Презентация и доклад "Функциональная грамотность – новый термин ФГОС*3 ООО и ФГОС*5 СПО"
статья
Курский государственный медицинский университет, медико-фармацевтический колледж провел Межрегиональные педагогические чтения «Инновационные идеи и методические решения в профессиональном образовании», приуроченные к году педагога и наставника. Смирнова Галина Ивановна приняла участие в педагогических чтениях в секции "Современные подходы формирования содержания образования при реализации программ подготовки специалистов среднего звена с учетом требований ФГОС СПО и профессиональных стандартов" с докладом на тему: "Функциональная грамотность – новый термин ФГОС*3 ООО и ФГОС*5 СПО".
Представляем вашему вниманию программу педагогических чтений, доклад и презентацию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа пед.чтений | 949.08 КБ |
Доклад Смирнова | 31.59 КБ |
Презентация Смирнова | 1017.14 КБ |
Сертификат Смирнова | 151.76 КБ |
Сборник_Пед.чтения | 1.5 МБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ – НОВЫЙ ТЕРМИН
ФГОС*3 ООО и ФГОС*5 СПО
Г.И. Смирнова
ГБПОУ ДЗМ «Медицинский колледж № 1», г. Москва, Россия
Актуальность темы. Впервые термин «Функциональная грамотность» был обозначен ЮНЕСКО в 1957 году XX века: «Функциональная грамотность – это способность человека пользоваться чтением, письмом и счетом для своего собственного развития и для дальнейшего развития общины (социального окружения)». На наш взгляд наиболее точно высказалась ведущий эксперт Московского центра качества образования Елена Пономарева в интервью для газеты «Вести образования»: «Функциональная грамотность – это способность применять приобретённые знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах. Её смысл – в метапредметности, в осознанном выходе за границы конкретного предмета, а точнее – синтезировании всех предметных знаний для решения конкретной задачи» [1].
Цель исследования: проанализировать оценку функциональной грамотности в России.
Задачи исследования: 1) дать определение функциональной грамотности; 2) рассмотреть инструменты исследования функциональной грамотности; 3) проанализировать интерпретацию функциональной грамотности в ФГОС.
Материалы и методы: использованы эмпирические (изучение источников информации, анализ полученных сведений), теоритические (анализ, синтез, классификация, дедукция, конкретизация, обобщение) методы.
Функциональная грамотность состоит из шести составляющих: 1. Читательская – чтение и интерпретация текста (так же формулировки задачи, инструкции, вопросов). 2. Математическая – учитываются не только умение рассчитывать, но и способность логично, структурно мыслить. 3. Естественно-научная – способность пояснять явления научным языком, применяя исследовательские методы. 4. Финансовая – готовность принимать рациональные финансовые решения. 5. Креативное мышление – возможность найти уникальный, творческий выход из ситуации. 6. Глобальные компетенции – способность мыслить абстрактно, ориентироваться к неизвестных обстоятельствах.
Результаты исследования: В Российской Федерации термин функциональная грамотность стала упоминаться в связи с участием в исследовании PISA. Данное тестирование с 2000-го года проводит ОЭСР[1]. В нашей стране разработкой национального инструментария для формирования и оценки функциональной грамотности занимается Институт стратегии развития образования Российской академии образования. В «Оценке по модели PISA» выделяют шесть уровней для каждого вида грамотности, где пятый и шестой уровни – самые высокие; второй является пороговым, недостижение которого свидетельствует о недостаточно развитых базовых умениях – об учебной неуспешности.
