Цифровая образовательная среда как одно из условий создания пространства возможностей современного урока
статья

Рогова Елена Владимировна

Цифровая школа – уже не утопия. Это реальность. Интерактивная, интересная, многогранная и современная реальность.

Цифровая образовательная среда (ЦОС) – это цифровое пространство, состоящее из открытой совокупности информационных систем, которые объединяют всех участников образовательного процесса – администрацию школы, учителей, учеников и их родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Слайд 1.                                    Педагогический совет.

Цифровая образовательная среда как одно из условий создания пространства возможностей современного урока.

ЦЕЛЬ. Повышение ИКТ- компетентности учителя в общем  информационном образовательном пространстве гимназии  

ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА. Как использовать возможности цифровой образовательной среды для повышения познавательного интереса обучающихся

Начать сегодняшний педсовет хотелось бы со слов американского философа Джона Дьюи:                                                     «Если мы будем учить сегодня так,  как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».

«Научить человека жить в информационном мире - важнейшая задача современного образования».

                                                        Академик А.П. Семенов

Слайд 2.         «Образование – величайшее из земных благ, если оно наивысшего качества. В противном случае оно совершенно бесполезно».

Киплинг.

Качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и / или потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы («Закон об образовании в РФ», п. 2.29).

Слайд 3.

«Качество образования определяется такими факторами как высокая компетентность педагогических работников, использование новейших педагогических технологий»  так пишет Бабакова Т.А., советский и российский ученый-педагог. 

Слайд 4.

Сегодня мир с большой скоростью идет по пути научно-технического прогресса, и уже никого не удивишь наличием компьютера – самого мощного и эффективного из всех существовавших до сих пор технических средств. Современный учебный процесс немыслим без применения информационных и коммуникационных технологий, без сочетания традиционных средств и методов обучения со средствами ИКТ.

Жизнь не стоит на месте. Цифровое пространство стало неотъемлемой составляющей жизни ребенка, начиная с раннего возраста. Таким образом, источником формирования его представлений об окружающем мире, общечеловеческих ценностях становятся не только родители, социальное окружение и образовательные организации, но  и  медиаресурсы.

Слайд 5.

Эпиграфом к моему выступлению станут слова академика Андрея Петровича Семёнова «Научить человека жить в информационном мире - важнейшая задача современного образования».

С 2019 по 2024 год в нашей стране реализуется Федеральный проект «Цифровая образовательная среда».  ЦОС поможет оптимизировать систему школьного образования и позволит эффективно использовать современные технологии в процессе обучения. При этом об отмене традиционной классно-урочной системы речь не идет — отказываться от нее не планируется.

        Основной задачей федерального проекта «Цифровая образовательная среда» является создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней.

Хочу отметить, что реализация всех федеральных проектов во многом зависит от уровня цифровизации в системе образования. Приведу слова  ректора Томского государственного университета, профессора, Эдуарда Владимировича Галажинского: «Цифра» дает колоссальные преимущества: можно, никого не догоняя, сразу быть впереди».

Что же такое Цифровая образовательная среда?

ВИДЕО (Николай Николаевич Дроздов о ЦОС)

Слайд 6.

Цифровая образовательная среда (ЦОС) – это цифровое пространство, состоящее из открытой совокупности информационных систем, которые объединяют всех участников образовательного процесса – администрацию школы, учителей, учеников и их родителей.

Цифровая образовательная среда включает комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств ИКТ: компьютеры, иное ИКТ-оборудование, коммуникационные каналы, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение. Цифровая образовательная среда образовательной организации удовлетворяет требованиям ФГОС.

Слайд 7.

ЦОС должна обеспечить:

•        использование современных процедур создания, поиска, сбора, анализа, обработки, хранения и представления информации;

•     дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса, в том числе в рамках дистанционного образования;

•        дистанционное взаимодействие образовательного учреждения с  другими организациями социальной сферы;

•        повышение уровня сформированности  ИКТ-компетенции педагогов ОО;

•        возможность внедрения информационных технологий в практику преподавания всех учебных предметов;

•        обеспеченность ОО необходимым оборудованием;

•        условия для практического применения компьютерной техники и иных цифровых инструментов;

•        возможность открытого доступа к информационным каналам глобальной сети Интернет и к ресурсам медиатек.

Слайд 8.

Реализация ЦОС обеспечит ученикам:

  • получение доступа к электронному образовательному контенту;
  • обучение в комфортной цифровой среде;
  • повышение интереса к обучению;
  • улучшение результатов освоения образовательной программы;
  • развитие проектно-исследовательской деятельности, в том числе с применением облачных технологий;
  • формирование осознанного выбора профессии на основе полученных цифровых компетенций.

