Обобщение опыта "Формирование коммуникативных навыков способствующих подготовке воспитанников школы-интерната к самостоятельной жизни"
материал по теме

Пушкарская Нина Дмитриевна

Обощение опыта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta.docx37.44 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение опыта

Тема опыта: Формирование коммуникативных навыков общения, как

средство подготовки воспитанников школы-интерната к самостоятельной жизни.

Автор: Пушкарская Нина Дмитриевна, воспитатель ГБОУ «Алексеевская специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида».

Имею высшее образование, окончила БГУ им. М.С. Ольминского в 1980 г. по специальности русский язык и литература.

Стаж педагогической работы – 35 лет.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ.

I.Условия возникновения и становления опыта

В школе-интернате проработала 33 года. На данный момент работаю в 9 классе. В группе 11 воспитанников. С этой группой я работаю 3 год. Воспитанникам по 15,16 лет.

  1. Алиева Инна, оставшаяся без попечения родителей, инвалид.
  2. Ансимов Павел, оставшийся без попечения родителей.
  3. Бирюков Олег, находится на попечении бабушки.
  4. Булгаков Алексей, оставшийся без попечения родителей, инвалид.
  5. Лемещенко Любовь, девочка из неполной семьи.
  6. Марушко Марина, девочка из неполной семьи.
  7. Подгорный Андрей, инвалид детства.
  8. Расторгуев Сергей, инвалид детства.
  9. Севрюков Егор, сирота.
  10. Чередниченко Олег, неполная семья, инвалид детства.
  11. Шаталов Денис, оставшийся без попечения родителей.
  12. Коммуникативность-способность к общению, к установке связей, контактов, это талант искренности общения. У воспитанников школы-интерната, как правило, по этому вопросу, масса проблем.

Стремление воспитателя создать:

I.Условия для сознательного, активного участия воспитанников в речевой деятельности.

II.Совершенствование умения понимать людей и общаться с ними.

III.Развитие коммуникативных навыков в процессе жизнедеятельности.

Прожившие несколько лет в казенных учреждениях, лишенные родительской заботы, дети отстают в эмоциональном, социальном и нередко в физическом развитии. Выходя из школы-интерната, они часто плохо читают, не понимают прочитанного, не умеют критически мыслить, различать причину и следствие, осознавать своё агрессивное или антиобщественное поведение.

 Конечно, условия, в которых они росли и воспитывались, всегда будут  накладывать отпечаток на их будущее. Однако, подготовить воспитанников  к предстоящей жизни, повысить их социальную компетентность в условиях школы-интерната   всегда можно.

Администрация, педагоги, логопед, медработник нашей школы-интерната совместно работают над проблемой социальной компетентности  воспитанников по многим направлениям. Поэтому создана довольно благоприятная среда для решения многих вопросов, связанных с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. В своей работе я выбрала  одно из направлений социализации – формирование  коммуникативных навыков общения.

В своей работе я опираюсь на единство учебно-воспитательного процесса. Оно в наличии общей цели, взаимосвязей направлений и средств её реализации (обучение и воспитание, теоретическая и практическая подготовка, урочная и внеурочная подготовка, сотрудничество педагогов и воспитанников). Свою работу не разделяю строго по направлениям-нравственное, эстетическое и т. д. И это вполне соответствует известным словам А.С. Макаренко: «Человек не воспитывается по частям, он создаётся всей суммой влияний, которым он подвергается».

II. Актуальность опыта.

Современная школа находится на этапе модернизации содержания образования, адекватного потребностям общества. Каков сегодня социальный заказ? Это запрос на личность, которая должна обладать целым набором качеств:

1.Самостоятельность в принятии решений и ответственность за принятое решение.

2.Готовность действовать в нестандартных ситуациях.

3.Толерантность.

4.Способность успешно взаимодействовать с окружающими в различных сферах общения.

В современной социально-экономической ситуации  вопросы коммуникативных  способностей  детей с нарушениями в развитии приобретают особую актуальность. В сложившейся ситуации именно школа, являясь  государственным институтом, способна заложить в маленького человека социально-нравственные нормы, правила поведения и ориентировать его на то, что действительно ценно и значимо в жизни, что позволит ему противостоять негативному влиянию социума и успешно пройти процесс социальной адаптации.  В качестве критериев выступают следующие виды деятельности: обучение, игра, общение со взрослыми и сверстниками, самообслуживание детей, подготовка к трудовой и профессиональной деятельности. Особое место среди них отводится педагогическому влиянию в процессе воспитания. Под воздействием педагога у воспитанника происходит согласование самооценки и притязаний в соответствии с возможностями и реальностью социальной среды; оценка, принятие или отвержение требований, норм социальной среды, общепринятых социальных ценностей.

