Самообразовательная работа педагогов как одно из направлений повышения педагогического мастерства
методическая разработка по теме
В выступлении раскрываются все аспекты самообразовательной деятельности педагога.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Автор: руководитель ШМО учителей трудового обучения, математики и СБО; учитель профессионально-трудового обучения высшей квалификационной категории Казакова Е.В.
Самообразовательная работа педагогов как одно из направлений
повышения педагогического мастерства
Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить других нужно знать больше, чем все остальные. Модернизации образования невозможна без понимания учителя как активного субъекта, познающего и преобразующего себя в процессе деятельности. Только свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения целей современного образования. Поэтому самообразование есть необходимое условие профессиональной деятельности каждого современного педагога.
Хотелось отметить, что самообразование признается в настоящее время ведущей ценностью образования.
Понятие самообразования - под самообразованием следует понимать непрерывную, систематическую, специально организованную познавательную деятельность, направленную на достижение определенных личностно и общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышение квалификации.
Суть самообразования заключается в овладении техникой и культурой умственного труда, в умении преодолевать проблемы, самостоятельно работать над собственным совершенствованием, в том числе профессиональным.
Цель самообразования — систематическое повышение педагогами своего профессионального уровня.
Задачи:
1) совершенствование теоретических знаний, педагогического мастерства учителей;
2) овладение новыми формами, методами и приемами обучения и воспитания детей;
3) изучение и внедрение в практику передового педагогического опыта, новейших достижений педагогической, психологической и других специальных наук, новых педагогических технологий,
4) развитие инновационных процессов.
Что же должно подтолкнуть учителя к самосовершенствованию, стать потребностью к развитию и саморазвитию и как эту потребность развить?
Определим мотивы, потребности, побуждающие учителя к самообразованию:
- необходимость поиска и анализа информации. Готовясь к уроку, выступлению, родительскому собранию, классному часу, общешкольному мероприятию, олимпиаде и др. у учителя возникает необходимость поиска и анализа новой информации.
- желание творчества. Учитель - профессия творческая. Должно появляться новое, работа должна вызывать интерес и доставлять удовольствие.
- соответствие современным требованиям. Изменения, происходящие в жизни общества, в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение. Если не усваивать новую информацию, может сложиться образ учителя как несовременного человека.
- конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребёнка в школу, просят определить его в класс к "лучшему" учителю, предметнику или классному руководителю. Квалифицированный педагог в условиях описанной конкуренции имеет больше возможностей в отборе учащихся, определении нагрузки.
- общественное мнение. Учителю не безразлично, считают его "хорошим" или "плохим". Никто не хочет быть плохим учителем!
- материальное стимулирование. Наличие категории, премии, надбавки зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний не добиться более продуктивной работы, которая, естественно, оплачивается выше.
- интерес к делу. Учится просто интересно. Как человек, который ежедневно учит, не будет постоянно учиться.
Смысл самообразования выражается в удовлетворении познавательной активности, растущей потребности педагога в самореализации путём непрерывного образования.
"По каким направлениям деятельности учителю необходимо совершенствоваться и заниматься самообразованием?"
Основные направления самообразования учителя
- профессиональное (предмет преподавания);
- психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей);
- психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.);
- методическое (педагогические технологии, формы, методы и приёмы обучения);
- правовое;
- эстетическое (гуманитарное);
- историческое;
- иностранные языки
- политическое;
- информационно-коммуникативные технологии;
- охрана здоровья;
- интересы и хобби.
Креативный учитель должен дополнить этот список собственными направлениями.
Учитель самостоятельно добывает знания из различных источников
Источники самообразования
- телевидение
- литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.), газета, журналы;
- Интернет;
- Видео, аудио информация на различных носителях;
- семинары, конференции, тренинги;
- мастер - классы;
- мероприятия по обмену опытом;
- экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты;
- курсы повышения квалификации;
- путешествия.
Формы самообразования учителя
Все формы самообразования можно условно поделить на две группы: индивидуальная и групповая.
Групповая форма в виде деятельности методического объединения, творческих групп; проведения семинаров, практикумов, педагогических чтений, курсов повышения квалификации обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим учителем. Организовывается чаще всего руководством отделов образования и, к сожалению, в современной школе часто является единственным стимулом к самообразованию педагога.
В индивидуальной форме инициатором является сам педагог, однако руководители методических и административных структур могут инициировать и стимулировать этот процесс.
Формы индивидуальной работы:
1. научно-исследовательская работа по определенной проблеме;
2. посещение библиотек, изучение научно-методической и учебной литературы;
3. формирование портфолио
4. участие в педагогических советах, научно-методических объединениях;
5. посещение уроков коллег, обмен мнениями по вопросам организации занятий, содержания обучения, методов преподавания;
6. теоретическая разработка и практическая апробация разных форм уроков, внеклассных мероприятий и учебных материалов.
7.осмысление передового опыта и обобщение собственной практической деятельности
8. работа с электронными ресурсами
Общение в сетевых педагогических сообществах (новая форма организации самообразования учителей)
Сетевое педагогическое сообщество – это интернет-ресурс, созданный для общения единомышленников, педагогов различных регионов нашей страны, желающих поделиться опытом, поспорить, рассказать о себе, узнать нужную информацию.
Сетевое сообщество открывает перед педагогами следующие возможности:
• использование открытых, бесплатных и свободных электронных ресурсов;
• самостоятельное создание сетевого учебного содержания;
• освоение информационных концепций, знаний и навыков;
• наблюдение за деятельностью участников сообщества.
Главные преимущества этой формы самообразования:
• обмен опытом осуществляется между учителями-практиками;
• методическая помощь является персональной и адресной;
• попросить и получить консультацию можно в удобное для педагога время.
