Статья: “Мониторинг качества образования как средство принятия управленческий решений руководством образовательной организации”
статья

В пределах границ мониторинга осуществляется выявление и оценивание проведенных педагогических действий, и тем самым идет обеспечение обратной связи, которая осведомляет о соответствии фактических результатов деятельности педагогической системы ее конечным задачам. Мониторинг несет в себе различные качественные характеристики. Это и диагностическая система, и система слежения, и система контроля, и система наблюдения. Но при всем этом есть общая точка пересечения – идет понимание мониторинга как работа с информацией. Можно прийти к выводу, что мониторинг – это некая система, в которой компонентами выступают мероприятия (управленческие действия, диагностические процедуры), которые направлены на получение необходимой информации о динамике изменений объекта, за которым происходит наблюдение.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_monitoring.docx23.46 КБ

Предварительный просмотр:

Статья: “Мониторинг качества образования как средство принятия управленческий решений руководством образовательной организации”

В настоящее время практическая деятельность стала все чаще приобретать характер мониторинга, который предвидит интегративное взаимодействие всех структур и компонентов для более качественного достижения поставленной задачи. Деятельность мониторинговая как вид деятельности перестает быть прерогативой только профессиональных технических сфер, активно она вживается в педагогические, психологические, социологические и управленческие профессиональные области.

В пределах границ мониторинга осуществляется выявление и оценивание проведенных педагогических действий, и тем самым идет обеспечение обратной связи, которая осведомляет о соответствии фактических результатов деятельности педагогической системы ее конечным задачам. Мониторинг несет в себе различные качественные характеристики. Это и диагностическая система, и система слежения, и система контроля, и система наблюдения. Но при всем этом есть общая точка пересечения – идет понимание мониторинга как работа с информацией. Можно прийти к выводу, что мониторинг – это некая система, в которой компонентами выступают мероприятия (управленческие действия, диагностические процедуры), которые направлены на получение необходимой информации о динамике изменений объекта, за которым происходит наблюдение.

Глубокие исследования проблемы мониторинга, предпосылки становления которого формировались с начала XX столетия, появились в отечественной педагогике в 90-х годах (В.И. Андреев, В.П. Беспалько, В.А. Кальней и др.).

Наиболее полно вопросы управления качеством образования отражены в практико-ориентированной монографии "Управление качеством образования" под редакцией М.М. Поташника (2000 г.). Качество образования здесь рассматривается как соотношение цели и результата, спрогнозированного в зоне потенциального развития школьника. В отличие от многих более ранних работ по вопросам управления, авторы книги не сводят образование к обучению, хотя о качестве образования судят главным образом по качеству образовательных результатов.

Под управлением качеством образования мы будем понимать целенаправленную деятельность, в которой ее субъекты (профессиональные образовательные организации), посредством предоставления образовательных услуг и решения управленческих задач, обеспечивают организацию совместной деятельности потребителей образовательных услуг (учащихся, педагогов, родителей и др.) и ее направленность на качественное удовлетворение их образовательных потребностей.

Мониторинг качества образования выступает в качестве одной из стадий системы управления качеством образования в общеобразовательной организации, а также является ее инструментом. С помощью мониторинговых исследований проводится всесторонняя, комплексная оценка результатов образовательной деятельности, создания условий для получения образования, применения образовательных технологий, а также эффективности деятельности руководителя общеобразовательной организации.

Педагогический мониторинг тогда имеет смысл, когда он содержит определенную логически законченную схему, начало и конец, когда перед мониторингом поставлены конкретные цели и после мониторинга сделаны конкретные выводы. Приняты конкретные решения и намечены пути их реализации.

Педагогический мониторинг как динамичная система результативности и прогнозирования деятельности ученика и учителя имеет цель: повысить контролирующую и оценочную деятельность:

а) учителя – анализ своего труда, его результатов и эффективности;

б) обучающихся – развивать объективный взгляд на собственную деятельность и ее результаты, воспитывать самостоятельность и ответственность, формировать самоконтроль и самооценку.

Выделяют следующие стадии управления деятельностью образовательной организацией:

1. Стадия проектирования. На данной стадии осуществляется планирование управления качеством образования, разрабатывается план проекта, формируется пакет локальных актов, разрабатываются инструменты деятельности, изучаются методологические положения теории и практики управления образования (других образовательных организаций, муниципалитетов, регион и стран).

