Самообразовательная работа педагогов как одно из направлений повышения педагогического мастерства
методическая разработка по теме

В выступлении раскрываются все аспекты самообразовательной деятельности педагога. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор: руководитель ШМО учителей трудового обучения, математики и СБО; учитель профессионально-трудового обучения  высшей квалификационной категории Казакова Е.В.

Самообразовательная работа педагогов как одно из направлений

 повышения педагогического мастерства

         Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Модернизации образования невозможна без понимания учителя как активного субъекта, познающего и преобразующего себя в процессе деятельности. Только свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения  целей современного образования. Поэтому самообразование  есть необходимое условие профессиональной деятельности каждого современного педагога.

Хотелось отметить, что самообразование признается в настоящее время  ведущей ценностью образования.

Понятие самообразования - под самообразованием следует понимать непрерывную, систематическую, специально организованную познавательную деятельность, направленную на достижение определенных личностно и общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышение квалификации.

Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, в умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать над собственным совершенствованием, в том числе профессиональным. 

Цель самообразования — систематическое повышение педагогами своего профессионального уровня.

       Задачи:  
1) совершенствование теоретических знаний, педагогического мастерства учителей;
2) овладение новыми формами, методами и приемами обучения и воспитания детей;
3) изучение и внедрение в практику передового педагогического опыта, новейших достижений педагогической, психологической и других специальных наук, новых педагогических технологий,
4) развитие инновационных процессов.

Что же должно подтолкнуть учителя к самосовершенствованию, стать потребностью к развитию и саморазвитию и как эту потребность развить?

Определим мотивы, потребности, побуждающие учителя к самообразованию:
      - необходимость поиска и анализа информации. Готовясь к уроку, выступлению, родительскому собранию, классному часу, общешкольному мероприятию, олимпиаде и др. у учителя возникает необходимость поиска и анализа новой информации. 
      - желание творчества. Учитель - профессия творческая. Должно появляться новое, работа должна вызывать интерес и доставлять удовольствие. 
      - соответствие современным требованиям. Изменения, происходящие в жизни общества, в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение. Если не усваивать новую информацию, может сложиться образ учителя как несовременного человека. 
      - конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребёнка в школу, просят определить его в класс к "лучшему" учителю, предметнику или классному руководителю. Квалифицированный педагог в условиях описанной конкуренции имеет больше возможностей в отборе учащихся, определении нагрузки. 
      - общественное мнение. Учителю не безразлично, считают его "хорошим" или "плохим". Никто не хочет быть плохим учителем! 
      - материальное стимулирование. Наличие категории, премии, надбавки зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний не добиться более продуктивной работы, которая, естественно, оплачивается выше.

- интерес к делу. Учится просто интересно. Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться.

       Смысл самообразования выражается в удовлетворении познавательной активности, растущей потребности педагога в самореализации путём непрерывного образования. 

        "По каким направлениям деятельности учителю необходимо совершенствоваться  и заниматься самообразованием?" 

        Основные направления  самообразования учителя

  • профессиональное (предмет преподавания);      
  • психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей);      
  • психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.);      
  • методическое (педагогические технологии, формы, методы и приёмы обучения);      
  • правовое;      
  • эстетическое (гуманитарное);      
  • историческое;   
  • иностранные языки
  • политическое;      
  • информационно-коммуникативные технологии;      
  • охрана здоровья;      
  • интересы и хобби. 

   Креативный учитель должен дополнить этот список собственными направлениями.  

  Учитель самостоятельно добывает знания из различных источников

        Источники самообразования

  • телевидение
  • литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.), газета, журналы;    
  • Интернет;      
  • Видео, аудио информация на различных носителях;
  • семинары, конференции, тренинги;      
  • мастер - классы;      
  • мероприятия по обмену опытом;      
  • экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты;      
  • курсы повышения квалификации;      
  • путешествия.

Формы самообразования учителя

Все формы самообразования можно условно поделить на две группы: индивидуальная и групповая.

