ПОДГОТОВКА ВОСПИТАННИКОВ ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЖИЗНИ
статья (9, 10, 11 класс)
Актуальность проблемы подготовки воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определена Планом основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства и Концепцией государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 г., где задача обеспечения социальной защиты детей, нуждающихся в особой заботе государства, конкретизируется через совершенствование программ подготовки воспитанников учреждений для детей-сирот к самостоятельной жизни по окончании пребывания в таких организациях.В настоящее время во всех интернатных учреждениях разрабатываются и реализуются программы подготовки воспитанников к самостоятельной жизни, позволяющие им преодолевать трудности социализации, расширять границы собственного пространства жизнедеятельности, а также программы, направленные на самоопределение и овладение полоролевым поведением. Программы предполагают специально организованную системную деятельность воспитателей и воспитанников по выработке у последних знания требований социальной среды; умения организовать свою жизнь и деятельность в соответствии с этими требованиями; качеств, обеспечивающих бесконфликтную интеграцию в сферу самостоятельной жизни и деятельности. Воспитанник интернатного учреждения должен не только освоить определенную сумму нормативных знаний, научиться действовать по определенным правилам, развить у себя определенные качества, но и сформировать свои социальные потребности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podgotovka_vospitannikov.docx | 28.69 КБ |
podgotovka_vypusknikov.ppt | 2.45 МБ |
Предварительный просмотр:
ПОДГОТОВКА ВОСПИТАННИКОВ ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЖИЗНИ
Актуальность проблемы подготовки воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, определена Планом основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства и Концепцией государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 г., где задача обеспечения социальной защиты детей, нуждающихся в особой заботе государства, конкретизируется через совершенствование программ подготовки воспитанников учреждений для детей-сирот к самостоятельной жизни по окончании пребывания в таких организациях.
Подготовка к самостоятельной жизни – это процесс формирования у воспитанников готовности преодолевать возможные трудности в решении возникающих социальных проблем, ответственного отношения к своей жизни и приобретения ими социальных и бытовых навыков, необходимых для самостоятельного проживания.
Если в условиях семьи многие жизненные навыки у детей формируются в повседневной жизни, то воспитанникам интернатного учреждения необходимы специальные программы подготовки к самостоятельной жизни, которые ориентированы на формирование у них адаптивных механизмов и развитие способности к самоопределению.
В настоящее время во всех интернатных учреждениях разрабатываются и реализуются программы подготовки воспитанников к самостоятельной жизни, позволяющие им преодолевать трудности социализации, расширять границы собственного пространства жизнедеятельности, а также программы, направленные на самоопределение и овладение полоролевым поведением.
Программы предполагают специально организованную системную деятельность воспитателей и воспитанников по выработке у последних знания требований социальной среды; умения организовать свою жизнь и деятельность в соответствии с этими требованиями; качеств, обеспечивающих бесконфликтную интеграцию в сферу самостоятельной жизни и деятельности. Воспитанник интернатного учреждения должен не только освоить определенную сумму нормативных знаний, научиться действовать по определенным правилам, развить у себя определенные качества, но и сформировать свои социальные потребности.
Существующие программы подготовки воспитанников учреждений для детей-сирот к самостоятельной жизни имеют достаточно широкое содержание: навыки ведения домашнего хозяйства, умение самостоятельно обслуживать себя, эстетика оформления жилого помещения и быта (умение навести порядок и уют в доме или комнате); элементы кулинарии; умение пользоваться разными инфраструктурами вне стен учреждения; формирование представлений об экономических процессах и правилах экономического поведения.
Содержание программы подготовки к самостоятельной жизни обеспечивает основные условия повышения успешности вхождения выпускников в социум: развитие у воспитанников самопознания и положительного отношения к себе; развитие индивидуальности и становление идентичности – помощь в преодолении кризиса идентичности, формирование индивидуальной линии жизни (прошлое, настоящее, будущее); формирование чувства защищенности и принадлежности к определенной общности; формирование полоролевого поведения; обучение искусству общаться с другими людьми; профессиональное самоопределение; подготовка к созданию будущей семьи и семейной жизни; социально-правовая ориентация.
