Выступление на РМО заместителей директоров по ВР на тему "Основные направления организации воспитания и социализации обучающихся в МБОУ «Варьеганская ОСШ"
статья
Выступление на РМО заместителей директоров по ВР на тему "Основные направления организации воспитания и социализации обучающихся в МБОУ «Варьеганская ОСШ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_rmo_03.04_kurmanalieva_g.h.docx | 54.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Курманалиева Гузель Хайрулловна,
заместитель директора по ВР
МБОУ «Варьеганская ОСШ»
РМО заместителей директоров по ВР
«Реализация программы воспитания
и социализации учащихся»
03.04.2019 года
Доклад «Основные направления организации воспитания и социализации обучающихся в МБОУ «Варьеганская ОСШ»
Краткая информационная справка об ОУ:
В 2018 – 2019 учебного года в МБОУ «Варьеганская ОСШ» обучается 121 обучающийся (возраст детей от 7 до 17 лет), из них 116 коренной национальности. Всего 13 классов-комплектов. Среднее количество обучающихся в классе – 11 человек. В интернат при школе зачислено 28 воспитанников. Всего семей – 70, из них 52 - семьи полные, 18 неполных семей, многодетных семей – 22, малообеспеченных семей – 18, семей, находящихся в социально-опасном положении – 3, 1 несовершеннолетний на учете в ОДН, ВШК – 6, число детей-инвалидов – 1.Работа школы ведется в одну смену, пятидневная учебная неделя.
В современном обществе в связи с экономическим, образовательным и духовным расслоением существует многообразие представлений о человеке и его предназначении в жизни. Различные партии, фракции, организации, религиозные конфессии, национальные объединения формулируют свои, нередко противоположные друг другу цели воспитания. Вопрос о целях воспитания представляется особо значимым сейчас еще и потому, что идет процесс формирования нового поколения российских граждан.
Цель программы воспитания и социализации обучающихся МБОУ «Варьеганская ОСШ»: Социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели воспитания и социализации обучающихся решаются задачи в области формирования: личностной; социальной; семейной культуры.
В области формирования личностной культуры:
• формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной, общественно полезной деятельности на основе традиционных нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше»;
• укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;
• формирование основ нравственного самосознания личности (совести) — способности подростка формулировать собственные нравст-венные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
• формирование нравственного смысла учения, социально ориентированной и общественно полезной деятельности;
• формирование морали — осознанной обучающимся необходимости поведения, ориентированного на благо других людей и определяемого традиционными представлениями о добре и зле, справедливом и несправедливом, добродетели и пороке, должном и недопустимом;
• усвоение обучающимся базовых национальных ценностей, духовных традиций народов России;
• укрепление у подростка позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
• развитие эстетических потребностей, ценностей и чувств;
• развитие способности открыто выражать и аргументированно отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
• развитие способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
• развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;
• формирование творческого отношения к учёбе, труду, социальной деятельности на основе нравственных ценностей и моральных норм;
• формирование у подростка первоначальных профессиональных наме-рений и интересов, осознание нравственного значения будущего профессионального выбора;
• осознание подростком ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности;
• формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни.
В области формирования социальной культуры:
• формирование российской гражданской идентичности, включающей в себя идентичность члена семьи, школьного коллектива, территориально-культурной общности, этнического сообщества, российской гражданской нации;
• укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество, заботы о процветании своей страны;
• развитие патриотизма и гражданской солидарности;
• развитие навыков и умений организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими и младшими в решении личностно и социально значимых проблем на основе знаний, полученных в процессе образования;
• формирование у подростков первичных навыков успешной социализации, представлений об общественных приоритетах и ценностях, ориентированных на эти ценности образцах поведения через практику общественных отношений с представителями различных социальных групп;
• формирование у подростков социальных компетенций, необходимых для конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе;
• укрепление доверия к другим людям, институтам гражданского общества, государству;
• развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям, приобретение опыта оказания помощи другим людям;
• усвоение гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
• формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным религиям и религиозным организациям России, к вере и религиозным убеждениям других людей, понимание значения религиозных идеалов в жизни человека, семьи и общества, роли традиционных религий в историческом и культурном развитии России;
• формирование культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России.
