Модуль «Классное руководство» в программе воспитания
методическая разработка

Михалева Людмила Александровна

Реализация  модуля «Классное руководство»  на примере  темы «ЗОЖ» в программе воспитания

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКУ Управление образования МО «Тарбагатайский район»

МБОУ «Нижнесаянтуйская СОШ»

671120  Республика Бурятия Тарбагатайский район                                                                

 с. Нижний Саянтуй,  ул. Юности 1

тел.8 (30-146) 54- 2-22                                                                                                                        

E-mail: n_s_school@mail.ru. ;

 сайт школы: https://nsaya.buryatschool.ru;                                                                                

Модуль «Классное  руководство»

в программе воспитания  МБОУ «Нижнесаянтуйская СОШ»

на 2020 – 2021 учебный год.

Составила: заместитель директора по ВР                          

Михалева Л. А.

с. Нижний Саянтуй,

 2020 год

Осуществляя классное руководство, педагог организует работу с классом; индивидуальную работу с учащимися вверенного ему класса; работу с учителями, преподающими в данном классе; работу с родителями учащихся или их законными представителями.

Работа с классом:

  • инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах, оказание необходимой помощи детям в их подготовке, проведении и анализе;
  • организация интересных и полезных для личностного развития ребенка совместных дел с учащимися вверенного ему класса (познавательной, трудовой, спортивно-оздоровительной, духовно-нравственной, творческой, профориентационной направленности), позволяющие с одной стороны, – вовлечь в них детей с самыми разными потребностями и тем самым дать им возможность самореализоваться в них, а с другой, – установить и упрочить доверительные отношения с учащимися класса, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе.
  • проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного общения педагога и школьников, основанных на принципах уважительного отношения к личности ребенка, поддержки активной позиции каждого ребенка в беседе, предоставления школьникам возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для общения.
  • сплочение коллектива класса через: игры и тренинги на сплочение и командообразование; однодневные и многодневные походы и экскурсии, организуемые классными руководителями и родителями; празднования в классе дней рождения детей, включающие в себя подготовленные ученическими микрогруппами поздравления, сюрпризы, творческие подарки и розыгрыши; регулярные внутриклассные «огоньки» и вечера, дающие каждому школьнику возможность рефлексии собственного участия в жизни класса.
  • выработка совместно со школьниками законов класса, помогающих детям освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать в школе.

Индивидуальная работа с учащимися:

  • изучение особенностей личностного развития учащихся класса через наблюдение за поведением школьников в их повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих ребенка в мир человеческих отношений, в организуемых педагогом беседах по тем или иным нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с результатами бесед классного руководителя с родителями школьников, с преподающими в его классе учителями, а также (при необходимости) – со школьным психологом.
  • поддержка ребенка в решении важных для него жизненных проблем (налаживания взаимоотношений с одноклассниками или учителями, выбора профессии, вуза и дальнейшего трудоустройства, успеваемости и т.п.), когда каждая проблема трансформируется классным руководителем в задачу для школьника, которую они совместно стараются решить.
  • индивидуальная работа со школьниками класса, направленная на заполнение ими личных портфолио, в которых дети не просто фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения, но и в ходе индивидуальных неформальных бесед с классным руководителем в начале каждого года планируют их, а в конце года – вместе анализируют свои успехи и неудачи.
  • коррекция поведения ребенка через частные беседы с ним, его родителями или законными представителями, с другими учащимися класса; через включение в проводимые школьным психологом тренинги общения; через предложение взять на себя ответственность за то или иное поручение в классе.

Работа с учителями, преподающими в классе:

  • регулярные консультации классного руководителя с учителями-предметниками, направленные на формирование единства мнений и требований педагогов по ключевым вопросам воспитания, на предупреждение и разрешение конфликтов между учителями и учащимися;
  • проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных проблем класса и интеграцию воспитательных влияний на школьников;
  • привлечение учителей к участию во внутриклассных делах, дающих педагогам возможность лучше узнавать и понимать своих учеников, увидев их в иной, отличной от учебной, обстановке;
  • привлечение учителей к участию в родительских собраниях класса для объединения усилий в деле обучения и воспитания детей.

Работа с родителями учащихся или их законными представителями:

  • регулярное информирование родителей о школьных успехах и проблемах их детей, о жизни класса в целом;
  • помощь родителям школьников или их законным представителям в регулировании отношений между ними, администрацией школы и учителями-предметниками;
  • организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания школьников;
  • создание и организация работы родительских комитетов классов, участвующих в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и обучения их детей;
  • привлечение членов семей школьников к организации и проведению дел класса;
  • организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований, направленных на сплочение семьи и школы.

