Подходы к организации работы с педагогическими затруднениями. Анализ диагностической карты по изучению трудностей в работе учителей и пути решения проблем.
статья на тему
Подхлды к организации работы с педагогическими затруднениями. Анализ диагностической карты по изучению трудностей в работе учителей и пути решения проблем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 32.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Подходы к организации работы с педагогическими затруднениями
Задачи:
1) Выявить наиболее характерные для данного коллектива педагогические затруднения.
2) Определить возможные методы и приемы выхода из затруднительных ситуаций.
Анализ диагностической карты
по изучению трудностей в работе учителей
- Большой разрыв в подготовке и способностях учащихся в классах (так называемые «mixed abilities classes»)
- Использование разнообразных форм работы на уроке;
- Обеспечение самостоятельной и активной работы уч-ся в течение всего урока;
- Замедленный темп урока в отдельных группах (группы слабых учащихся или «группы медленного шага»);
- большое количество учащихся с логопедическими проблемами
- Типичныt диагнозы
- ОНР – общее недоразвитие речи;
- ФФН – фонетико-фонематическое недоразвитие
- Дислалия – нарушения звукопроизношения
- Дислексия – нарушения чтения
- Дисграфия – нарушения письма
- Осуществление индивидуального подхода к учащимся в процессе обучения;
- Слабое развитие навыков устной речи, неразвитая память, с трудом учат наизусть ( в том числе и ученики 9 кл.)
- Выявление типичных причин неуспеваемости, невыполнения домашних заданий;
- Работа с родителями;
- Развитие интереса к учению и потребностей в знаниях;
- Обеспечение сознательной дисциплины учащихся;
- Организация внеклассной работы по предмету (трудно выбрать время для подготовки к внеурочным мероприятиям из-за большой загруженности учеников).
Пути решения проблем
- В школе обучаются ученики с разным уровнем подготовки, способностей и развития, дети из детских домов и многодетных семей. Наше м/о имеет опыт деления на подгруппы в соответствии с уровнем развития детей, в частности, такое разделение было сделано в 4 и 6 классах. Хотя все мы, в принципе, сторонники равномерного деления на языковые подгруппы, но в данном случае единственным выходом было деление на «сильную» и «слабую группу» (точнее, группу медленного шага, так как мы работаем по той же программе, но идём более медленным темпом.)
Преимущества такого деления мы видим в том, что это позволяет использовать индивидуальный подход в обучении, дифференцированные задания, не ущемляя интересы учеников. Более сильные ученики больше успевают сделать на уроке, могут работать в хорошем темпе и требуют большей нагрузки на уроке и дома.
Однако в более слабых группах такой высокий темп и интенсивность работы невозможны, эти дети просто не смогут воспринимать материал и скатятся на «2».
Для примера приведу задания, которые вызывают трудности у учащихся из слабой подгруппы:
- Чтение текста по ролям (так как они не воспринимают текст как целое, не видят, где конец предложения, не понимают, где кончается реплика одного героя и начинается реплика другого).
- Работа с текстом (ответ на вопросы, особенно на вопрос «почему?»)
- Задания типа «Согласись или не согласись» (не могут построить отрицательное предложение, не понимают структуру предложения, главные члены, путают части речи.) Эти же проблемы, вероятно, имеют место и на уроках русского языка.
- С трудом учат наизусть, плохо развита память, речь, логика, не могут целиком воспроизвести предложение.
В то же время, учащиеся из более сильной группы с легкостью справляются с подобными заданиями, хотя, естественно, могут допускать ошибки.
Опыт работы в таких подгруппах показывает, что и среди более слабых детей выявляются свои лидеры, и те ученики, которые хорошо работают во время урока и выполняют домашние задании добросовестно, могут успевать удовлетворительно, а кто-то и хорошо.
Выводы:
- Необходимо учитывать индивидуальные особенности слабых учащихся и планировать урок с учётом трудностей, которые могут у них возникнуть при усвоении данной темы,
- Новый материал следует давать дозированно, чтобы он хорошо был усвоен, учитывать принцип доступности и посильности, больше закреплять, но и требовать максимальной отдачи (то есть мы всё разбираем на уроке и на дом даём материал на закрепление, повторение и это уже работа ученика).
- Не забывать о смене деятельности на уроке (фонетическая зарядка, хоровое и индивидуальное проговаривание, устная работа, чтение, письмо).
- На уроке учеников следует максимально загружать, приучать их слушать учителя и друг друга, объяснять им, что чем больше они сделают на уроке, тем легче им будет дома.
- В смешанных группах (mixed-abilities class) нужно использовать индивидуальный и дифференцированный подход, делать сильных учеников помощниками учителя (во время опроса ученики могут внимательно следить за ответами своих товарищей, отмечать ошибки и оценивать их ответы или выполнять индивидуальные задания ), но выслушивать надо всех.
- Недобросовестное, некачественное выполнение заданий:. Повторюсь, что материал практически полностью разбирается на уроке (читаем и переводим текст, отвечаем на вопросы, составляем план пересказа, устно проговариваем, разбираем те грамматические задания, которые дома надо выполнить письменно и следовательно, ученикам требуется дома закрепить материал урока, выучить наизусть устное задание, сделать письменное задание в домашней или рабочей тетради. И на следующий день становится ясно, как ученик поработал дома. Крайне неприятное впечатление производит плохо выученный урок, грязная тетрадь с отвратительным почерком. В данном случае, мы должны проявлять принципиальность и настойчивость, требуя от ученика качественного выполнения домашнего задания, объясняя ученикам и их родителям, что если они будут довольствоваться только сделанным на уроке, то больше «удовлетворительной» оценки они не получат, что язык требует повседневной работы, как и музыка. Требования в школе должны быть едиными.