В области формирования семейной культуры:
• укрепление отношения к семье как основе российского общества;
• формирование представлений о значении семьи для устойчивого и успешного развития человека;
• укрепление у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
• усвоение нравственных ценностей семейной жизни: любовь, забота о любимом человеке, продолжение рода, духовная и эмоциональная близость членов семьи, взаимопомощь и др.;
• формирование начального опыта заботы о социально- психологическом благополучии своей семьи;
• знание традиций своей семьи, культурно-исторических и этнических традиций семей своего народа, других народов России.
Организация воспитания и социализацииобучающихся осуществляется по следующим направлениям:
- воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека (ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, гражданское общество, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, социальная солидарность, мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов);
- воспитание социальной ответственности и компетентности (ценности: правовое государство, демократическое государство, социальное государство; закон и правопорядок, социальная компетентность, социальная ответственность, служение Отечеству, ответственность за настоящее и будущее своей страны);
- воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания (ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость, милосердие, честь; достоинство; уважение родителей; уважение дос-тоинства другого человека, равноправие, ответственность, любовь и верность; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о светской этике, вере, духовности, религиозной жизни человека, ценностях религиозного мировоззрения, формируемое на основе межконфессионального диалога;духовно-нравственное развитие личности);
- воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни (ценности: жизнь во всех ее проявлениях; экологическая безопасность; экологическая грамотность, физическое, физиологическое, репродуктивное, психическое, социально-психологическое, духовное здоровье; экологическая культура; экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни; ресурсосбережение; экологическая этика; экологическая ответственность; социальное партнёрство для улучшения экологического качества окружающей среды; устойчивое развитие общества в гармонии с природой);
- воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии (ценности: научное знание, стремление к познанию и истине, научная картина мира, нравственный смысл учения и самообразования и интеллектуальное развитие личности; уважение к труду и людям труда; нравственный смысл труда, творчество и созидание; целеустремленность и настойчивость, бережливость, выбор профессии);
- воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры – эстетическое воспитание (ценности: красота, гармония, духовный мир человека, самовыражение личности в творчестве и искусстве, эстетическое развитие личности).
Рассмотрим каждое направление подробнее:
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважение к правам, свободам и обязанностям человека | |||
Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю; гражданское общество; поликультурный мир; свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; социальная солидарность; многообразие и уважение культур и народов. | |||
Содержание деятельности | Виды деятельности | Формы занятий | Результаты |
- элементарные представления о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах; - представления о символах государства – Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение; - элементарные представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении; - элементарные представления о правах и обязанностях гражданина России; - интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе; - уважительное отношение к русскому языку как государственному, языку межнационального общения; - ценностное отношение к своему национальному языку и культуре; - начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны; - элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России и ее народов; - интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, малой Родины. - стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, города Ярославля; - любовь к школе, своему городу, малой Родине, народу России; - уважение к защитникам Отечества; - умение отвечать за свои поступки; - негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей. | -изучают Конституцию Российской Федерации, получают знания об основных правах и обязанностях граждан России, о политическом устройстве Российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о символах государства — Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение; - знакомятся с героическими страницами истории России, жизнью замечательных людей, явивших примеры гражданского служения, исполнения патриотического долга, с обязанностями гражданина; - знакомятся с историей и культурой родного края, народным творчеством, этнокультурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России; - знакомятся с важнейшими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников; - получают опыт межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми — представителями разных народов России, знакомятся с особенностями их культур и образа жизни | Урочная деятельность История Обществознание Литература Русский язык Внеурочная деятельность Курс «Безопасный мир» Курс «Родной язык и литература» (хантыйский, ненецкий) Система дополнительного образования ВПК «Крылья России», т/о «Музейное дело», «Краевед» Система воспитательных мероприятий и социальных практик - тематические классные часы, посвященные историческим датам, государственным праздникам, символике РФ, ХМАО-Югры, народным традициям и т.