        Групповая форма в виде деятельности методического объединения, творческих групп; проведения семинаров, практикумов, педагогических чтений, курсов повышения квалификации обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим учителем. Организовывается чаще всего руководством отделов образования и, к сожалению, в современной школе часто является единственным стимулом к самообразованию педагога.

В индивидуальной форме инициатором является сам педагог, однако руководители методических и административных структур могут инициировать и стимулировать этот процесс.

Формы индивидуальной работы:

1. научно-исследовательская работа по определенной проблеме;

2. посещение библиотек, изучение научно-методической и учебной литературы;

3. формирование портфолио

4. участие в педагогических советах, научно-методических объединениях;

5. посещение уроков коллег, обмен мнениями по вопросам организации занятий, содержания обучения, методов преподавания;

6. теоретическая  разработка и практическая апробация разных форм уроков, внеклассных мероприятий и учебных материалов.

7.осмысление передового опыта и обобщение собственной практической деятельности

       8. работа с электронными ресурсами  

       Общение в сетевых педагогических сообществах (новая форма организации самообразования учителей)

      Сетевое педагогическое сообщество – это интернет-ресурс, созданный для общения единомышленников, педагогов различных регионов нашей страны, желающих поделиться опытом, поспорить, рассказать о себе, узнать нужную информацию.

Сетевое сообщество открывает перед педагогами следующие возможности:

•        использование открытых, бесплатных и свободных электронных ресурсов;

•        самостоятельное создание сетевого учебного содержания;

•        освоение информационных концепций, знаний и навыков;

•        наблюдение за деятельностью участников сообщества.

        Главные преимущества этой формы самообразования:

•        обмен опытом осуществляется между учителями-практиками;

•        методическая помощь является персональной и адресной;

•        попросить и получить консультацию можно в удобное для педагога время.

       Организация самообразовательной деятельности педагога

      Если представить деятельность учителя в области самообразования списком глаголов, то получится: читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать, писать.

   Составляющие процесса самообразования педагога:

  • Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приёмы обучения.      
  • Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.      
  • Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности.      
  • Совершенствовать свои знания в области классической, современной, коррекционной психологии и педагогики.      
  • Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни.      
  •   Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры.

        Все это может реализоваться через следующие виды деятельности, которые и составляют процесс самообразования.

   Виды деятельности, составляющие процесс самообразования.       

  • систематический просмотр определённых телепередач;      
  • чтение методической, коррекционной, педагогической и предметной литературы;      
  • обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, коррекционной педагогике, психологии, педагогических технологиях;      
  • решение задач, упражнений, тестов, кроссвордов и других заданий по своему предмету повышенной сложности или нестандартной формы;      
  • посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег;      
  • дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами;      
  • систематическое прохождение курсов повышения квалификации;      
  • проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег;      
  • организация кружковой и внеклассной деятельности по предмету;      
  • изучение информационно-компьютерных технологий;      
  • посещение предметных выставок и проведение тематических экскурсий по предмету;      
  • ведение здорового образа жизни, занятия спортом, физическими упражнениями.

 Эти виды деятельности напрямую или косвенно способствуют профессиональному росту учителя.

 Самообразование  непрерывно, но планировать его нужно поэтапно.

Алгоритм  работы над  темой самообразования

•        Выбор направления и темы

•   Определение  цели и задач

•   Предполагаемый результат

•   Этапы работы  и сроки их выполнения

•   Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой

•   Результаты самообразования (анализ и оценка деятельности в процессе самообразования, подготовка отчета) и их трансляция на школьном, городском, краевом уровнях.        

       1.  Выбор направления и темы  самообразования

Тема самообразования формируется, исходя:

-  из методической темы школы (одна из годовых задач МО),  

-  из затруднений (проблемы) педагога в его учебной деятельности.

        2.  Установление  этапов и  сроков работы

Срок работы над темой определяется индивидуально и может составлять от двух до пяти лет.

