"Сравнение обновленных и действующих ФГОС"
статья
Основными задачами ФГОС являются создание единого образовательного пространства по всей Российской Федерации и обеспечение преемственности образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sravnenie_deystvuyushchih_i_obnovlyonnyh_fgos.docx | 43.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Сравнение действующих и обновленных ФГОС
Параметр сравнения | ФГОС 2009/2010 | ФГОС 2021 |
Общие положения | В целях обеспечения реализации права на Срок получения начального общего Срок получения НОО – 4 года - не установлено сокращение. Объём внеурочной деятельности за четыре года обучения до 1350 академических часов. | Основными задачами ФГОС являются создание единого образовательного пространства по всей Российской Федерации и обеспечение преемственности образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования. ФГОС НОО не применяется для обучающихся с ОВЗ и обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Вариативность содержания образовательных программ начального общего образования. Срок получения начального общего образования составляет не более четырех лет. ФГОС устанавливают вариативность сроков реализации программ (не только в сторону увеличения, но и в сторону сокращения). Объём внеурочной деятельности за четыре года обучения до 1320 академических часов. Чётко прописаны обязательства образовательного учреждения (в частности, школы) перед учениками и родителями. Учитываются возрастные и психологические особенности учеников всех классов. Уточнено минимальное и максимальное количество часов, необходимых для полноценной реализации основных образовательных программ. Определено базовое содержание программы воспитания. Уточнены задачи и условия программы коррекционной работы с детьми с ОВЗ. Строго обозначено, какие темы должны освоить дети в определённый год обучения. Содержание тем не рекомендовано менять местами (ранее это допускалось). Зафиксированы контрольные точки с конкретными результатами учеников (сочинение на 300 слов, словарный запас из 70 новых слов ежегодно и тому подобное). Введены понятия: - верифицированные образовательные ресурсы; - «учебно-исследовательская деятельность», «проектная деятельность» (понятия разделены.) |
Требования к структуре основной образовательной программы | Раздел включает: программу формирования УУД на уровне НОО или программу развития УУД на уровне ООО; программы отдельных учебных предметов, курсов, а также курсов внеурочки на уровне НОО; рабочую программу воспитания; программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни на уровне НОО; программу коррекционной работы. Основная образовательная программа начального общего образования (термин) включает: 1. Целевой раздел | Введены единые требования к составлению рабочих программ, в том числе и программ внеурочной деятельности. На уровне НОО убрали программу коррекционной работы и программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни (п. 31 ФГОС НОО). Программу коррекционной работы нужно включать, если в школе обучаются дети с ОВЗ. Также добавили рабочие программы учебных модулей. Программа начального общего образования (термин) включает: 1. Целевой раздел Вводится предмет «Функциональная грамотность» как одна из составляющих на уроках математики, окружающего мира. В содержательный раздел ООП вводится программа с единым названием «Программа воспитания». Во ФГОС НОО она заменяет две – Программу духовно-нравственного развития и воспитания и Программу формирования экологической культуры и здорового образа жизни. |
Требования к условиям реализации программ обучения | Требований к способам, с помощью которых надо обеспечивать вариативность программ, не было. Не уделено внимание дистанционному обучению. Использование электронных средств обучения, дистанционных технологий: Настолько подробных норм не было. Информационно-образовательная среда: Для учеников в школьной библиотеке надо было организовать доступ к информационным интернет ресурсам, коллекциям медиа-ресурсов. Обеспечение учебниками и учебными пособиями: Школа обязана обеспечить каждого ученика как минимум одним экземпляром учебников и учебных пособий – в печатном или электронном виде. Деление учеников на группы: Прямого регулирования не было, лишь упоминали о групповых формах работы. Психолого-педагогические условия: Требований было меньше. | Во ФГОС НОО и ООО закрепили, что школа может формировать программы разного уровня