д; - встречи с ветеранами ВОВ, детьми войны, воинами-интернационалистами; интеллектуальные правовые игры; - Уроки Мужества; - интеллектуальные игры к Дню образования ХМАО-Югры, Нижневартовского района; митинги и мероприятия, посвященные воинам-интернационалистам, Дню Победы; - конкурсы патриотической направленности, смотр строя и песни; - благотворительные ярмарки; - дебаты; - Дни правовых знаний; - участие в районных, городских мероприятиях правовой, патриотической и краеведческой направленности. Социально-значимая деятельность Акции «Подарок ветерану», Акции «Вахта памяти», «Памятный знак», «Георгиевская ленточка» | - ценностное отношение к России, своему народу, краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, родным языкам: русскому и языку своего народа, народным традициям, старшему поколению; - знание основных положений Конституции РФ, символов государства, Ярославской области и Ярославля, основных прав и обязанностей граждан России; - системные представления о народах России, понимание их общей исторической судьбы, единства народов нашей страны; опыт социальной и межкультурной коммуникации; - представление об институтах гражданского общества, их истории и современном состоянии в России и мире, о возможностях участия граждан в общественном управлении; первоначальный опыт участия в гражданской жизни; - знание национальных героев и важнейших событий истории России; - знание государственных праздников. |
Воспитание нравственных чувств, убеждений и этического сознания | |||
Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость, милосердие, честь и достоинство; уважение к родителям; толерантность; представление о светской этике, вере, духовности; духовно-нравственное развитие личности; свобода совести и вероисповедания | |||
Содержание деятельности | Виды деятельности | Формы занятий | Результаты |
- первоначальные представления о базовых национальных российских ценностях; - любовь к школе, своему селу, городу, народу,России, к героическому прошлому и настоящему нашего Отечества;желание продолжать героические традиции многонационального российского народа; - различие хороших и плохих поступков; - представления о правилах поведения в образовательномучреждении, дома, на улице, в общественных местах, на природе; - элементарные представления о религиозной картине мира, роли традиционных религий в развитии Российского государства, в истории и культуре нашей страны; - уважительное отношение к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим; - установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке; - бережное, гуманноеотношение ко всему живому; - знание правил вежливого поведения, культуры речи, умение пользоваться «волшебными» словами, быть опрятным, чистым, аккуратным; - стремление избегать плохих поступков, не капризничать, не быть упрямым, умение признаться в плохом поступке и проанализировать его; - представления о возможном негативном влиянии на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы; - отрицательное отношение к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям, в том числе в содержании художественных фильмов и телевизионных передач | - знакомятся с конкретными примерами высоконравственных отношений людей, участвуют в подготовке и проведении бесед; - принимают добровольное участие в делах благотворительности, милосердия, в оказании помощи нуждающимся; - получают системные представления о нравственных взаимоотношениях в семье, расширяют опыт позитивного взаимодействия в семье. | Урочная деятельность Русский язык Литература История Музыка Внеурочная деятельность Курс «Социокультурные истоки» 1-4 кл Система дополнительного образования т/о «Школьный репортер» Система воспитательных мероприятий, культурных и социальных практик День знаний; День пожилого человека; День Учителя; Новогодние мероприятия; Дни добрых дел; мероприятия ко Дню защитника Отечества, к празднику 8 Марта; беседы с обучающимися по правилам поведения в общественных местах и др. Социально-значимая деятельность Благотворительные акции общественно полезный труд в помощь школе и родному городу (субботники). Акция «Покормите птиц зимой» | - ценностное отношение к школе, своему селу, народу, России, к героическому прошлому и настоящему нашего Отечества; желание продолжать героические традиции многонационального российского народа; - умение сочетать личные и общественные интересы, дорожить своей честью, честью своей семьи, школы; понимание отношений ответственной зависимости людей друг от друга; установление дружеских взаимоотношений в коллективе, основанных на взаимопомощи и взаимной поддержке; - понимание значения религиозных идеалов в жизни человека и общества; - понимание нравственной сущности правил культуры поведения, общения и речи, умение выполнять их независимо от внешнего контроля, умение преодолевать конфликты в общении; - потребность в выработке волевых черт характера, способность ставить перед собой общественно значимые цели, желание участвовать в их достижении, способность объективно оценивать себя; - умение устанавливать со сверстниками другого пола дружеские, гуманные, искренние отношения, основанные на нравственных нормах; стремление к честности и скромности, красоте и благородству во взаимоотношениях; нравственное представление о дружбе и любви; - понимание возможного негативного влияния на морально-психологическое состояние человека компьютерных игр, кино, телевизионных передач, рекламы; умение противодействовать разрушительному влиянию информационной среды |