Отношения с другими людьми зарождаются в детстве и наиболее интенсивно развиваются именно в этом возрасте. Первый опыт таких  отношений становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности. Зачастую дети к нам поступают из семей, где используется ненормативная лексика, наблюдается асоциальное поведение, неуважительное отношение людей друг к другу и детям. Словарный запас детей очень беден, коммуникативные способности детей вызывают серьезную тревогу.

В детстве общение является, как известно, ведущей потребностью. Эту потребность ребенок может реализовать в игре. К сожалению чаще для современного ребёнка лучшим другом является телевизор или компьютер, а любимым занятием – просмотр мультиков или компьютерные игры. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь каждого человека, раскрашивает яркими красками сферу его ощущений. Очень часто наблюдение за ребенком показывает наличие определенных нарушений в общении – уход от контактов со сверстниками, конфликты, драки, нежелание считаться с мнением или желанием другого, жалобы воспитателю. Порой это происходит не потому, что дети не знают правил поведения, а потому, что даже старшим воспитанникам трудно “влезть в шкуру” обидчика и почувствовать, что испытывает другой воспитанник.

Ребёнок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвлённым и отвергнутым, что может привести к эмоциональному неблагополучию: снижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости, формированию тревожности, или, наоборот, к чрезмерной агрессивности поведения. Во всех случаях такой ребёнок сосредоточен на своём “Я”, которое замкнуто на своих преимуществах (недостатках) и обособлен от других. Развитие сферы общения является необходимым условием, как для общего психического развития личности ребенка, так и для его позитивной социализации в целом и готовности к учебной деятельности в частности.

Ожидаемый результат: Приобретение коммуникативных навыков и навыков бесконфликтного общения подростков со сверстниками и взрослыми. Сплочение детского коллектива. Воспитание чувства товарищества и взаимопомощи, сострадания, уважения к людям преклонного возраста, развитие связной речи. Формирование позитивного отношения к школе.

Ведущая педагогическая идея.

Гармонизация детско-педагогических отношений.

Поощрение социальной активности.

Развитие коммуникативных умений и навыков.

Воспитание ребенка полноправным членом общества посредством управления процессом социального развития личности через включение воспитанника в различные виды социальных отношений: в учебе, общении со сверстниками и взрослыми, игре, драматизации и практической деятельности. Воспитывать уважительное отношение к истории страны, героям труда и войны. Развивать умение видеть положительные черты своих товарищей, описывать их; расширять представления детей об основных эмоциях (радость, грусть, удивление, злость, страх); умение передавать эмоциональное состояние, используя выразительные средства (мимика, пантомима). Продолжать учить доброжелательно относиться друг к другу и взрослым.

Длительность работы над опытом.

Работа по разрешению противоречия между насущным требованием современного специального образования в успешном формировании коммуникативных способностей детей со сниженным интеллектуальным уровнем через создание специальной развивающей социальной среды, направленной на трансляцию культурных форм взаимодействий в человеческом обществе и недостаточной технологической проработкой этого процесса в условиях специального воспитательного процесса разделена на 3 этапа:

I этап-начальный-сентябрь 2011 –ноябрь 2011 г.г. изучены теоретические основы исследуемой проблемы.

II этап-основной-декабрь 2011-март 2013 г.г., был подобран и описан коррекционно-развивающий материал для организации деятельности детей, проведена корректировка совокупности средств, методов и приёмов, способствующих успешному формированию коммуникативных способностей  воспитанников.

III этап-заключительный-март 2013-декабрь  2013 г.г., диагностика определения уровня коммуникативных способностей воспитанников. Результаты работы по реализации разработанных занятий. Доказана эффективность работы проведенной по данной теме.

 Диапазон опыта. Диапазон педагогического опыта представлен системой внеклассной работы, направленной на успешное формирование модели коммуникативных способностей в воспитательном процессе с использованием игровых методов, упражнений, коррекционных заданий, внеклассного чтения. В связи с тем, что в ближнем окружении воспитанников мало людей старшего возраста, а общение с родными бабушками и дедушками чаще несет негативный характер, я выбрала такие формы работы, которые помогут общаться со старшим поколением в вежливой форме и уважительном отношении для передачи позитивного опыта. С этой целью мною был спланирован ряд мероприятий, направленный на непосредственное общение с людьми старшего поколения, достойных  уважения. Разработан цикл занятий «Я живу среди людей» (Приложение 1)

На первом этапе работы мною было проведено тестирование, с целью определения уровня самооценки и анкетирование с целью выяснения отношения детей к людям разного возраста (Приложение 2). В результате было выявлено, что у 70% детей заниженная самооценка.

