Повышение качества образования на основе введения новых технологий современного урока и эффективного образовательного мониторинга.
статья по биологии на тему
Результативность педагогической деятельности всегда зависела и будет зависеть от того, насколько педагог умеет организовать работу с учебной информацией, а главным критерием учительского выбора остается качество образовательного процесса и знаний учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kachestvo_obrazovaniya.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
Повышение качества образования на основе введения новых технологий современного урока и эффективного образовательного мониторинга.
Преимущество современного урока в условиях информатизации заключается в свободе выбора учителем методик и технологий. Но результативность педагогической деятельности всегда зависела и будет зависеть от того, насколько умело педагог умеет организовать работу с учебной информацией, а главным критерием эффективности учительского выбора по-прежнему остаётся качество образовательного процесса и знаний учащихся.
Только творческий учитель на основе использования информационных технологий способен организовать современный урок, таким образом, когда организация познавательной деятельности учащихся носит технологический, развивающий эффект.
Для меня, как для учителя биологии, очевидна уникальность этой школьной дисциплины. Непревзойдённое разнообразие ощущений, представлений, образов, идей – всё это отражение бесконечного разнообразия природы. И способы изучения природы настолько же разнообразны , насколько разнообразны сами объекты изучения. На уроках биологии есть место и время и для проживания и переживания, и для острого диалога с неоднозначностью трактовок и многозначностью позиций. Для детей с математическим складом ума этот предмет тоже представляет огромное поле деятельности: геометрия живого, расчёты по формулам в генетике популяций, вывод формулы разнообразия белков и таких примеров можно приводить ещё множество. Разнообразие объектов и процессов, изучаемых на уроках биологии, обеспечивает огромные возможности для развития общеучебных информационных и мыслительных компетенций.
Мы обладаем разнообразными и хорошо организованными ресурсами обучения биологии как предмету: учебники, рабочие тетради, методическая литература, медиаоснащение, компьютерные программы, собственные наработки, на нашей кафедре создан инновационный продукт, который в этом году принимает участие в районном конкурсе «Лучший инновационный продукт». Однако, при ближайшем рассмотрении это оснащение оказывается «хорошо организованным» только по предметным основаниям. Учителю сегодня нужно обладать достаточными знаниями и навыками для отбора форм и средств учебной деятельности.
Получается проблемная ситуация: с одной стороны сам предмет – биология – обеспечивает разнообразие методов, форм и средств учебной деятельности, с другой стороны – в образовательном процессе имеет место разнообразие учащихся. А вот технологи обеспечения их целенаправленной встречи нет. Есть дети, для которых легче построить таблицу, чем её проанализировать. А есть такие, которым легче видеть в ней закономерность, но самостоятельно «свернуть» текст в таблицу они затрудняются. Для какого из двух учеников строение клетки будет успешнее, если при объяснении «собирать» клетку, а для какого ученика удобнее будет «разбирать» её на составные части? Кому из учащихся обязательно прочитать вслух задание, чтобы понять его? Каким ученикам бесполезно говорить «ты должен»? А как же тогда определить его позицию по отношению к учебной работе?
Все эти и многие другие вопросы, возникающие в момент появления тех или иных педагогических ситуаций создают повод для осуществления учителем одной из важнейших и наиболее трудоёмких управленческих компетенций – умения осуществлять педагогический анализ. Современный учитель практически существует в режиме эксперимента каждую минуту урока и основным предметом его исследовательской деятельности является учебная ситуация.
Информационные технологии позволяют осуществить переход к такой позиции учителя на уроке, т.к. появляется потребность для более широкой дифференциации, индивидуализации и интеграции образовательного процесса. Новые возможности для организации систематического контроля над усвоением учебной информации не только через различные виды тестирования, но и подготовки таких видов заданий, которые позволяют видеть результат сразу после его выполнения, переводят образовательный процесс на более высокий уровень.
Внедрение информативно-педагогических технологий, системный подход к организации работы с информацией позволяет решить множество проблем, а творческий подход определяется научным выбором лучшего из возможного. Осознанное использование приёмов педагогических техник необходимо не только учителю, но и учащимся, потому что необходима адаптация учащихся к новым методам работы с информацией. И когда технологическая культура учащихся повышается вместе с учительской, учитель становится организатором учебного процесса, познавательной активности учащихся. Тогда нет места пассивности на уроке ни одной из сторон взаимодействия, деятельный подход становится основным в ходе обретения знаний.
Но нужно помнить, что нельзя заменять современными технологиями живое общение, взаимодействие «учитель – ученик». Получив в руки компьютер мы уже плохо представляем себе современный красивый урок без этого технического средства. Зимина Л.В., являясь педагогом-консультантом образовательной системы Красногвардейского района по теме «Методическое обеспечение современных требований к урокам биологии», проанализировав свою работу за год в этом статусе, сделала вывод, что больше всего коллег интересует какой Интернет-ресурс использовать и как применить его на уроке. Мы часто забываем о практической направленности предмета «биология» и подменяем реальный эксперимент
компьютерной разработкой, тем самым отдаляя предмет от жизни. Я считаю, что каждый урок биологии должен нести практическую ориентацию и проецироваться на жизнь человека, тогда интерес к науке будет высок и, как следствие, качество знаний будет намного выше.
Модернизация содержания школьной биологии осуществляется при последовательном развитии идей гуманизации образования, включающая изменение целей, планируемых результатов, содержания и способов обучения.