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни, подготовка к сознательному выбору профессии | |||
Ценности: стремление к познанию и истине; нравственный смысл учения и самообразования; интеллектуальное развитие личности; уважение к труду и людям; целеустремленность и настойчивость; осознанный выбор профессии | |||
Содержание деятельности | Виды деятельности | Формы занятий | Результаты |
- первоначальные представления о нравственных основах учебы, ведущей роли образования, труда и значении творчества в жизни человека и общества; - уважение к труду и творчеству старших и сверстников; - элементарные представления об основных профессиях; - ценностное отношение к учебе как виду творческой деятельности; - элементарные представления о роли знаний, науки, современного производства в жизни человека и общества; - первоначальные навыки коллективной работы, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов; - умение проявлять дисциплинированность, последовательность и настойчивость в выполнении учебных и учебно-трудовых заданий; - умение соблюдать порядок на рабочем месте; - бережное отношение к результатам своего труда, труда других людей, к школьному имуществу, учебникам, личным вещам; - отрицательное отношение к лени и небрежности в труде и учебе, небережливому отношению к результатам труда людей. | - участвуют в подготовке и проведении «Дня науки» , «Дня творчества», конкурсов проектов, предметных неделях; - участвуют в олимпиадах по учебным предметам, -изготавливают учебные пособия для школьных кабинетов, руководят техническими и предметными кружками, познавательными играми обучающихся младших классов; - участвуют в различных видах общественно полезной деятельности на базе школы и взаимодействующих с ней учреждений дополнительного образования, других социальных институтов; - приобретают умения и навыки сотрудничества, ролевого взаимодействия со сверстниками, взрослыми в учебно-трудовой деятельности. | Урочная все предметы Внеурочная деятельность Курс «Инфознайка» Курс «Я - исследователь» Курс «Мастер речевого развития» Курс профориентации «Ориентир» Система дополнительного образования т/о «Рукодельница», «Швея», «Плотник», «Рыбак-охотник», «Эрудит», «Бисеринка» Система воспитательных мероприятий, культурных и социальных практик организация дежурства в школе; профориентационные экскурсии на предприятия, учреждения; выставки декоративно-прикладного творчества; конкурсные, познавательно развлекательные, сюжетно-ролевые и коллективно-творческие мероприятия; вовлечение учащихся в детские объединения дополнительного образования Социально-значимая деятельность организация субботников по уборке территории школы и села; участие в городских экологических акциях по уборке мусора | начальный опыт применения знаний в труде, общественной жизни, в быту; - умение организовать процесс самообразования, творчески и критически работать с информацией из разных источников; - понимание важности непрерывного образования и самообразования в течение всей жизни; - осознание нравственной природы труда, его роли в жизни человека и общества, в создании материальных, социальных и культурных благ; - умение планировать трудовую деятельность, рационально использовать время, информацию и материальные ресурсы, соблюдать порядок на рабочем месте, осуществлять коллективную работу, в том числе при разработке и реализации учебных и учебно-трудовых проектов; - знания о разных профессиях и их требованиях к здоровью, морально-психологическим качествам, знаниям и умениям человека; - навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, младшими детьми и взрослыми |
Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни | |||
Ценности: экологическая безопасность; экологическая грамотность, физическое, физиологическое, репродуктивное, психическое, социально-психологическое, духовное здоровье; экологически целесообразный здоровый и безопасный образ жизни; ресурсосбережение; экологическая этика; экологическая ответственность; устойчивое развитие общества в гармонии с природой | |||
Содержание деятельности | Виды деятельности | Формы занятий | Результаты |
