"Работа с реестрами затруднений по математике по результатам различных мониторинговых исследований "
статья (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

из опыта работы МБОУ СОШ №3

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_reesty.docx19.56 КБ

Предварительный просмотр:

Мониторинг «Готовность пятиклассников», «SAM», «Оценки компетентности в решении проблем учащимися 10-х классов», PISA относятся к исследованиям, отлеживающим несколько компетентностей, одной из которых является математическая грамотность. Задания с математическим содержанием чаще других попадают в реестр затруднений школы.

Понимая, что предмет «математика» нельзя отнести к легким, при составлении учебного плана учреждения в часть, формируемую участниками учебного процесса много лет вводились факультативные курсы по математике «Избранные вопросы математики», «Квадратные уравнения и неравенства», «Учимся учиться, размышлять исследовать», для реализации внеурочной деятельности были разработаны программы «Математическое моделирование», «Методы решения творческих задач», «Занимательная математика», «Геометрия окружности».

В марте 2019 года наша школа стала муниципальной стажировочной площадкой по теме «Работа с реестрами затруднений по результатам мониторинговых исследований». В рамках работы площадки было дано открытое занятие по внеурочной деятельности «Математическое моделирование». Программа курса направлена на решение зданий блока геометрия прикладного содержания. Учитель математики провел занятие по теме: «Вычисление площади поверхности параллелепипеда». Учащиеся используя конструктор «Тико» собрали модель куба и прямоугольного параллепипеда. Развернули его на плоскость, обсудили способ нахождения площади его поверхности. Произвели вычисления и предложили учителю где они могут применить полученные на занятии навыки (например, для вычисления площади закупки липкой клеенки для оклеивания поверхности самодельной коробки или определения объема краски, необходимой для окрашивания ящиков с цветами).

В апреле этого же года во Всероссийской проверочной работе по математике 5-го класса встретилось задание про окрашивание тела, составленного из кубиков. Мне стало любопытно, какова успешность его выполнения в классе, на котором было дано открытое мероприятие. Все учащиеся, которые систематически посещали занятия курса «Математическое моделирование» с заданием справились.

Нехватка времени на разбор заданий с прикладным геометрическим содержанием на уроках, пропуски учащимися занятий по внеурочной деятельности из-за занятости в дополнительном образовании не позволяют добиться достойного результата в предмете «Геометрия», поэтому администрацией были внесены изменения в учебный план 5-9 классов. В 2019-2020 учебном году для 5-6 классов введен учебный предмет «Математика. Наглядная геометрия», а в 7-9 классах на предмет «Геометрия» выделен дополнительный час, направленный на решение практических задач курса. В данный момент учителям математики нашей школы ведется разработка курса платных услуг по теме: «Геометрия в нашей жизни». Предполагается, что курс будет направлен на решение исследовательских задач и создание проектов геометрической направленности.

В 6-7 классах, за исключением ВПР, не проводится никаких мониторинговых исследований муниципального или регионального уровня. В 8-х классах с периодичностью раз в два – три года проходит диагностическая работа по математике (2017г, 2019г). Это приводит к тому, что результаты пробных работ в формате ОГЭ в 9-х классов воспринимаются родителями и учащимися как следствие непрофессионализма учителя. Чтобы подготовить учащихся и родителей к процедурам исследований было принято решения проводить для учащихся 7-8 классов школьный мониторинг по предметам «математика», «русский язык», «английский язык». Работа проводится единовременно (2 урок смены), в аудитории присутствуют два организатора. Проводится минимальный инструктаж. Фиксируется время выполнения работы на доске. В 7-х классах не используются бланки записи ответа, в 8-х классах оформление бланка обязательно. С обобщенными результатами диагностических работ знакомят родителей на общешкольных родительских собраниях. Проводится сравнительный анализ с итогами ВПР. Выход на общешкольные собрания позволяет администрации обратить внимание родителей не только на проблемы в изучении предметов, но и появляется возможность обратить внимание законных представителей на некоторые курсы внеурочной деятельности или на дополнительные услуги, которые могут помочь в развитии ребенка и ликвидации пробелов в знаниях учащихся.

Одним из способов получения более подробной информации о затруднениях учащихся по результатам школьного мониторинга 7-8 классов, пробных работ учащихся 9-х классов являются консультации для родителей по рассмотрению способов решения той или иной задачи. Такие консультации имеют два вида: общие и индивидуальные. Общие – это выход учителя на классное родительское собрание и демонстрация законным представителям текста работы, определение вместе с ними базовых заданий и способов их решения. Такой вид работы позволяет показать законным представителям учащихся, что работа была решаемой, что учащиеся могли справиться с ней на проходной балл. Индивидуальные консультации проводятся для родителя и его ребенка учителем предметником. В этом случае речь идет о затруднениях конкретного ученика, родитель получает персональные рекомендации как помочь своему ребенку (скорректировать режим дня, контролировать системность в посещении консультаций, выполнение индивидуальных заданий). Нужно отметить, что на такие встречи соглашаются не все родители, но две – три встречи в классе имеют свои положительные последствия.