2. Стадия построения модели. В ходе работы на второй стадии выстраивается модель формирования качества, структурируется цель, изучается социальный и общественный заказ, разрабатывается образовательная программа, определяются формы и методы образования, требования к материально-технической стороне процесса.

3. Стадия мониторинга процессов и их коррекция. Промежуточные и итоговые результаты сверяются с целевыми ориентирами, при возможности в систему управления и деятельность учреждения вносятся изменения.

4. Итоговый результат. На данном этапе оценивается степень выполнения поставленных задач. Все четыре стадии процесса управления качеством образования взаимосвязаны между собой.

Школа работает над созданием банка данных, полученных в ходе мониторинга, по многим направлениям, в частности:

  • Уровень успеваемости, качества знаний, степени обученности учащихся.
  • Организация процесса обучения (посещаемость учебных занятий, использование ИКТ, работа с мотивированными учащимися, со слабоуспевающими учащимися, с учащимися, обучающимися на дому).
  • Уровень профессионального мастерства педагогов.
  • Участие учеников школы и учителей в олимпиадах и конкурсах различного уровня.
  • Участие учеников школы и учителей в научно-исследовательской деятельности.

Эти данные используются педагогическим коллективом при разработке и мониторинге Программы развития школы, составлении учебного плана, постановке задач учебно-воспитательной работы.

Накопленный опыт работы школы в этом направлении позволяет сделать вывод о том, что именно результаты диагностических исследований определяют, насколько рациональны педагогические средства, реализуемые в управлении учебно-воспитательным процессом школы.

Мониторинг успеваемости учащихся позволяет видеть динамику (возрастание и убывание) основных показателей успешности каждого класса и принимать управленческие решения в зависимости от этой динамики: брать классы на классно-обобщающий контроль, включать необходимый контроль в план ВШК.

1. Учебный мониторинг включает достижения по дисциплинам учебного плана (уровень обученности и уровень  обучаемости).

2. Психологическое развитие. Здоровье.

3. Социализация личности, адаптация; воспитанность.

4. Физическое развитие. Здоровье.

5. Мониторинг мотивации обучения.

Механизм реализации мониторинга:

1.Изучение удовлетворенности учащихся, родителей образовательным процессом в школе.

2. Изучение личности обучающихся, его учебных возможностей, здоровья.

3. Диагностика учебных достижений по дисциплинам.

В процессе мониторинга выявляются следующие вопросы:

– достигается ли цель образовательного процесса;

– существует ли положительная динамика в развитии учащегося по сравнению с предыдущими результатами диагностики;

– соответствует ли уровень требований и уровень сложности учебного материала учебным возможностям обучающихся;

– существуют ли предпосылки для совершенствования работы учителя.

Эта задача может быть решена путем проведения срезов и анализа их результатов.

Результаты срезов оформляется в виде таблиц сводных данных, что позволяет установить динамику успешности освоения предмета как отдельным учащимся так и класса в целом, провести сравнение учебных достижений по годам обучения по предметам, сравнение оценок административного среза с оцениванием знаний учащихся по учебным четвертям, а также преемственность в обучении. По таким данным виден и реальный уровень квалификации педагогических кадров.

С целью выявления пробелов в знаниях учащихся, корректировки учебно-воспитательного процесса, учителя вместе с руководителями школы отслеживают закономерности обученности школьников, осуществляют совместную аналитическую деятельность, используя при этом различные способы оценки знаний учащихся. Эти исследования определяют основные вопросы для обсуждения на педагогических советах, родительских собраниях, классных часах.

Мониторинг может быть представлен двумя уровнями:

  1. Индивидуальным (осуществляет учитель отслеживание различных

сторон учебного процесса: уровень развития обучающихся, состояние успеваемости, качество ЗУН).

  1. Внутришкольным – мониторинг уровня сформированности

обязательных результатов обучения в виде административных контрольных работ.

Выявление отношения учащихся к школе позволяет нам изучить мотивацию учения, сферу познавательных интересов, уровень адаптации учащихся к школе. По результатам исследований намечается система педагогических мероприятий. 