Следующий этап работы был направлен на расширения словарного запаса, кругозора, формирование коммуникативных навыков. С этой целью проводятся  экскурсии в школьную библиотеку. 90 % детей  стали постоянными читателями библиотеки. Сначала они знакомились с  героями сказок, оценивали их характер, поступки. По прочитанным книгам   была проведена «Викторина по сказкам». Были прочитаны и обсуждены произведения А. Лиханова, Л. Чарской, В.Катаевой, Э.Портер и других авторов (Приложение 3). По прочтению обязательно проводилось обсуждение, давалась характеристика героям и их поступкам. В процессе обсуждения нередко приходилось корректировать понимание плохого и хорошего. Словарный запас воспитанников стал шире, речь стала более образной и выразительной.

 Много книг прочитано и обсуждено о ВОВ. Обсуждая прочитанное, особое внимание уделялось героизму и мужеству людей во время войны, любви к  Родине. Для лучшего осмысления подвига нашего народа воспитанники побывали на родине нашего земляка, Героя Советского Союза генерала Н.Ф.Ватутина, воспитанники  постоянно  ухаживают  за   братской могилой на Красном хуторке, встречаются с ветеранами войны. Живое общение с ветеранами помогло детям осознать, что человек достоин уважения за хорошие поступки, героизм и мужество. «Фотоотчёт. Приложение 4». Мною было проведено занятие на тему «Готовимся к встрече гостей». Целью данного занятия было научить детей принимать гостей: писать приглашения; составлять меню; закупать продукты к столу, учитывая качество, цену и срок хранения; готовить угощение; научить правильно и красиво сервировать стол.

Экскурсии и походы по родному краю: к речке, и сад, в поле, на Красный хуторок учат воспитанников формировать интерес к истории создания нашей школы, прививать любовь к родному краю, заботиться о посаженных ими деревцами.

Результатом воспитательной деятельности с детским коллективом считаю положительную динамику формирования объективной самооценки, активной жизненной позиции и в целом уровня воспитанности, сплочения детского коллектива. Воспитанники более корректно стали общаться со старшими, стали милосерднее и внимательнее.  Научились слушать и понимать, вести доброжелательный диалог с людьми преклонного возраста,

доброжелательно относиться к работникам школы. Считаю данный опыт актуальным и полезным для других воспитателей школы- интерната.

Теоретическая база опыта.

Теоретическая база опыта опирается на идеи доктора педагогических наук Н. Е. Щурковой. При подготовке занятий были использованы материалы программы повышения социальной компетентности «Мы сами». Научный руководитель программы « Семья» Галина Владимирова, доктор психологических наук, проректор Столичной Гуманитарной Академии. Коммуникативность в этой программе рассматривается как составная часть социализации воспитанников детского дома старшего возраста (с 13 лет).

I. Гигиенические навыки по соблюдению чистоты тела.

Учить детей самостоятельно засучивать рукава, мыть лицо и руки, правильно пользоваться мылом. При кашле отворачиваться, прикрывать рот носовым платком; соблюдать опрятность, устранять самим или с помощью взрослых непорядок в одежде.

II. Навыки культуры еды.

Формировать навыки аккуратности еды у детей. Приучать детей садиться за стол в опрятном виде, принимать правильное положение за столом и сохранять его. Приучать правильно, пользоваться столовыми приборами; пищу брать понемножку, бесшумно, по мере необходимости пользоваться салфеткой.

III. Навыки аккуратного и бережного обращения с вещами личного пользования.

Побуждать детей к самостоятельности в процессе одевания и умывания, а также раздевании. Воспитывать опрятность у детей. Учить замечать непорядки в одежде (расстегнулась пуговица, завернулся воротничок и т.п.) и самостоятельно его устранять или обращаться за помощью к взрослым.

IV. Навыки поддержания порядка в окружающей обстановке.

Привлекать детей к элементарному хозяйственно-бытовому труду: раскладывать ложки и т.п.; раскладывать оборудование или материалы к занятиям и убирать их; убирать игрушки после игр, принимать участие в починке коробок из-под игр, в ремонте книг, игрушек. Вместе с педагогом выносить на участок игрушки; убирать на участке палочки, камушки, листья. 

