том, чтобы способствовать правильному профессиональному выбору детей, помочь им умным советом. А задача школы – содействовать формированию у родителей представлений о роли семьи в трудовом воспитании и профессиональной ориентации детей.
Основными направлениями работы школы с семьей являются: общешкольный родительский комитет, классные родительские комитеты, родительский всеобуч, Дни открытых дверей, праздники труда, конкурсы профессионального мастерства, встречи с семейными трудовыми династиями, работодателями, представителями учебных заведений, службами занятости населения, индивидуальные консультации.
Информационное обеспечение
- о роли родителей в профориентации учащихся на разных ступенях образования;
- о нормативно-правовой базе получения профессионального образования детей;
- о трудоустройстве и ошибках в трудоустройстве выпускников школы;
- о 
перспективах развития рынка труда, о рабочих местах города, о правилах приема в учебные  заведения.
Практическое направление:
1. Участие в профессиональном информировании учащихся – выступления - рассказы  о своих профессиях
2. Участие в профессиональном самоопределении учащихся совместно с классными руководителями: участие во внеклассных мероприятиях, участие в профессиональных пробах на базе КПК, организация экскурсий на предприятия города.
3.Участие в коррекции профессиональной подготовки выпускников в соответствии с материальным положением семьи, рынком труда, возможностями личности. 
Классные родительские собрания:
1 класс – Трудовые поручения в семье и школе.
2 класс – Профессии моих родителей.
3 класс – О роли семьи в трудовом воспитании младших  школьников.
4 класс – Профили обучения в среднем звене нашей школы.
5 класс – Трудовое воспитание и профессиональная ориентация подростков
6 класс - Роль родителей в формировании профессиональных намерений учащихся.
7 класс - Склонности и интересы подростков в выборе профессии.
8 класс - Профессии, которые выбирают наши дети. Ошибки выбора.
9 класс - Самовоспитание школьника как важнейшее условие его подготовки к профессиональному труду.

10 класс – Склонности и интересы подроста в выборе профессий

11 класс – Выбор профессии - дело серьезное
Общешкольные родительские собрания:
1- 4 классы – «Проблемы трудового обучения  и воспитания в семье и школе»
5 -8 класс –  «Роль родителей в формировании профессионального интереса ребёнка»
9  класс -  «Куда пойти учиться и работать»

10 класс – «Профессиональная ориентация старшеклассников»

11 класс – «Новые вызовы в выборе профессий»
Работа с учащимися по профессиональному самоопределению.
  С учетом психологических и возрастных особенностей школьников можно выделить следующие этапы, содержание профориентационной работы в школе. На каждом периоде школьного этапа необходима реализация различных целей профориентационной работы:
1 ступень  (1-4 классы)
«Человек трудом славен»
Особенности работы: Дети далеки еще от выбора профессии, но правильно поставленная среди них работа должна стать основой, на которой в дальнейшем будут развиваться профессиональные интересы и намерения детей в старших классах. Есть качества личности, необходимые для всех профессий: трудолюбие, уважение к людям труда всех профессий, осознание необходимости трудиться, умение планировать и контролировать свою работу, организовать свое рабочее место, аккуратность, точность в работе, усидчивость, настойчивость, умение выбрать наиболее рациональный способ выполнения трудового задания, экономия материалов, времени и т.д. Все эти качества нужно формировать и воспитывать  в 1-4 классах. 
Направления работы: Знакомство с профессиями родителей. Изучение способностей учащихся. Вовлечение учащихся во всевозможные виды труда. Экскурсии, профориентационные игры.
Цель: формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе; развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.
Задачи:
1.     Расширение  представлений о труде взрослых, понимание значения труда в жизни человека.

