Качество образования и возможности его повышения в современных условиях образования
статья
Цель:
1. Определить понятие «качество образования» и качество знаний, актуальность этих понятий в современных условиях образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.docx | 18.86 КБ |
pedsovet_kachestvo_03.03.2020.pptx | 309.01 КБ |
Предварительный просмотр:
В последнее время все чаще звучат словосочетания: качество жизни, качество образования, социальная успешность.
Что же понимается под термином «качество образования»?
Каждый работающий в сфере образования сразу может сказать, что основные показатели эффективности деятельности школы это:
∙ уровень обученности учащихся;
∙ готовность их к продолжению образования;
∙ уровень воспитанности учащихся;
∙ состояние здоровья детей;
∙ уровень социальной адаптации выпускников к жизни в обществе;
∙ уровень выполнения стандартов образования.
А педагог Марк Поташник определяет «Качество образования – это степень удовлетворенности ожиданий различных участников образовательного процесса, иными словами соотношение цели и результата, мера достижения цели».
Итак тема Нашего педагогического совета Качество образования и возможности его повышения в современных условиях образования
КЛЮЧЕВАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ –
ЕГО КАЧЕСТВО
Перед нами на слайде Современные требования модернизации современного образования.
Государство сегодня выступает одним из главных заказчиков и выдвигает следующие требования: Реализацию системно-деятельностного подхода как методологической основы ФГОС Развитие личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, направленных на формирование у школьников умения учиться и применять свои знания в различных жизненных ситуациях. Все это должно в итоге сформировать модель выпускника, который должен быть готов дать ответ на вызовы современного общества и социальные требования. В нем должны быть сформированы качества, направленные достижения успеха в своей профессиональной, личной и общественной жизни.
Проведем сравнительный анализ результативности обучения учащихся школы. В течение учебного года осуществляется педагогический мониторинг, одним из основных этапов которого является отслеживание и анализ качества обучения и образования по уровням образования.
БЕРЕЖНАЯ Н.А.
Информация о качестве знаний, успешности учащихся разных классов в нашей школе дает возможность сделать вывод о том, что динамика показателей успеваемости понижается.
8 слайд. На сегодняшний день показатель качества обученности учащихся был и остается первым и основным при оценке эффективности деятельности школы.
Показатель качества возможен при достаточно высоком уровне профессионализма учителя.
В понятие «педагогическое мастерство» вкладывается следующее
содержание:
- умение учителя решать задачи обучения, воспитания и развития в их
взаимосвязи и единстве;
- умение привлечь внимание учащихся и заинтересовать их изучаемым материалом;
- умение учитывать возраст и психологические особенности учащихся, а также уровень их развития и на основе этого обеспечить индивидуальный и дифференцированный подход;
- умение строить свои взаимоотношения с учащимися на гуманной, демократической основе;
- умение не теряться при самых трудных и неожиданных вопросах учащихся;
- умение сочетать теорию и практику в преподавании учебного предмета.
- умение грамотно использовать в своей работе новинки передовой педагогической науки и практики;
- умение в совершенстве владеть своим орудием труда - речью, словом;
- умение критически мыслить и иметь четкую активную гражданскую позицию, не пасовать перед трудностями и показывать учащимся органическое единство слов, убеждений и дела;
- умение разнообразить свои занятия, избегать шаблонности в их организации.
9 слайд Т.О.профессионализм педагога – это умение
- выбирать наилучшие варианты организации педагогического процесса,
- прогнозировать их результаты,
- создавать собственную концепцию, основу которой составляет вера в себя, в реальную возможность развития личности каждого школьника, в преобразующую силу педагогического труда.
При подготовке педсовета было проведено анкетирование учителей, которое было направлено на выявление возможных причин снижения качества. Давайте познакомимся с его результатами.
10-13 слайд. В опросе приняло 38 педагогов.
14-16 слайд. Обратимся к анализу состава нашего коллектива. Выясним уровень профессионализма.
17 слайд . Итак проблемы обозначены. Предлагаю вам Составить схему «Качество образовательного процесса (работа в группах) 5 минут итак вы определили основные составляющие, которые в совокупности оказывают влияние на качество знаний.