и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей школьников. Указаны три способа, с помощью которых надо обеспечивать вариативность содержания программ. Первый – в структуре программ НОО и ООО можно предусмотреть учебные предметы, учебные курсы и учебные модули. Второй – школа вправе разработать и реализовать программы углубленного изучения отдельных предметов. Третий – можно разработать и реализовать индивидуальный учебный план в соответствии с образовательными потребностями и интересами учеников Прописана возможность реализации системы образования через семейное обучение, когда семьи могут самостоятельно выбрать для своего ребенка образовательный маршрут. Детализированы требования к условиям реализации программы общего образования, в том числе обеспечивающие формирование функциональной грамотности; новый вид – общесистемные требования. В качестве общесистемных требований к реализации программы начального общего образования рассмотрены вопросы организации дистанционного образования (п. 34.4). Прописаны требования к организации электронного обучения и применению дистанционных образовательных технологий. Обеспечение доступа к информационно-образовательной среде образовательной организации, в том числе электронной. Использование электронных средств обучения, дистанционных технологий: Зафиксировали право школы применять различные образовательные технологии. Например, электронное обучение и дистанционные образовательные технологии (п. 19 ФГОС НОО). Если школьники учатся с использованием дистанционных технологий, их нужно обеспечить индивидуальным авторизованным доступом ко всем ресурсам. Причём доступ должен быть как на территории школы, так и за ее пределами (п. 34.4 ФГОС НОО). Информационно-образовательная среда: Зафиксировали, что доступ к информационно-образовательной среде должен быть у каждого ученика и родителя или законного представителя в течение всего периода обучения (п. 34.3 ФГОС НОО). Обеспечение учебниками и учебными пособиями: Школа обязана обеспечить каждого ученика минимум одним экземпляром учебных пособий в печатном виде, дополнительно можно предоставить электронную версию. Учебники можно предоставить в печатной или в электронной форме (п. 36.1 ФГОС НОО). Деление учеников на группы: Зафиксировали, что образовательную деятельность можно организовать при помощи деления на группы. При этом учебный процесс в группах можно строить по-разному: с учётом успеваемости, образовательных потребностей и интересов, целей (п. 20 ФГОС НОО). Психолого-педагогические условия: В обновленных ФГОС акцентировали внимание на социально-психологической адаптации к условиям школы. Также расписали порядок, по которому следует проводить психолого-педагогическое сопровождение участников образовательных отношений (п. 37 ФГОС НОО). |
Требования к результатам обучения | Требований было меньше, формулировки в обобщенном виде. Стандарт включал только общие установки на формирование определённых компетенций. Учебные учреждения сами решали, что именно и в каком классе изучать, поэтому образовательные программы разных школ отличались, а результаты обучения не были детализированы. Направления развития личности: Общеинтеллектуальное Общекультурное Спортивно-оздоровительное Духовно-нравственное Социальное Личностные и метапредметные результаты описывались обобщённо. Акцент сделан на развитие универсальных учебных умений, то есть способности самостоятельно добывать информацию с использованием технологий и коммуникации с людьми. Фокус сместили на личность ребёнка. Много внимания уделено проектной и внеурочной деятельности.
| Главной задачей ФГОС третьего поколения заявлена конкретизация требований к обучающимся. Новые ФГОС определяют чёткие требования к предметным результатам по каждой учебной дисциплине. Прежним осталось развитие общих коммуникативных навыков, логических действий и регулятивных навыков. Требования к результатам освоения программы уточнили и расширили по всем видам результатов – личностным, метапредметным, предметным. Добавили результаты по каждому модулю основ религиозной культуры и светской этики. На уровне ООО установили требования к предметным результатам при углубленном изучении некоторых дисциплин.
Чёткость деления УУД и конкретность формулировок учебных действий, выделение новой категории учебных действий (базовые начальные исследовательские действия), новых коммуникативных действий (публичные выступления и совместные проектные работы), а также акцент на алгоритмизацию в учебной деятельности.
