Внутренняя система оценки качества образования в условиях реализации ФГОС
статья
Формирование системы оценки качества образования является одним из ключевых приоритетов развития образования на сегодняшний день. Измерение учебных достижений обучающихся необходимо не только в целях мониторинга, но и для повышения качества образования. Необходимо создать такую систему управления и оценки качества образования школы в условиях реализации ФГОС, которая позволит получать объективную информацию о состоянии качества образования школы, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень, принимать обоснованные управленческие решения по достижению качественного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vnutrennyaya_sistema_otsenki_kachestva_obrazovaniya_v_usloviyah_realizatsii_fgos.docx | 241.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Большакова Любовь Сергеевна,
к.ф.н., учитель английского языка ГБОУ гимназии №498
Невского района Санкт-Петербурга
Внутренняя система оценки качества образования в условиях реализации ФГОС
Формирование системы оценки качества образования является одним из ключевых приоритетов развития образования на сегодняшний день. Измерение учебных достижений обучающихся необходимо не только в целях мониторинга, но и для повышения качества образования. Необходимо создать такую систему управления и оценки качества образования школы в условиях реализации ФГОС, которая позволит получать объективную информацию о состоянии качества образования школы, тенденциях его изменения и причинах, влияющих на его уровень, принимать обоснованные управленческие решения по достижению качественного образования.
В этой связи возникает потребность в определении комплекса критериев, показателей, процедур и технологий оценки, организации педагогического мониторинга и его использования как неотъемлемого инструмента управления качеством образования на уровне образовательного учреждения.
Внутренняя система оценки качества образования (ВСОКО) осуществляется субъектами самого учреждения и является источником информации и диагностики образовательной деятельности [2]. Задачи ВСОКО в условиях реализации ФГОС ‒ установление соответствия деятельности педагогических работников требованиям ФГОС, выявление причинно-следственных связей положительной и отрицательной динамики результатов обучения, формулирование выводов и рекомендаций по дальнейшему развитию образовательной организации и ее субъектов.
Управление качеством образования представляет собой непрерывный замкнутый процесс, состоящий из взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов, которые соответствует этапам цикла Деминга (рис.1). Внутренняя система оценки качества образования является одним из элементов, в основе которого лежит процесс оценки и сравнения достигнутого уровня качества с заданным, осуществление обратной связи со всеми заинтересованными сторонами, внесение корректив в деятельность и систему управления.
рис.1.
Внутренняя система оценки качества образования функционирует во взаимосвязи с системой внутришкольного контроля и мониторинга как основой управления образовательной деятельностью, направлена на обеспечение соответствия процедурам и содержанию внешней оценки качества образования, учитывает федеральные требования к порядку проведения образовательной организацией процедуры самообследования и параметры, используемые в процессе федерального государственного контроля качества образования.
Основными оценочными процедурами, используемыми в рамках внутренней системы оценки качества образования являются:
- текущее оценивание обучающихся;
- итоговое оценивание обучающихся;
- независимые оценочные процедуры;
- портфолио обучающихся и педагогов;
- внутренняя оценка условий образовательной деятельности;
- внутришкольные мониторинги;
- самообследование;
- опросы и анкетирования [1].
Оценить качество – это значит установить соответствие деятельности образовательной организации:
- качеству образовательных результатов;
- качеству реализации образовательной деятельности;
- качеству условий обеспечения образовательной деятельности;
- качеству управления образовательной деятельностью.
Исходя из этого, оценка качества образования осуществляется на основе системы критериев, характеризующих качество результатов, качество процессов, качество условий и качество управления. Остановимся подробнее на рассмотрении обозначенных позиций.
Качество образовательных результатов включает предметные результаты обучения; метапредметные результаты обучения; личностные результаты; достижения учащихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях.
В чем особенности новых подходов к оцениванию достижений обучающихся? Например, Всероссийские проверочные работы используются для диагностики не только предметных, но и метапредметных результатов, позволяют выявить уровень сформированности универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных и межпредметных понятий.
В качестве критериев оценивания образовательных результатов и их показателей мы предлагаем выделить следующие (таблица 1):
Таблица 1
Критерий | Показатель |
Достижения обучающихся | Доля обучающихся, показавших низкие результаты по профильным предметам |
Доля обучающихся, попавших в кластер с низкими предмтными результатами по итогам РДР | |
Доля обучающихся, попавших в кластер с низкими метапредметными результатам ВПР | |
Доля обучающихся, принявших участие в проектных и исследовательских работах | |
Вовлеченность учащихся в предметную деятельность | Процент учащихся, занятых в отделениях ОДОД, связанных с предметами |
Процент учащихся, занятых во внеурочной деятельности, связанной с профильными предметами |
Качество реализации образовательного процесса включает соответствие ООП, учебных планов и рабочих программ требованиям федеральных государственных образовательных стандартов; качество уроков и индивидуальной работы с учащимися; качество внеурочной деятельности (включая классное руководство), качество мотивации педагогов.
Критерии оценивания реализации образовательного процесса и их показатели представлены в таблице 2.
Таблица 2
Критерий | Показатель |
Освоение и внедрение в образовательный процесс современных технологий | Разработки уроков, проектов, материалов с использованием интерактивных технологий педагогического взаимодействия |
Доля обучающихся, охваченных дистанционным обучением | |
Динамика результатов | Положительная динамика среднего балла ОГЭ, ЕГЭ. Положительная динамика среднего балла или среднего уровня освоения УУД по результатам РДР, ВПР |
Возможности обучения | Уровень и качественные характеристики образовательных эффектов в результате инновационной деятельности, степень востребованности разработок другими образовательными организациями |
Индивидуализация обучения | Наличие условий для индивидуальной работы с обучающимися, разработанных и реализованных индивидуальных маршрутов |
Качество условий, обеспечивающих образовательный процесс: материально-техническое обеспечение; информационно-развивающая среда; санитарно-гигиенические и эстетические условия; психологический климат в школе; кадровое обеспечение. Критерии и показатели представлены в таблице 3.