Содержание подготовки зависит от возраста ребенка и имеющихся условий.
Несомненными сильными сторонами этой деятельности является: заблаговременность и преемственность, возможность постепенного усвоения социальных знаний и умений.
К минусам можно отнести: низкий уровень индивидуализации, сложности в переносе и актуализации полученных знаний, отсутствие возможности сразу применить полученные навыки на практике, отсроченность их использования.
Подготовка к самостоятельной жизни воспитанников интернатных учреждений должна быть направлена на преодоление противоречия между коллективной формой жизни в условиях учреждения и индивидуальным характером жизни за пределами интерната.
Условно можно выделить три направления этой подготовки:
– развитие индивидуальности и становление идентичности (помощь в преодолении кризиса идентичности, формирование индивидуальной линии жизни (прошлое, настоящее, будущее): выработка индивидуальной жизненной стратегии, предоставление возможностей и условий для самопознания (как психологических, так и физических качеств, умений, навыков и т. п.);
– овладение структурой деятельности и профориентационная подготовка (формирование навыков постановки целей, выбора средств для ее достижения, планирования, оценки результатов; формирование представлений о будущей профессии, профессиональные пробы, помощь в профессиональном самоопределении, формирование устойчивых интересов, формирование представлений о необходимости труда в жизни человека, воспитание трудолюбия, развитие работоспособности). Данная подготовка должна сочетаться с условиями и возможностями трудоустройства выпускников в конкретной местности. Задача подготовки – научить работать и сформировать осознание необходимости работать;
– расширение ситуаций индивидуальной жизни, или расширение сфер самостоятельности: создание ситуаций, когда ребенок все или почти все делает сам. Возможно, сначала под наблюдением взрослого. Расширение ситуаций индивидуализированного общения со взрослыми. Например, подростку предоставляются условия, имитирующие его жизнь после выхода из учреждения. Он должен хотя бы в течение недели сам себе готовить, убирать, планировать свой день. В данной ситуации должен быть взрослый, с которым ребенок может обсудить все возникающие у него вопросы и трудности.
Можно выделить следующие инновационные изменения в учреждениях для детей-сирот в целях оптимизации деятельности по подготовке воспитанников к самостоятельной жизни:
1) перестройка жизни самого учреждения, создание индивидуализированной среды – разнообразная по содержанию, формам, способам организации деятельность детей в первичных коллективах и во всем учреждении. Основу деятельности составляют ситуации, когда ребенок имеет возможность выбирать, учиться обосновывать свой выбор, проверять себя и определять свои возможности, принимать самостоятельные решения, учиться быстро адаптироваться в новых условиях, гибко реагировать на воздействия окружающей среды, осваивать различные социальные роли;
2) внедрение тренинговых форм подготовки и разнообразных практик (проб): социальных, бытовых, коммуникативных, профессиональных, а также максимально возможные выходы за пределы учреждения. Взросление предполагает приобретение (накопление) социального опыта (когнитивного, эмоционально, поведенческого). Поэтому нужно создавать условия, чтобы ребенок этот опыт смог получить. Не всегда это возможно в рамках самого учреждения. Нужно предоставлять возможность получения необходимого опыта за рамками учреждения. Причем опыта, который будет востребован в самостоятельной жизни (ситуации из реальной будущей жизни). Взрослый человек должен вести самостоятельную жизнь в трех основных направлениях: производственном, общественном, личном. Выпускнику необходимо иметь опыт социальной (общественной), профессиональной и бытовой жизнедеятельности;
3) понимание подготовки к самостоятельной жизни детей-сирот как индивидуализированной работы с каждым воспитанником, включающей продумывание перспективы его жизни (образование, жилье, трудоустройство, социальная сеть, семья, досуг и др.), определение в учреждении для детей-сирот специалиста, сопровождающего процесс подготовки воспитанника к самостоятельной жизни с целью индивидуализации подготовки (специалист сопровождения).
Наличие такого специалиста означает, что у воспитанника в предвыпускной период появляется заинтересованный взрослый, который сознательно берет на себя ответственность за оказание ему поддержки и помощи.