Организация самообразовательной деятельности педагога
Если представить деятельность учителя в области самообразования списком глаголов, то получится: читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать, писать.
Составляющие процесса самообразования педагога:
- Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приёмы обучения.
- Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.
- Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности.
- Совершенствовать свои знания в области классической, современной, коррекционной психологии и педагогики.
- Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни.
- Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры.
Все это может реализоваться через следующие виды деятельности, которые и составляют процесс самообразования.
Виды деятельности, составляющие процесс самообразования.
- систематический просмотр определённых телепередач;
- чтение методической, коррекционной, педагогической и предметной литературы;
- обзор в Интернете информации по преподаваемому предмету, коррекционной педагогике, психологии, педагогических технологиях;
- решение задач, упражнений, тестов, кроссвордов и других заданий по своему предмету повышенной сложности или нестандартной формы;
- посещение семинаров, тренингов, конференций, уроков коллег;
- дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами;
- систематическое прохождение курсов повышения квалификации;
- проведение открытых уроков для анализа со стороны коллег;
- организация кружковой и внеклассной деятельности по предмету;
- изучение информационно-компьютерных технологий;
- посещение предметных выставок и проведение тематических экскурсий по предмету;
- ведение здорового образа жизни, занятия спортом, физическими упражнениями.
Эти виды деятельности напрямую или косвенно способствуют профессиональному росту учителя.
Самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно.
Алгоритм работы над темой самообразования
• Выбор направления и темы
• Определение цели и задач
• Предполагаемый результат
• Этапы работы и сроки их выполнения
• Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой
• Результаты самообразования (анализ и оценка деятельности в процессе самообразования, подготовка отчета) и их трансляция на школьном, городском, краевом уровнях.
1. Выбор направления и темы самообразования
Тема самообразования формируется, исходя:
- из методической темы школы (одна из годовых задач МО),
- из затруднений (проблемы) педагога в его учебной деятельности.
2. Установление этапов и сроков работы
Срок работы над темой определяется индивидуально и может составлять от двух до пяти лет.
Этапы | Содержание работы | Сроки |
I.Диагностический | Анализ затруднений. | I год работы над темой. |
II.Прогностический | Определение цели и задач работы над темой. | I год работы над темой. |
III. Практический | Адаптация теоретического материала к классу, предмету.Апробация на практике выбранных материалов и методов (технологий). | II год; (III), (IV). |
IV. Обобщающий | Систематизация материала по теме, обобщение. | III год, (IV), (V). |
V. Внедренческий | Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы. Распространение. | В ходе дальнейшей педагогической деятельности. |
3. Отслеживание педагогом работы по теме.
Банк данных литературы по теме:
«______________________________________________________ »
№ п/п | Название | Автор | Издательство | Год |
Посещение методических мероприятий
№ п/п | Мероприятие | Тема | Дата | Полезная информация |
К методическим мероприятиям относятся открытые занятия, заседания методического объединения, семинары, педагогические и методические советы, конференции, мастер-классы, курсы повышения квалификации и др.
Результаты самообразования
Любая деятельность будет бессмысленна, если в её результате не создаётся некий продукт или нет каких либо достижений. В личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок.
Результат работы по теме самообразования может быть представлен в форме:
— доклада,
— реферата,
— статьи в журнале,
— программы,
— дидактического материала,
— методических рекомендаций,
— научно-методической разработки.
Формы представления могут быть различны:
— выступления (отчет-презентация) на заседании МО, МС, РМО, педсовета;
— семинар;
— практикум;
— мастер — класс;
— открытое занятие.
Продуктивность процесса самообразования
Самообразование педагога будет продуктивным, если:
• В процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию.
• Педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. Педагогический опыт учителя является фактором изменения образовательной ситуации. Учитель понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности, признает свое несовершенство а, следовательно, является открытым для изменений.
• Педагог обладает развитой способностью к рефлексии. Педагогическая рефлексия является необходимым атрибутом учителя-профессионала (под рефлексией понимается деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой деятельности и формулирование выводов). При анализе педагогической деятельности возникает необходимость получения теоретических знаний, необходимость овладения диагностикой — самодиагностикой и диагностикой учащихся, необходимость приобретения практических умений анализа педагогического опыта.
• Программа профессионального развития учителя включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности.
• Педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству.
• Осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс как способ передачи педагогического мастерства от одного педагога к другому.
В данном сообщениии раскрывается понятия мастер-класса....
МОДЕЛЬ обобщения передового педагогического опыта (ОППО) работы педагога по одной из проблем
Модель обобщения передового педагогического опыта по теме "Технология проектирования рабочей программы по биологии в условиях внедрения ФГОС"....
"СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА УЧИТЕЛЕЙ ЧЕРЕЗ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ"
"Учитель живёт до тех пор, пока учится, как только он перестаетучиться, в нём умирает учитель" (К.Д.Ушинский)"Учитель учится всю жизнь" - это известная истина. Но уже через несколько лет работы учител...
Выступление на ГМО учителей математики "Совершенствование педагогического мастерства учителя через самообразовательную деятельность"
Данный материал поможет Вам без проблем подготовмться к выступлению на ШМО или ГМО....
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА ТРЕНЕРОВ-ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ЧЕРЕЗ САМООБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ"
Самообразование - это приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи преподавателя. Самообразование начинается ...
«Профессиональные стандарты педагога как основания для совершенствования педагогического мастерства»
В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством, которое педагог должен постоянно демонстрировать своим ученикам, становится умение учиться. Введение нового профессиональног...
Педагогический совет: "Совершенствование педагогического мастерства учителей школы через самообразовательную деятельность"
laquo;Образ педагога» обсуждался во все времена. Эта тема стала еще более актуальной сегодня, при ФГОС. Современной школе нужен учитель, глубоко владеющий предметными и психолого-педагогическим...