Выступление региональном вебинаре по теме: «Детские общественные объединения как форма непрерывной социализации обучающихся»
методическая разработка

Жукова Татьяна Борисовна
В выступлении даны теоретические аспекты социализации обучающихся через работу детских общественных объединений. Описываются принципы социализации личности, формы и содержание работы, сотрудничество с социальными партнерами.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Стажировочная площадка 2022-23 учебный год

Направление деятельности:

«Реализация программы воспитательной работы на основе федеральных требований»

Региональный вебинар 02.03.2023 года

«Детские общественные объединения как форма непрерывной социализации обучающихся. ДОО «Мой музей»»

Выступление на тему:

«Детские общественные объединения как форма непрерывной социализации обучающихся» Жукова Татьяна Борисовна – заместитель директора по ВР.

В настоящее время задача социализации ребенка является одной из наиболее важных для государства, особенно в период развития индивида, когда происходит формирование социального опыта – то есть в период детства и подросткового возраста. Поэтому сегодня одним из ведущих направлений деятельности общеобразовательной школы признано совершенствование воспитания и социализации как неотъемлемой части целостного образовательного процесса.

           Социализация – двусторонний процесс. С одной стороны человек усваивает социальный опыт, входя в социальную среду, в систему социальных связей, а с другой – в процессе социализации он воспроизводит систему социальных связей за счет активного вхождения в среду. Таким образом, человек не только обогащается опытом, но реализует себя как личность, влияя на жизненные обстоятельства, на окружающих людей.

         Доктор педагогических наук Анатолий Викторович Мудрик, автор инновационных программ, направленных на воспитание и социализацию детей, уверен, что современная школа владеет всеми механизмами социализации, в следствии чего способна оказывать активное влияние не только на ребенка, но и на общественную жизнь в целом. Среди основных механизмов школьной социализации выделяет два основных направления:

  • социально-психологическое - неосознанное усвоение ребенком норм социального поведения, подражание какому-либо примеру, неосознанное отождествление себя с каким-либо человеком (или группой).
  • социально-педагогическое - усвоение ребенком принятых в нашем обществе эталонов поведения, норм, стереотипов и взглядов.

           Иными словами, за время пребывания в школе ученики не только получают базовые знания, но и вольно или невольно усваивают новые социальные роли, моральные нормы и ценности.

           

    Воспитание – часть процесса социализации, представляет собой целенаправленное управление процессом развития личности на основе ее включенности в различные виды социальных отношений в общении, игре, практической деятельности.

     В образовательной организации в этом нам эффективно помогают Детские общественные объединения. Стремление детей к объединению, особенно явно проявляется в подростковом возрасте –  это является естественной потребностью, так как объединяясь в группы, дети самореализуются и самоутверждаются.

      При этом следует руководствоваться такими принципами социализации личности в детском объединении:

-гармонизация общечеловеческих и реальных ценностей в организации жизнедеятельности детей;

- самореализация детей в детской организации;

- включенность детей и подростков в реальные социально-значимые отношения;

- взаимосвязь педагогического управления и детского самоуправления.

    В условиях обновления общества большое значение приобретает гуманизация отношений, приоритет общечеловеческих ценностей. В практике этот подход вступает в противоречие с реальными социальными ценностями, которые дети и подростки усваивают в повседневной жизни. Социализация личности ребенка в деятельности объединения будет осуществляться более успешно, если обеспечить гармонизацию общечеловеческих и реальных ценностей в организации жизнедеятельности детей, выступающую в качестве ведущего принципа.

    Самореализация ребенком своего «Я» связана с его самопознанием и саморазвитием. Саморазвитие – первично, это объективный процесс, зависящий от разума и воли человека. С возрастом оно перерастает в самовоспитание – управляемое самой личностью саморазвитие. Это происходит тогда, когда саморазвитие становится подконтрольно сознанию, когда ребенок все более сознательно начинает участвовать в совершенствовании своего «Я».

     При реализации принципа включенности детей в социальные отношения важно, чтобы они соответствовали его возрастным и индивидуальным особенностям и возможностям; формировали связь детей с социальной средой и их реализации в повседневной практической деятельности; обеспечивали непрерывность деятельности ребенка в социальной сфере; давали возможность переключения с одного вида деятельности на другой в рамках одной детской организации.

      Формирование социального опыта может достигнуто только на основе взаимодействия педагогов и учащихся. Несмотря на самодеятельный характер детских организаций, в жизнедеятельности детей и подростков в равной мере принимают участие взрослые. Важно, чтобы отношения базировались на основе сотрудничества и приоритета детских интересов.

    Таким образом, мы можем говорить о том, что возможности социализации личности ребенка в рамках общественного детского объединения расширяются за счет:

1. Более высокого уровня включения ребенка в разного рода вида активности, которые способствуют социализации ребенка.

2. Большого разнообразия социальных ролей, которые возможно реализовать в детском объединении.

3. Расширение круга общения детей, а также активное стимулирование межвозрастного общения.

