Классный час "Жить ради правды"
классный час (6 класс)

Цели и задачи:

1. Помочь детям осознать различия между правдой и ложью.

2. Развивать умение вести конструктивную дискуссию:

а) работать с текстом;

б) высказывать свою точку зрения и при этом считаться с мнением других.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_na_temu.docx290.99 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час на тему: «Жить ради правды».

Цели и задачи:

1. Помочь детям осознать различия между правдой и ложью.

2. Развивать умение вести конструктивную дискуссию:

а) работать с текстом;

б) высказывать свою точку зрения и при этом считаться с мнением других.

3. Продолжать мягкое корректирование воспитанности ребенка через вовлечение его в ценностную палитру новых для него отношений.

4. Диагностировать социальное развитие учащихся.

5. Вызвать положительные эмоции у каждого из участников разговора.

Орг. момент

- Предлагаю всем взяться за руки, посмотреть друг на друга, встретившись при этом глазами.

Давайте все сегодня постараемся быть открытыми, честными, не лукавить и конечно улыбнёмся друг другу.

2.Определение темы.

- Начинаем наш разговор с рассказа Василия Сухомлинского:

Как мальчики мед съели.

Мама послала семилетних близнецов Олега и Романа к дедушке, в соседнее село.

Обрадовались братья: давно у дедушки не были. У него в саду вкусные яблоки. «Вот уж поедим», – думают.

Принесли они дедушке вышитую мамой сорочку. Дедушка поблагодарил и говорит:

– Идите, дети, в сад, рвите яблоки.

Побежали Олег и Роман в сад. Яблок много, все вкусные. Залезут мальчики на яблоню, нарвут яблок. А на другой – яблоки еще вкуснее, так и манят…

Поели мальчики яблок вдоволь, а тут дедушка поставил на стол банку с медом. Съели Олег и Роман по ложке и – не могут больше…

Собрались домой. Дал им дедушка банку, говорит:

– Пусть и мама меду попробует.

Идут мальчики. Дорога далека. Проголодались. Сели под вербой, съели немного меду.

Идут дальше. Снова остановились, съели вроде бы чуть-чуть, а меду осталось на донышке.

Еще раз остановились мальчики – весь мед доели.

Подошли они к дому, сели под кленом и думают: «Что же скажет мама?»

А мама вышла из дома, видит – ее мальчики плачут.

– О чем вы плачете, дети? – удивилась мама.

Рассказали братья, как мед съели. А мама обрадовалась, смеется.

Удивились мальчики, спрашивают:

– Мама, чему вы радуетесь?

– Тому, что вы плачете…

Как вы думаете почему мама обрадовалась слез мальчиков?

- О чём мы будем говорить?

- Тема нашего разговора «Жить ради правды»

Лики лжи

Ложь бывает доброй или злой,

Сердобольной или беспощадной.

Ложь бывает ловкой и нескладной,

Осмотрительной и безоглядной,

Упоительной и безотрадной,

Слишком сложной и совсем простой.

Ложь бывает грешной и святой,

Скромненькой бывает и нарядной,

Выдающейся и заурядной,

Откровенной, нелицеприятной,

А бывает просто суетой.

Ложь бывает страшной и смешной,

То всесильной, то совсем бесправной,

То униженной, то своенравной,

Мимолетной или затяжной.

Ложь бывает дикой и ручной,

Будничной бывает и парадной,

Вдохновенной, скучной и иной...

Правда же бывает только правдой.

                                                                                  (Ф. Кривин)

 - Рассмотрите рисунок.

C:\Users\111\Desktop\развилка1.jpg

-(изображение развилки дороги стрелка-правда, стрелка-ложь)

Почему, оказавшись у этой развилки дорог, люди порой сомневаются какой путь выбрать?

 (не понимают что такое правда(ложь), не знают что из этого хорошо(плохо),  не знают куда их может привести та или иная дорога).

-Как вы думаете, что мы сегодня в ходе нашего разговора попробуем выяснить? (Постараемся выбрать свой  путь)

3. Раскрытие темы.

Перед вами необычный рисунок.

C:\Users\111\Desktop\дерево.jpg

Какие слова образовали облако?

Каждая группа попробуйте распределить эти слова на группы. (1 мин)

Сколько групп получилось?

Какие слова в 1 группу?

