Выступление на вебинаре «Система достижения планируемых результатов воспитания и социализации обучающихся»
статья
Взаимосвязь содержания и механизмов реализации воспитательной компоненты ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.84 КБ |
Предварительный просмотр:
01.04.2016 – вебинар «Система достижения планируемых результатов воспитания и социализации обучающихся»
Взаимосвязь содержания и механизмов реализации
воспитательной компоненты ФГОС
Петрунёк Л.Ф., зам. директора
МБОУ «Средняя школа № 3» г. Смоленска
Федеральный государственный образовательный стандарт определил направления работы школы в вопросе воспитания. При получении начального общего образования воспитание должно способствовать развитию и становлению личности, её духовных и физических сил и способностей; вести каждого ребёнка к новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.
Успешной реализации поставленных задач на уровне начального общего образования способствует внедрение воспитательной компоненты ФГОС, которая находит отражение в Программе духовно-нравственного воспитания, развития обучающихся.
Одним из приоритетных направлений духовно-нравственного воспитания младших школьников, по мнению педагогического коллектива нашей школы, является направление «Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания», актуальность которого обусловлена современным состоянием детского и молодёжного потенциала, в частности, наличием в детской и молодёжной среде серьёзных девиаций, ведущих к разрушительным социальным проявлениям, снижению уровня общей культуры и нравственности, правосознания, гражданского участия.
Об этом свидетельствуют данные социологических исследований, проведённых Центром социального прогнозирования при Российской Академии наук (представлены в Стратегии развития молодёжной политики в Российской Федерации до 2025 г.), региональных мониторинговых исследований (приведены в областной государственной программе «Развитие образования и молодёжной политики в Смоленской области» на 2014-2018 гг.), а также данные мониторинговых исследований, проводимых образовательной организацией, к числу которых следует отнести:
- диагностику уровня воспитанности (методика М.И. Шиловой);
- диагностику осознанности гражданской позиции обучающихся (тест Е.С. Кузьминой, Л.Н. Пыровой);
- анкету «Оцени поступок» (методика Э. Туриэля в модификации Е.А. Кургановой, О.А. Карабановой).
Рассмотрим содержание и механизмы воспитания младших школьников в данном направлении (см. Таблицу):
Содержание деятельности (формируемые ценности) | Виды деятельности | Формы воспитания и социализации | Уровень |
Духовно-нравственное развитие личности (нравственный выбор, толерантность, милосердие, забота и т.п.) | 1) Знакомство с конкретными примерами высоконравственных отношений людей 2) Участие в подготовке и проведении бесед 3) Добровольное участие в делах благотворительности и милосердия, заботе о животных | 1) Этическая беседа, живая газета, азбука нравственности, журнал-эстафета, исторический экскурс, калейдоскоп, урок этикета, игра-тест и т.п. 2) Проблемный разговор, маски-шоу, гостиная, эстафета поколений, академия вежливости, мастерская общения, защита проекта и т.п. 3) Акция, операция, лукошко добрых дел, марафон | 1 2 3 |
Планируемые воспитательные результаты:
Блок. Морально-этическая ориентация (ориентация в системе моральных норм, развитие этических чувств, сформированность ценностно-смысловых установок):
- 1 уровень воспитательных результатов – понимание отношений ответственной зависимости людей друг от друга;
- 2 уровень воспитательных результатов – стремление к честности и скромности, красоте и благородству во взаимоотношениях;
- 3 уровень воспитательных результатов – умение сочетать личные и общественные интересы; начальный опыт участия в делах благотворительности и милосердия.
Кроме этого, достижению обучающимися планируемых воспитательных результатов и ключевых компетенций способствует использование в организации воспитательной деятельности таких педагогических технологий, как:
- технология коллективного творческого дела;
- игровые технологии;
- технология проектной деятельности;
- ситуативные технологии;
- технологии создания «ситуации успеха».
Таким образом, эффективность организации воспитательной деятельности на уровне начального общего образования обусловлена выполнением целого ряда условий, а именно:
- опора на базовые национальные ценности (аксиологический принцип);
- взаимосвязь форм и результатов воспитания, форм и видов внеурочной деятельности;
- формулирование перечня планируемых воспитательных результатов с учётом содержания Программы духовно-нравственного воспитания, развития младших школьников;
- использование возможностей социального партнёрства для расширения поля социальных и культурных практик обучающихся;
- организация системы мониторинговых исследований.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/13/picture-781261-1460536100.jpg)
Система оценки достижения планируемых результатов освоения обучающимися с ОВЗ основной образовательной программы
Система оценки достижения планируемых результатов освоения обучающимися с ОВЗ основной образовательной программы В соответствии к современным требованиям к коррекционному образованию в наст...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/23/picture-1000707-1516728097.jpg)
Доклад учителя изобразительного искусства Харло Ольги Николаевны МБОУ "СОШ № 17" г. Майкопа РА Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО) и система оценки достижения планируемых результатов
Одной из основных задач реализации ООП НОО является формирование УУД, оценивание уровней сформированности УУД и представление данных результатов. Хочу поделиться разработками основных поло...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/12/picture-813996-1549989998.jpg)
Система оценки достижения планируемых результатов обучения математике при освоении ООП ООО: Портфолио обучающихся
Выступление на РМО учителей математике...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/07/picture-1213038-1581067317.jpg)
Презентация выступления на пед.совете "Проектирование и реализация системы оценки достижения планируемых результатов в начальной школе"
Основные функции системы оценки:- ориентация образовательного процесса на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения основной образова­...
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/29/picture-1325366-1617003028.jpg)
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)
Система оценкидостижения планируемых результатовосвоения основной образовательной программыначального общего образованияв «Школе 2100»(технология оценивания образовательных достижений (уче...
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/29/picture-1325366-1617003028.jpg)
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)
Система оценкидостижения планируемых результатовосвоения основной образовательной программыначального общего образованияв «Школе 2100»(технология оценивания образовательных достижений (уче...
![](/sites/default/files/pictures/2024/08/06/picture-1529768-1722953188.jpg)
Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) Д.Д. Данилова
Система оценкидостижения планируемых результатовосвоения основной образовательной программы начального общего образованияв «Школе 2100» (технология оценивания образовательных дос...