В открытых источниках описывается уровень российских школьников по читательской, математической и естественно-научной грамотности [3, с. 7-10]. Обратимся к результатам 2021 года. По читательской грамотности наши школьники набрали 497 баллов и заняли 21 место. По математической – 498 – 24 место, а по естественно-научной 476 – 34 место. Отмечается, что количество баллов, набранных учениками городских школ превышает количество баллов их сверстников сельских школ. Среди участников общероссийской оценки по модели PISA 15% не достигли порогового уровня по читательской грамотности, 19% - по математической грамотности, 17% не преодолели порог второго уровня по естественно-научной грамотности. В целом по РФ по всем видам грамотности наблюдается позитивная динамика результатов. При этом рост результатов в основном обусловлен снижением доли обучающихся, не преодолевших пороговый уровень грамотности. В целом по России в 2021 году 85% обучающихся достигли и превысили пороговый уровень читательской грамотности. По математической грамотности этот показатель составил 81%, по естественно-научной – 83%. При этом доля обучающихся, достигших высоких результатов по читательской грамотности (5 и 6 уровни), составила 7%, по математической – 11%, а по естественно-научной – только 1,4%.
Изучив показатели функциональной грамотности за 2021 год, мы обратились к различным открытым источникам, где представлены разработки российских коллег по составлению заданий для оценки функциональной грамотности. На сайте ФГБНУ «Федерального института педагогических измерений» можно познакомится с открытым банком заданий для оценки естественнонаучной грамотности и по другим направлениям [4]. В рамках проекта институтом разработана типология моделей заданий для определения уровня естественнонаучной грамотности у обучающихся 7-9 классов и, на ее основе, разработаны задания, которые способствуют формированию естественнонаучной грамотности обучающихся в учебном процессе.
Следующим шагом мы обратили внимание на Федеральные государственные образовательные стандарты. ФГОС-2021 (третьего поколения для общеобразовательных школ) подразумевает, что человек развивает функциональную грамотность в течение всей жизни. Поэтому в школе важно уделить внимание возможностям для саморазвития и самообразования учеников [5]. В ФГОС*3 для общеобразовательных учреждений понятие появляется в третьем разделе, который характеризует требования к условиям реализации программы НОО и ООО. Школам необходимо создать условия, которые обеспечат формирование функциональной грамотности учеников[2]. Термин встречается в новых стандартах в неявном виде в качестве результата системно-деятельностного подхода[3]. Такой подход позволит ученику функционировать в современном обществе и обучаться в течение жизни [5].
Мы так же обратились к следующей образовательной ступени – среднему специальному образования. В качестве примера рассмотрели ФГОС по специальности 34.02.01 Сестринское дело, утвержденный приказом Министерства просвещения РФ от 4 июля 2022 г. № 527 (пятое поколение) [6]. В отличии от школьных стандартов функциональная грамотность в стандартах СПО не встречается в явном виде. Поэтому мы решили изучить формулировки общих компетенций, указанные в пункте 3.2 Приказа Министерства просвещения РФ от 4 июля 2022 г. № 527. По итогам анализа выяснилось, что в стандарте пятого поколения встречаются фразы, по смыслу схожие в функциональной грамотностью. Например, такие как «…применительно к различным контекстам», «…для выполнения задач профессиональной деятельности», «…использовать знания в различных жизненных ситуациях» и др.
Выводы: Подводя итог, мы констатируем, что в ФГОС*3 в начальной и общеобразовательной школе понятие «Функциональная грамотность» закреплено на законодательном уровне, однако в ФГОС*5 среднего профессионального образования не встречается в явном виде, но формулировки ОК предполагают учет и развитие функциональной грамотности студентов.
Литература
- Что такое функциональная грамотность и как её оценивать? [Электронный ресурс] – URL: https://mcko.ru/articles/2622 (дата обращения: 01.04.2023).
- Что такое функциональная грамотность и как она связана с общим интеллектом? [Электронный ресурс] – URL: https://skillbox.ru/media/education/chto-takoe-funktsionalnaya-gramotnost-i-kak-ona-svyazana-s-obshchim-intellektom/ (дата обращения: 02.04.2023).
- Результаты общероссийской оценки по модели PISA-2021. [Электронный ресурс] – URL: https://fioco.ru/результаты-общероссийской-оценки-по-модели-PISA-2021 (дата обращения: 02.04.2023).
- Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности. [Электронный ресурс] – URL: https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti (дата обращения: 03.04.2023).
