Педагог Школы Будущего: апгрейд компетенций
статья
Апгрейд — обновление и формирование новых — компетенций педагогов для Школы Будущего, на мой взгляд, является необходимым условием для решения новых профессиональных задач и достижения результатов, обозначенных в национальном проекте «Образование» — повышения качества образования, воспитания гармонично развитой и социальной ответственной личности обучающихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagog_shkoly_budushchego.docx | 19.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагог Школы Будущего: апгрейд компетенций
Начиная любую дискуссию, важно определиться с дефинициями.
Что такое Школа Будущего? Под Школой Будущего я понимаю такой образовательный институт, который готовит своих выпускников к будущей жизни в современном, быстро меняющемся окружающем мире — в том числе (и особенно!) после выпуска из образовательного учреждения.
Одна из моих любимых цитат, можно даже сказать, моё профессиональное кредо: «Образование – это то, что остается, когда все выученное забывается», — так сказал выдающийся физик, нобелевский лауреат Макс фон Лáуэ.
Школа Будущего — школа, которая даёт крепкое, востребованное в Будущем образование. При этом, конечно, никто из нас не знает точно, каким это самое Будущее будет.
Каждый год аналитики составляют перечни так называемых «профессий будущего»: в них появляются такие экзотические строчки, которые мы даже и не могли придумать раньше: инженер по 3D-печати продуктов питания и разработчик систем микрогенерации энергии, юрист в сфере беспилотного транспорта и пилот коммерческих космических кораблей, консультант по снятию цифровой зависимости и оператор голографического вещания. Как подготовить детей к жизни в таком будущем, которого мы даже не можем вообразить?
Меньше года назад всё педагогическое сообщество (не только России, но и мира — да и не только педагогическое) столкнулось с неожиданным вызовом: необходимостью кардинально перестроить сценарии собственной работы, перенося её в дистанционный формат. Многие бизнесы поняли, что для работы не так уж и нужны офисы. Многие люди поняли, что для получения необходимых услуг не так уж и нужен физический контакт. А многие родители и дети поняли, что для обучения, для передачи знаний… не так уж нужны школы и учителя.
Этот пример показывает, что школа должна резко и бесповоротно сменить свой имидж с «места, где получают знания» на «место, где получают образование». Потому что для получения знаний-то, как выяснилось, можно вполне обойтись и без «места».
И имидж педагога тоже изменится: педагог должен перестать восприниматься как транслятор знаний, он должен стать наставником, ментором, фасилитатором[1].
Качественное образование невозможно без глубокой вовлечённости педагогов. Ведь если обратиться к этимологии слова «педагог», то мы обнаружим, что в переводе с греческого его корни означают «подросток» и «вести». То есть педагог — человек, ведущий детей. А никак не транслирующий факты из учебника. Педагог — человек, с которым дети открывают новые дороги. А много ли новых дорог можно открыть вместе со скучным учителем, перечитывающим параграфы из книжки?
Рассуждая о том, что преподаватель должен стать навигатором в мире информации, мы забываем, что сегодня каждый день появляется не только новая информация, но и меняются способы её обработки. Как учитель я буду неизбежно пытаться сесть в вагон уходящего поезда – и, увы, довольно часто буду опаздывать.
Поэтому, обсуждая проблему качественного образования, я считаю важным сделать акцент также на необходимости непрерывного профессионального роста педагога. Повышения квалификации – не в формальном толковании федерального закона «Об образовании», а живого, неформального и информального повышения квалификации. Мы много говорим о концепции «образования через всю жизнь», непрерывного образования. Конечно же, только педагог, сам непрерывно повышающий свою квалификацию, развивающий свои компетенции, может выпустить обучающихся, готовых развиваться всю жизнь. Ведь нельзя не учитывать и личный пример наставника.
Пример с «тотальным дистантом» показал ещё и другую сторону: не секрат, что многие педагоги, которые раньше оставались один на один с классом за закрытой дверью, в замкнутой системе — встретились с совершенно новыми вызовами. Во-первых, с необходимостью изменить формы работы и начать применять новые педагогические технологии (не все старые, увы, применимы в онлайне). Во-вторых, с необходимостью быстрой адаптации к новым ИКТ-инструментам.
И хочется особо остановиться на теме адаптации к новым технологиям и инструментам. Мы говорим о том, что наши дети живут в веке легкодоступной информации. Её очень много: возьми и пользуйся. Так откуда же берутся сложности в освоении новых технологий и инструментов? Неужели что-то не описано в литературе или даже в Интернете? Неужели к каким-то сервисам нет инструкций (текстовых и видео, неинтерактивных и мастер-классов…)? Нет, всё описано. Получается, что некоторые из дефицитов педагогов — как раз в тех компетенциях, которые должны сформироваться у их учеников.