2.     Знакомство с наиболее популярными профессиями в промышленности, сельском хозяйстве, сфере обслуживания.
3.     Формирование первых умений и навыков общего труда на пользу людям, привитие навыков самообслуживания.
4.     Воспитание уважения к людям труда.
Содержание материала
1. Общие сведения о документах, удостоверяющих личность гражданина РФ
Содержание материалаСвидетельство о рождении
Уточнение знаний учащихся по записям своего документа.
Учащиеся должны знать: название документа и его содержание, условия хранения документа,  фамилию, имя, отчество ученика, дату рождения, название страны, где ученик родился,  сведения о родителях, название учреждения выдавшего документ.
2. Беседы по трудовому воспитанию.
1. «Без труда не вынешь и рыбку из пруда»
2. «Ученье и труд рядом идут»
3. «Мое любимое занятие в свободное время»
4. «Что ты должен делать сам?»
5.  «Мой труд дома»
6. «Белоручек нам не надо, мастера везде нужны»
7. «О труде людей осенью, зимой, весной, летом» 
8. «Труд – умелые руки любит»
9. «Что такое трудолюбие и как его воспитать»
3. Знакомство с миром профессий.
1. «Кто работает в нашей школе?» (экскурсия по школе)
2.  Экскурсия по городу (знакомство с профессиями людей, обеспечивающих порядок и чистоту, работающих на транспорте)
3.  Профессии наших родителей.
4. «Как рубашка в поле выросла»
5. «Профессии нашего региона»
6. «Кто построил мой город?»
7. «Путешествие в читай-город» (рассказ о людях, 
чьим трудом создаются книги, экскурсия в библиотеку)
8. «Письма, телеграммы  в дом приносит  славный почтальон» (экскурсия на почту)
9. Знакомство с работой цветовода (беседа-практикум по уходу за цветами)
10. Наши магазины. Работники магазина. Экскурсия в магазин. Знакомство с профессией продавца..
Итоговое занятие «Все профессии нужны, все профессии важны
 
4. Практическая часть
        «Делу время – потехе час» (практикум – сервировка стола, уборка посуды со стола, мытье посуды)
        Конкурс «Лучший рисунок о труде»
        Выставка изделий учащихся и родителей.
        Труд на пришкольном участке.
5. Диагностика.
1. Анкета «Мой труд дома»
2. Рисунок «Мои родители на работе»
3. Методика «Моё любимое дело»
4. Анкета «Мои желания»
5. Игровая методика «По морю любимых занятий»
6. Методика выбора школьных предметов «Почему я тебя выбрал»
7. Анкета «Что я умею делать сам»
8. Диагностика сформированности трудовых навыков.
6. Исследовательская деятельность
Проект “Профессии родителей глазами детей»
Участие в проекте  предусматривает: беседы с родителями, экскурсии к ним на работу, выпуск газеты “Наши родители на работе” с фотографиями, рисунками, краткой информацией о том, что они делают, чем занимаются на работе, какое значение имеет их работа для них самих и для других людей.
Учащиеся заранее придумывают вопросы, которые будут задавать родителям о профессии. Учитель поручает детям пригласить своих пап и мам в школу и рассказали о своей работе. Вместе с родителями разрабатываются план выступления и последующая организация одного из этапов конкурса умельцев. Родители приносят на выставку изделия, которые они сделали сами.
2 ступень (5-9 классы)
"В мире профессий"
Особенности: На данном возрастном этапе важно подготовить учащихся к труду и выбору профессии, через уточнение знаний детей о мире профессий, пропаганду профессий, доступных для  детей с проблемами в развитии. Знакомство с огромным миром профессий возможно в 5-9 классах путем использования различных форм и методов: рассказ, беседа, встречи, экскурсии, просмотр д/фильмов, к/фильмов, альбомов. Воспитывать качества личности, необходимые при организации профориентационной трудовой деятельности: трудолюбие, положительное отношение к выбранной профессии, предприимчивость, дисциплинированность, ответственность, исполнительность, бережливость, качество результатов труда, профессиональный долг, честь и этика.
Направления работы: Знакомство с миром профессий. Активизация интереса к выбору профессии, формирование правильного понимания сущности профессии и самоопределение. Изучение профессиональных намерений, интересов.
Цель: Подготовить учащихся к труду, расширить  представление о многообразии мира профессий, помочь в сознательном выборе профессии с учетом профессиональных склонностей, желаний и возможностей.
Задачи:
1.     Показать роль труда в жизни человека, привить любовь и уважение к людям труда,
2.     Формирование представлений о роли профессии в жизни человека.
3.     Выработать навыки и привычки к труду, воспитывать добросовестное отношение к порученному делу.
4.     Познакомить учащихся с доступными профессиями
5.     Дать общие сведения о профессии (характеристика, значение, деятельность, требования к личности, условия работы, необходимые знания, умения и навыки, где можно получить специальность, перспективы, оплата труда).
Содержание материала
1. Общие сведения о документах, удостоверяющий личность гражданина РФ
Содержание материалаПаспорт гражданина РФ.
Учить ориентироваться в документе, находить требуемые сведения, заполнять анкету.
Учащиеся должны знать: содержание записей в документе, условия его получения и хранения.
Ознакомительная экскурсия в паспортный отдел – знакомство со стендами по заполнению документов на получение паспорта. Порядок получения  паспорта. Возможность обращения в паспортный отдел в случае утери паспорта
2. Беседы по профориентации на тему:
1.     Почему люди работают?
2.     «Хочу» и «надо» в твоей учёбе и поведении.
3.     Многообразие мира профессий.
4.     Знакомство со страной профессий.
5.     Чем различаются разные профессии?
6.     Профессии и их классификация.
7.     Правило хорошего выбора профессии ("хочу" - "могу" - "надо")
8.     Мир профессий и твое место в нем.
9.     «Что я знаю об избранной мной профессии?»
10.  Всякий труд у нас в почете «Дорога в рабочие»
11. «Кем я хочу быть и почему?»
12. «Чтобы люди сказали: «Спасибо» (труд на радость людям, встреча с ветеранами труда)
3. Знакомство с миром профессий.
1. Работа технического персонала школы.
2. Знакомство с профессиями портного, швеи, закройщика (уроки швейного дела на базе школьной мастерской)
3. Знакомство с профессией столяра, плотника  (уроки столярного дела на базе школьной
мастерской)
4. 
Знакомство с профессией повара, кулинара, кухонного рабочего (уроки кулинарии на)
5. Знакомство с профессий цветовода (в рамках акции «Росток»)
6. Индивидуальная трудовая деятельность (роспись по дереву, декоративный труд)
7. Профессии сферы обслуживания.
8. Лес. Работники когалымского лесничества.
9. Профессия пожарного.