Какие слова во 2 группу?

Как одним словом назвать 1 гр, 2 гр? (правда, ложь)

           правда                                              ложь

            истина                                           неправда  

      действительность                                обман

        откровенность                                    враньё

                   ПРАВДА

Правда — свет разума.

(Русская пословица)

Беседа:

1. Вам часто приходится говорить и слышать правду. Что же такое правда? Попробуйте сформулировать определение. Подберите синонимы и антонимы.

Правда — то, что соответствует действительности, истина, правота, уверенность.

Правдивость - искренность, честность, открытость, откровенность.

Правда - это общая совесть людей.                                                                                                                  (М. Пришвин)

Есть правда, мудрая, седая,

Через насилие она

Проходит, облик не меняя,

Самой себе всегда верна.

Она доказывает: «Честно,

Мой друг, ты прожил жизнь свою,

А ложь и ловкость, как известно,

Я, истина, не признаю».

Незрима пусть твоя награда,

Но право получают с ней

Спокойным и открытым взглядом

Всегда смотреть в глаза людей.

(Д. Кугультинов)

-Давайте посмотрим, как даются эти понятия в толковом словаре русского языка С. Ожегова. (Зачитывают)

Правда – это то, что соответствует действительности, истина.

Ложь – это намеренное искажение истины, неправда.

Зажигая лучину, на Руси говорили: «Святой огонешек, дайся нам!» Символ чистоты душевной - огонь не терпит ничего нечистого. По мнению древних славян, правда на земле (правое дело) имеет естество огня. Огненным, искренним должно быть и ее выражение. Не случайно до сих пор в русском языке «искренностью» («искрой») называют правдивое проявление душевного движения, порыва, а «искренним» - человека, чьи речи и поступки дают образ подлинной сущности и подлинной жизни его души.

. С какой целью люди говорят неправду? Понимают ли они, что лгать нехорошо?

«Своей природе верен будь! - воскликнул Шекспир. - Не лги, говори, что ты думаешь и чувствуешь». В этом заключается основной принцип честности, но часто люди нарушают его и лгут из лучших намерений, например, чтобы не огорчить родителей. Лгут из трусости, опасаясь последствий, из ложного понимания чувства товарищества. Иногда уклоняются от истины из корыстных расчетов, стремясь что-либо выгадать для себя. Бывает, обманывают, приукрашивая себя, - так хочется казаться лучше, чем ты есть на самом деле. Некоторые врут по легкомыслию, нечаянно, не задумываясь, для чего они это делают. Как видите, у лжи много оттенков, и пусть в любом случае ложь заслуживает осуждения, но все-таки есть разница в том, когда человек не сказал правды, надеясь не расстроить больную мать, и когда нахально обманул товарища. Будьте честными. Порой это не совсем просто. Не бойтесь говорить в глаза людям правду. Старайтесь не совершать поступки, за которые потом пришлось бы стыдиться.

Почему правда является условием человеческого счастья?

 Приходилось ли вам обманывать? Что вы чувствовали при этом?

Нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, и ничего не бывает потаенного, что не вышло бы наружу.                                                                                                                 (Евангелие от Матфея)

Стремящийся обмануть другого прежде всего обманывается сам. Он наивно думает, что ему поверили, а окружающие на самом деле были просто вежливы или у них не было против прямых улик. Ложь всегда выдает себя. Ложь всегда чувствуется. У человека, который лжет, блуждающий взгляд. Человек избегает смотреть в глаза людям. В его глазах трудно увидеть мысль - он прячет их. Не зря, когда от кого-то хотят добиться правды, просят смотреть прямо в глаза.

 Видео Не наживайся на чувствах людей обманывая их

Проанализируйте увиденное, сделайте выводы.

 Чтение произведения. Корейская сказка «Честный мальчик». Беседа

 

Давным-давно жил в горном селении мальчик. Отец его умер, мать с утра до ночи на чужих работала, а мальчик рубил в лесу дрова и продавал на рынке.

Однажды осенью, когда с деревьев опали последние листья, а холодный ветер загнал в норы лесных зверюшек, мальчик взял свой топор и отправился за дровами.

Шел он, шел и пришел к горному озеру. Нашел большое дерево и только стал рубить его, как вдруг выскользнул у него из рук топор и упал в озеро.

