Работа над единой методической проблемой как путь к повышению педагогического мастерства
статья
Работа над единой методической проблемой образовательной организации является одной из важных форм методической службы.
Деятельность по реализации единой методической проблемы направлена на создание условий для реализации образовательных возможностей каждого студента на основе творческой личности педагога и на непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства педагогов, их эрудиции и компетентности в организации, проведении и обеспечении образовательного процесса.
С 2014 года педагогический коллектив работает над реализацией единой методической проблемы «Построение развивающего пространства техникума, ориентированного на формирование общих компетенций».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья о работе техникума над реализацией единой методической проблемы | 20.09 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОТА НАД ЕДИНОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМОЙ
КАК ПУТЬ К ПОВЫШЕНИЮ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА
Темченко Елена Павловна, методист
Работа над единой методической проблемой образовательной организации является одной из важных форм методической службы.
Деятельность по реализации единой методической проблемы направлена на создание условий для реализации образовательных возможностей каждого студента на основе творческой личности педагога и на непрерывное совершенствование уровня педагогического мастерства педагогов, их эрудиции и компетентности в организации, проведении и обеспечении образовательного процесса.
С 2014 года педагогический коллектив работает над реализацией единой методической проблемы «Построение развивающего пространства техникума, ориентированного на формирование общих компетенций», методическая проблема методиста: «Развитие творчества педагогов через повышение педагогического мастерства».
Методическая служба — это единое развивающее поле, т.е. развивающее пространство, но не единообразное, а связанное общей целью развивать личность обучающегося. Педагог не может заниматься развитием обучающихся, если сам давно не развивается. Так что же способствует повышению педагогического мастерства?
Узнать о новых требованиях и технологиях современного образования, а также встретиться с коллегами, преданными своему делу дают возможность курсы повышения квалификации. В течение трех лет все педагогические работники прошли курсы повышения квалификации.
С целью повышения уровня методических знаний педагогов в техникуме также проводятся занятия постоянно действующего семинара «Совершенствование современного урока» (ПДС) и Школы руководителей учебных групп (ШРУГ). Для развития профессиональных знаний педагогам предоставляется возможность изучать определенные вопросы и с докладами выступать на занятиях, делиться опытом своей работы. Но 7 из 45 (15%) педагогов за пять лет ни разу не делились опытом своей работы.
В течение первого семестра 2018-2019 учебного года 88,9% от всего педсостава педагогов приняли участие в мероприятиях различного уровня, и заняли 16 призовых мест в конкурсах, а в течение 2014-2015 учебного года 82% от всего педсостава педагогов приняли участие в мероприятиях различного уровня. Это говорит о том, что педагоги стали активнее. С 2015 года педагоги техникума стали заниматься инновационной деятельностью: организована работа в шести творческих группах, т.е. педагоги стараются применять педагогические технологии и активные методы работы. Так, многие занимаются со студентами проектным методом и исследовательской деятельностью, что приносит результаты в различных конкурсах.
Заметен рост участников среди студентов в различных конкурсах и конференциях: в 2014-2015 учебном году – 110 участников (25,8%), среди них 35 призеров; в 2015-2016 учебном году – 70 участников (14,6%), среди них 64 призера; в 2016-2017 учебном году – 110 участников (21,8%), среди них 70 призеров; в 2017-2018 учебном году – 239 участников (43,3%), среди них 113 призеров; в первом семестре 2018-2019 учебного года – 102 участника (18,6%), среди них 45 призеров.
В основе планирования методической работы образовательной организации лежит диагностика. Результаты диагностики позволяют выявить затруднения в деятельности педагогов, создать творческие проблемные группы, сформировать единое методическое пространство техникума. С этой целью с педагогами было проведено несколько тестов: анкетирование на определение педагогической стрессоустойчивости, анкетирование на определение эффективности педагогической работы, анкетирование на выявление профессиональных затруднений педагогов.
В тестировании на определение педагогической стрессоустойчивости приняли участие 23 педагога. Из принявших участие педагогов 10 человек, что составляет 43,5%, педагогов наиболее стрессоустойчивы и работа им приносит удовольствие или удовлетворение.
9 педагогов (39,1%) могут быть подвержены стрессам на работе, им не хватает уверенности в своих силах.
Четыре педагога (17,4%) наиболее подвержены стрессам на работе.
Выводы: Из результатов тестирования видно, что большинство педагогов не подвержены на работе стрессу и адекватно воспринимают свою работу, но есть и подверженные стрессам педагогические работники.
Рекомендации: Для снижения педагогической стрессоустойчивости необходимо провести с педагогами тренинги и упражнения для профилактики эмоционального выгорания и повышения самооценки.
В тестировании на определение эффективности педагогической работы приняли участие 23 педагога. Из принявших участие педагогов 13 человек, что составляет 56,5%, обладают собственным, индивидуальным стилем психолого-педагогической деятельности. Можно сделать вывод, что эти педагоги настоящие профессионалы своего дела, но иногда им надо быть снисходительнее к другим. У 5 педагогов (21,7%) преобладает мотивация личностного общения с детьми, родителями, коллегами, но у них излишне демократический и либеральный стиль взаимодействия. Эти педагоги также являются профессионалами своего дела, но иногда им надо быть строже.
Два педагога (8,7%) идеальны в управленческой и социально-педагогической деятельности. Можно сделать вывод, что таким педагогам необходимо делиться своим богатым опытом со своими коллегами.
Три педагога (13,1%) имеют опыт, спокойно и размеренно выполняют свою работу, при этом они всегда стремятся остаться в стороне, не охотно выступают перед коллективом и родителями. Таким педагогам необходимо верить в свои силы и активнее включаться в образовательный процесс.
