Презентация и доклад "Функциональная грамотность – новый термин ФГОС*3 ООО и ФГОС*5 СПО"
статья

Смирнова Галина Ивановна

Курский государственный медицинский университет, медико-фармацевтический колледж провел Межрегиональные педагогические чтения «Инновационные идеи и методические решения в профессиональном образовании», приуроченные к году педагога и наставника. Смирнова Галина Ивановна приняла участие в педагогических чтениях в секции "Современные подходы формирования содержания образования при реализации программ подготовки специалистов среднего звена с учетом требований ФГОС СПО и профессиональных стандартов" с докладом на тему: "Функциональная грамотность – новый термин ФГОС*3 ООО и ФГОС*5 СПО".

Представляем вашему вниманию программу педагогических чтений, доклад и презентацию.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ – НОВЫЙ ТЕРМИН

ФГОС*3 ООО и ФГОС*5 СПО

Г.И. Смирнова

ГБПОУ ДЗМ «Медицинский колледж № 1», г. Москва, Россия

Актуальность темы. Впервые термин «Функциональная грамотность» был обозначен ЮНЕСКО в 1957 году XX века: «Функциональная грамотность – это способность человека пользоваться чтением, письмом и счетом для своего собственного развития и для дальнейшего развития общины (социального окружения)». На наш взгляд наиболее точно высказалась ведущий эксперт Московского центра качества образования Елена Пономарева в интервью для газеты «Вести образования»: «Функциональная грамотность – это способность применять приобретённые знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах. Её смысл – в метапредметности, в осознанном выходе за границы конкретного предмета, а точнее – синтезировании всех предметных знаний для решения конкретной задачи» [1].

Цель исследования: проанализировать оценку функциональной грамотности в России.

Задачи исследования: 1) дать определение функциональной грамотности; 2) рассмотреть инструменты исследования функциональной грамотности; 3) проанализировать интерпретацию функциональной грамотности в ФГОС.

Материалы и методы: использованы эмпирические (изучение источников информации, анализ полученных сведений), теоритические (анализ, синтез, классификация, дедукция, конкретизация, обобщение) методы.

Функциональная грамотность состоит из шести составляющих: 1. Читательская – чтение и интерпретация текста (так же формулировки задачи, инструкции, вопросов). 2. Математическая – учитываются не только умение рассчитывать, но и способность логично, структурно мыслить. 3. Естественно-научная – способность пояснять явления научным языком, применяя исследовательские методы. 4. Финансовая – готовность принимать рациональные финансовые решения. 5. Креативное мышление – возможность найти уникальный, творческий выход из ситуации. 6. Глобальные компетенции – способность мыслить абстрактно, ориентироваться к неизвестных обстоятельствах.

Результаты исследования: В Российской Федерации термин функциональная грамотность стала упоминаться в связи с участием в исследовании PISA. Данное тестирование с 2000-го года проводит ОЭСР[1]. В нашей стране разработкой национального инструментария для формирования и оценки функциональной грамотности занимается Институт стратегии развития образования Российской академии образования. В «Оценке по модели PISA» выделяют шесть уровней для каждого вида грамотности, где пятый и шестой уровни – самые высокие; второй является пороговым, недостижение которого свидетельствует о недостаточно развитых базовых умениях – об учебной неуспешности.

В открытых источниках описывается уровень российских школьников по читательской, математической и естественно-научной грамотности [3, с. 7-10]. Обратимся к результатам 2021 года. По читательской грамотности наши школьники набрали 497 баллов и заняли 21 место. По математической – 498 – 24 место, а по естественно-научной 476 – 34 место. Отмечается, что количество баллов, набранных учениками городских школ превышает количество баллов их сверстников сельских школ. Среди участников общероссийской оценки по модели PISA 15% не достигли порогового уровня по читательской грамотности, 19% - по математической грамотности, 17% не преодолели порог второго уровня по естественно-научной грамотности. В целом по РФ по всем видам грамотности наблюдается позитивная динамика результатов. При этом рост результатов в основном обусловлен снижением доли обучающихся, не преодолевших пороговый уровень грамотности. В целом по России в 2021 году 85% обучающихся достигли и превысили пороговый уровень читательской грамотности. По математической грамотности этот показатель составил 81%, по естественно-научной – 83%. При этом доля обучающихся, достигших высоких результатов по читательской грамотности (5 и 6 уровни), составила 7%, по математической – 11%, а по естественно-научной – только 1,4%.