ФГОС устанавливает требования к результатам освоения обучающимися программ начального общего образования: 1) личностным, включающим: формирование у обучающихся основ российской гражданской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; ценностные установки и социально значимые качества личности; активное участие в социально значимой деятельности; 2) метапредметным, включающим: универсальные познавательные учебные действия (базовые логические и начальные исследовательские действия, а также работу с информацией); универсальные коммуникативные действия (общение, совместная деятельность, презентация); универсальные регулятивные действия (саморегуляция, самоконтроль); 3) предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт деятельности, специфической для данной предметной области, по получению нового знания, его преобразованию и применению. (Подробно указан перечень предметных и межпредметных навыков, которыми должен обладать ученик в рамках каждой дисциплины.) Научно-методологической основой для разработки требований к личностным, метапредметным и предметным результатам обучающихся, освоивших программу начального общего образования, является системно-деятельностный подход. Сделан акцент на развитие «мягких» навыков — метапредметных и личностных. 41.1. Личностные результаты освоения программы начального общего образования должны отражать готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретение первоначального опыта деятельности на их основе, в том числе в части: 41.1.1. Гражданско-патриотического воспитания 41.1.2. Духовно-нравственного воспитания 41.1.3. Эстетического воспитания 41.1.4. Физического воспитания 41.1.5. Трудового воспитания 41.1.6. Экологического воспитания 41.1.7. Ценности научного познания 42. Метапредметные результаты освоения программы начального общего образования должны отражать: 42.1. Овладение универсальными учебными познавательными действиями: 1) базовые логические действия: 2) базовые исследовательские действия: 3) работа с информацией. 42.2. Овладение универсальными учебными коммуникативными действиями: 1) общение: 2) совместная деятельность. 42.3. Овладение универсальными учебными регулятивными действиями: 1) самоорганизация: 2) самоконтроль. 43. Предметные результаты освоения программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметных областей, включающих конкретные учебные предметы (учебные модули), ориентированы на применение знаний, умений и навыков обучающимися в учебных ситуациях и реальных жизненных условиях, а также на успешное обучение на уровне начального общего образования. В новых ФГОС требования к результатам разделили на тематические модули по предметам. Во ФГОС НОО тематические модули указали для учебных предметов «Изобразительное искусство», «Музыка», «Технология», «Физическая культура», «ОРКСЭ». Требования к предметным результатам: формулируются в деятельностной форме с усилением акцента на применение знаний и конкретных умений; формулируются на основе документов стратегического планирования с учетом результатов проводимых на федеральном уровне процедур оценки качества образования (всероссийских проверочных работ, национальных исследований качества образования, международных сравнительных исследований); определяют минимум содержания начального общего образования, изучение которого гарантирует государство, построенного в логике изучения каждого учебного предмета; усиливают акценты на изучение явлений и процессов современной России и мира в целом, современного состояния науки. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Таблица: "Сравнение стандартов: 2004 и ФГОС"
Стандарт 2004Линии сравненияФГОС...
Урок математики 5 класс "Сравнение дробей" с элементами ФГОСа
В данном материале помещена разработка урока и к ней презентация...
Презентация к уроку " Сравнение дробей" 6 класс ФГОС
Данную презентацию можно использовать к уроку по теме "Сравнение дробей" 6класс...
Сравнение дробей 5 класс (ФГОС)
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний...
Сравнение действующих и обновленных ФГОС
Сравнение действующих 2010 и обновленных ФГОС 2021...
Сравнение действующих и обновленных ФГОС.
Сравнение действующих и обновленных ФГОС....
Самостоятельная работа по теме «Сокращение и сравнение дробей». 5 класс. Фгос 3.
Самостоятельная работа по теме «Сокращение и сравнение дробей». 5 класс. Фгос 3. Работа содержит задания для двух вариантов....
- Мне нравится (1)