- Функциональная грамотность по ФГОС-2021. Что изменить в работе? [Электронный ресурс] – URL: https://in-texno.ru/about/blog-eksperta/funktsionalnaya-gramotnost-po-fgos-2021-chto-izmenit-v-rabote (дата обращения: 03.04.2023).
- Приказ Минпросвещения России от 04.07.2022 № 527 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 34.02.01 Сестринское дело». [Электронный ресурс] – URL: https://cchgeu.ru/upload/iblock/9c9/0z9rt2v28pq2zoa1tb7h3662nvkdz5ig/34.02.01-_3_-_red.-04.07.2022_.pdf (дата обращения: 03.04.2023).
[1] ОЭСР – Организация экономического сотрудничества и развития [2].
[2] Пункт 34.2 ФГОС-2021 НОО, п. 35.2 ФГОС-2021 ООО.
[3] Пункт 5 ФГОС-2021 НОО, п. 4 ФГОС-2021 ООО.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
2 medcollege.ru СОДЕРЖАНИЕ:
Способность человека пользоваться чтением, письмом и счетом для своего собственного развития и для дальнейшего развития общины (социального окружения). ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ первоначальное определение Впервые термин «Функциональная грамотность» был обозначен ЮНЕСКО в 1957 году XX века.
«Это способность применять приобретённые знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах. Её смысл – в метапредметности , в осознанном выходе за границы конкретного предмета, а точнее – синтезировании всех предметных знаний для решения конкретной задачи», - ведущий эксперт Московского центра качества образования Елена Пономарева [ 1 ]. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ современная интерпретация
5 medcollege.ru СОСТАВЛЯЮЩИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
6 medcollege.ru СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ В российском образовании о функциональной грамотности стали говорить в связи с участием в исследовании PISA. Это тестирование 15-летних школьников с 2000 года проводит ОЭСР*. C 2022 году Россия не участвует в PISA, но проводит собственное исследование по его модели . В России разработкой национального инструментария для формирования и оценки функциональной грамотности занимается Институт стратегии развития образования Российской академии образования . * ОЭСР – Организация экономического сотрудничества и развития [ 2 ] .
7 medcollege.ru В «Оценке по модели PISA», также как и в оригинальном исследовании PISA, выделяют ШЕСТЬ уровней для каждого вида грамотности, где пятый и шестой уровни — самые высокие, достижение которых указывает на высокие компетенции; второй является пороговым, недостижение которого свидетельствует о недостаточно развитых базовых умениях — об учебной неуспешности . В целом по РФ по всем видам грамотности наблюдается позитивная динамика результатов (рис. 1). При этом рост результатов в основном обусловлен снижением доли обучающихся, не преодолевших пороговый уровень грамотности. СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ Результаты общероссийской оценки по модели PISA-2021 (fioco.ru)
8 medcollege.ru Результаты общероссийской оценки по модели PISA-2021 (fioco.ru) СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ
9 medcollege.ru В целом по России в 2021 году 85% обучающихся достигли и превысили пороговый уровень читательской грамотности. По математической грамотности этот показатель составил 81% , по естественно-научной — 83% . При этом доля обучающихся, достигших высоких результатов по читательской грамотности (5 и 6 уровни), составила 7%, по математической — 11%, а по естественно-научной — только 1,4% (рис. 2). СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ Результаты общероссийской оценки по модели PISA-2021 (fioco.ru)
10 medcollege.ru На сайте ФГБНУ «Федерального института педагогических измерений можно познакомится с открытым банком заданий для оценки естественнонаучной грамотности (fipi.ru ) [4] и другим направлениям . В рамках проекта разработана типология моделей заданий для определения уровня естественнонаучной грамотности у обучающихся 7 – 9 классов и, на ее основе, разработаны задания, которые способствуют формированию естественнонаучной грамотности обучающихся в учебном процессе . Рассмотрим пример. ОТКРЫТЫЙ БАНК ЗАДАНИЙ Открытые источники
11 В стандартах второго поколения отсутствуют упоминания о функциональной грамотности. В ФГОС*3 для общеобразовательных учреждений понятие появляется в третьем разделе, который характеризует требования к условиям реализации программы НОО и ООО. Так , чтобы реализовать основные образовательные программы, школам необходимо создать условия, которые обеспечат формирование функциональной грамотности учеников ( п. 34.2 ФГОС-2021 НОО, п . 35.2 ФГОС-2021 ООО ). ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ И ФГОС Школа (третье поколение) Термин встречается в новых стандартах в неявном виде в качестве результата системно- деятельностного подхода ( п . 5 ФГОС-2021 НОО , п. 4 ФГОС-2021 ООО). Такой подход обеспечивает развитие личности школьника и освоение им знаний. Это позволит ученику функционировать в современном обществе и обучаться в течение жизни [5] .
