Статья "Мониторинг качества образования"
статья по английскому языку
Качество образования является одной из ключевых проблем современной школы, поэтому особая роль отводится не только способам его повышения, но и способам его измерения. В статье описывается инновационная разработка по оценке качества образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_monitoring_kachestva_obrazovaniya.docx | 19.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Мониторинг качества образования
Диагностика, контроль, замеры изменений являются мощным средством эффективности процесса обучения, получения обратной связи между процессами и результатами, коррекции и выбора траектории образовательного маршрута школьника. В этой связи ведущая роль принадлежит мониторингу качества образования, объективность которого является стимулирующим средством в работе учителя и мотивирующим в работе ученика.
В основу проектирования заданий мониторинга легли положения логико-информационного и развивающего подходов о том, что освоение знаний в учебном процессе происходит последовательно за счет:
- освоения смысла основных научных терминов конкретной учебной темы;
- освоения смысла высказываний о событиях и фактах, изложенных в учебной теме;
- освоения смысла связей и отношений между высказываниями в содержании учебной темы;
- формирования умений использования новых знаний на основе осмысленных связей между высказываниями и на основе знания конкретного смысла самих высказываний.
Поэтому в процессе обучения познавательные функции знания в виде предметного содержания учебной информации должны реализовываться по возрастающей информационной сложности: описательная, объяснительная, прогностическая. Соответствующая последовательность будет реализовываться и в проявлении форм интеллекта: знание – понимание – прогноз, средством целенаправленного формирования которого становятся учебные задания, обеспечивающие переход учащихся от освоения теории к практике, и где каждое выполняет определенную функцию в развитии компетентности учащихся. При выполнении диагностических учебных заданий ученик предъявляет:
- знания о том, «что», «чем отличается», «когда» и т. п. (задание «на знание»);
- понимание о том, «почему», «какая связь между фактами, событиями..», «при каких условиях…» (задание «на понимание»);
- демонстрирует на их основе умение «как», «для чего», «что будет, если….» (задания «на умение»).
Учебные задания рассматриваются как элементы системы мониторинга и средство его реализации. В соответствии с видами деятельности учащихся выполнение учебных заданий в системе обеспечивает последовательное достижение учебных целей, развитие метапредметных умений.
В структурно-содержательном плане формирования учебных заданий должны быть учтены три основные требования.
Во-первых, вопросы основаны на информации заранее известных правильных ответов. Во-вторых, вопросы практически полностью исключают употребление вопросных слов в качестве тех слов, на которые падает логическое ударение. И, в-третьих, каждое учебное задание должно быть информационно (содержательно) преемственно относительно предшествующих элементарных актов.
Дидактическими условиями выполнения учебных заданий необходимо назвать следующие:
- ученик должен осознавать ограничения, которые накладываются на выполнение учебного задания, т. е. прежде всего его целевую установку и контекст;
- ученик должен знать, какой именно результат является положительным для данного задания;
- ученик должен знать, какой именно результат является отрицательным.
Учитель, формулируя учебное задание, должен определенно представлять себе:
- форму выражения интеллекта учебного задания «на знание», «на понимание», «на умение»;
- возможные приемы и способы оказания помощи ученику при выполнении учебного задания.
А также соблюдать требования логико-информационной корректности в тексте задания, обеспечивающие однозначное понимание его содержания.
Рассмотрим эти требования.
Ясность – это условие, при котором обеспечивается использование одного и того же содержательного однозначного смысла термина (понятия или высказывания) всеми участниками образовательного процесса.
Точность – это условие, которое устанавливает информационные границы используемых языковых выражений при соблюдении условия ясности.
Последовательность – это условие, которое обеспечивает подачу информации законченными фрагментами, каждый из которых закономерно вытекает из предыдущего.
Доказательность – это условие, которое обеспечивает соблюдение правил обоснования (аргументации или доказательства) и правил логического вывода при работе с учебной информацией.
Контекст – это условие, которое позволяет определить точный смысл и установить границы употребляемых языковых выражений.
Целевая установка – проектируемый результат учебной деятельности.
Процесс формулирования учебных заданий включает следующие операции: определение цели задания; отбор информации в соответствии с целью задания и ее оптимизация; выделение проблемы (недостающей информации) с точки зрения цели задания; формулирование ответа; формулирование задания с учетом критериев логико-информационной корректности, предполагающего адекватный ответ; оформление заданий.
Основой для конструирования любого задания становится учебный текст, в котором содержится вся необходимая и достаточная информация для проверки качества обучения. Как известно, структурно учебные тексты представлены:
- в виде отдельных слов и предложений (описательная структура) и служат основой для формирования заданий на знание;
- в форме рассуждений, последовательностей предложений (объяснительно-прогностическая структура), связанных между собой причинно-следственными отношениями и служат базой для формирования заданий на понимание.
Учебные тексты указанных выше структур используются для конструирования учебных заданий: тексты описательной структуры – для заданий «на знание», а объяснительно-прогностической – для заданий «на понимание» и «на умение».
Особенность функций ученых заданий в системе оценивания качества образования заключается в том, что они являются не только инструментом оценки, но и средством обучения, используемым для развития интеллекта каждого ученика.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Публичное выступление по теме:«Качество образования-качество жизни!». участник Московского гор-го профессионального конкурса педагогического мастерства и общественного признания «Педагог г. Москвы-2013» в номинации "Педагог дополнительного образования"
Публичное выступление по теме: «Качество образования - качество жизни!»Докладчик Топилина Юлия Геннадьевна педагог дополнительного образования ГБОУ ЦДТ Печатники г. МосквыучастникМосковского...
РЕФЕРАТ по образовательной программе дополнительного профессионального образования «Современный образовательный менеджмент. Принцип государственно-общественного управления в образовании» на тему: «Общественная оценка качества образования в образовател
В последние годы делается больший акцент на роль общественности в управлении образовательными учреждениями. Общественный характер управления системой образования проявляется в том, что наряду с органа...
«Повышение качества образования в школе, находящейся в сложном социальном контексте, на основе создания школьной системы управления качеством образования (ШС УКО)»
Наименование ПроектаПовышение качества образования в школе, находящейся в сложном социальном контексте, на основе создания школьной системы управления качеством образования (ШС УКО)12Срок реализации П...
Разработка педагогического совета по теме "От системы оценки качества образования в деятельности педагога к системе оценки качества образования в школе"
Разработка педагогического совета по теме "От системы оценки качества образования в деятельности педагога к системе оценки качества образования в школе" содержит презентацию. Данная разработка п...
Научно-практическая конференция педагогических работников профессионального образования «Задачи системы качества образования - формирование единого понимания качества образования"
laquo;Оценка качества результатов образования в рамках компетентностного подхода»...
От оценки качества образования к управлению качеством образования: используемые данные
В статье анализируются условия, необходимые для адресного планирования образовательных результатов и перехода от оценки образовательных результатов к оценке достижения запланированных результатов для ...
Педагогический совет "Качество образования" "Влияние воспитательной работы на качество образования школьников ВЛИЯНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ"
Личностно-ориентированный подход является ведущим в воспитательном процессе нашего учреждения. Особенность процесса обучения в учреждениях дополнительного образования заключается в том, что он выстраи...