Задачи специалиста сопровождения:
– содействие созданию условий для подготовки к выпуску из учреждения, в том числе разработка и реализация плана сопровождения;
– содействие становлению жизненных планов и четких перспектив будущего у воспитанника;
– снижение тревожности, формирование у воспитанника уверенности в собственных силах и в реальности его жизненных планов;
– содействие знакомству воспитанника с информационным полем профессиональной ориентации и социальной адаптации;
– содействие предварительному решению вопросов социальной защищенности и материальной обеспеченности будущего выпускника;
– формирование сети социальной поддержки с включением в нее родственников и специалистов, органов и учреждений, участвующих в сопровождении.
Роль специалиста сопровождения в формировании выпускником перспектив своей будущей жизни. Специалист сопровождения выслушивает воспитанника, побуждает к рассказу о его планах, сомнениях и ожиданиях. Он поддерживает воспитанника в принятии решений в соответствии с его уровнем зрелости, предоставляет ему информацию, которая может помочь в принятии решений. Специалист сопровождения совместно с воспитанником планирует пути получения образования, поддержания здоровья, дальнейшее место жительства, способы проведения досуга и др. На основании запланированных действий составляется маршрут постинтернатной адаптации.
Роль специалиста сопровождения в подготовке воспитанника к выходу из интернатного учреждения. Специалист сопровождения осуществляет подготовку плана сопровождения, в который на основе мониторинга готовности воспитанника к самостоятельной жизни и анализа его социальной ситуации включаются все действия и мероприятия, необходимые для обеспечения наилучших условий для безболезненного и постепенного перехода к независимому проживанию. План составляется при непосредственном участии воспитанника и специалистов службы сопровождения.
Специалист сопровождения участвует в реализации плана сопровождения, он занимает активную позицию, чаще других специалистов взаимодействует с воспитанником, обеспечивает участие воспитанника в планировании своего выхода из учреждения и реализации действий по выполнению плана. Его задача – «усиление голоса воспитанника».
Таким образом, основная роль специалиста сопровождения на данном этапе – индивидуализация процесса подготовки воспитанника к выпуску из интернатного учреждения;
4) предоставление опыта самостоятельного проживания в тренировочной квартире, которая представляет собой специально созданное и определенным образом организованное помещение, предназначенное для сопровождаемого проживания воспитанников в целях их подготовки к самостоятельной жизни. Тренировочная квартира предоставляет будущему выпускнику возможность для осмысления и апробации, полученных ранее знаний, умений и навыков, их переработки, объединения, перехода на качественно иной уровень подготовки, который характеризуется способностью решать жизненные задачи с использованием всех имеющихся в его арсенале средств. Тренировочная квартира играет роль своеобразного социального адаптера – с одной стороны, она изменяет социальные условия, к которым требуется адаптироваться, а с другой – формирует у ребенка качества, необходимые для адаптации. Тренировочная квартира позволяет организовать сопровождаемое проживание, направленное на создание условий, в том числе жилищных, с целью овладения детьми навыками, необходимыми для самостоятельного проживания, на фоне постепенного сокращения объема помощи со стороны.
В процессе сопровождаемого проживания в тренировочной квартире интернатного учреждения для усиления активной позиции воспитанников используются идеи тьюторства. Воспитанник хочет и выбирает, пробует и ошибается, ищет причины ошибок и устраняет их, знает, как он будет в дальнейшем использовать полученный опыт. Взрослый содействует и помогает.
Основные функции воспитателя тьютора в деятельности тренировочной квартиры:
– индивидуализация процесса, которая предоставляет воспитаннику право на выстраивание собственного содержания подготовки. В ходе совместного обсуждения воспитателем-тьютором и воспитанником программы сопровождаемого проживания рождается индивидуальный план (проект), который условно можно назвать: «Как жить самостоятельно?»;
– обеспечение такого усвоения полученных знаний, при котором формируется личная готовность воспитанника к употреблению их в деятельности (компетентность);
– организация тьюторского (рефлексивного) пространства, в рамках которого осуществляется взаимодействие воспитателя-тьютора и воспитанника.