Изучив показатели функциональной грамотности за 2021 год, мы обратились к различным открытым источникам, где представлены разработки российских коллег по составлению заданий для оценки функциональной грамотности. На сайте ФГБНУ «Федерального института педагогических измерений» можно познакомится с открытым банком заданий для оценки естественнонаучной грамотности и по другим направлениям [4]. В рамках проекта институтом разработана типология моделей заданий для определения уровня естественнонаучной грамотности у обучающихся 7-9 классов и, на ее основе, разработаны задания, которые способствуют формированию естественнонаучной грамотности обучающихся в учебном процессе.

Следующим шагом мы обратили внимание на Федеральные государственные образовательные стандарты. ФГОС-2021 (третьего поколения для общеобразовательных школ) подразумевает, что человек развивает функциональную грамотность в течение всей жизни. Поэтому в школе важно уделить внимание возможностям для саморазвития и самообразования учеников [5]. В ФГОС*3 для общеобразовательных учреждений понятие появляется в третьем разделе, который характеризует требования к условиям реализации программы НОО и ООО. Школам необходимо создать условия, которые обеспечат формирование функциональной грамотности учеников[2]. Термин встречается в новых стандартах в неявном виде в качестве результата системно-деятельностного подхода[3]. Такой подход позволит ученику функционировать в современном обществе и обучаться в течение жизни [5].

Мы так же обратились к следующей образовательной ступени – среднему специальному образования. В качестве примера рассмотрели ФГОС по специальности 34.02.01 Сестринское дело, утвержденный приказом Министерства просвещения РФ от 4 июля 2022 г. № 527 (пятое поколение) [6]. В отличии от школьных стандартов функциональная грамотность в стандартах СПО не встречается в явном виде. Поэтому мы решили изучить формулировки общих компетенций, указанные в пункте 3.2 Приказа Министерства просвещения РФ от 4 июля 2022 г. № 527. По итогам анализа выяснилось, что в стандарте пятого поколения встречаются фразы, по смыслу схожие в функциональной грамотностью. Например, такие как «…применительно к различным контекстам», «…для выполнения задач профессиональной деятельности», «…использовать знания в различных жизненных ситуациях» и др.

Выводы: Подводя итог, мы констатируем, что в ФГОС*3 в начальной и общеобразовательной школе понятие «Функциональная грамотность» закреплено на законодательном уровне, однако в ФГОС*5 среднего профессионального образования не встречается в явном виде, но формулировки ОК предполагают учет и развитие функциональной грамотности студентов.

Литература

  1. Что такое функциональная грамотность и как её оценивать? [Электронный ресурс] – URL: https://mcko.ru/articles/2622 (дата обращения: 01.04.2023).
  2. Что такое функциональная грамотность и как она связана с общим интеллектом? [Электронный ресурс] – URL: https://skillbox.ru/media/education/chto-takoe-funktsionalnaya-gramotnost-i-kak-ona-svyazana-s-obshchim-intellektom/ (дата обращения: 02.04.2023).
  3. Результаты общероссийской оценки по модели PISA-2021. [Электронный ресурс] – URL: https://fioco.ru/результаты-общероссийской-оценки-по-модели-PISA-2021 (дата обращения: 02.04.2023).
  4. Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности. [Электронный ресурс] – URL: https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti (дата обращения: 03.04.2023).
  5. Функциональная грамотность по ФГОС-2021. Что изменить в работе? [Электронный ресурс] – URL: https://in-texno.ru/about/blog-eksperta/funktsionalnaya-gramotnost-po-fgos-2021-chto-izmenit-v-rabote (дата обращения: 03.04.2023).
  6. Приказ Минпросвещения России от 04.07.2022 № 527 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 34.02.01 Сестринское дело». [Электронный ресурс] – URL:  https://cchgeu.ru/upload/iblock/9c9/0z9rt2v28pq2zoa1tb7h3662nvkdz5ig/34.02.01-_3_-_red.-04.07.2022_.pdf (дата обращения: 03.04.2023).