Сел мальчик на берегу и заплакал: как теперь без топора работать?

Вдруг загуляли по озеру синие волны, и вышел из вод старичок маленький.

– О чем ты, мальчик, плачешь? – спрашивает.

Рассказал ему мальчик, какая беда с ним приключилась, а старичок и говорит:

– Не горюй, мальчик, найду я топор твой.

Сказал он так и под водой скрылся.

Вот опять загуляли по озеру синие волны, и из воды вышел старичок, а в руке у него топор из чистого золота.

– Этот ли топор твой? – спрашивает.

Замахал мальчик руками:

– Что ты, дедушка, не мой это топор!

Усмехнулся старик в бороду и снова под водой исчез. Долго ждал его мальчик. Наконец вышел старичок в третий раз и протянул мальчику топор серебряный.

– На, бери свой топор, – говорит.

А мальчик ему и отвечает:

– Нет, дедушка, мой топор из железа сделан.

И снова погрузился старик в озеро, и опять с топором вышел. Только на этот раз был у него в руках топор железный. Увидал мальчик топор, обрадовался.

– Вот мой топор, – говорит.

А старик усмехнулся ласково и сказал:

– Молодец, мальчик. Не стал ты чужого брать, не позарился на серебро да золото. За это отдам я тебе все три топора. Продай их на рынке – они дорого стоят. И пусть твоя мать не работает больше на чужих людей.

Сказал он так и протянул мальчику золотой, серебряный и железный топоры. Взял их мальчик, поблагодарил старика и домой пошел. С тех пор они с матерью не знали нужды и горя.

 

 О чем повествуется в этой сказке?

 Какие чувства вы испытываете к мальчику?

 Как вы думаете, почему старик сначала предложил золотой, потом серебряный и только в третий раз – железный топор?

 О чем подумали вы, когда старичок предложил мальчику золотой топор?

 Какова была награда за правдивость?

 Кто такой честный человек? (Ответы детей).

 Честный человек старается не делать таких поступков, которых ему пришлось бы стыдиться, поступков, которые ему пришлось бы скрывать от родителей и друзей. Одно из самых плохих качеств человека – это ложь и ябедничество.

Какой правды мы боимся?

У  русского народа есть одна мудрость: «Ложь во спасение». Когда человек может прибегнуть к такому? (ответы)

«Лучше горькая правда, чем сладкая ложь» — довольно часто можно услышать такую пословицу. Безусловно, ложь — это плохая вещь. Но стоит ли всегда говорить правду?

  1. Работа со старинной притчей Юрия Вайна.

Человек, во что бы то ни стало, 
Правду вознамерился найти. 
Сил на это положил немало, 
Нелегко пришлось ему в пути: 
Хаживал нехоженой дорогой 
И в мороз, и в дождь, и в летний зной, 
О каменья в кровь изранил ноги, 
Похудел и стал как лунь седой. 
Но достиг своей заветной цели – 
После долгих странствий и потерь 
Он в избушку Правды в самом деле

Отворил незапертую дверь.

Там сидела древняя старуха. 
Видно было, что гостей не ждут. 
Человек спросил, собравшись с духом: 
- Не тебя ли Правдою зовут? 
- Это я, - хозяйка отвечала. 
И воскликнул Ищущий тогда: 
- Человечество всегда считало, 
Что красива ты и молода. 
Если людям Правду я открою, 
Станут ли счастливее они? 
Улыбнувшись нашему герою 
Правда прошептала: «Обмани».

- А как вы думаете, бывает ли ложь во спасение? Как относиться к ней?

- А если человек смертельно болен, должны ли мы сказать ему об этом?

 - Например, в Германии врачи говорят пациентам всю правду, рассказывая больным раком о тяжести их состояния, и как мне кажется, этим они только убивают в них желание сопротивляться и бороться за свою жизнь. Конечно же, чудеса случаются редко, да может их и вовсе

    не бывает, но нельзя же отнимать у человека надежду.

Вывод: в основе нравственной убежденности лежат чувства. Нельзя чувства близких людей, жизнь ставить под угрозу. Там, где грань жизни и смерти мала, действуют другие законы. Я готова соврать для того, чтобы близкий мне человек прожил ещё  немного и был спокоен. Но только ложь во спасение, и никак иначе.