- присвоение эколого-культурных ценностей и ценностей здоровья своего народа, народов России как одно из направлений общероссийской гражданской идентичности; - умение придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту, демонстрировать экологическое мышление и экологическую грамотность в разных формах деятельности; - понимание взаимной связи здоровья, экологического качества окружающей среды и экологической культуры человека; - осознание единства и взаимовлияния различных видов здоровья человека: физического (сила, ловкость, выносливость), физиологического (работоспособность, устойчивость к заболеваниям), психического (умствен-ная работоспособность, эмоциональное благополучие), социально-психологического (способность справиться со стрессом, качество отношений с окружающими людьми); репродуктивного (забота о своём здоровье как будущего родителя); духовного (иерархия ценностей); их зависимости от экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни человека; - интерес к прогулкам на природе, подвижным играм, участию в спортивных соревнованиях, туристическим походам, занятиям в спортивных секциях, военизированным играм; - представления о факторах окружающей природно-социальной среды, негативно влияющих на здоровье человека; способах их компенсации, избегания, преодоления; - способность прогнозировать последствия деятельности человека в природе, оценивать влияние природных и антропогенных факторов риска на здоровье человека; - опыт самооценки личного вклада в ресурсосбережение, сохранение качества окружающей среды, биоразнообразия, экологическую безопасность; - осознание социальной значимости идей устойчивого развития; готовность участвовать в пропаганде идей образования для устойчивого развития; - знание основ законодательства в области защиты здоровья и экологического качества окружающей среды и выполнение его требований; - овладение способами социального взаимодействия по вопросам улучшения экологического качества окружающей среды, устойчивого развития территории, экологического здоровьесберегающего просвещения населения; - профессиональная ориентация с учётом представлений о вкладе разных профессий в решение проблем экологии, здоровья, устойчивого развития общества; - развитие экологической грамотности родителей, населения, привлечение их к организации общественно значимой экологически ориентированной деятельности; - устойчивая мотивация к выполнению правил личной и общественной гигиены и санитарии; рациональной организации режима дня, питания; занятиям физической культурой, спортом, туризмом; самообразованию; труду и творчеству для успешной социализации; - опыт участия в физкультурно-оздоровительных, санитарно-гигиени-ческих мероприятиях, экологическом туризме; - резко негативное отношение к курению, употреблению алкогольных напитков, наркотиков и других психоактивных веществ (ПАВ); - отрицательное отношение к лицам и организациям, пропагандирующим курение и пьянство, распространяющим наркотики и другие ПАВ. | - получают представления о здоровье, здоровом образе жизни, о неразрывной связи экологической культуры человека и его здоровья; - участвуют в пропаганде экологически сообразного здорового образа жизни — проводят беседы, тематические игры, театрализованные представления для младших школьников, сверстников, населения; - учатся экологически грамотному поведению в школе, дома, в природной и городской среде; - участвуют в проведении школьных спартакиад, эстафет, спортивных соревнований; - участвуют в практической природоохранительной деятельности, в создании и реализации коллективных природоохранных проектов. - составляют правильный режим занятий физической культурой, спортом, туризмом, рацион здорового питания, режим дня, учёбы и отдыха с учётом экологических факторов окружающей среды; - получают представление о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека - приобретают навык противостояния негативному влиянию сверстников и взрослых на формирование вредных для здоровья привычек; - разрабатывают и реализуют учебно-исследовательские и просвети-тельские проекты по направлениям: экология и здоровье, ресурсосбережение, экология и бизнес и др. | Урочная Биология География ОБЖ Физкультура Химия Литература Внеурочная деятельность Курс «Основы ЗОЖ», «Волейбол» «Шахматы», «Карта – второй язык географии» Система дополнительного образования т/о «Эколог», «Северное многоборье» Система воспитательных мероприятий, культурных и социальных практик Дни Здоровья; система профилактических мер по ПДД и ОБЖ; участие в районных и поселковых спортивных соревнованиях (Охотничий биатлон, Лыжня России);спортивные мероприятия; беседы врачей, классных руководителей с обучающимися на тему здоровый образ жизни; акция «Внимание – дети!» по профилактике дорожно-транспортного травматизма; тематические классные часы, посвященные проблемам экологии; организация экскурсий в Этнографический парк-музей; участие в экологических конкурсах; дни экологической безопасности; День птиц; проектно-исследовательские работы по экологии; участие в реализации проектов по благоустройству территории; вовлечение учащихся в детские объединения дополнительного образования Социально-значимая деятельность участие в экологических акциях и экологических субботниках | - ценностное отношение к жизни во всех её проявлениях, качеству окружающей среды, своему здоровью, здоровью родителей, членов своей семьи, педагогов, сверстников; - осознание ценности экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни, взаимной связи здоровья человека и экологии; - начальный опыт участия в пропаганде экологически целесообразного поведения, в создании экологически безопасного уклада школьной жизни; - умение придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту; - знание единства и взаимовлияния различных видов здоровья человека: физического, физиологического, психического, социально-психологического, духовного, репродуктивного, их обусловленности внутренними и внешними факторами; - знание традиций нравственно-этического отношения к природе и здоровью в культуре народов России; - умение строить свою деятельность и проекты с учётом создаваемой нагрузки на социоприродноеокружение; - знания об оздоровительном влиянии экологически чистых природных факторов на человека; - формирование личного опыта здоровьесберегающей деятельности; - знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телеви-дения, рекламы на здоровье человека; - резко негативное отношение к курению, употреблению алкогольных напитков, наркотиков и других психоактивных веществ (ПАВ); - отрицательное отношение к загрязнению окружающей среды, - умение противостоять негативным факторам, способствующим ухуд-шению здоровья; - знание и выполнение санитарно-гигиенических правил, соблюдение здоровьесберегающего режима дня; - умение рационально организовать физическую и интеллектуальную деятельность, оптимально сочетать труд и отдых; - формирование опыта участия в общественно значимых делах по охране природы и заботе о личном здоровье и здоровье окружающих. |
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры (эстетическое воспитание): | |||
Ценности: красота, гармония, духовный мир человека, самовыражение личности в творчестве и искусстве, эстетическое развитие личности | |||
Содержание деятельности | Виды деятельности | Формы занятий | Результаты |
- ценностное отношение к прекрасному, восприятие искусства как особой формы познания и преобразования мира; - эстетическое восприятие предметов и явлений действительности, развитие способности видеть и ценить прекрасное в природе, быту, труде, спорте и творчестве людей, общественной жизни; - представление об искусстве народов России. | - получают представления об эстетических идеалах и художественных ценностях культур народов России; -знакомятся с эстетическими идеалами, традициями художественной культуры родного края, с фольклором и народными художественными промыслами; - обсуждают прочитанные книги, художественные фильмы, телевизионные передачи, компьютерные игры на предмет их этического и эстетического содержания; - получают опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, развивают умения выражать себя в доступных видах и формах художественного творчества; - участвуют вместе с родителями в проведении выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров, в экскурсионно-краеведческой деятельности, реализации культурно-досуговых программ, включая посещение объектов художественной культуры с последующим представлением в образовательном учреждении своих впечатлений и созданных по мотивам экскурсий творческих работ; - участвуют в оформлении класса и школы, озеленении пришкольного участка, стремятся внести красоту в домашний быт. | Урочная деятельность Все предметы Внеурочная деятельность Курс «Основы духовно-нравственной культуры» 5-8 кл. Система дополнительного образования т/о «Мастер слова», «Язык в сферах общения» Система воспитательных мероприятий, культурных и социальных практик День творчества, классные часы-обсужения книг, фильмов, экскурсии литературно-музыкальные композиции, конкурсы чтецов и юных поэтов, выполнение творческих заданий по разным предметам, День открытых дверей, посещение учреждений культуры;КТД эстетической направленности;Последний звонок;организация экскурсий по историческим местам России;участие в творческих конкурсах, проектах, выставках декоративно-прикладного творчества, концертах; - участие в конкурсах и выставках творческой направленности; - Выпускные вечера; - участие в творческих фестивалях; - совместные мероприятия с библиотекой; - вовлечение учащихся в детские объединения дополнительного образования. Социально-значимая деятельность концерты ко Дню пожилого человека, к Дню 8 Марта и др. | - ценностное отношение к прекрасному; - понимание искусства как особой формы познания и преобразования мира; - способность видеть и ценить прекрасное в природе, быту, труде, спорте и творчестве людей, общественной жизни; - опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе; - представление об искусстве народов России; - опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России; - интерес к занятиям творческого характера, различным видам искусства, художественной самодеятельности; - опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, умение выражать себя в доступных видах творчества; - опыт реализации эстетических ценностей в пространстве школы и семьи. |
Воспитание социальной ответственности и компетентности | |||
Ценности: правовое государство, демократическое государство, социальное государство; закон и правопорядок, социальная компетентность,социальная ответственность, служение Отечеству, ответственность за настоящее и будущее своей страны | |||
Содержание деятельности | Виды деятельности | Формы занятий | Результаты |