Схематично последовательность действий воспитателя-тьютора в процессе сопровождаемого проживания воспитанников в тренировочной квартире выглядит следующим образом:
– установление открытых доверительных отношений с воспитанником; – обозначение основных организационных моментов самостоятельного проживания воспитанника;
– содействие разработке воспитанником индивидуального плана (проекта) сопровождаемого проживания;
– содействие разработке планов на день, на три дня, на неделю (в зависимости от сроков проживания);
– координация действий специалистов, необходимых для успешной реализации программы сопровождаемого проживания;
– содействие воспитаннику в осуществлении ежедневных планов, с постепенным уменьшением объема оказываемой помощи;
– совместно с воспитанниками ежедневный рефлексивный анализ реализации плана на день с целью оценки достигнутых результатов и внесения в план на следующий день необходимых корректив;
– помощь воспитаннику в рефлексии приобретенного опыта в процессе самостоятельного проживания, самооценки личных достижений, определении жизненных перспектив;
– совместно с другими специалистами оценка индивидуальных достижений воспитанника за период самостоятельного проживания;
– определение дальнейших мер, необходимых для обеспечения успешной постинтернатной адаптации;
5) внедрение диагностики готовности воспитанников учреждений для детей-сирот к самостоятельной жизни. Основные блоки диагностики: личностная самостоятельность, т. е. готовность действовать и решать проблемы; способность к самообслуживанию (бытовые навыки и навыки самообслуживания); осведомленность и способность к поиску информации, мотивация к освоению новых видов деятельности. На основе этих факторов дается общая оценка готовности воспитанников к самостоятельной жизни;
6) использование методик, которые направлены на индивидуализацию социально-педагогической поддержки: составление «Книги жизни», в которой ребенок пишет о себе и своей жизни, и это содействует осознанию ребенком своего прошлого, настоящего и будущего, способствует более реальному становлению жизненных планов ребенка; разъяснительная работа /подготовка при временном отъезде из учреждения, посещении чужих семей; план индивидуального развития в определенной сфере и др.;
7) сотрудничество с трудовыми коллективами и предприятиями с целью создания условий для профессионального становления воспитанников через организацию профессиональных проб, обучение и производственную практику;
8) обучение специалистов, сопровождающих воспитанника в процессе подготовки к самостоятельной жизни, с целью обеспечения индивидуализации данного процесса.
Обучение направлено на качественное изменение профессиональных компетенций: способность осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации; умение поддерживать активность, инициативность, самостоятельность воспитанников.
Очевидно, что индивидуализация выходит на первый план в подготовке воспитанников интернатных учреждений к самостоятельной жизни.
Условия обеспечения индивидуализации в интернатном учреждении можно разделить на две большие группы: педагогические условия (ценностный, содержательный и технологический компоненты) и организационные условия (организационно-управленческий и нормативно-правовой компоненты).
Педагогические условия: ценностный компонент
Индивидуализация связана со становлением и развитием своей жизненной позиции, образа поведения, образа жизни, формированием своего способа действия, с учетом своего темпа и ритма жизнедеятельности, накоплением своих достижений. Важно отметить, что индивидуализация связана не столько с усвоением, сколько с познанием, исследованием, пробой, проверкой и выбором.
Гуманистическое воспитание, центрированное на ребенке, исходит из того, что человек сам способен определить причины и найти способ решения возникающих перед ним трудностей. Задача специалиста стимулировать собственную работу воспитанника по личностному развитию. Он должен уметь, не разрывая поддерживающих и защитных отношений с воспитанником, постепенно уменьшать долю своих непосредственных действий в решении его проблем, дистанцируясь таким образом от непосредственной ответственности за принимаемые решения и создавая условия для передачи полной ответственности ребенку. Это приводит к формированию способности к самоорганизации и самообразованию, аналитическому и творческому отношению к действительности при сохранении своей самобытности и адекватном использовании собственной индивидуальности.
Педагогические условия: содержательный компонент
Содержание деятельности определяется пониманием индивидуализации как процесса развития и самореализации человека в качестве субъекта собственной жизни и деятельности. Этот процесс характеризуется накоплением ребенком особенного, уникального опыта, ростом его творческого потенциала, самостоятельности, осознанности, свободы и ответственности.
