Внутренняя система оценки качества образования в условиях реализации ФГОС
статья

Формирование системы оценки качества образования является одним из ключевых приоритетов развития образования на сегодняшний день. Измерение учебных достижений обучающихся необходимо не только в целях мониторинга, но и для повышения качества образования. Необходимо создать такую систему управления и оценки качества образования школы в условиях реализации ФГОС, которая позволит получать объективную информацию о состоянии качества образования школы, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень, принимать обоснованные управленческие решения по достижению качественного образования. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Большакова Любовь Сергеевна,

к.ф.н., учитель английского языка ГБОУ гимназии №498

Невского района Санкт-Петербурга

Внутренняя система оценки качества образования в условиях реализации ФГОС

Формирование системы оценки качества образования является одним из ключевых приоритетов развития образования на сегодняшний день. Измерение учебных достижений обучающихся необходимо не только в целях мониторинга, но и для повышения качества образования. Необходимо создать такую систему управления и оценки качества образования школы в условиях реализации ФГОС, которая позволит получать объективную информацию о состоянии качества образования школы, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень, принимать обоснованные управленческие решения по достижению качественного образования.

В этой связи возникает потребность в определении комплекса критериев, показателей, процедур и технологий оценки, организации педагогического мониторинга и его использования как неотъемлемого инструмента управления качеством образования на уровне образовательного учреждения.

Внутренняя система оценки качества образования (ВСОКО) осуществляется субъектами самого учреждения и является источником информации и диагностики образовательной деятельности [2]. Задачи ВСОКО в условиях реализации ФГОС ‒ установление соответствия деятельности педагогических работников требованиям ФГОС, выявление причинно-следственных связей положительной и отрицательной динамики результатов обучения, формулирование выводов и рекомендаций по дальнейшему развитию образовательной организации и ее субъектов.

Управление качеством образования представляет собой непрерывный замкнутый процесс, состоящий из взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов,  которые соответствует этапам цикла Деминга (рис.1). Внутренняя система оценки качества образования является одним из элементов, в основе которого лежит процесс оценки и сравнения достигнутого уровня качества с заданным, осуществление обратной связи со всеми заинтересованными сторонами, внесение корректив в деятельность и систему управления.

https://cf.ppt-online.org/files/slide/m/MtcdC7yPsnRfugX3ilAT9FkJvmzKpSWHZrLGEV/slide-7.jpg

рис.1.

Внутренняя система оценки качества образования функционирует во взаимосвязи с системой внутришкольного контроля и мониторинга как основой управления образовательной деятельностью, направлена на обеспечение соответствия процедурам и содержанию внешней оценки качества образования, учитывает федеральные требования к порядку проведения образовательной организацией процедуры самообследования и параметры, используемые в процессе федерального государственного контроля качества образования.

 Основными оценочными процедурами, используемыми в рамках внутренней системы оценки качества образования являются:

- текущее оценивание обучающихся;

- итоговое оценивание обучающихся;

- независимые оценочные процедуры;

- портфолио обучающихся и педагогов;

 - внутренняя оценка условий образовательной деятельности;

- внутришкольные мониторинги;

- самообследование;

- опросы и анкетирования [1].

Оценить качество – это значит установить соответствие деятельности образовательной организации:

- качеству образовательных результатов;

- качеству реализации образовательной деятельности;

- качеству условий обеспечения образовательной деятельности;

- качеству управления образовательной деятельностью.

Исходя из этого, оценка качества образования осуществляется на основе системы критериев, характеризующих качество результатов, качество процессов, качество условий и качество управления. Остановимся подробнее на рассмотрении обозначенных позиций.

Качество образовательных результатов включает предметные результаты обучения; метапредметные результаты обучения; личностные результаты; достижения учащихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях.

В чем особенности новых подходов к оцениванию достижений обучающихся? Например, Всероссийские проверочные работы используются для диагностики не только предметных, но и метапредметных результатов, позволяют выявить уровень сформированности универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных и межпредметных понятий. 

В качестве критериев оценивания образовательных результатов и их показателей мы предлагаем выделить следующие (таблица 1):

Таблица 1

Критерий

Показатель

Достижения обучающихся

Доля обучающихся, показавших низкие результаты по профильным предметам

Доля обучающихся, попавших в кластер с низкими предмтными результатами по итогам РДР

Доля обучающихся, попавших в кластер с низкими метапредметными результатам ВПР

Доля обучающихся, принявших участие в проектных и исследовательских работах

Вовлеченность учащихся в предметную деятельность

Процент учащихся, занятых в отделениях ОДОД, связанных с предметами

Процент учащихся, занятых во внеурочной деятельности, связанной с профильными предметами

Качество реализации образовательного процесса включает соответствие ООП, учебных планов и рабочих программ требованиям федеральных государственных образовательных стандартов; качество уроков и индивидуальной работы с учащимися; качество внеурочной деятельности (включая классное руководство), качество мотивации педагогов.

Критерии оценивания реализации образовательного процесса и их показатели представлены в таблице 2.

Таблица 2

Критерий

Показатель

Освоение и внедрение в образовательный процесс современных  технологий

Разработки уроков, проектов, материалов с использованием интерактивных технологий педагогического взаимодействия

Доля обучающихся, охваченных дистанционным обучением

Динамика результатов

Положительная динамика среднего балла ОГЭ, ЕГЭ. Положительная динамика среднего балла или среднего уровня освоения УУД по результатам РДР, ВПР

Возможности обучения

Уровень и качественные характеристики образовательных эффектов в результате инновационной деятельности, степень востребованности разработок другими образовательными организациями

Индивидуализация обучения

Наличие условий для индивидуальной работы с обучающимися, разработанных и реализованных индивидуальных маршрутов

 Качество условий, обеспечивающих образовательный процесс: материально-техническое обеспечение; информационно-развивающая среда; санитарно-гигиенические и эстетические условия; психологический климат в школе; кадровое обеспечение. Критерии и показатели представлены в таблице 3.