Этапы

Содержание работы

Сроки

 I.Диагностический
 

 Анализ затруднений.
Постановка проблемы.
Изучение литературы по проблеме, имеющегося опыта.

 I год работы над темой.
 

 II.Прогностический
 

 Определение цели и задач работы над темой.
Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.
Прогнозирование результатов.

 I год работы над темой.
 

 III. Практический
 

 Адаптация теоретического материала к классу, предмету.Апробация на практике выбранных материалов и  методов (технологий).
Формирование методического комплекса.
Мониторинг (отслеживание процесса, текущих, промежуточных результатов, анкетирование)
Корректировка работы.

 II год; (III), (IV).
 

 IV. Обобщающий
 

 Систематизация материала по теме, обобщение.
Оформление результатов работы по теме самообразования.
Представление материалов.

 III год, (IV), (V).
 

 V. Внедренческий
 

 Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы.  Распространение.
 

 В ходе дальнейшей педагогической деятельности. 

        3. Отслеживание педагогом работы по теме. 
 
Банк данных литературы по теме:
 
«______________________________________________________  »
 
                                

№ п/п

Название

Автор

Издательство

Год 
 выпуска

  Посещение методических мероприятий                   

№ п/п

Мероприятие

Тема 
 мероприятия

Дата 
 проведения

Полезная информация

       К  методическим мероприятиям относятся открытые занятия, заседания методического объединения, семинары, педагогические и методические советы, конференции, мастер-классы, курсы повышения квалификации и др.

Результаты  самообразования

Любая деятельность будет бессмысленна, если в её результате не создаётся некий продукт или нет каких либо достижений. В личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок.

Результат работы по теме самообразования может быть представлен в форме:
— доклада,
— реферата,
— статьи в журнале,
— программы,
— дидактического материала,
— методических рекомендаций,
— научно-методической разработки.
     
Формы представления могут быть различны:
— выступления (отчет-презентация) на заседании МО, МС, РМО, педсовета;
— семинар;
— практикум;
— мастер — класс;
— открытое занятие.

Продуктивность процесса самообразования

Самообразование педагога будет продуктивным, если:

• В процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию.

• Педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. Педагогический опыт учителя является фактором изменения образовательной ситуации. Учитель понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности, признает свое несовершенство а, следовательно, является открытым для изменений.

• Педагог обладает развитой способностью к рефлексии. Педагогическая рефлексия является необходимым атрибутом учителя-профессионала (под рефлексией понимается деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой деятельности и формулирование выводов). При анализе педагогической деятельности возникает необходимость получения теоретических знаний, необходимость овладения диагностикой — самодиагностикой и диагностикой учащихся, необходимость приобретения практических умений анализа педагогического опыта.

• Программа профессионального развития учителя включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности.

• Педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству.

• Осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.

                                                 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МОДЕЛЬ обобщения передового педагогического опыта (ОППО) работы педагога по одной из проблем

Модель обобщения передового педагогического опыта по теме "Технология проектирования рабочей программы по биологии в условиях внедрения ФГОС"....

"СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА УЧИТЕЛЕЙ ЧЕРЕЗ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ"

"Учитель живёт до тех пор, пока учится, как только он перестаетучиться, в нём умирает учитель" (К.Д.Ушинский)"Учитель учится всю жизнь" - это известная истина. Но уже через несколько лет работы учител...

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА ТРЕНЕРОВ-ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ЧЕРЕЗ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ"

     Самообразование - это приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи преподавателя.         Самообразование начинается ...

«Профессиональные стандарты педагога как основания для совершенствования педагогического мастерства»

В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Введение нового профессиональног...

Педагогический совет: "Совершенствование педагогического мастерства учителей школы через самообразовательную деятельность"

laquo;Образ педагога» обсуждался во все времена. Эта тема стала еще более актуальной сегодня, при ФГОС. Современной школе нужен учитель, глубоко владеющий предметными и психолого-педагогическим...