      Основное содержание деятельности детских общественных объединений реализуется в программах. Программирование предусматривает психолого-педагогическое обоснование стержневых идей, четкое определение целей и задач, направлений и содержания деятельности объединения, описание путей, средств, методов, форм работы и результатов выполнения программы (показателей развития ребенка, практических результатов личностно и общественно значимой направленности, перспектив развития личности ребенка и объединения).

    Происходящие в нашем обществе изменения требуют определения нового содержания и форм деятельности.

   Формы работы можно определить в три группы по признаку включенности детей и подростков в реальные социально-значимые отношения:

  1. прежде всего реально социально-значимые дела.

Их отличают возможность достижения определенного результата, полезного как для самих детей, так и для окружающих. Примером таких дел могут быть проекты, акции милосердия, агитбригады и т.д.

  1. имитационные игры, т.е. игры, которые в большей степени имитируют реальные социальные отношения (деловые, ролевые, экономические игры, ток-шоу, экологические суды и т.д.)
  2. формы досуговой деятельности, которые также способствуют социализации детей, но не преследуют цели достижения реального результата и не имитируют его.

   Социализация школьников на уровне Детского общественного объединения не может успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства. «Социальное партнерство-это приемлемый для социальных субъектов вариант отношений их потребностей, интересов, ценностных ориентиров, основанных на принципе социальной справедливости».

   Социальное партнерство создает благоприятные условия для развития и социализации участников образовательного процесса в школе. Развивает позитивное общественное мнение об учреждении, повышает спрос на образовательные услуги для детей, обеспечивает доступность качественных образовательных услуг для семей, улучшает подготовку детей к более легкой адаптации в новой социальной среде.

Детские общественные объединения, с одной стороны, обеспечивают реализацию интересов и потребностей детей, с другой – способствуют формированию у них готовности к реализации социальных функций в обществе.

  В МОУ Рахмановской СОШ на школьном уровне существует пять ДОО, каждое из которых имеет своего социального партнера, организовывает мероприятия в образовательной организации, участвует в муниципальных и региональных акциях и конкурсах социального характера.

 Сегодня мы будем говорить о ДОО «Мой музей».

ДОО

Соц. партнер

Мероприятие

Совместное дело

Конкурс

Центр «Доброволец»

Храм

св. Екатерины

в с. Рахманово

Познавательные беседы

Акция «Доброе сердце растопит снег»

Сувенир для мамы

«Мой музей»

Совет ветеранов г.о. Павловский Посад

Экскурсионные программы

Акция «Ветеран живет рядом»

«Отечество»,

«Мой музей»

Школьное лесничество «Муравей»

МОСОБЛЛЕС,

Рахмановское лесничество

Благоустройство школьной территории

Акция «Посади свое дерево», «Лес Победы»

Слет школьных лесничеств.

Подрост

Отряд ЮИД и ЮДП

ОВД

Выступления агитбригады

Акция «Засветись!»

Слет отрядов ЮИД «Безопасное колесо»

ШСК «Ястреб»

ДЮСШ

г.о. Павловский Посад

Школьная Спартакиада

Акция «Здоровье-твое богатство»

Турнир

«Мини-футбол»

      Предоставляю слово руководителю музея школы «Все начинается со школьного порога…» Киняевой Инне Игоревне.    


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Региональный вебинар «Детские общественные объединения как форма непрерывной социализации обучающихся. ДОО «Мой музей»» 02.03.2023 года

Слайд 2

Выступление на тему: «Детские общественные объединения как форма непрерывной социализации обучающихся» Спикер: Жукова Татьяна Борисовна – заместитель директора по ВР

Слайд 11

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ II Международная научно-практическая конференция «Взаимодействие органов государственной власти, общественных объединений и образовательных учреждений по гармонизации этноконфессиональных и межнациональных отношений: региональный аспект»

ПРЕДЛАГАЮ ВАШЕМУ ВНИМАНЮ СТАТЬЮ, которая была опубликована в сборнике статей II Международной научно-практической конференции «Взаимодействие органов государственной власти, общественных объедине...

Из опыта работы по теме: "Детско-родительские занятия как эффективная форма сотрудничества с семьёй"

Работа с родителями всегда была и остаётся одним из важнейших направлений деятельности дошкольного учреждения.В совместной работе детского сада и семьи используются разнообразные формы. Из них в практ...

Выступление на вебинаре «Система достижения планируемых результатов воспитания и социализации обучающихся»

Взаимосвязь содержания и механизмов реализации воспитательной компоненты ФГОС...

Общественный опрос как метод формирования социализации обучающихся.

В данной статье  описывается метод проведения общественного опроса, рассматриваются результаты практических исследований....

Выступление на региональном семинаре по теме Современные формы организации работы детских общественных объединений в рамках реализации программы воспитания. Особенности взаимодействия ДОО с социальными партнерами.

Выступление проходило на региональном семинаре в рамках стажировочной площадки по направлению "Реализация программы воспитательной работы на основе федеральных требований".Цель семинара:...