Статья "Школьное методическое объединение учителей математики на пути совершенствования работы в условиях реализации инновационной деятельности"
статья по математике

              Школьное методическое объединение учителей математики особенно много внимания уделяет развитию инновационного образования, на совершенствование образовательных программ, на эффективность учебно-воспитательного процесса. Проводятся конференции, семинары, мастер - классы, круглые столы, совещания и заседания. На пути к реализации инновационной деятельности приходится преодолевать формализм, инертность и косность. Обновление программ и образовательных стандартов по математике ставится во главу угла методической работы. Актуальность этого направления, прежде всего в том, что уровень знаний учащихся, их компетенция, их подготовленность к освоению будущей профессии и достижению жизненно важных целей не соответствуют в полной мере запросам современного общества. Знания, умения и навыки далеко не всех выпускников отражают их способность успешно пройти итоговую аттестацию в формате ЕГЭ и в дальнейшем получить среднее специальное и высшее образование. Вопрос о переходе школы на новую качественную ступень назрел. Необходимость обновления программ и образовательных стандартов по математике стала первостепенной задачей. Обсуждаются достижения методической работы, проблемы в обучении учащихся математике, пути совершенствования инновационной работы школьных методических объединений учителей математики. Инновационная деятельность ШМО не самоцель, а способ сделать методическую работу научной, творческой, интересной и полезной.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель математики ГБОУ школа № 519

Московского района Санкт-Петербурга

 Михалева Наталия Георгиевна

Статья

Школьное методическое объединение учителей математики на пути совершенствования работы в условиях реализации инновационной деятельности

Школьное методическое объединение учителей математики особенно много внимания уделяет развитию инновационного образования, на совершенствование образовательных программ, на эффективность учебно-воспитательного процесса. Проводятся конференции, семинары, мастер - классы, круглые столы, совещания и заседания. На пути к реализации инновационной деятельности приходится преодолевать формализм, инертность и косность. Обновление программ и образовательных стандартов по математике ставится во главу угла методической работы. Актуальность этого направления, прежде всего в том, что уровень знаний учащихся, их компетенция, их подготовленность к освоению будущей профессии и достижению жизненно важных целей не соответствуют в полной мере запросам современного общества. Знания, умения и навыки далеко не всех выпускников отражают их способность успешно пройти итоговую аттестацию в формате ЕГЭ и в дальнейшем получить среднее специальное и высшее образование. Вопрос о переходе школы на новую качественную ступень назрел. Необходимость обновления программ и образовательных стандартов по математике стала первостепенной задачей. Обсуждаются достижения методической работы, проблемы в обучении учащихся математике, пути совершенствования инновационной работы школьных методических объединений учителей математики. Инновационная деятельность ШМО не самоцель, а способ сделать методическую работу научной, творческой, интересной и полезной.

В условиях инновационной деятельности, в том числе и при реализации профильного обучения в образовательном учреждении, могут быть представлены разнообразные модели методических служб, которые в условиях актуализации образования и внедрения новых образовательных технологий способствуют мотивации и активизации профессиональной деятельности педагогического коллектива в решении важнейших задач обучения, воспитания и развития учащихся.

Одна из моделей методической службы включает проблемные микрогруппы, совет методического кабинета и научно-методический координационный Центр. Такая модель предполагает работу коллектива педагогов в проблемных микрогруппах, в состав которых входят педагоги различных специальностей, воспитатели, изъявившие желание совершенствовать свой профессионализм по той проблеме, к которой они проявляют особый интерес.

Проблемы творческих микрогрупп, которые решает педагогический коллектив должны быть разнообразными и актуальными для данного образовательного учреждения.

Творческие микрогруппы могут создаваться по инициативе педагогов, желающих вести творческую, исследовательскую работу по интересующей их проблеме, которую они сами сформулируют. Как правило, количественный состав микрогрупп не должен превышать 10-12 человек. Руководителем группы избирается (или назначается администрацией) высококвалифицированный учитель. План работы проблемной микрогруппы составляется на один год, перспективный - на 3 года.

Для членов проблемных микрогрупп характерно неформальное общение, минимум заседаний (3-5 в течение года), так как главное внимание они уделяют поисковой работе. Формы занятий (заседаний) в этих структурах различны: практикумы, теоретические семинары, «открытые» уроки, диспуты и др.

