Выступление на вебинаре «Система достижения планируемых результатов воспитания и социализации обучающихся»
статья

Петрунёк Лилия Федоровна

Взаимосвязь содержания и механизмов реализации воспитательной компоненты ФГОС

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_v_rumo.docx17.84 КБ

Предварительный просмотр:

01.04.2016 – вебинар «Система достижения планируемых результатов воспитания и социализации обучающихся»

Взаимосвязь содержания и механизмов реализации

воспитательной компоненты ФГОС

Петрунёк Л.Ф., зам. директора

МБОУ «Средняя школа № 3» г. Смоленска

Федеральный государственный образовательный стандарт определил направления работы школы в вопросе воспитания. При получении начального общего образования воспитание должно способствовать развитию и становлению личности, её духовных и физических сил и способностей; вести каждого ребёнка к новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.

Успешной реализации поставленных задач на уровне начального общего образования способствует внедрение воспитательной компоненты ФГОС, которая находит отражение в Программе духовно-нравственного воспитания, развития обучающихся.

Одним из приоритетных направлений духовно-нравственного воспитания младших школьников, по мнению педагогического коллектива нашей школы, является направление «Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания», актуальность которого обусловлена современным состоянием детского и молодёжного потенциала, в частности, наличием в детской и молодёжной среде серьёзных девиаций, ведущих к разрушительным социальным проявлениям, снижению уровня общей культуры и нравственности, правосознания, гражданского участия.

Об этом свидетельствуют данные социологических исследований, проведённых Центром социального прогнозирования при Российской Академии наук (представлены в Стратегии развития молодёжной политики в Российской Федерации до 2025 г.), региональных мониторинговых исследований (приведены в областной государственной программе «Развитие образования и молодёжной политики в Смоленской области» на 2014-2018 гг.), а также данные мониторинговых исследований, проводимых образовательной организацией, к числу которых следует отнести:

- диагностику уровня воспитанности (методика М.И. Шиловой);

- диагностику осознанности гражданской позиции обучающихся (тест Е.С. Кузьминой, Л.Н. Пыровой);

- анкету «Оцени поступок» (методика Э. Туриэля в модификации Е.А. Кургановой, О.А. Карабановой).

Рассмотрим содержание и механизмы воспитания младших школьников в данном направлении (см. Таблицу):

Содержание деятельности

(формируемые ценности)

Виды

деятельности

Формы воспитания и социализации

Уровень

Духовно-нравственное развитие личности (нравственный выбор, толерантность, милосердие, забота и т.п.)

1) Знакомство с конкретными примерами высоконравственных отношений людей

2) Участие в подготовке и проведении бесед

3) Добровольное участие в делах благотворительности и милосердия, заботе о животных

1) Этическая беседа, живая газета, азбука нравственности, журнал-эстафета, исторический экскурс, калейдоскоп, урок этикета, игра-тест и т.п.

2) Проблемный разговор, маски-шоу, гостиная, эстафета поколений, академия вежливости, мастерская общения, защита проекта и т.п.

3) Акция, операция, лукошко добрых дел, марафон

1

2

3

Планируемые воспитательные результаты:

Блок. Морально-этическая ориентация (ориентация в системе моральных норм, развитие этических чувств, сформированность ценностно-смысловых установок):

- 1 уровень воспитательных результатов – понимание отношений ответственной зависимости людей друг от друга;

- 2 уровень воспитательных результатов – стремление к честности и скромности, красоте и благородству во взаимоотношениях;

- 3 уровень воспитательных результатов – умение сочетать личные и общественные интересы; начальный опыт участия в делах благотворительности и милосердия.

Кроме этого, достижению обучающимися планируемых воспитательных результатов и ключевых компетенций способствует использование в организации воспитательной деятельности таких педагогических технологий, как:

- технология коллективного творческого дела;

- игровые технологии;

- технология проектной деятельности;

- ситуативные технологии;

- технологии создания «ситуации успеха».

Таким образом, эффективность организации воспитательной деятельности на уровне начального общего образования обусловлена выполнением целого ряда условий, а именно:

- опора на базовые национальные ценности (аксиологический принцип);

- взаимосвязь форм и результатов воспитания, форм и видов внеурочной деятельности;

- формулирование перечня планируемых воспитательных результатов с учётом содержания Программы духовно-нравственного воспитания, развития младших школьников;

- использование возможностей социального партнёрства для расширения поля социальных и культурных практик обучающихся;

- организация системы мониторинговых исследований.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система оценки достижения планируемых результатов освоения обучающимися с ОВЗ основной образовательной программы

Система оценки достижения планируемых результатов освоения обучающимися с ОВЗ основной образовательной программы  В соответствии к современным требованиям к коррекционному образованию в наст...

Доклад учителя изобразительного искусства Харло Ольги Николаевны МБОУ "СОШ № 17" г. Майкопа РА Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования (ООП НОО) и система оценки достижения планируемых результатов

Одной из основных задач  реализации ООП НОО является формирование УУД, оценивание уровней сформированности  УУД и представление данных результатов. Хочу поделиться разработками основных поло...

Презентация выступления на пед.совете "Проектирование и реализация системы оценки достижения планируемых результатов в начальной школе"

Основные функции системы оценки:- ориентация образовательного процесса на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения основной образова­...

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)

Система оценкидостижения планируемых результатовосвоения основной образовательной программыначального общего образованияв «Школе 2100»(технология оценивания образовательных достижений (уче...

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов)

Система оценкидостижения планируемых результатовосвоения основной образовательной программыначального общего образованияв «Школе 2100»(технология оценивания образовательных достижений (уче...

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в «Школе 2100» (технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) Д.Д. Данилова

Система оценкидостижения планируемых результатовосвоения основной образовательной программы начального общего образованияв «Школе 2100» (технология оценивания образовательных дос...