18 слайд. В современной школе бывает сложно говорить про повышение качества преподавания. Педагогику все чаще изгоняют из школы: ее место занимают отчеты, решение проблемы материально-технической оснащенности, запросы контролирующих органов и пр. Внешняя среда школы изменилась и порой, к сожалению, не в лучшую сторону: выросшие в цифровом мире дети менее внимательны и сконцентрированы, бюрократический контроль за школой все сложнее и изощреннее, с родителями все труднее разговаривать
Но даже в самые нелегкие времена есть учителя и педагогические коллективы, которые учат детей интересно, увлеченно, эффективно.
Познакомимся с несколькими способами улучшения качества преподавания через изменение организации своей методической работы. Передаю слово своим коллегам, которые поделятся своим опытом работы по вопросу повышения качества образования.
19 слайд. Любое существенное изменение (в школе или за ее пределами) начинается с принятия ответственности за происходящее. С простого учителя, который стал внимательнее к своим урокам и к тому, как дети учатся. С руководителей, которые стали больше
внимания обращать на педагогику, а не своевременность отчетов. С заместителей и руководителей методических объединених, которые не поленились организовать продуманное взаимное наблюдение за уроками, нестандартное мероприятие.
20 слайд. И нужно помнить, Чтобы быть хорошим учителем надо любить то, что преподаешь и тех, кому преподаешь.
Решение пед совета:
- Определить одним из приоритетных направлений работы школы – совершенствование деятельности учителей-предметников по повышению качества знаний учащихся.
- Совершенствовать уровень административного управления, направленный на повышение уровня обученности, качества знаний, использование эффективных форм методической работы
- Совершенствовать систему внутришкольного контроля и управления качеством образования в школе.
- Продолжить мониторинговые исследования качества знаний учащихся по основным предметам.
- Учителям-предметникам усилить в своей работе индивидуализацию обучения, личностную направленность образования.
- Продолжить изучение компонентов современных педагогических технологий и применять их в работе по повышению качества знаний.
- Продолжить изучение и обобщение педагогического опыта по использованию эффективных форм контроля знаний и умений обучающихся.
- В целях повышения качества знаний учителям-предметникам провести индивидуальную работу с учащимися, имеющими одну «3» за 1 четверть.
- Шире применять новые передовые технологии преподавания предмета. Представить свой опыт на следующем педагогическом совете «Современный урок».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Качество образования и возможности его повышения в современных условиях образования».
Цель: определить понятие «качество образования» и качество знаний, актуальность этих понятий в современных условиях образования. Задачи: определить наиболее эффективные образовательные технологии в работе учителя по повышению качества знаний учащихся; изучить опыт учителей в данном направлении; побуждение учителей к активной работе по повышению качества знаний учащихся.
План работы пед.совета Теоретическое обоснование вопроса педсовета (Бережная Н.А.) «Профессионализм педагогов школы». (Васильченко О.С.) Результаты анкетирования педагогов (Васильченко О.С.) Возможные пути решения проблем. (выступление педагогов по обмену опытом) - Мотивация (Туркина Е.В., Якимова В.В) - Введение в тему ( Котельникова Н.Ф.) - Закрепление ( Горлова Л,П) - Рефлексия ( Бакирова ЛВ) - внеурочная деятельность( элективы , факультативы) (Балданова Т.Н.) - Дистанционное обучение (Зимина М.Н., Якимова В.В.) Разработка рекомендаций. Проект решения пед.совета .
ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА: ДЕЙСТВИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ КЛЮЧЕВАЯ ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ – ЕГО КАЧЕСТВО
Современные требования модернизации современного образования Новые требования государства: ФГОС ПНПО "Наша новая школа» Региональные программы Запросы государства родителей и детей: Личностная успешность Социальная успешность Профессиональная успешность школа
Новые требования государства WWW.RTC-EDU.RU Реализация системно-деятельностного подхода как методологической основы ФГОС Развитие личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, направленных на формирование у школьников умения учиться и применять свои знания в различных жизненных ситуациях Компетентностная модель выпускника – ответ на вызовы современного общества и социальные требования. Выработка на основе существующих в данном обществе социальных ожиданий и требований к комплексу качеств и умений, нужных каждому члену общества для достижения успеха в своей профессиональной, личной и общественной жизни. Учитель – ключевая фигура современного образования
Мониторинг качества знаний
Качество образования, качество знаний и современные требования к ним Возникновение новых разнообразных систем ценностей на фоне прогрессирующей деидеологизации образования, кризиса прежних систем ценностей. Последовательный и необратимый переход от единообразий учебных программ, учебников, учебных заведений к их разнообразию. В процессе формирования рынка образовательных продуктов и услуг утрачивается государственная монополия на принятие решений в сфере образования. Во многих регионах создаются свои программы, учебники, учебные планы, формы организации учебного процесса. Разрушение единого образовательного пространства вследствие названных причин.
Профессионализм - это умение - выбирать наилучшие варианты организации педагогического процесса, - прогнозировать их результаты, - создавать собственную концепцию, основу которой составляет вера в себя, в реальную возможность развития личности каждого школьника, в преобразующую силу педагогического труда.
Результаты анкетирования (38 чел). 1. Учебный процесс в школе в достаточной мере организован. 30 2. Цели образовательного процесса соответствуют потребностям учащихся и реально выполнимы усилиями данного коллектива 26 3. Учителю предоставлено достаточно возможностей для отбора учебного материала по предмету, который им преподается. 22 4. За результаты своей педагогической деятельности несу ответственность я. 36 5. Применяемые мною методы обучения обеспечивают успешное решение задач образовательного процесса. 31 6. В целом я удовлетворен деятельностью моих учеников по овладению знаниями. 34 7. Я имею возможность в процессе осуществления педагогической деятельности максимально проявить свои знания и способности при организации учебного процесса. 30 8. Моя работа доставляет мне удовольствие. 32 9. Я считаю себя в достаточной степени причастным к организации образовательного процесса в нашей школе. 36
Результаты анкетирования (38 чел). 1. Меня устраивают условия для педагогической деятельности, созданные в школе. 20 2. Обязанности и функции распределены среди педагогов оптимально. 28 3. Я имею возможность в процессе педагогической деятельности повышать свою квалификацию и образовательный уровень. 38 4. При существующей в нашей школе материально-технической базе педагог может добиться хороших результатов. 20 5. Рабочий день в школе спланирован рационально и для учителей, и для учащихся. 32 6. В нашей школе налажены тесные связи с другими образовательными учреждениями. 27 7. В нашей школе уютно, красиво и чисто. 36 8. Достаточное внимание уделяется организации работы с родителями, информированию их о деятельности школы. 30
Результаты анкетирования (38 чел). 1. В педагогическом коллективе нашей школы я пользуюсь авторитетом. 29 2. Администрация школы относится ко мне так, как я этого заслуживаю. 29 3. Я ощущаю поддержку и помощь коллег в совместной работе. 31 4. Мои отношения с учениками меня устраивают. 33 5. Отношение ко мне со стороны большинства родителей можно считать справедливым и доверительным. 34 6. В нашей школе царят здоровый психологический климат и доброжелательная атмосфера. 32 7. Мне нравится работать в нашем педагогическом коллективе. 34 8. Конфликты являются в нашей школе редкостью. 31
Результаты анкетирования (38 чел). 1. Деятельность администрации направлена на повышение статуса школы и способствует ее развитию. 33 2. Контроль за образовательным процессом своевременен и осуществляется правильно. 27 3. Педагогам нашей школы предоставлено право принимать участие в выработке и принятии управленческих решений, касающихся развития образовательного процесса. 31 4. В школе организован четкий и оперативный обмен информацией, необходимой для работы. 32 5. Педагогам в нашей школе предоставлена необходимая степень самостоятельности в работе. 35 6. Планирование и организацию образовательного процесса в нашей школе можно считать эффективной (соответствующей современнымтребованиям ). 34 7. У меня есть право высказать и доказать свою точку зрения при обсуждении и принятии каких-либо решений в школе. 35 8. В школе созданы условия для творческой деятельности педагогов. 30 9. В школе созданы условия для распространения передового педагогического опыта. 30 10. Администрация нашей школы озабочена охраной здоровья и предупреждением психо-физических перегрузок членов педагогического коллектива. 25