Общение. Оно составляет основу игрового взаимодействия. Сюжетно-ролевая игра передается через общение, организуется им, функционирует в нем. В такой деятельности у учащихся накапливается опыт общения, которое основывается на взаимодействии, сотрудничестве и сотворчестве воспитателя и воспитуемого. Все это помогает детям установить правильные взаимоотношения, справедливо решать вопросы. Общение помогает  школьнику ставить интересы другого человека выше своих собственных, соотносить свои действия с действиями окружающих, с поставленными задачами, событиями, ситуациями. Деятельность педагога должна быть здесь направлена на то, чтобы привить детям, проживающим в условиях школы-интерната, навыки культурного поведения и вежливых взаимоотношений : учить детей здороваться и прощаться со взрослыми; употреблять слова, выражающие просьбу, благодарность, воспитывать заботливое отношение к людям., товарищеские взаимоотношения со взрослыми, побуждать к взаимодействиям друг с другом, оказывать помощь по просьбе другого ребенка; обращаться к сверстнику называя его по имени, отвечать на его вопросы. Учить соблюдать правила культурного поведения на улице, дома (вытирать при входе ноги, соблюдать аккуратность в туалете, умывальной комнате).

Отношения. Этому качеству присущи избирательность, установка на оценку (позитивную, негативную, выражающую безразличие), предрасположенность и готовность к определенному образу действий. В процессе игровой деятельности и игрового общения они являются связующим звеном. Главная их функция– перенос центра ориентации ребенка с предметной среды на личность субъекта. Отношения очеловечивают игровую деятельность, придают ей преобразующий характер, одухотворяют общение. В игровой деятельности у младших школьников складываются и развиваются такие качества, как симпатия, товарищество, дружба, сердечность, откровенность и др. Вне игры эти качества становятся основой для развития других.

Эмоциональность. Любая игра  школьников проходит с эмоциональным подъемом, что возбуждает у детей стремление к воображению, способность к подражанию, копированию поведения. В эмоциональном фоне игры проявляется уровень ее нравственной, психологической культуры, насыщенность духовной жизни.

Кооперативность, которая представляет собой позитивную взаимозависимость, индивидуальную ответственность, стимулирование успеха друг друга. В игровой деятельности повышается интерес друг к другу, симпатии, товарищеские связи. Все это объединяет детей и создает большие возможности для формирования коллективистских отношений.

Комплексность. Педагогически организованная игра выполняет двуединую комплексность: первую в организации воспитательного процесса, вторую– в формировании личности. Игра может быть носителем содержания, выступать средством, методом, формой работы с детьми и является собственно деятельностью  школьников. Игра комплексно воздействует на развитие личности ребенка, развивает интеллектуальные, духовные, нравственные, эстетические, трудовые качества, формирует личность в целом. Игра и есть практика развития. Ребенок играет потому, что развивается, и развивается, потому что играет.

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что при применении игровых технологий в профессиональной деятельности социального педагога, а в частности сюжетно-ролевой игры, необходимо учитывать особенности  школьного возраста. Игра– это особый вид деятельности, воспитательный потенциал которой очень велик. Игра не только воспитывает, но помогает воспитаннику  расслабиться, активизирует его личностный потенциал (во время игры ребенок выступает инициатором, проявляет креативные способности). Поэтому игру необходимо использовать как одно из эффективных средств воспитания и успешной социальной адаптации.

Новизна опыта.

Новизна данного опыта заключается в модернизации и адаптации к   условиям школы-интерната, форм и методов с целью формирования коммуникативных навыков воспитанников.

Инновационные подходы выражены в следующих положениях:

1) выдвижение педагогических задач, направленных на развитие коммуникативных способностей у детей, воспитывающихся в школах-интернатах.

2) использование средств воспитания, учитывающих особенности детей:

- с элементами трудовой и профессиональной  деятельности

- с элементами художественной деятельности (стихи, песни, танцы),

- c элементами творческого созидания (оригами, рисунки, поделки и т.д.)

- с элементами  духовного осмысления жизни .

-участие детей в мероприятиях, проводимых на уровне школы-интерната (литературные чтения в школьной  библиотеке, экскурсии, прогулки, праздники).

В опыте используются комбинации традиционных методов для успешного формирования коммуникативных навыков: коррекционные игры, направленные на развитие эмоционально-нравственной сферы и навыков общения, а также практические занятия, направленные на формирование и приобретение трудовых навыков.