Итак, в данной модели методической службы центральным, важнейшим звеном являются проблемные творческие микрогруппы. Их успешная работа зависит от следующих факторов:

а) от количества творческих микрогрупп, так как если их будет больше пяти, то органам, осуществляющим контроль за их деятельностью, трудно будет анализировать работу;

б) от качественного и количественного состава группы;

в) от лидера, руководителя проблемной микрогруппы, ведущего постоянную, рациональную и результативную работу с её членами.

В этой структуре методической службы с проблемными микрогруппами взаимодействует совет методического кабинета. В его состав входят руководители микрогрупп, директор школы, заместители директора по учебно-воспитательной и научно-экспериментальной работе, специалисты воспитания (социальный педагог, психолог).

Совет утверждает план работы творческих микрогрупп, рассматривает на своих заседаниях глобальные, важнейшие вопросы учебно-воспитательного процесса.

В научно-методический координационный Центр, состав которого определяется образовательным учреждением, должны входить учёные-дидакты и научный руководитель, заместитель директора по научно-исследовательской работе, психолог, руководители микрогрупп и др. Задача Центра - корректировать поисковую работу творческих микрогрупп, помогать анализировать результаты обучения и воспитания учащихся, инновационную работу педагогического коллектива.

Предложенная модель методической службы эффективно и результативно работает в образовательных учреждениях с численностью педагогического коллектива до 60 человек.

Структура второй модели включает вместо методических объединений кафедры. В остальном, она практически не отличается от первой.

Это объясняется тем, что в образовательном учреждении, сориентированном на широкую научно-исследовательскую, поисковую работу, предметные методические объединения самостоятельно, без сотрудничества с учёными-дидактами, психологами, не осилят трудно решаемые проблемы учебно-воспитательного процесса, часто возникающие или из-за отсутствия скоординированности новых программ в новых учебных планах школ, или из-за затруднений в реализации «Программы развития школы», или из-за сбоя в мониторинге учебно-воспитательного процесса. И вот тогда возникает необходимость в создании нового звена методической службы - кафедр, которые могут функционировать как вместо методических объединений, так и параллельно с ними.

Кафедра - это объединение учителей и научных сотрудников, важным фактором деятельности которой является обязательная научно-исследовательская работа её членов под руководством кураторов-учёных. Кроме того, организаторские и управленческие функции кафедр выполняют заведующие кафедр, которые либо избираются её членами, либо назначаются администрацией из числа высококвалифицированных учителей образовательного учреждения.

Одной из важнейших задач, стоящих перед кафедрами и заведующими, является налаживание межпредметных связей. К сожалению, эти проблемы плохо решаются, несмотря на наличие нормативных документов - государственных учебных программ, а также межцикловой, межпредметной и межкурсовой взаимосвязи учебного материала.

Количество методических объединений - кафедр зависит от структуры учебного плана образовательного учреждения.

В третьей модели методической службы особое внимание уделяется таким звеньям, как информационно-аналитический Центр, а также экспертный Совет. Центр - необходимое звено в любой структуре методической службы. Состав его определяется методической темой школы. Однако, независимо от темы, в Центр должны входить: психолог, логопед, дефектолог, социолог, психоневролог и заместитель директора по инновационной, научно-исследовательской работе. Эффективность работы Центра зависит от слаженности, чёткости, реалистичности, прагматичности его действий, а также от грамотного анализа как исследуемых процессов, так и личности учащегося и учителя (последнее, несомненно, теснейшим образом связано с осуществлением «Программы развития» учреждения). Для объективного рассмотрения совокупности всех исследований, производимых специалистами, нужен квалифицированный руководитель Центра, который совместно с программистом осуществляет диагностику и прогнозирование учебно-воспитательного процесса.

Экспертный Совет - важнейшее звено в любой модели методической службы. В него могут входить авторитетнейшие учёные, преподаватели вузов, ведущие специалисты научных учреждений и учреждений дополнительного педагогического образования, например, СПБАППО, ИОВ РАО и др. Важными требованиями к членам Совета являются компетентность и объективность, которые необходимы для оценки авторских программ, учебных, методических пособий и разработок педагогического коллектива. Экспертный Совет должен не только дать оценку, но и указать на недостатки, ошибки, дать рекомендации по доработке представляемых для экспертизы материалов. Экспертный Совет может производить исследования различного типа: разведывательные (поверхностные), специализированные (частичные), модульные (комплексные), системные (целостные). Тип исследования может определять сам объект последнего в зависимости от целей и задач.