Для обеспечения индивидуализации важно правильно определить актуальную сферу развития ребенка, в которой будут созданы или имеются возможности для совершения воспитанником инициативных ответственных действий и постепенной передачи ответственности за развитие в данной сфере самому ребенку.
При выборе сферы важно учитывать следующие факторы: интерес ребенка к той или иной деятельности; возраст ребенка, которым определяются возрастные задачи социализации; жизненную ситуацию воспитанника и связанные с ней задачи социальной адаптации; умственное развитие и связанные с ним задачи адаптации методических и дидактических средств сопровождения; готовность специалистов, работающих с ребенком, передать ему ответственность в этой сфере; зависимость достижения результата не только от действий ребенка.
Педагогические условия: технологический компонент
Деятельность специалиста можно представить в виде последовательности шагов.
Первый шаг – выявить направление индивидуального развития воспитанника в данный момент времени, основываясь на актуальных задачах социализации-индивидуализации, социальной адаптации и индивидуальных особенностях ребенка.
Второй шаг – выявить имеющиеся и необходимые ресурсы для развития воспитанника в выбранном направлении.
Третий шаг – составить план действий, оформить индивидуальную программу развития.
Четвертый шаг – реализовать индивидуальную программу на основе составленного плана действий.
Пятый шаг – оценить результаты, полученные в ходе реализации программы.
Все шаги фиксируются в индивидуальной программе развития воспитанника.
Организационные условия: организационно-управленческий компонент Организационно-управленческие условия, обеспечивающие индивидуализацию, определяются ответами на следующие вопросы: какие есть возможности для развития воспитанника в выбранной сфере, в какой форме они представлены для воспитанника; как обеспечивается избыточность возможностей для воспитанника; какие формы есть для командной работы воспитанников; каким образом воспитанник узнает обо всех имеющихся возможностях для своего развития в выбранной сфере; как организован процесс выбора воспитанником приемлемых для себя форм деятельности; как сам воспитанник может менять формы и содержание деятельности в выбранной сфере, переходить от одной к другой; в какой форме и с кем воспитанник может обсуждать свои достижения, какие инструменты для этого есть.
Основные усилия специалистов в обеспечении организационных условий индивидуализации направлены на создание новой формирующей среды. Именно среда является центром внимания и целенаправленного воздействия.
Организационные условия: нормативно-правовой компонент
Нормативно-правовые условия обеспечения индивидуализации в интернатном учреждении закрепляются локальными нормативными актами. Отметим наиболее важные моменты, которые должны быть отражены в этих документах: цели и задачи организуемой деятельности по индивидуализации подготовки воспитанников к самостоятельной жизни; перечень специалистов, включенных в эту деятельность; принципы деятельности; порядок организации деятельности, включая формы взаимодействия специалистов разного профиля, работающих в учреждении и включенных в деятельность; основное содержание деятельности, особенно содержание индивидуальных встреч специалистов с воспитанниками и занятий с обратной связью. Дополнительно могут быть освещены права и обязанности воспитанников.