2 Технология опыта

Воспитание – это творческий, целенаправленный процесс взаимодействия воспитателя и ребенка, который постоянно видоизменяется в зависимости от личности воспитателя и от личности воспитанника.

Эффективность воспитательного процесса зависит от того, в какой среде он протекает. Лишь при создании доброжелательной атмосферы, раскрываются положительные черты воспитанников.

Система дополнительного образования, внеклассной и внеурочной

деятельности.

Направление работы: средства, методы и формы работы. Программы, планы для  реализации работы по направлениям.

I. Формирование здорового образа жизни, забота о физическом здоровье каждого ученика.

1. Привитие навыков личной гигиены: практические занятия через проведение режимных моментов, о физиологии человека, о взаимоотношении полов, о вреде курения, алкоголя, наркотиков.

2. Создание психологического климата и комфортной среды в классе и группе, педагогика сотрудничества.

3. Проведение коррекционно- оздоровительных мероприятий:

коррекционные игры, физические игры на воздухе, школьные спортивные соревнования, дни здоровья.

II. Формирование навыков учебного, интеллектуального, творческого труда.

1. Воспитание трудолюбия, чувство долга, ответственности, соблюдение правил самообслуживания и норм поведения, смотры спален.

2 Благоустройство школьного участка, участие школы в субботниках

беседы о роли труда в жизни человека, выборе будущей профессии,

 встречи с интересными людьми.

3. Формирование интереса к знаниям: урок как часть жизни ребенка,

 проведение викторин, занятия детей по интересам в кружках,

секциях.

4.Создание читающей среды в школе: организация внеклассного чтения, библиотечные час.

III.Экологическое воспитание .

1. Формирование бережного отношения к  природе, беседы о природе,  чтение книг по теме « природа и мы», озеленение и уход за зелеными насаждениями.

2. Воспитание бережного отношения к школе:  смотр спален и классов  (один раз в четверть), рейд по сохранности мебели, рейд состояния школьных учебников и пособий, организация дежурства по школе, классу, посту.

IV.Воспитание общечеловеческих качеств личности :

доброта, чуткость, внимание, честность, сопереживание, взаимопомощь, правдивость, доброжелательное отношение к окружающим, любовь и уважение к труду.

V.Воспитание патриотизма, любви к Родине:

1. Изучение истории Родины,

 сохранение памяти о прошлом,  беседы о Конституции, экскурсии в музеи,  вахта « памяти», уход за могилами погибших воинов, встречи с ветеранами ВОВ,  чтение книг о ВОВ.

VI.Формирование коллектива через участие в общих делах

группы, школы:

1. Обучение межличностному общению, развитие коммуникативных навыков: коллективные праздники, поздравления, изготовление подарков

своими руками, создание атмосферы доброты, чуткости, взаимопомощи, внимания в классе, вовлечение родителей в работу школы.

2. Создание « моделей поведения»: праздники именинников  «Летние, осенние, зимние, весенние».

VII.Профилактика правонарушений и ДТП

1. Встречи с инспектором ППН и ГИБДД.

2. Соревнования, викторины, сюжетно- ролевые игры, тесты.

3. Просмотр фильмов по профилактике нарушений.

VIII.Социальная адаптация учащихся:

1. Практическая подготовка детей к самостоятельной жизни и труду.

2. Формирование знаний и умений,  способствующих социальной адаптации учащихся.

Resource id #2910

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка воспитанников детского дома к самостоятельной жизни

Социальная адаптация -важный фактор дальнейшего определения жизненного пути воспитанников детского дома....

доклад: "Формирование коммуникативных навыков, способствующих подготовке воспитанников к самостоятельной жизни"

Доклад на тему: "Формирование коммуникативных навыков, способствующих подготовке воспитанников к самостоятельной жизни"....

Подготовка воспитанников детского дома к самостоятельной жизни.

Из опыта работы по программе по семейному воспитанию в детском доме....

Подготовка воспитанников детского дома к самостоятельной жизни в условиях современного общества через экономическую социализацию детей-сирот

Дети-сироты, длительное время находящиеся на полном государственном обеспечении, в сфере экономического мышления и поведения имеют пассивную жизненную позицию, которая характеризуется ожиданием помощи...

Программа по подготовке воспитанников детского дома к самостоятельной жизни "Шаг за шагом"

Программа по подготовке воспитанников детского дома к самостоятельной жизни "Шаг за шагом"...