Таблица 3

Критерий

Показатель

Кадровые условия

Численность/удельный вес численности педагогических работников, охваченных непрерывным профессиональным образованием:
– тренинги, обучающие семинары, стажировки;
– вне программ повышения квалификации

Численность/удельный вес численности педагогических работников, являющихся победителями или призерами региональных конкурсов профессионального мастерства

Численность/удельный вес численности педагогических работников, повысивших квалификацию в соответствии с требованиями ФГОС

Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих публикации в профессиональных изданиях на региональном или федеральном уровнях

Материально-технические условия

Количество компьютеров в расчете на одного учащегося

Доля учащихся, обеспеченных специализированными кабинетами в соответствии с требованиями ФГОС СОО

Доля учащихся, обеспеченных УМК в соответствии с требованиями ФГОС

Комфортность

Наличие здоровьесберагающих технологий на уроках и во внеурочной деятельности

Качество управления образовательной деятельностью характеризуется удовлетворенностью участников образовательного процесса, распространением опыта работы ОУ, наличием отзывов об учреждении (таблица 4).

Таблица 4

Критерий

Показатель

Диссеминация опыта образовательного учреждения

Публикации сотрудников в профильных изданиях

Проведение конференций, семинаров, практикумов на базе ОУ совместно с другими учреждениями.

Участие сотрудников в профильных конкурсах

Отзывы об учреждении на внешних информационных ресурсах

Доля выпускников, поступивших в профильные вузы

Удовлетворенность обучающихся и родителей выбором профиля

Удовлетворенность обучающихся и родителей качеством организации учебно-воспитательного процесса

Публикации в СМИ о деятельности учреждения

Наличие положительных отзывов на интернет порталах

Результаты внутренней системы оценки качества образования используются для:

- информирования обучающегося, его родителей, педагогов о результатах текущего оценивания и промежуточной аттестации, государственной итоговой аттестации;

- разработки программ и планов адресной помощи обучающимся в группах риска;
- поиска и развития талантов, планирования работы по профориентации;
- разработки/корректировки программ развития и образовательных программ, индивидуальных траекторий развития обучающихся;
- анализа качества работы и эффективности деятельности педагогических работников, формирования индивидуальных траекторий повышения квалификации и системы стимулирования работников образовательных организаций;
- планирования работы методических объединений;
- проведения самообследования и подготовки публичных отчетов;
- оптимизации инфраструктуры и системы управления;
- планирования внутреннего контроля.

Подводя итог выше сказанному, отметим, что для определения качества образования в ОУ необходимы:

- во-первых, критерии и показатели оценки качества образования;

- во-вторых, контрольно-измерительные материалы оценки качества образования в ОУ;

- в-третьих, работа педагогического коллектива по изучению вопроса качества образования, что позволит увидеть те направления и элементы образовательного процесса, которые следует совершенствовать;

 - в-четвертых, системная работа в данном направлении.

Таким образом, при создании системы оценки качества образования, наряду с оценкой знаний школьников, следует включить весь комплекс показателей, начиная от учебно-методического обеспечения образовательного процесса до создания благоприятного психологического климата. Важно также оценивать степень доступности образовательных возможностей с учетом реальных потребностей школьников; учитывать влияние школы на здоровье детей и их социализацию; использовать ресурсы, направленные на решение вопросов сопровождения и поддержки развития детей разных категорий.

Библиографический список:

1. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13.03.2019 № 11461432035/2019-27922 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности» URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72131012/

2. Распоряжение Комитета по образованию от 3 июля 2019 года № 1987-р «Об утверждении модели Санкт-Петербургской региональной системы оценки качества образования, Положения о СПб РСОКО и критериев СПб РСОКО»   URL: http://k-obr.spb.ru/media/uploads/userfiles/2019/08/08.pdf

3. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред.02.03.2016) // СПС «Гарант». – URL: http://base.garant.ru/70291362/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективность функционирования внутренней системы оценки качества образования.

В основе разработки данных положений лежит «Примерный порядок организации ВСОКО в условиях поэтапного перехода ОО Кировской области на ФГОС общего образования», разработанный ИРО КО....

Модель внутренней системы оценки качества образования в МОУ-ООШ п. Водопьяновка Марксовского района Саратовской области

Современное экономическое и духовное развитие нашего государства в значительной степени определяется качеством образования. Так как качество интеллектуальных ресурсов становится главным геополитически...

Актуальные требования к профессиональным компетенциям педагогических работников в области оценки качества образования в условиях реализации ФГОС

Модель базовых профессиональных компетенций педагогических работников в области оценки качества образования в условиях реализации ФГОС...

Управление качеством образования в условиях реализации ФГОС: инновационные системы оценки качества знаний обучающихся

Современный мир характеризуется множеством альтернатив, обилием разнообразной и противоречивой информации. В этих условиях каждому человеку важно владеть умениями и инструментарием оценочной деятельно...

Внутренняя система оценки качества образования опыт реализации

В условиях, когда система образования находится в режиме обновления, когда появляются новые требования к результатам, в значительной степени меняются и подходы к системе оценки качества образования....