Четвёртая модель включает помимо методических объединений – кафедр, информационно-аналитический центр, научно-методический координационный Центр, экспертный совет и библиотеку.

Пятая модель представляет собой межшкольную модель методической службы. В её состав входят кафедры, информационно-аналитические центры образовательных учреждений, совет методического кабинета двух образовательных учреждений, экспертный совет и научно-методический координационный центр. Её преимущество в том, что она способствует неординарному решению любого вопроса, возникающего в ходе учебно-воспитательного процесса, так как даёт возможность изучения, апробации и внедрения ключевых проблем в сегодняшнем развитии в двух-трёх образовательных организациях. Важным условием является работа над одной методической темой, в результате чего у каждого образовательного учреждения появятся свои наработки, свои представления, выводы. Сопоставить, сравнить, обобщить их без особого труда можно на совместных заседаниях Совета методического кабинета, а научно обосновать - на заседаниях научно-методического координационного Центра и экспертного Совета.

Успех функционирования этой модели зависит от желания и готовности к совместной работе и администраций, и педагогических коллективов образовательных учреждений, от консолидации их в коллектив единомышленников, выработки единого педагогического кредо, общих ценностей, традиций. По мнению многих учёных двум-трём коллективам удастся наиболее успешно реализовать «Программу развития», провести качественную апробацию инноваций и экспериментов, разработать стратегию и тактику. Несомненно, последняя модель методической службы требует серьёзного изучения, выработки механизма взаимодействия, но она действенна, технологична, актуальна и перспективна, является важным фактором в ходе перестройки и реформирования образовательной системы.

Предлагаемые структуры методической службы вовсе не заканчивают собой ряд существующих моделей.

Каждое учебное учреждение, исходя из своих интересов, целей и задач, может варьировать звеньями любой модели, так как они мобильны, и создавать на их основе свою структуру, работа которой будет результативной, эффективной, максимально активизировать творческий потенциал педагогического коллектива и способствовать росту его профессионализма.

Целесообразным представляется такой вариант структурно-функциональной модели методической службы образовательного учреждения. На уровне образовательного учреждения основой методической службы является методический совет, в состав которого входят представители администрации, педагоги, учёные, методисты. При методическом совете формируется методический актив, в состав которого входят руководители предметных и воспитательных методических комиссий (объединений, кафедр, лабораторий), руководители ШМО, педагоги-экспериментаторы, научные сотрудники, учащиеся.

Методический совет может одновременно являться и экспертным советом, анализирующим авторские учебные планы и программы, результаты инноваций в образовательном процессе и др.

Возможные варианты структурно-функциональных моделей методической службы могут быть разнообразными.

Второй вариант представляет собой структуру с традиционными методическими объединениями. Методическая служба является составной частью системы повышения квалификации, взаимодействует с институтами повышения квалификации, научными организациями, вузами и включает в себя методический совет, экспертный совет, методические объединения, микрогруппы учителей и микрогруппы учащихся.

Методическая служба взаимодействует непосредственно с психологической, медицинской и информационной службами. Отличие данного варианта от предыдущего – в наличии лабораторий и кафедр. В целом в методическую службу входят методический совет, экспертный совет, предметные кафедры, микрогруппы учителей (лаборатории), научное школьное общество, микрогруппы учащихся, библиотечная служба, служба-медиатека, медицинская и психологическая службы.

В структуру научно-методической службы могут входить различные профессиональные объединения педагогов.

«Профессиональное объединение педагогов – это самопроизвольно возникшая или целенаправленно созданная группа учителей, психологов, членов школьной администрации, приглашённых специалистов, определённым образом институированная (оформленная) или неоформленная, призванная решать те или иные задачи школы и самих членов объединения. Можно отметить многообразие назначений, функций этих профессиональных объединений, в том числе и функции повышения профессиональной компетентности их участников. Разнообразны задачи этих объединений.

Разнообразна структура методической службы, разнообразны и формы методического обеспечения. В образовательных учреждениях в условиях инновационной деятельности возможны разнообразные виды профессиональных объединений.