- Работа с родителями часто представляет сложность, так как не все родители понимают, для чего они отдают детей в школу и пытаются переложить на школу все свои обязанности, не считают нужным готовить детей к учёбе в школе, не развивают их, а также путают светское образование и духовность, не понимают, что в православной школе их дети должны получить хорошее образование. Странно также, что некоторые родители не проявляют никакого интереса к успехам или неуспехам своих детей и не приходят в школу даже по вызову преподавателя. Часто эффективной бывает индивидуальная работа с родителями, так как на общем собрании невозможно говорить о проблемах конкретного ребёнка, можно говорить об общих требованиях к выполнению заданий и т.д. Надо сделать родителей своих учеников союзниками.
- Выше говорилось о большом количестве детей с логопедическими проблемам и здесь напрашивается такой вывод: при приёме в первый класс или при приёме новых учеников в школу следует серьёзно предупреждать родителей, что их детям предстоит углублённо изучать английский язык, а это означает большую дополнительную нагрузку и ответственность. Если они хотят учиться в этой школе, то должны выполнять требования.
Советы учителям для развития коммуникативных способностей
- Учитель не должен открыто демонстрировать педагогическую позицию. Для детей слова и поступки педагога должны восприниматься как проявление его собственных убеждений, а не только как исполнение долга. Искренность педагога- залог прочных контактов с воспитанниками.
- Адекватная оценка собственной личности. Познание себя, управление собой должно стать постоянной заботой каждого учителя. Особого внимания требует умение управлять своим эмоциональным состоянием: воспитательному процессу вредит раздражительный тон, преобладание отрицательных эмоций, крик.
- Педагогически целесообразные отношения строятся на взаимоуважение ученика и учителя. Надо уважать индивидуальность каждого школьника, создавать условия для его самоутверждения в глазах сверстников, поддерживать развитие положительных черт личности.
- Педагогу необходимо позаботиться о благоприятной самопрезентации: показать ребятам силу своей личности, увлечения, умелость, широту эрудиции, но неназойливо.
- Развитие наблюдательности, педагогического воображения, умения понимать эмоциональное состояние, верно истолковывать поведение. Творческий подход к анализу ситуации и принятию решений основывается на умении педагога принимать роль другого - ученика, родителей, коллеги, - становиться на их точку зрения.
- Даже при незначительных успехах учеников быть щедрым на похвалу. Хвалить нужно в присутствии других, а порицать лучше наедине. Учительская речь должна быть при этом выразительной. И если даже у вас не поставлен голос, вас могут выручить жесты, мимика, взгляд.
Три основные фактора, способствующие развитию “педагогического криза“.
- Во-первых, стремление педагога использовать новые достижения науки и невозможность их реализовать в сжатые сроки обучения; отсутствие отдачи от учащихся; несоответствие ожидаемого результата и фактического.
- Во-вторых, возникновение и развитие излюбленных приемов, шаблонов в работе и осознание того, что нужно менять сложившуюся ситуацию, но как менять — неизвестно.
- В-третьих, возможность изоляции учителя в педагогическом коллективе, когда его поиски, инновации не поддерживаются коллегами, что вызывает чувство тревоги, одиночества, неверия в себя.
Перечень синдрома эмоционального сгорания
- усталость, утомленность, истощение;
- психосоматическое недомогание;
- негативное отношение к ученику и самой работе;
- скудность репертуара рабочих действий;
- злоупотребление табаком, кофе, алкоголем и т.п.;
- отсутствие аппетита или наоборот переедание, негативная "Я-концепция";
- агрессивные чувства (раздражительность, напряженность,тревожность, беспокойство, взволнованность );
- упадническое настроение и связанные с этим эмоции: пессимизм, цинизм, чувство безнадежности, апатия, депрессия, чувство бессмысленности.
- Подходы в разрешении трудностей педагогической деятельности.
- повышение квалификации
- саморегуляция эмоционального состояния
Доклад подготовила Астахова О.Б.( учитель английского
языка, председатель М/О учителей англ. яз.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/04/09/picture-76421.jpg)
Нестандартные подходы к организации и проведению педагогического совета.
Процесс активизации учебно-познавательной деятельности , базирующейся на практическом опыте и полученных знаниях, является залогом формирования ключевых компетенций школьников. ...
![](/sites/default/files/pictures/2024/03/17/picture-99493-1710684812.jpg)
дипломная работа "Проблемно-коммуникативный подход в организации изучения анг. языка в школе".
Целью данной дипломной работы является определение педагогических условий, обеспечивающих активизацию познавательной активности школьников. В первых двух главах описываются теоретические о...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/14/picture-404579-1392329319.jpg)
Современные подходы к организации методического сопровождения педагогической деятельности
В презентации представлен опыт применения ИКТ технологий на уроке геометрии...
Организация учебного процесса с помощью технологических карт при изучении курса алгебры в 8 классе по технологии В.М. Монахова
Данная технология позволяет:реально выполнять принцип гарантированности обязательной подготовки учащихся;осуществлять равноправное положение учителя и ученика;учащимся знать конкретные требования к их...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/09/picture-966349-1512832326.jpg)
Решение проблем адаптации и трудностей воспитания приемных детей с ОВЗ в замещающих семьях
Рекомендации родителям...
Устное (итоговое) собеседование в системе оценивания метапредметных речевых достижений обучающихся. Анализ затруднений и пути решения проблем.
Устное собеседование наряду со Всероссийскими проверочными работами и Государственной итоговой аттестацией является одним из видов оценки качества подготовки обучающихся. КИМ собеседовани...