- осознанное принятие роли гражданина, знание гражданских прав и обязанностей, приобретение первоначального опыта ответственного гражданского поведения; - усвоение позитивного социального опыта, образцов поведения подростков и молодёжи в современном мире; - освоение норм и правил общественного поведения, психологических установок, знаний и навыков, позволяющих обучающимся успешно действовать в современном обществе; - приобретение опыта взаимодействия, совместной деятельности и общения со сверстниками, старшими и младшими, взрослыми, с реальным социальным окружением в процессе решения личностных и общественно значимых проблем; - осознанное принятие основных социальных ролей, соответствующих подростковому возрасту: социальные роли в семье: сына (дочери), брата (сестры), помощника, ответственного хозяина (хозяйки), наследника (наследницы); социальные роли в классе: лидер — ведомый, партнёр, инициатор, референтный в определённых вопросах, руководитель, организатор, помощник, собеседник, слушатель; социальные роли в обществе: гендерная, член определённой социальной группы, потребитель, покупатель, пассажир, зритель, спортсмен, читатель, сотрудник и др.; - формирование собственного конструктивного стиля общественного поведения. | - активно участвуют в улучшении школьной среды, доступных сфер жизни окружающего социума; - овладевают формами и методами самовоспитания: самокритика, самовнушение, самообязательство, самопереключение, эмоционально-мысленный перенос в положение другого человека. - активно и осознанно участвуют в разнообразных видах и типах отношений в основных сферах своей жизнедеятельности: общение, учёба, игра, спорт, творчество, увлечения (хобби). - приобретают опыт и осваивают основные формы учебного сотрудничества: сотрудничество со сверстниками и с учителями. - активно участвуют в организации, осуществлении и развитии школьного самоуправления: участвуют в принятии решений руководящих органов образовательного учреждения; решают вопросы, связанные с самообслуживанием, поддержанием порядка, дисциплины, дежурства и работы в школе; контролируют выполнение обучающимися основных прав и обязанностей; защищают права обучающихся на всех уровнях управления школой и т. д. - разрабатывают на основе полученных знаний и активно участвуют в реализации посильных социальных проектов — проведении практических разовых мероприятий или организации систематических программ, решающих конкретную социальную проблему школы. | Урочная деятельность Все предметы Система дополнительного образования т/о «Школьный репортер», «Театр народной сказки» Система воспитательных мероприятий, культурных и социальных практик организация работы органов самоуправления дебаты круглые столы, дискуссии Социально-значимая деятельность организация утренников для младших школьников выпуск школьной газеты | - позитивное отношение, сознательное принятие роли гражданина; - умение дифференцировать, принимать или не принимать информацию, поступающую из социальной среды, СМИ, Интернета, исходя из традиционных духовных ценностей и моральных норм; - первоначальные навыки практической деятельности в составе различных социокультурных групп конструктивной общественной направленности; - сознательное понимание своей принадлежности к социальным общностям (семья, классный и школьный коллектив, сообщество городского или сельского поселения, неформальные подростковые общности и др.), - определение своего места и роли в этих сообществах; знание о различных общественных и профессиональных организациях, их структуре, целях и характере деятельности; - умение вести дискуссию по социальным вопросам, обосновывать свою гражданскую позицию, вести диалог и достигать взаимопонимания; - умение самостоятельно разрабатывать, согласовывать со сверстниками, учителями и родителями и выполнять правила поведения в семье, классном и школьном коллективах; - умение моделировать простые социальные отношения, прослеживать взаимосвязь прошлых и настоящих социальных событий, прогнозировать развитие социальной ситуации в семье, классном и школьном коллективе; - ценностное отношение к мужскому или женскому гендеру (своему социальному полу), знание и принятие правил полоролевого поведения в контексте традиционных моральных норм. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на совещании заместителей директоров по УВР.
Роль школьной администрации в предупреждении школьной неуспешности Об одаренных детях и учащихся с высокими реальными учебными возможностями заботится Правительство...
Выступление на районном семинаре для заместителей директоров по ВР по теме "Опыт организации и проведения КТД"
В материале выступления изложены теоретические основы организации и проведения КТД....
выступление на МО заместителей директора по ВР
Работа Совета профилактики в средней общеобразовательной школе...
Выступление на семинаре заместителей директоров по учебной работе "Современный урок и внеурочная деятельность в условиях введения ФГОС. ИКТ в образовательном процессе"
Доклад содержит описание опыта работы школы по введению ФГОС. Обращено внимание на структуру урока в соответствии с ФГОС, использование ИКТ в образовательном процессе, особенности ведения внеурочной д...
Основные направления организации воспитания и социализации обучающихся лицея
В статье 11 направлений организации воспитания и социализации обучающихся...
Выступление на ММО заместителей директоров по теме "Использование инновационных технологий в разработке и использовании в учебном процессе методического сопровождения ФГОС нового поколения"
Использование инновационных технологий в разработке и использовании в учебном процессе методического сопровождения ФГОС нового поколения...