10. Какие профессии связаны с нефтью и газом.

3 ступень (9-10 классы)
"Твой выбор"
Особенности: На данном возрастном этапе важно подготовить учащихся к выбору профессии и помочь осуществить этот выбор через уточнение знаний детей о мире профессий, профессинальных проб, пропаганду профессий. Воспитывать качества личности, необходимые при организации профориентационной трудовой деятельности: трудолюбие, положительное отношение к выбранной профессии, предприимчивость, дисциплинированность, ответственность, исполнительность, бережливость, качество результатов труда, профессиональный долг, честь и этика.
Направления работы: осознанный выбор профессий. Изучение профессиональных намерений, интересов.
Цель: подготовить учащихся к выбору профессий и учебных заведений, помочь в сознательном выборе профессии с учетом профессиональных склонностей, желаний и возможностей.
Задачи:
1.     Показать роль труда в жизни человека, привить любовь и уважение к людям труда,
2.     Формирование представлений о роли профессии в жизни человека.
3.     Познакомить учащихся с учебными заведениями.

Содержание материала

1. Беседы по профориентации на тему: 

1.    «Как правильно выбирать профессию»
2.     «Хочу» и «надо» в твоей профессии.
3.     Многообразие мира профессий.
4.     Знакомство с Атласом новых профессий.
5.     Профессии и их классификация.
6.     Формула выбора профессии
7.     Мир профессий и твое место в нем.
8.     «Что я знаю об избранной мной профессии?»  
9.    «Кем я хочу быть и почему?»

10.   «Твоя профессиональная карьера»

2. Знакомство с миром профессий.
1. Востребованные профессии в моем городе
2. Школьный проект «Деловой завтрак с профессионалом»
3. 
 Ярмарка профессий (СурГУ)
4. 
 Как выбрать специальность в медицине
5. Профессия педагога (муниципальный проект «Школа будущего педагога»)
6. Профессии, которые предлагают в Когалымском политехническом колледже
7. Профессии сферы обслуживания.
8. Лес. Работники когалымского лесничества.
9. Профессия спасателя.