Выводы: Из результатов тестирования видно, что в целом коллектив трудоспособный, понимает значимость своего труда для общества в обучении и воспитании квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена. Умеют работать и качественно выполняют свои трудовые обязанности.
Рекомендации: Педагогам больше делиться своим опытом с коллегами.
Анкетирование педагогов по определению профессиональных затруднений проводилось в целях: совершенствования образовательного процесса; оказания адресной профессиональной помощи педагогам; повышения эффективности методического сопровождения.
По выявлению затруднений педагогов было проведено два тестирования: на выявление профессиональных затруднений при внедрении программ ТОП-50 и на выявление затруднений в профессиональном развитии и общении. В тестировании на выявление профессиональных затруднений при внедрении программ ТОП-50 приняли участие 27 педагогов. Из принявших участие педагогов 16 человек ответили, что они информированы о стандартах ТОП-50, а 9 педагогов недостаточно информированы (так как они не ведут дисциплины по профессиям и специальностям ТОП-50). Но в то же время большинство (19) педагогов считают, что они недостаточно ознакомлены с нормативно-правовой документацией по этому направлению. 20 педагогов хотят повысить свой профессиональный опыт по ТОП-50. 23 педагога способны отказаться от стереотипов и принять изменения. Решительность, что все трудности они преодолеют при переходе на стандарты ТОП-50, чувствует лишь 21 педагог.
На вопрос «Что необходимо Вам, как педагогу, для успешной работы в условиях внедрения ТОП-50?» 15 педагогов ответили, что необходимо «улучшить материально-техническую базу», 6 педагогов - необходимо обучать педагогов, двое - что для успешной работы нужно «самообучение и желание», двое – что необходимо изучать опыт других, двое - что необходимо «повысить заработную плату», один – «необходимо повысить интерес государства к педагогам», одному необходима методическая помощь, один ответил, что необходимо «грамотное и своевременное информирование об изменениях, а также выработка своего стиля оформления документации.
На вопрос «Какие профессиональные затруднения при введении и реализации программ ТОП-50 Вы можете назвать?» 8 педагогов назвали недостаточную материально-техническую базу, 4 педагога отметили нежелание студентов учиться и плохую посещаемость, а также 1 - незнание терминологии и закостенелость педагогов.
Для эффективного введения и внедрения программ ТОП-50 педагоги говорили о необходимости улучшать МТБ, повышать заработную плату, проводить индивидуальную работу со студентами и их родителями, больше работать, участвовать в конкурсах профессионального мастерства и конференциях, но большинство ответили, что необходимо учиться самим.
Выводы: Таким образом, большинство педагогов проинформированы о документации по ТОП-50, но необходимо продолжить изучать нормативно-правовую документацию по данному вопросу, проводить обучающие семинары, а также администрации продолжать работать над улучшением материально-технической базы.
В тестировании на выявление профессиональных затруднений в профессиональном развитии и общении принял участие 21 педагог.
В ходе анкетирования выявилось, что большинство педагогов испытывают затруднения в формулировании целей и задач уроков, в описании своего опыта работы и умении делать самоанализ своей деятельности, а также некоторые педагоги испытывают небольшие затруднения и в других направлениях своей деятельности.
Методической службой организованы обучающие семинары по данным вопросам, проводятся индивидуальные консультации с педагогами по устранению затруднений в профессиональной сфере.
Таким образом, организованное в техникуме методическое пространство позволяет обеспечивать научно-методическое сопровождение образовательного процесса и создает условия для совершенствования профессионального мастерства педагогов.
Работа над единой методической проблемой способствует сплоченности педагогического коллектива, а там, где трудится коллектив единомышленников, несомненно, должны иметь место энтузиазм, качество работы и результативность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самообразовательная работа педагогов как одно из направлений повышения педагогического мастерства
В выступлении раскрываются все аспекты самообразовательной деятельности педагога....
Повышение педагогического мастерства учителя через организацию работы методического объединения.
Методическое объединение иностранных языков МБОУ СОШ №3 работает над темой:Формирование ключевых компетенций учащихся в контексте новых требований к освоению образовательных стандартов через при...
Федосеева Т.А. Учебно-исследовательская работа школьников: методические проблемы и пути их решения // Актуальные проблемы коммуникативного образования в 21 веке: сборник научных статей по материалам VII Международной научно-практической конференция (28 ап
Федосеева Т.А. Учебно-исследовательская работа школьников: методические проблемы и пути их решения // Актуальные проблемы коммуникативного образования в 21 веке: сборник научных статей по материалам V...
Индивидуальный план работы учителя по повышению педагогического мастерства учителя биологии Асадуллиной Р.Х., МБОУ «СОШ №11» г.Альметьевска РТ
Индивидуальный план работы учителя по повышению педагогического мастерства учителя биологии Асадуллиной Р.Х., МБОУ «СОШ №11» г.Альметьевска РТ...
Обобщение опыта "Интернет-ресурсы и ИКТ в работе учителя математики как один из способов повышения педагогического мастерства"
Как-интернет ресурсы и ИКТ способствует повышению педагогического мастерства? Какими знаниями и умениями должен обладать современный учитель? О том и о сем из моей практики...
Выступление к семинару по теме: «Персонифицированная программа – путь к повышению педагогического мастерства и качества образования»
Развитие дополнительного образования в России перешло на новый этап. Сфера дополнительного образования детей стала одним из трёх новых напра...
МОТИВАЦИЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА (методический семинар по наставничеству)
Материал к методическому семинару по наставничеству для педагогов, реализующих образовательно-воспитательный процесс для обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Семинар посвящен рассмотрению проб...