[1] ОЭСР – Организация экономического сотрудничества и развития [2].

[2] Пункт 34.2 ФГОС-2021 НОО, п. 35.2 ФГОС-2021 ООО.

[3] Пункт 5 ФГОС-2021 НОО, п. 4 ФГОС-2021 ООО.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ – новый термин ФГОС*3 ООО и ФГОС*5 СПО Автор: Смирнова Галина Ивановна ФБПОУ ДЗМ «Медицинский колледж № 1 » г. Москва 2023

Слайд 2

2 medcollege.ru СОДЕРЖАНИЕ:

Слайд 3

Способность человека пользоваться чтением, письмом и счетом для своего собственного развития и для дальнейшего развития общины (социального окружения). ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ первоначальное определение Впервые термин «Функциональная грамотность» был обозначен ЮНЕСКО в 1957 году XX века.

Слайд 4

«Это способность применять приобретённые знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах. Её смысл – в метапредметности , в осознанном выходе за границы конкретного предмета, а точнее – синтезировании всех предметных знаний для решения конкретной задачи», - ведущий эксперт Московского центра качества образования Елена Пономарева [ 1 ]. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ современная интерпретация

Слайд 5

5 medcollege.ru СОСТАВЛЯЮЩИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ

Слайд 6

6 medcollege.ru СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ В российском образовании о функциональной грамотности стали говорить в связи с участием в исследовании PISA. Это тестирование 15-летних школьников с 2000 года проводит ОЭСР*. C 2022 году Россия не участвует в PISA, но проводит собственное исследование по его модели . В России разработкой национального инструментария для формирования и оценки функциональной грамотности занимается Институт стратегии развития образования Российской академии образования . * ОЭСР – Организация экономического сотрудничества и развития [ 2 ] .

Слайд 7

7 medcollege.ru В «Оценке по модели PISA», также как и в оригинальном исследовании PISA, выделяют ШЕСТЬ уровней для каждого вида грамотности, где пятый и шестой уровни — самые высокие, достижение которых указывает на высокие компетенции; второй является пороговым, недостижение которого свидетельствует о недостаточно развитых базовых умениях — об учебной неуспешности . В целом по РФ по всем видам грамотности наблюдается позитивная динамика результатов (рис. 1). При этом рост результатов в основном обусловлен снижением доли обучающихся, не преодолевших пороговый уровень грамотности. СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ Результаты общероссийской оценки по модели PISA-2021 (fioco.ru)

Слайд 8

8 medcollege.ru Результаты общероссийской оценки по модели PISA-2021 (fioco.ru) СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ

Слайд 9

9 medcollege.ru В целом по России в 2021 году 85% обучающихся достигли и превысили пороговый уровень читательской грамотности. По математической грамотности этот показатель составил 81% , по естественно-научной — 83% . При этом доля обучающихся, достигших высоких результатов по читательской грамотности (5 и 6 уровни), составила 7%, по математической — 11%, а по естественно-научной — только 1,4% (рис. 2). СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ Результаты общероссийской оценки по модели PISA-2021 (fioco.ru)

Слайд 10

10 medcollege.ru На сайте ФГБНУ «Федерального института педагогических измерений можно познакомится с открытым банком заданий для оценки естественнонаучной грамотности (fipi.ru ) [4] и другим направлениям . В рамках проекта разработана типология моделей заданий для определения уровня естественнонаучной грамотности у обучающихся 7 – 9 классов и, на ее основе, разработаны задания, которые способствуют формированию естественнонаучной грамотности обучающихся в учебном процессе . Рассмотрим пример. ОТКРЫТЫЙ БАНК ЗАДАНИЙ Открытые источники

Слайд 11

11 В стандартах второго поколения отсутствуют упоминания о функциональной грамотности. В ФГОС*3 для общеобразовательных учреждений понятие появляется в третьем разделе, который характеризует требования к условиям реализации программы НОО и ООО. Так , чтобы реализовать основные образовательные программы, школам необходимо создать условия, которые обеспечат формирование функциональной грамотности учеников ( п. 34.2 ФГОС-2021 НОО, п . 35.2 ФГОС-2021 ООО ). ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ И ФГОС Школа (третье поколение) Термин встречается в новых стандартах в неявном виде в качестве результата системно- деятельностного подхода ( п . 5 ФГОС-2021 НОО , п. 4 ФГОС-2021 ООО). Такой подход обеспечивает развитие личности школьника и освоение им знаний. Это позволит ученику функционировать в современном обществе и обучаться в течение жизни [5] .