Схема № 1

Виды профессиональных объединений в образовательном учреждении

Классификация инновационных форм методической деятельности представлена в обобщенном виде на Схеме № 2.

Схема № 2

Формы методической деятельности, наиболее эффективные в условиях инновационной деятельности

        Диспуты, дискуссии,         Лектории учёных,        Ролевые,         Опытно-

дебаты, форум, сим-         дидактов, психологов,        деловые        эксперимен-

        позиум, «техника         социологов и т.д.        игры        тальные

        аквариума», «панель-                         работы

ная» дискуссия и др.                         

 

                                        

        Создание                        Публикации

        банка        Формы инновационного         методических

        данных        методического обеспечения        материалов

                        

                        

                        

            Конкурсы        Обсуждение        Обсуждение        Обсуждение совре-

         «Лучший         передового        и оценка        менных новейших

учитель года»,         педагогического        авторских        методик, технологий

         «Лучший учитель         опыта и рекомен-        программ,         достижений

        кафедры,        дации к его рас-        учебных        психолого-педагоги-

        школы»        пространению        пособий        ческой науки                                

Таким образом, анализ литературы показал, что на современном этапе в различных образовательных учреждениях представлены различные структуры методической службы, разнообразные формы методического обеспечения, которые зависят от целевых установок. Какая бы структура методического обеспечения не была, она направлена на развитие профессионализма, компетентности субъектов образования по освоению новаций, которые постоянно меняются, значит, важным становится саморазвитие при помощи инновационного методического обеспечения.

Совершенствование в педагогических коллективах образовательных учреждений методической инновационной работы - это новый взгляд на развитие инновационного образования, как образования, являющегося ключевым звеном обновления системы экономических отношений; это обращение общества и государства к учителю не только в плане повышения требований к его профессиональной компетентности, но и к повышению престижа профессии педагога. При этом отмечается важность проблем, связанных с обновлением образовательного уровня основного общего образования, а также определяется необходимость усиления воспитательного потенциала школы, где главное внимание уделяется психолого-педагогическому сопровождению каждого ученика, вопросам инклюзивного образования и здоровье сбережения. Большой интерес вызывают положения, где речь идет об изменениях школьной инфраструктуры и усилении роли дополнительного образования.

Вместе с тем, образовательная инициатива ШМО является основанием для обновления и совершенствования методической работы.

Содержание такой деятельности не может быть «спущено сверху», так как развитие системы образования в значительной степени зависит от творчества и инновационного потенциала каждой школы, научно-методического и психолого-педагогического центров и всей образовательной среды.

Развитие и совершенствование системы работы школьных методических объединений учителей ведётся по пяти ключевым направлениям:

  • обновление образовательных программ образовательных учреждений, включающих три группы требований, в соответствии с Федеральным государственным общеобразовательным стандартом, проведение комплекса организационно-методических мероприятий по сопровождению такого обновления;
  • оптимизация инновационной инфраструктуры образовательной системы (включение в число инновационных площадок района новых ОУ с целью создания инновационной сети взаимодействия);
  • создание условий для эффективного развития системы дополнительного образования детей в ОУ, совершенствования его кадрового, информационного, научного и материально-технического обеспечения на основе сохранения лучших традиций внешкольного воспитания и дополнительного образования по различным направлениям образовательной деятельности;
  • поддержка мероприятий по повышению социального престижа профессии учителя и развития творческого и профессионального потенциала учителей;
  • создание целостной системы управления качеством образования.

Совершенствование Программы развития системы образования ОУ должно стать результатом нашей общей работы, и учителя математики вносят свой посильный вклад в разработку и внедрение программ и образовательных стандартов, участвуют в инновационной деятельности.

И это, прежде всего - итоги олимпиад по математике различного уровня. Именно уровень подготовленности учащихся к решению олимпиадных заданий является гарантией их успешной аттестации в формате ОГЭ и ЕГЭ, их методологической грамотности по предмету, а также качественным показателем образованности учащихся.