Таблица 3
Критерий | Показатель |
Кадровые условия | Численность/удельный вес численности педагогических работников, охваченных непрерывным профессиональным образованием: |
Численность/удельный вес численности педагогических работников, являющихся победителями или призерами региональных конкурсов профессионального мастерства | |
Численность/удельный вес численности педагогических работников, повысивших квалификацию в соответствии с требованиями ФГОС | |
Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих публикации в профессиональных изданиях на региональном или федеральном уровнях | |
Материально-технические условия | Количество компьютеров в расчете на одного учащегося |
Доля учащихся, обеспеченных специализированными кабинетами в соответствии с требованиями ФГОС СОО | |
Доля учащихся, обеспеченных УМК в соответствии с требованиями ФГОС | |
Комфортность | Наличие здоровьесберагающих технологий на уроках и во внеурочной деятельности |
Качество управления образовательной деятельностью характеризуется удовлетворенностью участников образовательного процесса, распространением опыта работы ОУ, наличием отзывов об учреждении (таблица 4).
Таблица 4
Критерий | Показатель |
Диссеминация опыта образовательного учреждения | Публикации сотрудников в профильных изданиях |
Проведение конференций, семинаров, практикумов на базе ОУ совместно с другими учреждениями. | |
Участие сотрудников в профильных конкурсах | |
Отзывы об учреждении на внешних информационных ресурсах | Доля выпускников, поступивших в профильные вузы |
Удовлетворенность обучающихся и родителей выбором профиля | |
Удовлетворенность обучающихся и родителей качеством организации учебно-воспитательного процесса | |
Публикации в СМИ о деятельности учреждения | |
Наличие положительных отзывов на интернет порталах |
Результаты внутренней системы оценки качества образования используются для:
- информирования обучающегося, его родителей, педагогов о результатах текущего оценивания и промежуточной аттестации, государственной итоговой аттестации;
- разработки программ и планов адресной помощи обучающимся в группах риска;
- поиска и развития талантов, планирования работы по профориентации;
- разработки/корректировки программ развития и образовательных программ, индивидуальных траекторий развития обучающихся;
- анализа качества работы и эффективности деятельности педагогических работников, формирования индивидуальных траекторий повышения квалификации и системы стимулирования работников образовательных организаций;
- планирования работы методических объединений;
- проведения самообследования и подготовки публичных отчетов;
- оптимизации инфраструктуры и системы управления;
- планирования внутреннего контроля.
Подводя итог выше сказанному, отметим, что для определения качества образования в ОУ необходимы:
- во-первых, критерии и показатели оценки качества образования;
- во-вторых, контрольно-измерительные материалы оценки качества образования в ОУ;
- в-третьих, работа педагогического коллектива по изучению вопроса качества образования, что позволит увидеть те направления и элементы образовательного процесса, которые следует совершенствовать;
- в-четвертых, системная работа в данном направлении.
Таким образом, при создании системы оценки качества образования, наряду с оценкой знаний школьников, следует включить весь комплекс показателей, начиная от учебно-методического обеспечения образовательного процесса до создания благоприятного психологического климата. Важно также оценивать степень доступности образовательных возможностей с учетом реальных потребностей школьников; учитывать влияние школы на здоровье детей и их социализацию; использовать ресурсы, направленные на решение вопросов сопровождения и поддержки развития детей разных категорий.
Библиографический список:
1. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13.03.2019 № 11461432035/2019-27922 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности» URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72131012/
2. Распоряжение Комитета по образованию от 3 июля 2019 года № 1987-р «Об утверждении модели Санкт-Петербургской региональной системы оценки качества образования, Положения о СПб РСОКО и критериев СПб РСОКО» URL: http://k-obr.spb.ru/media/uploads/userfiles/2019/08/08.pdf
3. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред.02.03.2016) // СПС «Гарант». – URL: http://base.garant.ru/70291362/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Эффективность функционирования внутренней системы оценки качества образования.
В основе разработки данных положений лежит «Примерный порядок организации ВСОКО в условиях поэтапного перехода ОО Кировской области на ФГОС общего образования», разработанный ИРО КО....
Модель внутренней системы оценки качества образования в МОУ-ООШ п. Водопьяновка Марксовского района Саратовской области
Современное экономическое и духовное развитие нашего государства в значительной степени определяется качеством образования. Так как качество интеллектуальных ресурсов становится главным геополитически...
Внутренняя система оценки качества образования: оценка метапредметных результатов в рамках текущего контроля
Сборник по итогам инновационной площадки 2017....
Актуальные требования к профессиональным компетенциям педагогических работников в области оценки качества образования в условиях реализации ФГОС
Модель базовых профессиональных компетенций педагогических работников в области оценки качества образования в условиях реализации ФГОС...
Управление качеством образования в условиях реализации ФГОС: инновационные системы оценки качества знаний обучающихся
Современный мир характеризуется множеством альтернатив, обилием разнообразной и противоречивой информации. В этих условиях каждому человеку важно владеть умениями и инструментарием оценочной деятельно...
Совершенствование внутренней системы оценки качества образования в ОО в условиях ФГОС
Соверешенствование ВСОКО...
Внутренняя система оценки качества образования опыт реализации
В условиях, когда система образования находится в режиме обновления, когда появляются новые требования к результатам, в значительной степени меняются и подходы к системе оценки качества образования....