В 6-7 классах, формулируя результаты обучения, ставлю перед собой задачи, начинающиеся с таких слов, как «назвать», «определить», «показать», «описать», то в в 8-9 классах уже чаще планирую более активную, познавательную деятельность: «объяснить», «доказать», «установить», а в 10-11 классах – «прогнозировать», «оценивать», «формулировать гипотезы», «предвидеть», «разработать проекты».
Таким образом, даю возможность каждому ученику определить смысл знаний, включить научное познание в арсенал развития личности, а в дальнейшем стимулировать поиск необходимых знаний.
Проводя мини-эксперименты со своими учениками по формированию познавательного интереса на уроке, замечаю, что возможности детей безграничны, поэтому так важно учителю побудить детей самих не только получать знания, но и применять их умело в своей жизни и на практике.
Остановлюсь на отдельных методах, способах и формах, стимулирующих познавательную активность и дающих определённый результат.
- Создание «ситуаций успеха», когда лишь одна фраза «Я и не думала, что ты такой настойчивый и сможешь справиться с такой задачей» психологически так трогает ребёнка, что он готов на перемене в школе и дома сидеть за выполнением домашнего задания.
- Ситуация неожиданности.
- «Понимание нового». Желание пробовать самому – это есть первый шаг на пути к творчеству: нарисовать рисунок, составить кроссворд, предложить свой вариант решения проблемы.
Биология – предмет очень интересный, она увлекает учащихся.
Но особенно повышенный интерес и высокая результативность в усвоении материала проявляется при внедрении новых педагогических технологий на нестандартных формах уроков.
Особенности педагогического воздействия на учащихся с целью формирования познавательных компетентностей в зависимости от уровня развития их творческой активности и характера деятельности планирую по трём ступеням.
Каждый из которых, превалирует у учащихся разного возраста.
У младших школьников → эмоциональный компонент
У подростков → интеллектуальный
У старшеклассников → волевой
В своей работе мы учитываем эту закономерность.
Познавательный интерес связан со стремлением учащихся к познанию глубоких теоретических вопросов, мировоззренческих и методологических знаний, умением осуществлять деятельность не по образцу, а оригинально, своим особым путём.
Это нужно формировать путём организации самостоятельной поисковой деятельности у подростков. И, когда ребёнок прошёл все эти 3 уровня, у него сформировалась познавательная компетентность в процессе обучения биологии.
Для достижения этой компетентности я использую элементы различных технологий, методы и приёмы обучения.
Традиционно сложившийся контроль и оценка знаний и умений отслеживают качество образования. Мы пользуемся методикой устного опроса, письменных контрольных работ, фронтальными опросами на уроках и т.д.
Применение традиционных методов и форм контроля даёт нам необходимую информацию о том, как усваивается учебный материал и что из этого материала вызывает наибольшую трудность у учащихся.
Организована творческая группа, в состав которой входят участники конкурсов, олимпиад по биологии, к ней присоединяются те обучающиеся, в будущем планирующие продолжить обучение в ВУЗах. С этой группой учащихся мы проводим исследовательские работы, ставим эксперименты, на которые не хватает времени на уроках. В 2011-2012 уч.году мы принимали участие в конкурсе экологических проектов с работой «Экология зубной пасты» (Данькина В. 11-2 кл.), в конкурсе СПб МА им. И.П.Павлова «Мой здоровый образ жизни» (Сметанников А. 9-3 кл.). Наши ребята являются активными участниками Всероссийской олимпиады по биологии. Вся эта работа позволила активизировать познавательную активность учащихся на уроках биологии, получить дополнительные знания по биологии.
Исследовательский метод обеспечивает овладение методами научного познания, формирует черты творческой деятельности, является условием формирования интереса, потребности в такого рода деятельности, даёт полноценные, хорошо осознанные, оперативно и гибко используемые знания.
Наша задача – создать ситуацию успеха для каждого ученика, организовать обучение в зоне его ближайшего развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сведения к аттестации 9 Личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания, инновационной деятельности, в освоение новых образовательных технологий.
методические разработки по методической темесистема работы по методической темеметоды фиксации и оценивания учебных достижений, контрольно-измерительных материаловновые цифровые образовате...
Повышение качества образования на основе введения новых технологий современного урока информатики и ИКТ и эффективного образовательного мониторинга.
Статья содержит описание современных педагогических технлогий применяемых на уроках информатики и ИКТ....
Повышение качества образования на основе использования информационных технологий на уроках истории
Процесс информатизации современного общества обусловил необходимость разработки новой модели системы образования, основанной на применении современных информационно-коммуникативных технологий...
Развитие профессиональной компетентности педагога как фактор повышения качества образования в условиях введения ФГОС второго поколения.
Развитие профессиональной компетентности педагога как фактор повышения качества образования в условиях введения ФГОС второго поколения....
Конспект педагогического совета. Тема: «Организация работы педагогического коллектива по повышению качества образования на основе использования современных педагогических технологий»
Цель: Применение информационных компьютерных технологий на уроках.Задачи: - развитие интереса учащихся к учебной деятельности...
Выступление по теме: " Повышение качества образования на основе внедрения новых технологий, направленных на самореализацию обучающихся в условиях ФГОС"
Повышение качества образования на основне инновационных технологий в условиях ФГОС...
Обеспечение повышения качества образования на основе эффективного использования современных образовательных технологий, включая информационные, а также цифровых образовательных ресурсов и средств
Активность познавательного интереса должна быть деятельностной. Этому способствует систематическое, планомерное, целенаправленное внедрение в образовательный процесс современных технологий...