Оптимизация подготовки воспитанников к самостоятельной жизни приведет к увеличению числа и доли воспитанников, имеющих высокий уровень готовности к самостоятельной жизни и росту числа и доли социально адаптированных выпускников. Организация качественной подготовки воспитанников учреждений для детей-сирот к самостоятельной жизни после выпуска из учреждения является одной из основных задач региональных программ социальной адаптации и сопровождения выпускников. Таким образом, задача подготовки к самостоятельной жизни решается не только на уровне интернатного учреждения, но и на уровне субъектов Российской Федерации.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
2018–2027 годы в Российской Федерации объявлены «Десятилетием детства»
П Л А Н основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства
82. Реализация плана мероприятий по реализации Концепции информационной безопасности детей на 2018 - 2020 годы (утвержден приказом Минкомсвязи России от 27 февраля 2018 г. № 88) 2018 - 2020 годы Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Роспотребнадзор, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти повышение уровня медиаграмотности детей, увеличение числа просветительских мероприятий, направленных на ознакомление родителей и преподавателей с новейшими техническими и программными средствами защиты детей от негативной информации, а также проведение исследований по оценке эффективности политики по защите детей от негативной информации 83 . Реализация мероприятий, направленных на профилактику рисков и угроз для детей, связанных с использованием современных информационных технологий и информационно телекоммуникационной сети "Интернет" 2018 - 2020 годы Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерство просвещения Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации с участием Общероссийской общественной организации "Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей" повышение уровня информированности детей, их родителей (законных представителей) о рисках и угрозах, существующих в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
90. Совершенствование мер по профилактике социального сиротства, устройству на воспитание в семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по постинтернатному сопровождению лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 2018 - 2020 годы Министерство просвещения Российской Федерации, Минтруд России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации предложения по снижению численности детей, оставшихся без попечения родителей, а также по повышению эффективности постинтернатного сопровождения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 91. Совершенствование системы взаимодействия органов и организаций по защите прав детей 2018 - 2020 годы Министерство просвещения Российской Федерации, Минтруд России, Минюст России, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, заинтересованные организации предложения по совершенствованию системы взаимодействия органов и организаций по защите прав детей
XII. Социальная защита детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья и их интеграция в современное общество 103 Создание условий для обучения навыкам самостоятельного или сопровождаемого проживания детей инвалидов и инвалидов молодого возраста, в том числе проживающих в стационарных организациях социального обслуживания 2018 - 2020 годы Минтруд России, Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации развитие у детей-инвалидов навыков самостоятельного проживания после выхода из стационарных организаций социального обслуживания; организация для инвалидов молодого возраста по окончании их проживания в стационарны организациях социального обслуживания учебного (тренировочного) проживания, сопровождаемого проживания
105. Внедрение эффективных практик оказания комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, детям-инвалидам, а также детям с ранним детским аутизмом, расстройствами аутистического спектра 2018 - 2020 годы Минтруд России, Министерство просвещения Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Московский государственный психолого-педагогический университет" обеспечение на основе системного комплексного подхода условий для повышения качества жизни и интеграции в общество детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, а также детей с ранним детским аутизмом, расстройствами аутистического спектра
Подготовка к самостоятельной жизни – это процесс формирования у воспитанников готовности преодолевать возможные трудности в решении возникающих социальных проблем, ответственного отношения к своей жизни и приобретения ими социальных и бытовых навыков, необходимых для самостоятельного проживания.
Существующие программы подготовки воспитанников учреждений для детей-сирот к самостоятельной жизни имеют достаточно широкое содержание: навыки ведения домашнего хозяйства, умение самостоятельно обслуживать себя, эстетика оформления жилого помещения и быта (умение навести порядок и уют в доме или комнате); элементы кулинарии; умение пользоваться разными инфраструктурами вне стен учреждения; формирование представлений об экономических процессах и правилах экономического поведения.
Подготовка к самостоятельной жизни воспитанников интернатных учреждений должна быть направлена на преодоление противоречия между коллективной формой жизни в условиях учреждения и индивидуальным характером жизни за пределами интерната. Условно можно выделить три направления этой подготовки :
– развитие индивидуальности и становление идентичности (помощь в преодолении кризиса идентичности, формирование индивидуальной линии жизни (прошлое, настоящее, будущее): выработка индивидуальной жизненной стратегии, предоставление возможностей и условий для самопознания (как психологических, так и физических качеств, умений, навыков и т. п.); – овладение структурой деятельности и профориентационная подготовка (формирование навыков постановки целей, выбора средств для ее достижения, планирования, оценки результатов; формирование представлений о будущей профессии, профессиональные пробы, помощь в профессиональном самоопределении, формирование устойчивых интересов, формирование представлений о необходимости труда в жизни человека, воспитание трудолюбия, развитие работоспособности). Данная подготовка должна сочетаться с условиями и возможностями трудоустройства выпускников в конкретной местности. Задача подготовки – научить работать и сформировать осознание необходимости работать;
– расширение ситуаций индивидуальной жизни, или расширение сфер самостоятельности : создание ситуаций, когда ребенок все или почти все делает сам. Возможно, сначала под наблюдением взрослого. Расширение ситуаций индивидуализированного общения со взрослыми. Например, подростку предоставляются условия, имитирующие его жизнь после выхода из учреждения. Он должен хотя бы в течение недели сам себе готовить, убирать, планировать свой день. В данной ситуации должен быть взрослый, с которым ребенок может обсудить все возникающие у него вопросы и трудности.