Осуществление деятельности ШМО классных руководителей.

Тема:  «Развитие профессиональной компетентности классного руководителя как фактор повышения качества воспитания в условиях реализации  ФГОС»

Цель: Овладение классными руководителями методами и приёмами воспитания с учётом современных требований и новых стандартов, создание условий для педагогического мастерства, совершенствования  работы каждого классного руководителя.                                                                                                                                                                          

Задачи:

  • Овладение методами и приёмами воспитания с учётом современных требований и новых стандартов.
  • Создание условий для саморазвития и самореализации классного руководителя.
  • Активное включение классных руководителей в научно-методическую, инновационную, опытно-педагогическую деятельность.
  • Создание информационно-педагогического банка собственных достижений.

 Ожидаемые результаты работы:

  • Повышение уровня мотивации классных руководителей к участию в муниципальных мероприятиях.
  • Формирование  творческого, способного к саморазвитию портрета классного руководителя.
  • Создание условий для повышения педагогического мастерства каждого классного руководителя.

Организационные формы работы: семинар, круглый стол, конференция, консультация.

 

Формы методической работы:

  • тематические педсоветы;
  • семинары;
  • консультации;
  • мастер-классы.

Рассмотрим реализацию модуля «Классное руководство»  на примере  темы «ЗОЖ».

Класс (звено)

Работа с классом

Индивидуальная работа с учащимися

Работа с учителями, преподающими в классе

Работа с родителями учащихся или их законными представителями

1

Начальная школа (1-4 класс)

Цель: формирование в детской среде системы мотивации к активному и здоровому образу жизни, занятиям спортом, развитие культуры здорового питания и трезвости; научить учащихся «чувствовать свой организм».

Реализация по средству:

- уроки здоровья;

- театрализованные игры;

- ежегодное участие в «Дне Здоровья»;

- физкультурные минутки;

- оформление уголка « Гигиена школьника»;

- музыкально – спортивные соревнования;

- - спортивно – массовое событие «Зимние забавы»;

- Час «Психолога».

Цель: создание равных условий для занятий физической культурой и спортом, для развивающего отдыха и оздоровления детей, включая детей с ограниченными возможностями здоровья, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе на основе развития спортивной инфраструктуры и повышения эффективности ее использования.

Реализация по средству:

- создание паспорта здоровья учащихся;

- учет индивидуальных особенностей учащегося;

- серии совместных проектов;

- индивидуальные беседы.

Цель: формирование качеств, знаний, навыков по защите жизни и здоровья и умение их использовать; выучить комплекс физических упражнений, направленных на укрепление и сохранение здоровья; способствовать увеличению знаний о ЗОЖ путём обсуждения проблем. совершенствовать умения в соблюдении правил личной и школьной гигиены.

Реализация по средству:

- интегрированных уроков;

- личный пример педагога;

- работа агитбригад;

- реализация совместных проектов.

Цель: повышение общей педагогической культуры родителей и культуры здоровья; пропаганда здорового образа жизни; организация совместной работы с родителями с целью решения психолого-педагогических  проблем развития каждого ребенка.

Реализация по средству:

- анкетирование родителей;

- родительские собрания;

- школа «Успешный Родитель»;

- семейные спортивные праздники;

-онлайн – лектории.

2

Средняя школа (5-8 класс)

Цель: формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни;

Реализация по средству:

- уроков здоровья;

- участия в социальных акциях;

- выпуск сан – бюллетеней;

- просмотр презентаций;

- ежегодное участие в «Дне Здоровья»;

- оформление «Уголка Здоровья»;

- участие в спортивных мероприятиях школы;

- круглый стол;

- КВН;

- «Кулинарные обычаи»;

- - спортивно – массовое событие «Зимние забавы»;

- Час «Психолога».

Цель: популяризация физического воспитания; осуществление планомерного контроля над  состоянием здоровья учащихся

Реализация по средству:

- работа в рамках межведомственной комплексной антинаркотической акции;

- работа по СПТ;

- диагностики;

- работа «горячей линии»;

- психологические практикумы и тренинги;

- оформление совместных проектов;

- индивидуальные беседы.

 

Цель: обеспечение связи между физической, нравственной, психической составляющей  здоровья, учитывая индивидуальные особенности учащегося; содействовать утверждению в жизни школьников идей красоты и доброты, физического и духовного совершенствования; развивать творческие способности;

способствовать развитию эстетической и эмоциональной личности.

Реализация по средству:

- интегрированных уроков;

- личный пример педагога;

- реализация совместных проектов;

- работа агитбригад.

Цель: изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания по формированию навыков здорового образа жизни; пропаганда здорового образа жизни.