Хочу вернуться к формулировке темы выступления… «Апгрейд компетенций». У англицизма «апгрейд» есть вполне устоявшийся технический перевод: обновление, модернизация, замена на нечто усовершенствованное. То есть по сути мы говорим об обновлении и модернизации компетенций.
Какими компетенциями должен обладать выпускник будущего? Что потребуется выпускнику, чтобы стать успешным в динамично меняющемся мире? «4К» (критическое мышление, креативность, коммуникация и кооперация), самообучение и саморазвитие, умение находить информацию. Очевидно, что такими компетенциями должен обладать и педагог. И развивать их нужно уже сейчас, а не в далёком будущем. Иначе ни в какой вагон уходящего поезда мы и близко не сядем, а будем безуспешно пытаться пешком догонять «Сапсаны».
Занимательная игра слов заключается в том, что у слова «апгрейд» в есть и другой перевод — повышение класса обслуживания (например, при покупке авиабилета), повышение класса товара (например, автомобиля). Позволю себе употребить набивший оскомину термин «образовательные услуги»: апгрейд компетенций педагога приведёт к повышению класса образовательных услуг, т.е. к повышению качества образования для всех и каждого ученика с учётом их запросов, познавательных интересов, особенностей развития и здоровья.
Как я уже говорил выше, педагог должен стать наставником, ментором, фасилитатором. Педагоги должны занимать новые профессиональные позиции: менеджера индивидуальных образовательных маршрутов, дизайнера педагогических сред, специалиста по управлению качеством образования.
Национальная система учительского роста, профессиональные стандарты, наши районные, региональные и федеральные программы и стратегии развития образования выделяют важную роль развитию компетенций педагогов — профессионалов, от которых зависит будущее наших ребят.
Альберт Эйнштейн говорил: «Я никогда не учу своих учеников. Я только предоставляю условия, в которых они смогут учиться».
Стив Джобс, основатель компании Apple, говорил: «Самое главное в образовании — это человек. Человек, который разжигает в вас любопытство, который кормит ваше любопытство; компьютеры не могут дать вам этого.» И с этим тезисом я полностью согласен.
Апгрейд — обновление и формирование новых — компетенций педагогов для Школы Будущего, на мой взгляд, является необходимым условием для решения новых профессиональных задач и достижения результатов, обозначенных в национальном проекте «Образование» — повышения качества образования, воспитания гармонично развитой и социальной ответственной личности обучающихся.
[1] Человек, обеспечивающий успешную групповую коммуникацию
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конкурс проектов «Школа будущего вместе с Intel» по созданию образовательной среды «1 ученик: 1 компьютер» среди общеобразовательных школ России.
Данный проект – это новый подход к преподаванию целого ряда предметов. «Проектная деятельность» – такой «подзаголовок» имеют в нашей школе самые различные предметные курсы: биология (5 класс), истори...
ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ДЕТЕЙ И ПЕДАГОГОВ НА ПРИМЕРЕ ПРОЕКТА «ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ».
Метапредметные требования к результатам обучения были утверждены ФГОС и составляют основу реформирования системы образования. Метапредметный подход к системе обучения стал занимать ключевые пози...
Развитие учительского потенциала в проекте «школа СОК «Камчия»- школа будущего, школа успеха»
В статье содержится описание опыта формирования педагогического коллектива, развития его потенциала в процессе реализации проекта "Наша новая школа- школа будущего" в СОК "Камчия" (Болгария).htt...
Урок "Профессионалы будущего: ключевые компетенции, необходимые для успешной трудовой деятельности"
Урок посвящен систематизации представлений обучающихся о существующем разнообразии профессий и определению имеющихся ключевых компетенций, которые необходимы любому специалисту, начинающему свою трудо...
Профсоюзный урок "Профессионалы будущего: ключевые компетенции, необходимые для успешной трудовой деятельности"
Профсоюзный урок "Профессионалы будущего: ключевые компетенции, необходимые для успешной трудовой деятельности"...
Ресурс Школы тьютора и Школы современного педагога для развития профессиональных компетенций педагогов дополнительного образования
Обеспечение, выявление, поддержку и профессиональное продвижение как можно большего количества педагогов дополнительного образования....
Выступление на семинаре педагогов дополнительного образования: «Самообразование педагога – важная составляющая профессиональной компетенции»
самообразование педагога должно быть направлено на развитие его личности в целом, систему его ценностных ориентаций, мотивов действий, формирование способности к рефлексии, адекватному самоанали...