Можно выделить следующие инновационные изменения в учреждениях для детей-сирот в целях оптимизации деятельности по подготовке воспитанников к самостоятельной жизни: 1) перестройка жизни самого учреждения, создание индивидуализированной среды – разнообразная по содержанию, формам, способам организации деятельность детей в первичных коллективах и во всем учреждении. Основу деятельности составляют ситуации, когда ребенок имеет возможность выбирать, учиться обосновывать свой выбор, проверять себя и определять свои возможности, принимать самостоятельные решения, учиться быстро адаптироваться в новых условиях, гибко реагировать на воздействия окружающей среды, осваивать различные социальные роли;
2 ) внедрение тренинговых форм подготовки и разнообразных практик (проб): социальных, бытовых, коммуникативных, профессиональных, а также максимально возможные выходы за пределы учреждения. Взросление предполагает приобретение (накопление) социального опыта (когнитивного, эмоционально, поведенческого). Поэтому нужно создавать условия, чтобы ребенок этот опыт смог получить. Не всегда это возможно в рамках самого учреждения. Нужно предоставлять возможность получения необходимого опыта за рамками учреждения. Причем опыта, который будет востребован в самостоятельной жизни (ситуации из реальной будущей жизни). Взрослый человек должен вести самостоятельную жизнь в трех основных направлениях: производственном, общественном, личном. Выпускнику необходимо иметь опыт социальной (общественной), профессиональной и бытовой жизнедеятельности;
3) понимание подготовки к самостоятельной жизни детей-сирот как индивидуализированной работы с каждым воспитанником , включающей продумывание перспективы его жизни (образование, жилье, трудоустройство, социальная сеть, семья, досуг и др.), определение в учреждении для детей-сирот специалиста, сопровождающего процесс подготовки воспитанника к самостоятельной жизни с целью индивидуализации подготовки (специалист сопровождения).
Задачи специалиста сопровождения: – содействие созданию условий для подготовки к выпуску из учреждения, в том числе разработка и реализация плана сопровождения; – содействие становлению жизненных планов и четких перспектив будущего у воспитанника; – снижение тревожности, формирование у воспитанника уверенности в собственных силах и в реальности его жизненных планов; – содействие знакомству воспитанника с информационным полем профессиональной ориентации и социальной адаптации; – содействие предварительному решению вопросов социальной защищенности и материальной обеспеченности будущего выпускника; – формирование сети социальной поддержки с включением в нее родственников и специалистов, органов и учреждений, участвующих в сопровождении.
Роль специалиста сопровождения в формировании выпускником перспектив своей будущей жизни. Специалист сопровождения выслушивает воспитанника, побуждает к рассказу о его планах, сомнениях и ожиданиях. Он поддерживает воспитанника в принятии решений в соответствии с его уровнем зрелости, предоставляет ему информацию, которая может помочь в принятии решений. Специалист сопровождения совместно с воспитанником планирует пути получения образования, поддержания здоровья, дальнейшее место жительства, способы проведения досуга и др. На основании запланированных действий составляется маршрут постинтернатной адаптации.
Роль специалиста сопровождения в подготовке воспитанника к выходу из интернатного учреждения. Специалист сопровождения осуществляет подготовку плана сопровождения, в который на основе мониторинга готовности воспитанника к самостоятельной жизни и анализа его социальной ситуации включаются все действия и мероприятия, необходимые для обеспечения наилучших условий для безболезненного и постепенного перехода к независимому проживанию. План составляется при непосредственном участии воспитанника и специалистов службы сопровождения. Специалист сопровождения участвует в реализации плана сопровождения, он занимает активную позицию, чаще других специалистов взаимодействует с воспитанником, обеспечивает участие воспитанника в планировании своего выхода из учреждения и реализации действий по выполнению плана. Его задача – «усиление голоса воспитанника». Таким образом, основная роль специалиста сопровождения на данном этапе – индивидуализация процесса подготовки воспитанника к выпуску из интернатного учреждения;
4) предоставление опыта самостоятельного проживания в тренировочной квартире, которая представляет собой специально созданное и определенным образом организованное помещение, предназначенное для сопровождаемого проживания воспитанников в целях их подготовки к самостоятельной жизни. Тренировочная квартира предоставляет будущему выпускнику возможность для осмысления и апробации, полученных ранее знаний, умений и навыков, их переработки, объединения, перехода на качественно иной уровень подготовки, который характеризуется способностью решать жизненные задачи с использованием всех имеющихся в его арсенале средств. Тренировочная квартира играет роль своеобразного социального адаптера – с одной стороны, она изменяет социальные условия, к которым требуется адаптироваться, а с другой – формирует у ребенка качества, необходимые для адаптации. Тренировочная квартира позволяет организовать сопровождаемое проживание, направленное на создание условий, в том числе жилищных, с целью овладения детьми навыками, необходимыми для самостоятельного проживания, на фоне постепенного сокращения объема помощи со стороны.