   

 Реализация ЦОС обеспечит учителям:

  • повышение удобства мониторинга за образовательным процессом;
  • получение дополнительных возможностей для саморазвития;
  • формирование новых возможностей организации образовательного процесса;
  • формирование новых условий для мотивации учеников;

Слайд 9.

Реализация ЦОС обеспечит родителям:

  • расширение  образовательных  возможностей  для  ребенка;
  • повышение прозрачности образовательного процесса за счет информирования об успеваемости и посещаемости ребенка в реальном времени;
  • облегчение коммуникации со всеми участниками образовательного процесса.

Реализация ЦОС обеспечит школе:

  • повышение эффективности использования ресурсов за счет переноса части нагрузки на информационно-коммуникационные технологии;
  • расширение возможностей образовательного процесса за счет сетевой организации;
  • расширение возможностей коммуникации со всеми участниками образовательного процесса.

Слад 10.

 Цифровая образовательная среда (ЦОС) образовательного учреждения включает:

  • Комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы;

Цифровые образовательные ресурсы - это совокупность данных в цифровом виде, применимая для использования в учебном процессе. К ЦОР относятся: ресурсы, размещенные в Интернет; ресурсы, размещенные на оптических носителях (электронные учебные издания); комбинированный продукты сеть-диск.

  • Систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной цифровой образовательной среде.
  • Цифровые технологии. 

             Цифровые технологии – информационно-коммуникационные, телекоммуникационные, виртуальные, мультимедийные технологии, позволяющие обеспечить сбор и представление информации о различных объектах с целью обеспечения удаленного взаимодействия между ними и управления ими.

Профессиональная ИКТ-компетентность педагога – одно из требований профстандарта педагога и определена как «квалифицированное использование общераспространенных в данной профессиональной области средств ИКТ при решении профессиональных задач там, где нужно и тогда, когда нужно».

Педагогические работники должны владеть ИКТ и осуществлять свою деятельность по использованию  ИКТ  на  высоком  профессиональном  уровне.

Таким образом, педагог, своей профессиональной деятельности просто ОБЯЗАН  быть  ИКТ-компетентным.

ИКТ-компетентность педагога включает в себя три компонента:

1. Общепользовательский компонент;

2. Общепедагогический компонент;

3. Предметно-педагогический компонент.

Остановлюсь кратко на каждом из этих компонентов.

Общепользовательская ИКТ-компетентность включает в себя пользовательские навыки, в том числе использование видео- фотосъемки, умение использования систем мгновенных сообщений, навыки поиска в сети Интернет и базах данных с соблюдением этических и правовых норм использования ИКТ.

Общепедагогическая ИКТ-компетентность связана с глубокой перестройкой методики обучения и содержания образования: применение информационных технологий для разных форм образовательной деятельности: индивидуальной, групповой, коллективной; планирование проектной деятельности с учетом возможностей ИКТ; использование доступных ресурсов Интернета; использование интерактивных моделей, виртуальных лабораторий, интерактивной доски; использование дистанционных ресурсов при подготовке домашних заданий; подготовка заданий и тестов в электронном виде . Немаловажным является задача педагога – привлечение обучающихся к активному участию в образовательном процессе, используя для этого современные средства коммуникаций: электронную почту, форум, Skype и т. п.

    Предметно-педагогическая ИКТ-компетентность соответствует области деятельности и определена следующим образом: учителю необходимо владеть расширенными приемами самостоятельной подготовки дидактических материалов и рабочих документов, что позволит запланировать и организовать комплексное использование средств ИКТ в образовательном процессе.

Урок, как основная форма организации обучения – это то место, где сходятся результаты долгих дидактических и методических поисков, где происходит встреча субъектов, в результате которой каждый из них меняется, приобретая что-то новое. В информационно-образовательной среде уроки приобретают свои особенности: изменяется позиция учителя на уроке, учебный процесс индивидуализируется, в связи с чем активизируется познавательная деятельность обучающихся, возможность сочетания различных форм познавательной деятельности вне рамок одной образовательной организации, совместная интерактивная деятельность не только педагогов и специалистов в различных областях знаний с целью повышения научного уровня урока, но и учебный диалог между удаленными группами обучающихся, использование баз данных и лабораторных комплексов с удаленным доступом. Все это требует от педагога высокого уровня владения ИКТ, а движущийся вперед научно – технический прогресс побуждает постоянно совершенствоваться в этом направлении.

     Использование современных цифровых технологий дает учителю возможность провести любой урок на более высоком техническом уровне, насыщают урок информацией, помогают быстро осуществить комплексную проверку усвоения знаний. Учащиеся более глубоко и осознанно воспринимают информацию, поданную ярко, необычно, что облегчает им усвоение сложных тем.