12 ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ И ФГОС Колледж (пятое поколение) Сравним ФГОС по специальности 34.02.01 Сестринское дело Приказ Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2014 г. № 502 Приказ Министерства просвещения РФ от 4 июля 2022 г. № 527
13 medcollege.ru ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями. ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации. ОК 9. Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности. ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия. ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку. ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности. ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей. ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам. ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности. ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях. ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде. ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста. ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения. ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях. ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности. ОК 09. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языках. п . 5.1. Приказа Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2014 г. № 502 п . 3.2 Приказа Министерства просвещения РФ от 4 июля 2022 г. № 527
14 medcollege.ru ВЫВОДЫ Функциональная грамотность закрепляется на всех уровнях российского образования в теоритической и практической подготовке обучающихся. Во ФГОС*3 поколения (2021 год) в начальной и общеобразовательной школе понятие «Функциональная грамотность» закреплено на законодательном уровне. Во ФГОС*5 среднего профессионального образования (2022 год) по специальности 34.02.01 Сестринское дело формулировки ОК предполагают учет и развитие функциональной грамотности студентов. Функциональная грамотность – это способность применять приобретённые знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах . 1 . 2. 3. 4.
15 medcollege.ru ЛИТЕРАТУРА: Что такое функциональная грамотность и как её оценивать ? Электронный ресурс. Режим доступа - МЦКО ( mcko.ru) Что такое функциональная грамотность и как она связана с общим интеллектом? Электронный ресурс. Режим доступа - Skillbox Media Результаты общероссийской оценки по модели PISA-2021. Электронный ресурс. Режим доступа - fioco.ru Открытый банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности. Электронный ресурс. Режим доступа - fipi.ru Функциональная грамотность по ФГОС-2021. Что изменить в работе? Электронный ресурс. Режим доступа - ИНТехнО (in-texno.ru ) 34.02.01-sestrinskoe-delo.pdf (obrnadzor.gov.ru)
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ – новый термин ФГОС*3 ООО и ФГОС*5 СПО Автор: Смирнова Галина Ивановна ФБПОУ ДЗМ «Медицинский колледж № 1 » г. Москва 2023
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку по новой истории в7 классе "Повседневная жизнь европейцев в начале нового времени"
Урок-путешествие по истории нового времени для семиклассников. Поможет закрепить знания об основных слоях населения в Европе 15-16 веков, создаст образное представление о жизни европейцев, поможет раз...
Новые термины по зоологии 8 класс
Новые термины по зоологии. 8 класс...
Информ-курьер "Новые термины и определения в библиотечной работе"
Мы живем в мире, пронизанном новизной. Свобода, которая пришла в российские библиотеки на смену идеологическим догмам, под...
презентация ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ: НОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ, НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ
Обратимся к закону об образовании (ст.2 п.14) и увидим что ДО -это вид образования,который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека.Обратите внимание, именно чело...
презентация Электронная форма учебников: новая форма-новые возможности.
Электронная форма учебников: новая форма-новые возможности....
Формирование математической грамотности. Новые подходы к содержанию математического образования в условиях реализации ФГОС ООО
Математическая грамотность - это умение применять, формулировать, и интерпретировать математику в различных жизненных ситуациях. Математически грамотный человек должен понимать роль математ...
Развитие читательской грамотности: новые форматы обучения
Некоторые формы развития читательской грамотности на уроках литературы...