- Николай Бердяев считал:  «Есть тип лжи из сострадания, который может быть спасением жизни другого человека». 

-А суровый Кант неумолим: «Допустима ли ложь во спасение? Нет! Нельзя помыслить себе решительно ни одного случая, когда была бы оправдана ложь. В противном случае дети любое обстоятельство станут расценивать как то именно, при котором позволительна ложь во спасение».

Видео батюшка интервью

А кому, в таких ситуациях труднее всего сказать горькую правду? (Труднее всего сказать правду, когда мы жалеем чувства другого человека, когда не хотим, чтобы он волновался).

 Ребята, а как уберечь себя от лжи? (попробуем вместе найти ответы) на карточках варианты поведения      (подчеркивают важные мысли, зачитывают, кто быстрее нашел)

1. Важный  шаг по освобождению от накопившегося вранья состоит в том, чтобы перестать врать самому себе. И только после этого можно переключиться на окружающих. Лучше горькая правда, чем сладкая ложь. Если вы не говорите человеку правду, боясь причинить ему тем самым боль, то этим вы впоследствии причиняете ему еще большую боль.

2. Даже самые дурные вести можно преподнести совершенно по-разному. Можно говорить об этом с паникой и пессимизмом, а можно заверить близкого человека, что выход из ситуации есть, и вы его будете искать вместе.

3. Ни одни отношения не будут прочными, если в них присутствует ложь. Будь это дружба или любовь. Поэтому прежде, чем сказать неправду, пусть даже самую безобидную подумайте, а стоит ли?

Игра «Собери пословицу» (работа по группам)     И снова обратимся к народной мудрости.

На столах карточки с пословицами. Нужно найти начало и конец пословицы, прочитать ее и объяснить ее смысл.    (по одной пословице от пары)

   Один раз обманул, другой не поверят

Чем неправду говорить, лучше молчать

Лучше сказать правду, чем все ходить вокруг да около

Лживый хоть и правду скажет, никто не поверит.

Завали правду золотом, затопчи ее в грязь - все наружу выйдет

Правда в огне не горит, в воде не тонет

Не ищи правды в других, коли в тебе ее нет

 Доброе дело – правду говорить смело

             Ученик читает стихотворение.

На свете так бывает,

Порой не разберёшь:

С тобою, правда рядом

Иль вкрадчивая ложь.

Как в этом разобраться?

Как научиться жить,

Чтоб только с правдой рядом,

А с ложью не дружить?

Бывает ложь красива,

А правда так горька,

Но человеку честному

Та горечь не страшна!

Давайте мы, ребята,

На свете честно жить,

Не будем лгать, а только

Правду говорить!

Итог

Вернемся на нашу развилку.

Какой путь каждый из вас выберет (несколько человек)

- Ребята, огромное вам спасибо за работу. Хотелось бы верить, что наш разговор затронул каждого из вас, оставил свой след. Желаю вам дальнейших успехов.

12. Рефлексия.

Каждому ученику предлагается выразить свои чувства и мысли

по поводу состоявшегося разговора, употребив только одно предложение.

4. Завершите предложения:

Я предпочитаю говорить правду, потому что...

После обмана на душе...

Когда я встречаюсь с неправдой, то...

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Вся правда о компьютерных играх"

Если заинтересовал классный час, презентацию могу прислать по электронной почте, так как разместить не получается....

Классный час "Ради чего стоит жить?"

классный час для учащихся 8-9 классов...

ТЕМАТИЧЕСКИЙ КЛАССНЫЙ ЧАС «Вся правда о курении»

Классный час рассчитан на обучающихся 6-7 классов. Содержит презентацию,сопровождающую преподносимую информацию....

Классный час "Ради жизни на Земле"

Памяти наших прадедов, дедов, памяти солдат и офицеров СоветскойАрмии, павших на фронтах Великой Отечественной войны 1941–1945 годов посвящается этот классный час....

Классный час "Наркотики: правда и мифы"

Классный час для учащихся 7 класса по профилактике вредных привычек и пропаганде ЗОЖ...

Классный час "Ради жизни на Земле", посвященный Дню Победы

Классный час проведен с учащимися 5 класса...

Классный час "Ради жизни на Земле"

Сценарий и презентация классного часа приурочена к международному дню девочек....