       

Педагогам необходимо знать и при необходимости уметь использовать такие технологии как:

 

Технологии

Описание

Инфографика

Графический способ подачи информации, данных и знаний, целью которого является быстро и чётко преподносить сложную информацию. Одна из форм информационного дизайна, содержит текст, графику, статистику. Это наглядные инструкции, информационные таблички, дидактические материалы 

Облако тэгов

Облако тегов (облако слов) – это визуальное представление списка категорий (или тегов, также называемых метками, ярлыками,

ключевыми словами и т. п.) Используется для описания ключевых слов (тегов) на веб-сайтах, или для представления неформатированного текста и т.д. 

Виртуальная доска

Аналог традиционной стенгазеты, но в сети. На стене можно размещать тексты, документы, графику, анимацию, видео, фото, стикеры, календари, ссылки. Сервис позволяет работать коллективно с применением компьютеров, планшетников, айфонов 

Интерактивные плакаты и

интерактивные книги

Сетевой плакат, на котором можно размещать ссылки на различные ресурсы (сайты, видео и т.д.), которые будут открываться с данного плаката. Сетевая электронная книга, которую можно верстать в облаке 

Сторителлинг

Это одновременно наука и искусство, сочетающая в себе психологические, управленческие и прочие аспекты. В древности это называлось сказительством (придумывали истории, основанные на реальных фактах, придавали им 

немного загадочности, мистики). В современном варианте искусство cторителлинга используется для развития коммуникации, в качестве маркетингового приёма и т.д. 

Ленты времени

Сервисы для создания временно-событийных линеек. На временную шкалу наносятся факты, которые можно сохранить и использовать при изучении различных наук 

Мультимедийный лонгрид

“Лонгрид” (долгое чтение) – формат подачи информации,

предназначенный для мультимедийного рассказа длинных, “глубоких” историй. Применяется для разработки и презентации проектов, исследований, экспериментов. Может включать тексты, цитаты, большие панорамные и маленькие картинки, видео, ссылки, мультимедийные модули 

Мультимедиа

Видео, графика, звук. Сервисы, позволяющие в сети обрабатывать мультимедиа, вести диалог, создавать мультимедийный контент 

Скрайбинг

Способ подачи сложной информации или рекламы просто, с применением эффектов анимации 

Геосервисы

Геосервисы – это набор согласованных инструментов для доступа и манипулирования геоинформацией, которая представляется в виде карт 

Интерактивные дидактические

материалы и ресурсы

для реализации геймификации

Сетевые интерактивные сервисы для создания различных дидактических материалов, игровые образовательные сервисы, сетевые сервисы для создания коллажей, логотипов и т.д. 

QR коды

Дополненная реальность. При считывании кодов происходит переход на ресурс, которые закодирован. 

Заключение.

Цифровая школа – уже не утопия. Это реальность. Интерактивная, интересная, многогранная и современная реальность.

Уважаемые коллеги, свое выступление  хочется завершить  короткой притчей.

 Стояли рядом два плуга. Один был ржавый и некрасивый, а второй весь блестящий, начищенный. Ржавый плуг с завистью смотрел на то, как солнце отражается на блестящих боках соседа. Однажды он не выдержал и сказал:

- Это несправедливо! Мы с тобой одинаковые. Но ты такой красивый, весь блестишь, а я нет. Должно быть равноправие!

Второй плуг усмехнулся и сказал:

- Должна быть справедливость! Я с раннего утра и до позднего вечера работаю, поэтому и блещу. Мне просто некогда ржаветь!

Я желаю вам достичь высот в создании цифровых образовательных ресурсов, никогда не опускать руки, мыслить нестандартно, быть творческими и  проявлять креативность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования.

Тема моего выступления: «Создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования»....

Возможности цифровой образовательной среды «ЯКласс» в условиях дистанционного и смешанного обучения.

ЯКласс» -это один из лучших образовательных проектов Сколково. Это эффективный инструмент мобильного онлайн и офлайн обучения, реализации ФГОС и достижения высоких образовательных результат...

Создание современной цифровой образовательной среды на платформе Google Classroom для студентов, изучающих дисциплину "Информатика"

В рамках научного марафона "Дорогой знаний", посвященного 210-летию со дня рождения Н.И. Пирогова, состоялась заочная научно-практическая конференция «Пироговские чтения - 2020»....

Перспективы и новые возможности развития качества образования через работу школьных методических объединений в условиях цифровой образовательной среды

Перспективы и новые возможности развития качества образования через работу школьных методических объединений в условиях цифровой образовательной среды...

Использование возможностей современной цифровой образовательной среды для развития функциональной грамотности обучающихся на уроках литературы

Методический продукт проблемно-творческой группыгородского профессионального объединения учителей русского языка и литературы[1]:Комплект методических разработок уроков по литературе с использованием ...

Проектирование образовательного процесса в условиях современной цифровой образовательной среды

Цифровая образовательная среда образовательной организации предполагает набор ИКТ-инструментов, использование которых должно носить системный порядок и удовлетворяет требованиям ФГОС к формированию ус...