В процессе сопровождаемого проживания в тренировочной квартире интернатного учреждения для усиления активной позиции воспитанников используются идеи тьюторства. Воспитанник хочет и выбирает, пробует и ошибается, ищет причины ошибок и устраняет их, знает, как он будет в дальнейшем использовать полученный опыт. Взрослый содействует и помогает.
5) внедрение диагностики готовности воспитанников учреждений для детей-сирот к самостоятельной жизни. Основные блоки диагностики: личностная самостоятельность, т. е. готовность действовать и решать проблемы; способность к самообслуживанию (бытовые навыки и навыки самообслуживания); осведомленность и способность к поиску информации, мотивация к освоению новых видов деятельности. На основе этих факторов дается общая оценка готовности воспитанников к самостоятельной жизни; 6) использование методик, которые направлены на индивидуализацию социально-педагогической поддержки: составление «Книги жизни», в которой ребенок пишет о себе и своей жизни, и это содействует осознанию ребенком своего прошлого, настоящего и будущего, способствует более реальному становлению жизненных планов ребенка; разъяснительная работа /подготовка при временном отъезде из учреждения, посещении чужих семей; план индивидуального развития в определенной сфере и др.;
7) сотрудничество с трудовыми коллективами и предприятиями с целью создания условий для профессионального становления воспитанников через организацию профессиональных проб, обучение и производственную практику; 8) обучение специалистов, сопровождающих воспитанника в процессе подготовки к самостоятельной жизни, с целью обеспечения индивидуализации данного процесса.
Условия обеспечения индивидуализации в интернатном учреждении можно разделить на две большие группы: педагогические условия: ценностный, содержательный и технологический компоненты; организационные условия: организационно-управленческий и нормативно-правовой компоненты.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подготовка воспитанников детского дома к самостоятельной жизни
Социальная адаптация -важный фактор дальнейшего определения жизненного пути воспитанников детского дома....
Обобщение опыта "Формирование коммуникативных навыков способствующих подготовке воспитанников школы-интерната к самостоятельной жизни"
Обощение опыта...
Обобщение опыта "Формирование коммуникативных навыков способствующих подготовке воспитанников школы-интерната к самостоятельной жизни"
Обобщение опыта...
ТЕХНОЛОГИИ ПОДГОТОВКИ ВОСПИТАННИКОВ ИНТЕРНАТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ .
Состояние воспитанников детских домов, стоящих на пороге выхода из учреждения, чаще всего характеризуется как растерянность перед самостоятельной жизнью. Дело в том, что, несмотря на наличие формально...
Подготовка воспитанников детского дома к самостоятельной жизни.
Из опыта работы по программе по семейному воспитанию в детском доме....
Подготовка воспитанников детского дома к самостоятельной жизни в условиях современного общества через экономическую социализацию детей-сирот
Дети-сироты, длительное время находящиеся на полном государственном обеспечении, в сфере экономического мышления и поведения имеют пассивную жизненную позицию, которая характеризуется ожиданием помощи...
"Программа подготовки воспитанников интернатного учреждения к профессиональному самоопределению."
Программа раскрывает аспекты воспитательной работы по профессиональной ориентации с детьми-сиротами и детьми,оставшимися без попечения родителей.Данное направление является важным на протяжении всего ...