Реализация по средству:

- анкетирование родителей;

- родительские собрания;

- школа «Успешный Родитель»;

- уроки «Мужества» работа «Совета Отцов»

-онлайн – конференции.

3

Старшее звено (9-11 класс)

Цель: профилактика вредных привычек; формирование личной ответственности за состоянием здоровья.

Реализация по средству:

- уроков здоровья;

- участия в социальных акциях;

- выпуск сан –бюллетеней;

- выпуск видеофильмов  по заданной тематике;

- ежегодное участие в «Дне Здоровья»;

- оформление уголка «Мы выбираем  ЗОЖ»;

- участие в военно – спортивных праздниках;

- спортивно – массовое событие «Зимние забавы»;

- Час «Психолога».

Цель: распространение позитивных моделей участия в массовых общественно-спортивных мероприятиях.

Реализация по средству:

- занятия клуба «Познай себя»;

- работа в рамках акции «Дети России»;

- работа по СПТ;

- диагностики;

- работа «горячей линии»;

 - индивидуальные беседы.

Цель: формирование у учащихся значимости сохранения, укрепления здоровья и навыков ЗОЖ.

Реализация по средству:

- интегрированных уроков;

- личный пример педагога;

- работа Совета старшеклассников;

- реализация совместных проектов.

Цель: просвещение родителей с целью создания здоровьесберегающей, психологически комфортной  среды в семье; пропаганда здорового образа жизни.

Реализация по средству:

- анкетирование родителей;

- родительские собрания;

- школа «Успешный Родитель»;

- уроки «Мужества» работа «Совета Отцов»;

- онлай – дискуссии.

Модель личности ученика.

Класс (звено)

Ожидаемые результаты

Начальная школа (1-4 класс)

Знание основ личной гигиены, выполнение правил гигиены, владение основами личной гигиены и здорового образа жизни.

Средняя школа (5-8 класс)

Знание основ личной гигиены, выполнение правил гигиены; владение основами личной гигиены и здорового образа жизни;  знание основ строения и функционирования организма человека;  знание изменений в организме человека в пубертатный  период; умение оценивать свое физическое и психическое состояние; знание влияния алкоголя, курения, наркомании на здоровье человека; поддержание физической формы; телесно – мануальные навыки, связанные с укреплением силы, выносливости, ловкости; гигиена умственного труда.

Старшее звено (9-11 класс)

Стремление к самосовершенствованию, саморазвитию и профессиональной пригодности через физическое совершенствование и заботу о своем здоровье; убеждение в пагубности для здоровья и дальнейшей жизни вредных привычек; знание различных оздоровительных систем; умение поддерживать здоровый образ жизни, индивидуальный для каждого человека; способность вырабатывать индивидуальный образ жизни; гигиена умственного труда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Модуля «Антикоррупционное просвещение и воспитание»

Модуль антикоррупционного просвещения и воспитания представляет собой часть образовательного плана предмета Обществознание и определяет содержание и методологию работы по антикоррупционному просвещени...

Выступление по теме «Программа воспитания и социализации МБОУ «Устьпаденьгская ОШ». Реализация модуля «Я – гражданин».

Программа воспитания и социализация обучающихся  МБОУ «Устьпаденьгская ООШ» была  разработана  в 2013-2014  учебном году, для опережающего  введения ФГОС ООО в 201...

Классное руководство как инвариантный модуль программы воспитания

В статье рассмотрены особенности вопроса о классном руководстве как инвариантном модуле программы воспитания....

Модель проведения мастер-класса «Восстановительные технологии в работе классного руководителя при реализации модуля рабочей программы воспитания «Классное руководство»

В ходе мастер-класса будет продемонстрирован   метод восстановительной технологии,  прием   работы в рамках модуля    «Классное руководство» ...

Модуль «Град Петров» программы воспитания

Наш любимый город неразрывно связан с именем Петра I, 350-летие которого мы будем отмечать в 2022 году. Санкт - Петербург – один из красивейших городов мира. Его строили талантливые архитекторы,...

Модуль 3.5. «Самоуправление». к Рабочей программе воспитания МАОУ лицей №27 г. Улан-Удэ на 2021-2025 г.г.

Модуль 3.5. «Самоуправление». к Рабочей программе воспитания МАОУ лицей №27 г. Улан-Удэ на 2021-2025 г.г. ...

Диплом победителя регионального конкурса модулей рабочей программы воспитания "Эврика" номинация "Лучший авторский модуль программы воспитания"

Номинация "Лучший авторский модуль программы воспитания " (Длительная образовательная игра "Дети капитана Гранта" 7класс)...