ПРОФЕССИОНАЛИЗМ ПЕДАГОГОВ в МОУ СОШ №43 Уровень образования педагогических и руководящих работников ОУ Всего (чел.с руководителем) Директор (чел) Педагогические работники (чел) Высшее проф.обр (чел) Высшее Проф. (педагогическое) (чел) Среднее проф.обр (чел) Среднее проф. педагогическое (чел) МОУ СОШ №43 55 1 54 5 34 2 14
Прохождение аттестации педагогическими работниками ОУ Всего Имеют 1 кв .категорию Имеют высшую кв категорию Имеют соответствие занимаемой должности Не имеют категории, соответствия занимаемой должности (причина) Планируется прохождение аттестации 2019-2020 уч.год 2020-21 уч.год МОУ СОШ №43 55 4 10 27 14 (молодые специалисты – 7 чел, работают первый, второй год год в ОУ – 7чел .) 4 4
Повышение квалификации ОУ Всего Действительные курсы(чел) Прошли за лето Планируется на 2019-20 уч.год Прошли в 2018-19 уч.г Очно в ИРО Заочно дистанц.обучение Очно в ИРО Заочно Дистанц.об В Заб.крае В других регионах МОУ СОШ №43 55 30 7 1 17 4 7
Работа в группах: «Факторы влияющие на качество знаний»
« Факторы влияющие на качество знаний»
«Интерес к учению проявляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха». Сухомлинский Киплинг писал: “Образование – величайшее из земных благ, если оно наивысшего качества. В противном случае оно совершенно бесполезно”.
Мысли мудрых
Решение педсовета. Определить одним из приоритетных направлений работы школы – совершенствование деятельности учителей-предметников по повышению качества знаний учащихся. Совершенствовать уровень административного управления, направленный на повышение уровня обученности , качества знаний, использование эффективных форм методической работы Совершенствовать систему внутришкольного контроля и управления качеством образования в школе. Продолжить мониторинговые исследования качества знаний учащихся по основным предметам. Учителям-предметникам усилить в своей работе индивидуализацию обучения, личностную направленность образования. Продолжить изучение компонентов современных педагогических технологий и применять их в работе по повышению качества знаний. Продолжить изучение и обобщение педагогического опыта по использованию эффективных форм контроля знаний и умений обучающихся. В целях повышения качества знаний учителям-предметникам провести индивидуальную работу с учащимися, имеющими одну «3» за 1 четверть. Шире применять новые передовые технологии преподавания предмета. Представить свой опыт на следующем педагогическом совете «Современный урок».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Новое качество образования как условие успешной социализации учащихся в условиях модернизации школы».
Выступление Грязновой М.Ф. учителя истории, специалиста по социальной защите и охране детсва на педагогическом совете в августе 2011 года «Новое качество образования как условие успешной социализ...
Повышение качества образования на основе введения новых технологий современного урока информатики и ИКТ и эффективного образовательного мониторинга.
Статья содержит описание современных педагогических технлогий применяемых на уроках информатики и ИКТ....
Повышение качества образования на основе введения новых технологий современного урока и эффективного образовательного мониторинга.
Результативность педагогической деятельности всегда зависела и будет зависеть от того, насколько педагог умеет организовать работу с учебной информацией, а главным критерием учительского выбора остает...
Раздел 3.7. Продуктивность личного вклада педагогического работника в повышение качества образования . Профессиональный рост педагога (повышение квалификации по профилю педагогической деятельности)
Профессиональный рост педагога (повышение квалификации по профилю педагогической деятельности)...
Педсовет №1 2021 год.Качество образования и возможности его повышения как условие создания современной образовательной среды»
Качество образования и возможности его повышения как условие создания современной образовательной среды»Современная школа многообразна и сложна, она непрерывно изменяется. В условиях модернизаци...
Анализ качества успеваемости и возможности его повышения.
Выступление на педагогическом совете....
Перспективы и новые возможности развития качества образования через работу школьных методических объединений в условиях цифровой образовательной среды
Перспективы и новые возможности развития качества образования через работу школьных методических объединений в условиях цифровой образовательной среды...