Учителя математики могут подготовить победителей и призёров школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по математике, победителей и призёров районного этапа всероссийской олимпиады школьников по математике. Эти результаты свидетельствуют о применении личностно ориентированного подхода в обучении, об умении развивать логическое мышление учащихся при решении нестандартных и олимпиадных заданий, о качественно новом уровне при обучении через математику умению учащихся мыслить, творчески интерпретировать сложные задания, выстраивать разнообразные мыслительные ходы, а также об овладении учащимися элементами исследовательской деятельности и моделирования. Весьма активно и успешно участвуют учащиеся в международном конкурсе-игре по математике «Кенгуру», что показывает эффективность их подготовки учителями. Большое количество победителей конкурса-игры – достаточно убедительный результат.

Все региональные и городские диагностические контрольные работы по математике в 5 - 9-х классах в формате ОГЭ, в 10 - 11-х классах в формате ЕГЭ базового и профильного уровня выявляют уровень обученности учащихся по предмету. Однако, ДКР так же выявляют слабые стороны обучения математике: неумение учащихся вдумываться в условие заданий и отвечать на тот вопрос, который сформулирован; неумение проводить анализ ситуации и рассматривать различные пути решения; неспособность к развёрнутым логическим рассуждениям на основе межтемных и надпредметных знаний.

Опыт показывает, что недостаток часов математики программирует отрицательный результат, особенно в «слабых» классах. Влияет на результат также и используемый УМК. Используемые в школах учебники не в полной мере соответствуют стандартам нового поколения: задания в них однообразны, не заставляют учащихся думать и исследовать, приводят к скудоумию, к неспособности реализовать себя в нестандартной ситуации. Многие ОУ не работают с «Рабочими тетрадями по математике» на печатной основе. Тем самым, обедняя и сужая разнообразие заданий.

Обычно много проводится открытых уроков, мастер – классов по обмену опытом, презентаций, фестивалей. Однако, лишь две трети учителей активно использует на уроках ИКТ. В то время, как другая треть учителей ведёт все уроки «по старинке»: лишь с тряпкой и мелом. Участники информационно – методических совещаний, конференций и круглых столов отмечают необходимость качественно нового подхода к преподаванию математики. Это послужит новым толчком к совершенствованию преподавания, к повышению эффективности и результативности по математике. Основные направления методической работы – это работа с сильными и слабыми учащимися, необходимость обновления программ и общеобразовательных стандартов.

Новые стандарты начальной и основной школы по математике вызывают необходимость соответственной подготовки учителей основной и средней школы для освоения инновационными методическими приёмами и технологиями. Возникают требования по улучшению работы по преемственности при переходе учащихся из 4-го класса в 5-ый класс и из 9-го класса - в 10-ый класс.

Актуальным становится использование ресурсов Интернет, применение дистанционного обучения, работа с электронным журналом и гибкость по отслеживанию усвоения материала, а также эффективное использования ИКТ на уроках математики.

Методическая работа школьного объединения учителей математики посвящена актуальным вопросам совершенствования преподавания математики, инновационной деятельности, что соответствует новым веяниям в образовании. Она требует новых творческих подходов и видения перспектив в достижении качества образования учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы методического объединения учителей математики по развитию профессиональной компетентности педагогов как фактор повышения качества образования в условиях введения ФГОС второго поколения

Методическая работа выполняет роль стимула в профессиональном развитии учителя, способствует самореализации, решению личных профессиональных проблем, позволяет достичь большего удовлетворения в педаго...

Выступление на школьном методическом объединении учителей математики на тему "Современные технологии в работе учителя математики"

Выступление  на ШМО учителей математики и информатики на тему "Современныетехнологии в работе учителя математики"...

2017Региональное методическое объединение. Справка о выступлении «Деятельность школьного методического объединения учителей математики по популяризации математических наук»

2017Региональное методическое объединение. Справка о выступлении «Деятельность школьного методического объединения учителей математики по популяризации математических наук»...

Методическое объединение учителей математики Московского района Санкт-Петербурга на пути совершенствования работы школьных методических объединений в условиях реализации инновационной деятельности

В 2018-2019 учебном году методическое объединение учителей математики Московского района Санкт-Петербурга много внимания уделяло на развитие инновационного образования, на совершенствование образовате...

Профессиональное развитие педагога в условиях модернизации Российского Образования - основа системы работы районного методического объединения учителей математики Приволжского района города Казани.

Методические объединения созданы для помощи учителю повышать свой профессионализм, овладевать новыми, более совершенными и эффективными методами и приемами обучения учащихся. Повышение компетентности ...