Еще одной формой работы с реестрами затруднений по математике являются каникулярные школы для учащихся 7-11 классов направленные на изучение определенных сложных тем курса «Математика». На осенних и весенних каникулах силами учителей математики школы происходит погружение в предмет: для учащихся 7-8 классов по темам «Занимательная математика», для 9-11 классов разбор второй части ОГЭ И ЕГЭ. Две - три пары в день, проводимые разными учителями, пять дней в неделю. В прошлом учебном году наша школа стала инициаторами проведения «Математической школы» с привлечением учащихся и учителей города. Ежегодно в январе и апреле в целях подготовки к государственной итоговой аттестации для 9-11 классов проходят интенсивные сессии по математике, занятия проводит доцент педагогических наук Омского государственного университета.

Для учащихся 9 классов, которые входят в «группу риск», проводятся дополнительные занятия в кабинетах информатики. В нашей школе три учителя информатики – математики. В апреле месяце учащиеся разбиваются на группы и по графику отрабатывают задания на сайтах решу ОГЭ и uztest.ru. В случае затруднений обращаются за помощью к учителям – консультантам. Такая работа позволяет учащимся не боятся спрашивать, заполнить пробелы в умениях решать задания и получить осознание, что кроме учителя математики его класса в школе есть человек, к которому можно обратиться за помощью при возникновении затруднений при решении домашних или индивидуальных заданий.

И последнее, наши учителя математики постоянно обучаются. После проведения анализа ВПР, ОГЭ и ЕГЭ учителя знакомятся с личным и школьным реестром затруднений. На основе полученной информации каждым учителем составляется карта педагога, в которой отражаются все мероприятия, запланированные учителем, по ликвидации своих профессиональных дефицитов на год. Прежде всего это конечно предметные курсы повышения квалификации. Например, он-лайн школа фоксфорд предлагает курсы разной направленности, вебинары. В этом учебном году учителя математики прошли курсы по темам «Комбинаторика и теория вероятности» и «Методики развития «мягких навыков» у учащихся в процессе обучения».

Проведенный методической службой анализ результатов государственной итоговой аттестации, всероссийских проверочных работ, мониторингов различного уровня показал, что учащиеся демонстрируют низкий уровень выполнения заданий, требующих применения «мягких навыков». В марте этого года запланирована методическая неделя, в рамках которой все уроки будут «открытыми» и задача учителей – предметников продемонстрировать какими способами они развивают у учащихся умение искать информацию, ее анализировать, систематизировать, проводить мини исследование, умение критически взглянуть на полученный результат.

Только работа, проводимая в комплексе, позволяет добиться улучшения результатов как у учащихся в учебном процессе, так и самих учителей в педагогической деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подходы к организации работы с педагогическими затруднениями. Анализ диагностической карты по изучению трудностей в работе учителей и пути решения проблем.

Подхлды к организации работы с педагогическими затруднениями. Анализ диагностической карты по изучению трудностей в работе учителей и пути решения проблем....

Выступление на ВКС "Использование реестра затруднений учащихся и педагогов для повышения качества образования в Новопортовской школе-интернате"

Результаты государственной итоговой аттестации становятся основным источником объективной и независимой информации об уровне общеобразовательной подготовки школьников, о тенденциях развития общего обр...

Реестр затруднений обучающихся и педагогов по математике

Реестр затруднений обучающихся  и педагогов по математике представлен на педагогическом Совете школы...

Коррекционная работа со слабоуспевающими учениками в рамках подготовки к ГИА по русскому языку по реестрам затруднений пробного экзамена

Коррекционная работа со слабоуспевающими учениками в рамках подготовки к ГИА по русскому языку по реестрам затруднений  пробного экзамена...

Реестр затруднений по русскому языку учащихся 10 классов

Реестр затруднений по  итогам диагностической работы учащихся  10-х классов по русскому языку ...

Использование реестров затруднений диагностических работ учащихся по английскому языку в развитии профессионального уровня педагога для повышения качества знаний учащихся

Анализ проведения окружных мониторингов внешней оценки образовательных достижений обучающихся в освоении английского языка в соответствии с ФГОС: в 2017 году в 5 классе, в 2018 году в 8 классе.  ...

Из опыта работы. Работа с реестрами затруднений при подготовке учащихся к ОГЭ по математике

Выступление на семинаре "Проблемы подготовки к ГИА. Пути решения"...