Коррекция. Меры по коррекции включают в себя:

Встречи с  родителями с указанием не только результатов обучения учащихся на каждом этапе и его текущих оценок, но и рейтинга по классу  и тенденции успеваемости; обсуждение проблем учащихся на классных часах; обсуждение на заседаниях малого педагогического совета с приглашением родителей; формирование учебной мотивации; развитие профессиональных интересов; проведение дополнительных занятий по дисциплине с целью белее доступного изложения трудного материала; прогнозирование конечных уровней учебных достижений учащихся.

Диагностирование качества знаний и умений учащихся нуждается в систематическом отслеживании степени обученности с целью поэтапного решения учебных задач, установления и устранения пробелов в осваиваемом материале с последующей коррекцией в ходе учебного процесса и прогнозированием содержания и технологии обучения. При мониторинге успешности учебной деятельности выявляются определенные закономерности в деятельности преподавателей и учащихся, анализ которых позволяет выстраивать стратегию дальнейших действий. Этот позволяет представить учащихся не только как объект учебных действий, но и как субъект в организации учебного процесса.

Контроль качества обучения нуждается в объективных методах педагогических измерений. Педагогический мониторинг как средство управления и контроля учебно-воспитательным процессом обеспечивает учителя обратной связью об уровне усвоения учебного материала с помощью регулярного системного отслеживания степени или уровня обученности. В условиях инновационной деятельности педагогический мониторинг может стать механизмом в системе учебно-воспитательного процесса, который будет способствовать стимулированию, активизации, развитию учащихся, будет связан с предоставлением им большей свободы и ответственности.

Качественный мониторинг можно провести в следующих условиях:

  1. Тестовые задания должны быть составлены в соответствии с

образовательными стандартами, программой изучения данного предмета, соответствующими учебниками.

Итоговый мониторинг должен проводиться после того, как изучен весь учебный материал за текущий учебный год. Все задания обучающиеся должны выполнять самостоятельно, для этого должны быть созданы необходимые (1 ученик за партой, наличие необходимого количества различных вариантов).

Количество заданий в тестах должно быть таким, чтобы «средний» ученик свободно уложился в отведённое время. Присутствующие ассистенты не должны мешать обучающимся разговорами, передвижениями по классу во время проведения мониторинга.

Бланки для выполнения заданий должны быть достаточно простыми для их заполнения.

  2. Основная задача мониторинга – непрерывное отслеживание состояния учебного процесса.

  3. Наиболее существенные показатели в мониторинге можно выделить: - объективность оценки учителем знаний учащегося; - анализ результатов обучения; - выявление динамики успешности освоения предмета как отдельным учащимся, так и класса в целом; - выявление реального уровня квалификации педагога.

4. Объективность данных, полученных в ходе мониторинга, зависит: · от добросовестности людей, отвечающих за его исполнение; · от присутствия или отсутствия некоторых обучающихся в школе на момент проведения мониторинга (сильные ученики увеличивают средний балл, слабые – уменьшают) 

Таким образом, результаты мониторинговых исследований позволяют скорректировать содержание обучения, обосновать правомерность тех или иных управленческих действий. Мониторинг качества образования является одним из основных инструментов, способствующих повышению эффективности управления школой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Мониторинг качества обучения как средство управления образованием».

Наиболее разработанной в педагогической науке в настоящее время является проблема отбора содержания образования, а наименее изученной – управление педагогической системой, в особенности, управление ка...

Диагностический материал для мониторингового исследования «Технологии организации и проведения мониторинга качества образования в средней школе»

Подборка диагностического материала для проведения мониторинга качества образования.в работе имеються:-сноски,-список литературы- глоссарий...

Структура принятия управленческих решений

Структура принятия управленческих решений...

Статья "Мониторинг качества образования"

Качество образования является одной из ключевых проблем современной школы, поэтому особая роль отводится не только способам его повышения, но и способам его измерения. В статье описывается инновационн...

Внутренний аудит ОО в системе интеграции результатов оценочных процедур для принятия управленческих решений

Проектные направления:-Модель принятия управленческих решений на основе интеграции результатов оценочных процедур-Комплексный анализ результатов оценочныхпроцедур с учетом контекстных данных...

РЕЗУЛЬТАТЫ МОНИТОРИНГОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ КАК СРЕДСТВО ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ НА ШКОЛЬНОМ УРОВНЕ

В статье рассматривается анализ результатов мониторинговых исследований разных уровней с выявлением проблемных зон и разработкой направлений работы административной команды школы по преодолению выявле...