Слайд 12

12 ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ И ФГОС Колледж (пятое поколение) Сравним ФГОС по специальности 34.02.01 Сестринское дело Приказ Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2014 г. № 502 Приказ Министерства просвещения РФ от 4 июля 2022 г. № 527

Слайд 13

13 medcollege.ru ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации. ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности. ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия. ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку. ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности. ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей. ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам. ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности. ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях. ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде. ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста. ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения. ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях. ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности. ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках. п . 5.1. Приказа Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2014 г. № 502 п . 3.2 Приказа Министерства просвещения РФ от 4 июля 2022 г. № 527

Слайд 14

14 medcollege.ru ВЫВОДЫ Функциональная грамотность закрепляется на всех уровнях российского образования в теоритической и практической подготовке обучающихся. Во ФГОС*3 поколения (2021 год) в начальной и общеобразовательной школе понятие «Функциональная грамотность» закреплено на законодательном уровне. Во ФГОС*5 среднего профессионального образования (2022 год) по специальности 34.02.01 Сестринское дело формулировки ОК предполагают учет и развитие функциональной грамотности студентов. Функциональная грамотность – это способность применять приобретённые знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах . 1 . 2. 3. 4.

Слайд 15

15 medcollege.ru ЛИТЕРАТУРА: Что такое функциональная грамотность и как её оценивать ? Электронный ресурс. Режим доступа - МЦКО ( mcko.ru) Что такое функциональная грамотность и как она связана с общим интеллектом? Электронный ресурс. Режим доступа - Skillbox Media Результаты общероссийской оценки по модели PISA-2021. Электронный ресурс. Режим доступа - fioco.ru Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности. Электронный ресурс. Режим доступа - fipi.ru Функциональная грамотность по ФГОС-2021. Что изменить в работе? Электронный ресурс. Режим доступа - ИНТехнО (in-texno.ru ) 34.02.01-sestrinskoe-delo.pdf (obrnadzor.gov.ru)

Слайд 16

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ – новый термин ФГОС*3 ООО и ФГОС*5 СПО Автор: Смирнова Галина Ивановна ФБПОУ ДЗМ «Медицинский колледж № 1 » г. Москва 2023


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по новой истории в7 классе "Повседневная жизнь европейцев в начале нового времени"

Урок-путешествие по истории нового времени для семиклассников. Поможет закрепить знания об основных слоях населения в Европе 15-16 веков, создаст образное представление о жизни европейцев, поможет раз...

Новые термины по зоологии 8 класс

Новые термины по зоологии. 8 класс...

Информ-курьер "Новые термины и определения в библиотечной работе"

Мы  живем  в  мире,  пронизанном  новизной.  Свобода,  которая пришла  в  российские  библиотеки  на  смену  идеологическим догмам, под...

презентация ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ: НОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ, НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ

Обратимся к закону об образовании (ст.2 п.14) и увидим что ДО -это вид образования,который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека.Обратите внимание, именно чело...

Формирование математической грамотности. Новые подходы к содержанию математического образования в условиях реализации ФГОС ООО

Математическая грамотность - это умение применять, формулировать, и интерпретировать математику в различных жизненных ситуациях. Математически грамотный человек должен  понимать роль математ...

Развитие читательской грамотности: новые форматы обучения

Некоторые формы развития читательской грамотности на уроках литературы...

Презентация по Финансовой грамотности "Как встретить Новый год без финансовых потерь?"

Презентация по Финансовой грамотности "Как встретить Новый год без финансовых потерь?"...