10. Какие профессии связаны с нефтью и газом.

11. Участие во Всероссийской недели высоких технологий и технопредпринимательства (деловая игра «Журналист»).

12.Заключительная часть.

 Современный этап развития общества характеризуется высоким динамизмом, качественными сдвигами во всех областях жизни. Социальный прогресс, возрастание роли науки и техники, рост культуры требует усиления творческой активности личности, организованности, дисциплины, повышения требовательности к себе и своей деятельности. Ориентация в окружающем мире, способность применить свои способности с учетом своих интересов и нужд общества является главным фактором успешности человека, его самореализации и успешности жизни.

    Все это возможно, если помочь ребенку определить для себя ценностные ориентиры, научить выделять цели и способы их достижений, развивать внутренний контроль, саморегулирование деятельности и поведения.

    Именно стремление к самореализации является мотивом успешного человека. Человек получает большое моральное удовлетворение от своего движения вперед и развития.

Педагоги, работающие с подрастающими поколениями, должны осуществлять функцию личностной ориентации: ответить учащимся на наиболее острые, сложные вопросы нашей общественной жизни, помочь обучающимся продемонстрировать в социуме свои способности, знания, умения и навыки.

С этой целью и разработана программа по профориентации, предоставляющая подросткам возможность не только приобрести опыт освоения посильных элементов профессиональной деятельности, но и осознать свои возможности, интересы, предпочтения.

Итогом программы должны стать следующие результаты:

  • положительное отношение к труду;
  • умение разбираться в содержании профессиональной деятельности;
  • умение соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;
  • умение анализировать свои возможности и способности (сформировать потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности);
  • оказание психологической помощи учащимся в осознанном выборе будущей профессии;
  • обучение подростков основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;
  • активация учащихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях.

В ходе обучения учащиеся овладевают умениями, разнообразными способами деятельности, приобретают опыт:

  • – планирования и осуществления разнообразной практической деятельности: выполнение рефератов, рисунков, номеров самодеятельности, посещение рабочих мест и др.;
  • – решения разнообразных задач, требующих поиска пути и способов решения;
  • – осуществления различных типов проектов: исследовательских, творческих, практико-ориентированных, информационных;
  • – эстетического оценивания явлений окружающего мира, произведений и предметов искусства, выполненных мастерами своего дела и высказывания суждений о них;
  • – поиска, систематизации и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая справочную литературу, современные информационные технологии.

Результатом программы должно стать культивирование права обучающегося на построение и реализацию своей жизни, а также профессиональной карьеры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа профориентационной работы в школе.

Необходимость создания программы по профориентационной деятельности объясняется, во-первых, значимостью данного направления деятельности в системе образования; во-вторых, координацией деятельности раб...

Программа профориентационной работы с подростками.

Разработанная программа является методическим пособием, которое предлагает новый подход в профориентации учащихся, направленный на усиление индивидуальных ресурсов и возможностей личности, её ак...

программа профориентационной работы в школе

Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меня...

ПРОГРАММА ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ «ОРИЕНТИР»

Программа по профориентации предназначена для работы с детьми старшего звена  с легкой степенью умственной отсталости. В программе указываются основные направления деятельности, раскрывается роль...

Программа профориентационной работы с классом "Выбираю путь"

Данная программа составлена для работы с учащимися старших классов по профориентационной работе. В ней раскрываются цели, ьзадачи и основные принцмпы работы. Планиремым результатом является оказание п...

занятие 1 программы "Профориентационная работа с воспитанниками школы-интерната с ОВЗ"

Данное занятие является вводным к курсу по профориентации воспитанников с отклонениями в развитии....

Программа профориентационной работы с детьми и подростками, имеющими ограниченные возможности здоровья «Моя будущая профессия»

«Успешное выполнение деятельности, является  важнейшим показателем скомпенсированности дефекта».А.Г. Литвак В условиях современного общества,  острое социально-экономическое значе...